Исследовательская работа Подростковый наркотизм



Содержание работы

Введение__________________________________________________ 3

Что способствует возникновению наркотической зависимости_____ 4

Социальные факторы и анализ наркотизма______________________ 5

Антинаркотическая профилактика____________________________ 12

Как могут родители помочь своему ребенку – наркоману_________15

Заключение________________________________________________17

Литература________________________________________________ 19

Введение

Наркомания стремительно распространяется по России. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. – это подростки и молодежь до 24 лет. Что же заставляет молодых людей начинать употребление наркотиков? Это главный вопрос, на который необходимо искать ответ. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Это дело не только специалистов: медиков, психологов. Прежде всего, об этом нужно задуматься всем родителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своих детей от наркотиков и как помочь ям, если уберечь уже не удалось. Можно все время в поисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркомании на государство, которое «не заботится» о подрастающем поколении, на правоохранительные органы, «которые ничего не могут» и т.д. Так чаще всего и делается. Но в этом случае вопрос о том, почему ребенок сделал выбор в пользу наркотиков, остаётся для вас без ответа. Гораздо важнее узнать, почему это случилось именно с вашим ребенком, и при каких условиях ваша помощь станет возможной и результативной.

Наркомания среди подростков представляет особую опасность. Подрастающее поколение составляет интеллектуальный потенциал, это будущее России. Чем наркомания угрожает обществу, нации, государству, кажется, понимают все. Среди ряда современных тенденций, присущих такому социальному отклонению как наркомания, особую тревогу вызывают две: а) омоложение рядов “употребляющих”; б) расширение и “разбавление” их рядов за счет “прекрасной второй половины” российского сообщества.

Выбор темы исследования обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, неуклонно растет общее число наркоманов среди подростков. Во-вторых, происходит расширение числа потребителей среди подростков тяжелых видов наркотиков, прежде всего, героина, кокаина, экстази. В-третьих, с ростом наркомании увеличивается число заболеваний среди несовершеннолетних синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями. В-четвертых, недостаточно изучены социально-педагогические условия проявления первичной наркомании у подростков и разработаны меры ее профилактики.

Целью исследования: является социальный анализ и профилактика подросткового наркотизма.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Наркомания является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями среды жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ.

Согласно сведениям, содержащимся в изданиях ВОЗ, причины наркомании расположены на четырех уровнях:

Биофизиологический уровень: наследственная предрасположенность, влияние генетически передающихся особенностей расового, этнического, морфологического планов, с психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов, врожденные и приобретенные нарушения метаболизма, эндокринные нарушения, патологии мозга).

Индивидуально — психологический уровень: особенности психологии и личного опыта, которые обусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции психоэмоционального состояния.

Микросоциальный уровень: положение в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения.

Макросоциальный уровень: социальные кризисы и другие негативные социальные явления в рамках общества

Период начала употребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формировании наркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постоянно действующих условий.

Итак, рассмотрим факторы, способствующих возникновению подросткового наркотизма.

Хочу заметить, что ни один из этих факторов не может быть причиной приобщения подростка к наркотикам, но их сочетание и одновременное воздействие порождает благоприятные условия для возникновения наркотической зависимости.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫИ И АНАЛИЗ НАРКОТИЗАЦИИ

Формирование личности подростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от его особенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве от социально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис подросткового возраста усугубляется общественным и экономическим состоянием государства.

Причины наркомании — в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами. Эти причины проявляются не сами по себе, а через конкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер. Индивидуальные психофизиологические особенности личности подростка тормозят или же, напротив, облегчают действие указанных причин, т.е. способствуют или препятствуют возникновению тяги к наркотикам.

Задача подросткового возраста — это, прежде всего, задача взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, становления «Я-концепции», формирования мировоззрения и моральных ценностей. Эта задача значительно усложняется неустойчивостью общественной жизни, быстрым и необратимым разрушением старых стереотипов поведения, норм и ценностей. Построение планов на будущее, которое характерно для подросткового возраста, теряет смысл из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Эта нестабильность в обществе порождает кризис в отношениях между детьми и взрослыми, отчуждение их друг от друга. В результате подросток находится в состоянии значительной неопределенности, незащищенности, из которого ему трудно выйти самостоятельно, без посторонней помощи. Это вызывает неуверенность, тревогу, пессимизм. Малый жизненный опыт затрудняет принятие правильных решений самостоятельно, подросток нуждается в примере, которому можно было бы доверять и подражать. Это характерная черта подросткового возраста. Но те примеры, которые может предложить традиционная культура, не выдерживают критики с точки зрения современности, взрослые не могут предоставить детям эффективных моделей поведения. Кто может стать образцом поведения для ребенка? Только человек, который не боится быть личностью, проявлять себя в создании собственной судьбы. Но это очень сложный процесс — самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, поэтому многие люди предпочитают «жить как все». И тогда подростковый протест — это протест не против взрослых как таковых, а против этого «серого» «как все». В поисках себя, собственной целостности подросток идет не в семью, а вовлекается в молодежную субкультуру. Первостепенная значимость для подростка группы сверстников и удаление семьи на второй план сегодня могут быть связаны не только с особенностями возраста, но и с тем, что взрослые, в основном, оказываются бессильными перед проблемами ребенка. В молодежной среде наблюдается постепенное сближение подростковой и наркоманской субкультур, в частности, используется одинаковый сленг, похожие атрибуты и стереотипы поведения, понятия и представления о мире.

Наркомания является социально «заразным» заболеванием, распространение которого происходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомана невозможно, вокруг него быстро образуется компания людей, объединенных «общественно значимой» целью.

Сегодня можно говорить о существовании наркоманской субкультуры, которая продолжает распространяться в молодежной среде и выступает как фактор приобщения подростков к наркотикам.

Почему так происходит? Почему все чаще подростки обращаются к наркокультуре?

В подростковом возрасте сильно возрастает значение групп сверстников, и семья уходит на второй план. Физические, эмоциональные и социальные перемены в их жизни столь велики, что без посторонней поддержки подросткам трудно с ними справиться. Из-за недостатка собственного жизненного опыта они нуждаются в образце, которому можно было бы подражать. В раннем детстве роль образцов выполняют родители, которых ребенок воспринимает как идеальные, чудесные фигуры, занимающие центральное место в его жизни. В подростковом возрасте несоответствие реальных родителей этим идеальным образам становится для него очевидным. Это естественно, ведь живой человек не может быть идеальным. Но отказываться от идеалов очень трудно, поэтому подросток начинает резко критиковать своих родителей, считая их неадекватными, несправедливыми, приносящими разочарование. Возникающий в результате внутренний раздор заставляет подростка ощущать потерю внутренней поддержки и чувство опустошенности, сопровождаемые ощущением болезненного отчуждения. Этой болью он не может поделиться с самими родителями. Подросток поворачивается к своим сверстникам, т.к. нуждается в доверительных отношениях, чтобы освободиться от чувства опустошенности и укрепить чувство собственного достоинства. Группа сверстников обеспечивает неосуждающую поддержку, а именно в этом испытывает потребность каждый подросток.

Например, по данным исследователей, среди наркоманов оказалась большая доля тех, кто в школе плохо учился, да и вообще не имел какого-то успеха в своих делах. Стремление к поддержке и одобрению со стороны, которых подросток был лишен в школе и дома, подтолкнуло его в группу сверстников, где и произошло его первое знакомство с наркотиком.

Итак, круг сверстников играет главную роль в развитии социальных навыков ребенка: подросток перенимает у своих друзей и сверстников виды поведения, как конструктивные, так и деструктивные.

Наркоманская субкультура представляет собой особый образ жизни, специфическую систему ценностей, атрибуты, язык, стереотипы, установки, понятия и мифы. Наркоманская субкультура для подростка притягательна, хотя реально — обманчива, в то время как семейная культура не представляет для него той ценности, какой она обладала в более раннем возрасте. Жизнь наркомана в представлении подростка — это постоянный риск, неограниченная свобода, постоянное самоутверждение, новые впечатления, приключения, насыщенность переживаниями — именно то, с чем ассоциируется взрослость. Подросток хочет казаться взрослым, хочет чтобы к нему относились как ко взрослому, но при этом он еще не умеет взять на себя ответственность за свои действия. В семье родители часто не умеют перестроиться на новую модель отношений с ребенком подросткового возраста, продолжая опекать и контролировать, не воспринимая его как равного. Освоение ценностей семейной и общественной культуры под давлением родителей вызывает мощное сопротивление, что и приводит в конечном итоге к отрицанию этих ценностей. В наркоманской среде ответственности не требуется, при этом все атрибуты взрослости налицо.

Существует два способа убеждения и приобщения к наркотикам: прямой и косвенный.

Прямой способ наиболее явный — наркоманы со стажем предлагают подростку попробовать наркотик, который в начале используется в группе как способ общения. Таким образом, общаясь в кругу друзей-наркоманов и не употребляя наркотики, подросток рано или поздно выпадает из этой группы, реально или на эмоциональном уровне. Если группа является для подростка очень значимой (а это имеет место в том случае, если нет другой сферы общения, которая представляла бы для ребенка больший интерес, например, спортивная секция, школьный коллектив, или в других кругах он является отвергаемым), то он пытается вернуть дружбу и доверие группы.

Второй способ — косвенного убеждения. Он заключается в том, что подросток видит насыщенность жизни сверстников-наркоманов, слышит об удивительных переживаниях под действием наркотика, выслушивает мнения о том, что жизнь без наркотиков ничего не стоит. В итоге, у него формируется представление о том, что самое интересное, что есть в жизни — это наркотик и все, что с ним связано. Это поддерживается мифом о престижности наркотиков. При этом опасность, которую представляют собой наркотики, оказывается размытой, неопределенной, ведь «никто не собирается становиться наркоманом».

Один из самых важных вопросов, который требуется разрешить для поиска способа борьбы с наркоманией – это вопрос о причинах потребления наркотиков. Чем определяется наличие пристрастия к наркотикам: свойствами самого человека или внешними по отношению к немуфакторами?

В докладе Всемирной организации здравоохранения основные причины наркомании связываются: с особенностями характера наркоманов; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-культурным влиянием.

Различают биологические, психологические и социальные факторы.

Среди биологических факторов особенно выделяются:

1) степень изначальной терпимости к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины или осложненных родов, тяжело протекавших или хронических заболеваний детского возраста, в результате многократных сотрясений головного мозга и т.д.;

2) природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;

3) потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных или снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана.

Психологические факторы включают в себя:

1) привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

2) стремление к самоутверждению;

3) отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;

4) расстройство психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога.

Субъективная причина неудовлетворённости жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями недостатками социально- культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, неуспехами в учёбе.



Социальные факторы зависят от воспитания ребёнка в семье и его адаптации в школьном коллективе. Наиболее высокому риску приобщения к наркотикам подвергаются дети, живущие в семьях с родителями наркоманами. С раннего детства «грязные» шприцы заменяют им игрушки, они усваивают жаргон и характерные для наркоманов жесты при введении наркотиков.

Исследование жизненного пути наркоманов открывает факт, что большинство из них во время, предшествующее первой пробе наркотиков, были лишены контроля со стороны родителей, особенно матери. Причины разные, например: «мама после развода с отцом вышла замуж, а я остался жить со старшей сестрой или с бабушкой», «мама много работала, приходила поздно»; «маму посадили, отец женился, обзавелся новой семьёй, а меня отдали в интернат», «мать сильно пьет».

Из таких семей дети, по сути дела, «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, а порой и в девиантные группы. Наркомания нередко встречается и в богатых семьях. В исследовании судеб наркоманов методом биографического интервью большинство респондентов рассказывали о том, что родители их баловали, задаривали дорогими подарками. «Выполнялись все мои желания», «у меня первого появлялись самая модная одежда, радиоаппаратура», «в нашем доме был закон: для ребёнка — всё!». Построенные по подобному образу отношения, по всей видимости, формировали у ребёнка своеобразный «паралич воли», неумение сопротивляться соблазнам, особое отношение к своим желаниям: они должны выполняться. Данный тип отношений часто встречается в состоятельных семьях, в которых родители заняты своими проблемами, а недостаток внимания ребёнку «компенсируют» подарками и деньгами. Незнание с детства слова «нет» создало иллюзию вседозволенности в жизни, особое отношение к запретам и ограничениям: их можно нарушать.

На основании приведённых данных можно сделать вывод, роль семьи в воспитании ребёнка, в том числе и антинаркотическом, определяющая. С раннего детства родители должны придерживаться такой линии в воспитании, когда ребёнок ощущает опеку и внимание родителей, и в то же время имеет пространство для независимых действий, зная при этом, что ему доверяют.

Так же к социальным факторам можно также отнести:

1) моду на приём наркотиков. Мода представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребности в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все, дает всеобщее, превращающее поведение индивида просто в пример.

Наркотические вещества входят в моду, как в неотделимую часть медиа- индустрии, шоу – и кинобизнеса. Наркотики преподносятся как модный, «прикольный» товар. Наркомафия рекламирует брелки, подвески, сережки, майки, зажигалки, сотовые телефоны с изображением конопли или марихуаны. Зимой и летом молодежь ходит в одежде с листиками каннабиса, желтыми смайлами –экстази и надписями «Cocaine in my brain».

В Америке запустили в продажу новый энергитический напиток «Cocaine». А чего только стоит ассимилированный бренд «Coca –Cola», ведь всем давно известно, что первая часть названия – это одноименное растение, вошедшее в список наркотических средств.

Получается, что наркотики – это особый бренд. Он входит в моду и эту же моду пожирает. Но ведь нельзя забывать, что мода являясь примером для подражания, еще и социализирующий механизм. Проще говоря, для молодого человека, который еще только-только знакомится с реальным миром, мода – это своего рода ориентир.

В соответствии с законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то есть распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.

Огромное влияние имеют средства массовой информации

Во всех средствах массовой коммуникации нередко звучит информация о наркотическом образе жизни звезд шоу-бизнеса, о миллионных партиях белого порошка, кочующих из страны в страну, об опыте Голландии. На тему наркомании и наркотиков сочиняются веселые шутки и анекдоты. Например: «Земфира вышла замуж за мфетамин», или «Новости из Казахстана: Многомиллионная армия саранчи съела весь урожай конопли, после этого с диким хохотом выпила озеро Иссык-Куль и улетело в Турцию за дубленками».



На интернет-сайтам активно пропагандируется наркотическая субкультура. Эксперты ФСКН насчитали более 700 сайтов, которые или косвенно ведут пропаганду наркотиков. На таких сайтах даются советы, как прятать наркотики, чтобы избежать ответственности, как вести себя при встрече с правоохранительными органами, наконец, где и как купить наркотики.

По статистике поисковой системы Яндекс число запросов со словами «травка», «крек», «глюк», «винт» и т.п. за последние полгода увеличилось на 150 % (в среднем от 1,5 до 3 тысяч запросов в день). При этом системы Яндекс, Апорт и Рамблер утверждают, что не поддерживают ни одного наркосайта. Таким образом, потребность в употреблении наркотических средств не развивается на пустом месте – ее формируют социальные причины, а толчок дают конкретные, в том числе непредсказуемые обстоятельства жизни каждого человека. А индивидуальные психофизиологические особенности тормозят или способствуют развитию наркотической зависимости.

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

На государственном уровне проблемой противодействия распространению наркотиков стали заниматься примерно полтора века назад. За это время борьбы с этим социальным явлением теория и практика выработала следующие направления:

1. Репрессивное – то, чем занимаются правоохранительные органы, борьба с наркопреступностью, привлечение к ответственности, изъятие наркотиков из незаконного оборота.

2. Контроль за легальным оборотом наркотиков.

3. Медицинское — лечение наркозависимых людей.

4. Реабилитационное — различные программы для возвращения в общество наркозависимых лиц.

5. Профилактика.

Говоря об этих пяти направлениях, можно констатировать следующее: и наказание, и контроль, и лечение, и социальная реабилитация позволяют в определенной степени сдерживать социальную остроту проблемы. Но с их помощью не возможно решить данную проблему, так как все они воздействуют уже на последствия данного явления, а не на причины. Поэтому, для эффективной борьбы с наркоманией необходимо делать акцент на ее профилактику и в первую очередь нужно говорить о профилактике наркомании в подростковой среде, так как именно это среда самая легко раскачиваемая часть общества. В странах, которые раньше России начали системно заниматься проблемой наркозависимости, это давно поняли и основные силы и средства направляют именно на профилактику.

В России традиционно проблема решалась по первым четырем направлениям. Что касается профилактики, то она до последнего времени была в тени, что совершенно ненормально.

11 марта 2003 года президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ об образовании нового правоохранительного органа, который сегодня именуется как Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Задача которого – создание антинаркотической коалиции в самом широком плане: в сфере социальной, и в сфере общественной. Задача этого подразделения – организация единой общегосударственной системы профилактики наркомании и наркопреступности. Под профилактикой понимается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребёнка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; сохранения поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребёнка; содействие ребёнку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Профилактика наркозависимости может осуществляется по разным направлениям:

Общая профилактика употребления ПАВ. Она реализуется всеми участниками образовательного процесса через содержание и соответствующие педагогические технологии многих предметов. Особое место в профилактике занимают предметы ОБЖ, биология, литература, химия. В учебном процессе необходимо формировать защитные факторы против употребления ПАВ.



Цели общей профилактики:

1. формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив);

2. формирование черт совершенствующейся социально – успешной личности;

3. усиление защитных механизмов против употребления ПАВ (умение отказаться от

наркотиков, социальные навыки и т. п.).

Особое место в формировании антинаркотического мировоззрения молодежи занимает семья. Согласитесь, что очень многое, если не все, зависит от семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

С раннего детства родители должны придерживаться такой линии в воспитании, когда ребёнок ощущает опеку и внимание родителей, и в то же время имеет пространство для независимых действий, зная при этом, что ему доверяют. Ребенок учится на примерах родителей, а не на их воспитательных нотациях, и перенимает он не только жизненный опыт, но и навыки адаптации. Поэтому, чем больше времени родители уделяют антинаркотическому воспитанию, тем меньше риск формирования у ребенка наркозависимости.

Исследования проблемы позволяют выделить несколько основных направлений профилактической работы.

Первое заключается в формировании активного отношения родителей к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок; повышении заинтересованности и информированности о месте проведения ребенком досуга и о среде общения; о недопущении психологических барьеров в общении с ним.

Вторым направлением взаимодействия семьи с другими субъектами профилактики является совместное участие в предупреждении фактов вовлечения детей в раннюю наркотизацию, эмоционального отвержения детей, жесткого обращения с ними в семье. В этом случае с семьей должны активно взаимодействовать образовательные учреждения, здравоохранительные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения опеки и попечительства, структуры по делам молодежи, средства массовой информации, органы социальной защиты населения, церковь.

Третье направление – это оказание помощи семье в случаях, когда ребенок начал употреблять психоактивные вещества не в медицинских целях. В такой ситуации требуется активное вмешательство всех заинтересованных структур в целях оказания медицинской, педагогической, психологической, социальной, юридической помощи. Подобное «вмешательство» выражается в проведении семейного консультирования в привлечении к работе групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, других специалистов.

Трудно назвать какую-либо другую структуру, играющую в жизни человека более фундаментальную роль, чем структура образования. С того самого дня, как ребенок пошел в ясли, он находится под крышей системы образования. Именно в дошкольном учреждении, при наличии правильно организованной родительской школы можно научить пап и мам прислушиваться к совету специалистов и с их помощью помогать ребенку становиться гармонично развитой личностью.

В соответствии с Законом «Об образовании» администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за их защиту от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ и вовлечения в незаконный оборот указанных веществ. Профилактическая работа осуществляется на всех уровнях образования — от дошкольного до высшего профессионального. Проводятся различного рода мероприятия: просветительская работа, семинары, тренинги, акции, спортивно-массовые мероприятия. Например, при анализе комплексного плана мероприятий МОУ СОШ № 161 Автозаводского района г. Н.Новгорода по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних было выявлено, что в школе ежегодно реализуются такие мероприятия, как научно-практические конференции, круглые столы «Нет наркотикам», «Скажем вредным привычкам нет», «Наше будущее — здоровые дети» (в течение года); спортивные соревнования среди несовершеннолетних, конкурс агитбригад учреждений района «Мы за здоровый образ жизни!», спартакиады и др.

КАК МОГУТ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ-НАРКОМАНУ

Прежде всего, нужно принять тот факт, что ваш ребенок — это не вы, и, более того, он не ваша собственность. Лечение наркомании невозможно без решения проблемы взросления. Но для того, чтобы ребенок научился быть взрослым, ему необходимо отделение от семьи (не физическое, а прежде всего, личностно-психологическое) — обретение некоторой степени самостоятельности, которая сделает необходимым принятие на себя ответственности за то, что с ним происходит. Родители не могут вылечиться за ребенка, точно так же как не могут прожить за него жизнь. Ребенок никогда не сможет жить только тем, что он получил от родителей. Ему необходимо отделиться от семьи, чтобы наработать, освоить, прожить новые способы решения проблем и достижения целей — свои способы. По-другому, не совершая своих ошибок, не проявляя себя, нельзя повзрослеть, а значит, нельзя вылечиться. Сложность состоит в том, что ребенка нужно не просто отпустить, его нужно еще и поддерживать, но не как больного или инвалида, а как взрослого, самостоятельного человека.

Важно научиться решать свои проблемы, не подключая в этот процесс ребенка. Очень часто болезнь ребенка используется семьей как стабилизатор семейной системы. Если ребенок становится самостоятельным, успешным в жизни, то он перестает нуждаться в родителях как в поддерживающих костылях. И тогда взрослые остаются один на один с собой, что всегда трудно. Поэтому родителям может быть подсознательно выгодно то, что ребенок болен — тогда его можно не отпускать, быть всегда нужными и слишком занятыми, чтобы задумываться о собственных проблемах. Важно принять ответственность за свою собственную жизнь, понять, что она зависит не от него, а только от вас.

Важно понять, что вы — это нечто большее, чем ваш ребенок. Безусловно, он играет огромную роль в вашей жизни, но он — это не вся ваша жизнь. Важно найти другие способы самореализации.

Никто не сможет научить вас тому, как вести себя в каждой конкретной ситуации. Важно научиться нахождению способов решения проблем. Главное — не застревать в одном состоянии — ожидании смерти своего ребенка. Это переживание отнимает все: силы, ваше собственное здоровье, реальное восприятие ситуации, и главное, возможность ему помочь. Из двух извечных вопросов: кто виноват, и что делать, нужно оставить только последний. Размышление над первым все равно ни к чему не приведет, только отнимет силы и время. Важно, чтобы ваше поведение в отношении ребенка-наркомана (да и в других случаях) выходило за пределы стереотипа, было достаточно гибким — только тогда оно может быть эффективным. Научитесь меняться — только в этом случае что-то может измениться.

Заключение

В последние годы мы так часто слышим о наркомании как одной из глобальных проблем человечества. Эти темы неустанно эксплуатируют всевозможные политики и фонды, об этом часто говорят и пишут средства массовой информации.

Специалисты считают, что в 90% случаев причины возникновения подростковой наркомании лежат в семье, а точнее, они заложены в тех отношениях, которые эту самую семью имитируют. По мнению психологов, всевозможные подростковые зависимости образуются именно тогда, когда дети ощущают себя ненужными в семье, либо же наоборот, когда им оказывается гипертрофированное внимание родителей. И даже, несмотря на то, что эти прописные истины знают и понимают подавляющее большинство, их упорно продолжают игнорировать из поколения в поколение. Непонимание, отчужденность, лицемерие и ложь, желание родителей казаться лучше, чем они есть на самом деле, зачастую являются основными причинами того, что для подрастающего поколения родной дом уже перестает быть спокойным и уютным.

Большинство пап и мам не способны воспринимать своих детей такими, какими они есть, так как для них важнее «что скажут люди». Они начинают ставить перед детьми завышенные планки, сравнивать их с другими… Но вашим детям все равно, что скажут о них другие люди, им важно – что скажут их родители. При подозрении в том, что ваш ребенок употребляет наркотики, не стоит оскорблять и унижать его. В таком случае в первую очередь необходимо обратиться к опытному психологу, который поможет увидеть ситуацию целиком и подскажет с чего нужно начать разговор с ребенком, как его правильно построить и т.д.

Самостоятельно преодолеть наркозависимость без помощи специалистов, практически невозможно. Однако, опираясь на опыт врачей и поддержку близких людей, избавление от наркотической зависимости становится реальностью. Медицинский опыт показывает, что длительность лечения от наркозависимости занимает приблизительно столько же времени, сколько и длительность употребления наркотиков зависимым, поэтому не верьте тем, кто утверждает, что из этой проблемы можно очень быстро выйти. Однако, подростковая наркомания, как правило, отличается небольшим стажем употребления наркотических средств, и во многом благодаря по-настоящему любящей и понимающей семье, готовой пересмотреть свое отношение к ребенку и понять его проблемы, подростки относительно быстро избавляются от наркозависимости.

Специалисты уже давно выделили такое явление, как созависимость семьи – это психологическое заболевание, порой даже более тяжелое, чем сама наркозависимость. Ее признаками являются и отрицание зависимости у кого-либо из членов семьи, и наличие семейных секретов, с целью сохранения «лица» перед обществом, и запрет на свободное выражение своих чувств. Именно поэтому в современных методах лечения наркозависимости большую роль отводят реабилитационным программам для родственников зависимых.

Ощутимые результаты по профилактике наркомании среди подростков приносит широкая и постоянная лекционная работа в учебных заведениях, а также просмотр художественных и документальных фильмов и видеороликов о вреде наркомании. По-настоящему эффективной профилактика подростковой наркомании становится только тогда, когда дети начинают самостоятельно понимать что такое наркотики, и к каким последствиям приводит их употребление.

ЛИТЕРАТУРА:

Березин С.В. Лисецкий К.С. Сибирякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001

Галагузова М. А Социальная педагогика. М., 2003. С. 26.

Колесова Л. С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании // Педагогика. 2002. № 1.

Россия в цифрах. – 2002. – С. 141.

Зиммель Г. Избранное. Том 2 Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 268.

Пятаков Е.В. Мифы о наркомании // Воспитание школьников, 2002. № 8. С. 48.

Мельникова Т.В., Алексеев С.В., Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимости в системе образования // ОБЖ. 2003. №1.

Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций – Москва, 2008.








sitemap
sitemap