Исследовательская работа Почему открываются и закрываются шишки



Российский конкурс детских научных работ

«Совенок — исследователь»

Секция: Окружающий мир

Тема: «Почему открываются и закрываются шишки?»

Автор работы: Кошина Аделина Олеговна

Возраст: 6 лет

Место выполнения работы: МАДОУ ЦРР д/с № 23, Россия, г. Ишим

Научный руководитель : воспитатель — Кошина Ольга Ивановна

2013

Краткое описание исследовательской работы

Название

Исследовательская работа «Почему открываются и закрываются шишки»

Выполнена автором или творческим коллективом

Кошина Ольга Ивановна

Исследовательская работа посвящена изучению

Цель моей работы: узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки.

Задачи:

1. Собрать сведения о хвойном дереве сосна.

2. Понаблюдать за сосновыми шишками в природе.

3. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки и найти практическое применение.

4.Изготовить гигрометр из сосновой шишки.

5. Результатами своих исследований поделиться с друзьями.

Гипотезы:

1. Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки.

2. Я предположила, что по состоянию шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю.

Откуда возник интерес к этой проблеме, вопросу?

Я живу в городе Ишиме, недалеко от Ишима находится сосновый бор, богатая природа щедро одарила это замечательное место. Наша семья любит гулять там по выходным. Однажды летом вместе с сестрой мы собрали сосновые шишки. Чешуйки в шишках были закрыты. А когда шишки полежали дома, чешуйки у них раскрылись.

Мне стало интересно узнать, почему закрываются и открываются шишки.

Где вы искали информацию для ответа?

Опрос взрослых, изучение познавательной литературы, наблюдение в природе.

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез?

Опросы (кого и о чем расспрашивали)

Спросила родителей, почему открываются и закрываются сосновые шишки, понаблюдала в природе за сосновыми шишками в сухую и дождливую погоду, летом и осенью. Из справочной литературы узнала, что существует прибор, который определяет влагу воздуха – называется гигрометр, если влажность воздуха увеличивается, то летом пойдет дождь, а зимой снег.

Эксперименты

1. В стакан с водой я опустила открытую шишку и стала наблюдать за происходящим. Через некоторое время, примерно через 2 часа, шишка в воде закрылась. Когда я достала шишку из воды, то заметила, что через какое-то время она стала высыхать и понемногу закрываться.

2. Для следующего эксперимента я взяла 2 стакана воды – одну шишку опустила в холодную воду, а вторую в теплую и стала наблюдать. Шишка, которая находилась в стакане с теплой водой, закрылась быстрее. Таким образом, я пришла к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.

Другие методы (укажите какие именно)

1.Наблюдение в природе.

2.Эксперимент.

3.Изучение познавательной литературы.

4.Беседа.

Как вы обобщали полученные данные?

Обсуждали информацию, полученную из книг, бесед со взрослыми, результаты экспериментов. С папой изготовили природный гигрометр из сосновой шишки. Подготовили компьютерную презентацию.

К каким выводам пришли?

Из наблюдений в природе, изучения познавательной литературы, бесед с взрослыми, в ходе экспериментирования сделали вывод о том:

1. Наше первое предположение верно: Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки.

2. Предположение о том, что по сосновой шишке можно предсказать состояние погоды подтвердилось.

Для оформления результатов исследования вы использовали: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое.

Фотографии, таблица работы природного гигрометра за сентябрь месяц.

Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры или книжки, другое.

Доклад и компьютерная презентация.

Оглавление

I Введение……………………………………………………………………………3

II Основная часть (гипотезы)………………………………………………………..…4

1. Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки……………………………………………..…………….4

2. Я предположила, что по состоянию сосновой шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю…..………………………………………..…….….5

III Заключение………………………………………………………………….……7

IV Список использованной литературы…………………………………………….8

I Введение

Я живу в городе Ишиме, недалеко от Ишима находится сосновый бор, богатая природа щедро одарила это замечательное место. Наша семья любит гулять там по выходным. Однажды летом вместе с сестрой мы собрали сосновые шишки, чешуйки в шишках были закрыты. Когда шишки полежали дома, чешуйки у них раскрылись. Мне стало интересно узнать, почему закрываются и открываются шишки. Это стало целью моей исследовательской работы.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

Собрать сведения о хвойном дереве сосна.

Понаблюдать за сосновыми шишками в природе.

Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки и найти практическое применение.

Изготовить гигрометр из сосновой шишки.

Результатами своих исследований поделиться с друзьями.

Объект исследования: сосновая шишка.

Методы исследования:

Наблюдение в природе.

Эксперимент.

Изучение познавательной литературы.

Беседа.

3

II Основная часть

Гипотезы

Хвойный воздух очень полезен всем без исключения, особенно тем, у кого проблема с дыхательными путями. Оказывается, аромат сосны очищает, обеззараживает воздух в жилых помещениях. Из энциклопедии «Народные приметы о погоде» я узнала, что люди издавна заметили, что атмосферные явления, поведение птиц, зверей, насекомых, состояние растений связаны с погодой.

Одним из видов растений, реагирующих на изменение погоды, являются хвойные деревья, а точнее их плоды — шишки. Мы рассмотрели сосновую шишку и увидели, что она округлой формы, покрытая чешуйками.

1.Предположим, что влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек сосновой шишки.

Вместе с мамой мы взяли несколько сосновых шишек, чтобы исследовать это явление. В стакан с водой я опустила открытую шишку и стала наблюдать за происходящим. Примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. Когда я достала шишку из воды, то заметила, что через какое-то время она стала высыхать и понемногу закрываться. Этот эксперимент я провела несколько раз и обнаружила удивительную способность чешуек шишки закрываться от воздействия влажности.

Мне стало интересно, а может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки. Для этого мне понадобилось провести еще несколько экспериментов. Для следующего эксперимента я взяла 2 стакана воды – одну шишку опустила в холодную воду, а вторую в теплую и стала наблюдать. Шишка, которая находилась в стакане с теплой водой, закрылась быстрее.

4

После проведенных экспериментов, я пришла к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка.

И действительно, наблюдая за сосновыми шишками в природе, мы увидели, что летом, когда идет дождь, шишка закрывается быстрее, чем осенью, потому что летом дождь теплый, а осенью погода холодная и дождь идет холодный.

Вывод: наше первое предположение верно: влажность окружающей среды влияет на состояние чешуек шишки.

Меня заинтересовала следующая проблема, как найти практическое применение сосновой шишки в быту. Я обратилась к папе за помощью. В энциклопедии «Я познаю мир» мы прочитали, что существует прибор, который определяет влагу воздуха – называется гигрометр, если влажность воздуха увеличивается, то летом пойдет дождь, а зимой снег. Я задумалась, можно ли из сосновой шишки изготовить гигрометр.

2. Я предположила, что по состоянию сосновой шишки можно предсказать, какая погода ожидает нас в ближайшие дни: шишка раскрыта к сухой и ясной погоде, а если закрыта к дождю.

Для изготовления гигрометра нам понадобились: 2 деревянные дощечки, сосновая шишка, шкала обозначений сухой и дождливой погоды, сухая соломинка с бумажной стрелочкой на конце. Дощечки соединили, к основанию прикрепили крупную сосновую шишку, шкалу с обозначением сухой и дождливой погоды. К одной из чешуек прикрепили сухую соломинку с бумажной стрелочкой на конце. Установили за окном и стали наблюдать.

Изменений некоторое время не происходило, я уже подумала, что мой опыт не удался. Вдруг, придя из детского сада, я приятно удивилась, когда

5

увидела, что чешуйки шишки стали понемногу закрываться и стрелка стала отклоняться в сторону дождливой погоды. Утром я продолжила свои наблюдения и увидела, что стрелка еще больше отклонилась в сторону дождливой погоды, через несколько минут пошел дождь.

Вывод: предположение о том, что по сосновой шишке можно предсказать состояние погоды подтвердилось.

Мое исследование на этом не закончилось. Я решила понаблюдать, как работает мой прибор. Мама предложила мне сравнить, предсказание синоптиков, фактическое состояние погоды и что показывает мой природный гигрометр. Свои наблюдения я провела в сентябре и зафиксировала в таблицу (см. приложение 1). Прошел сентябрь, и я проанализировала свои наблюдения. Природный гигрометр меня ни разу не подвел, а вот показания синоптиков с фактической погоды несколько дней разошлись.

6

III Заключение

В результате своей исследовательской работы я узнала, почему открываются и закрываются сосновые шишки, результатами своих исследований поделилась с друзьями.

Шишка – это уникальное явление в природе, ей только нужно научиться пользоваться. Вместе с папой мы изготовили еще один гигрометр для детей из детского сада. Теперь не только наша семья умеет определять погоду на ближайшие дни, но и ребята из моей группы.

Если у вас еще нет гигрометра, вы можете сделать его из сосновой шишки и без синоптиков определить состояние погоды на ближайшие дни.

Еще я хочу продолжить свои наблюдения за работой гигрометра в зимнее время года.

Удачи вам! Я думаю, что эти знания помогут мне и ребятам в дальнейшей жизни.

7

IV Список использованной литературы

1. Времена года: флора и фауна России. — Москва: «Махаон», 2006 — 95 г.

2. Еловая шишка — гигрометр

http://canegor.urc.ac.ru/D/samodelnij_gigrometr.html

3. Кабанов Н.Е. «Хвойные деревья и кустарники» — М.: Наука, 1997 г.

4. Колмыков В.И. Жизнь леса: Очерки. — Саранск: Мордов. кн. из-во, 1998 — 256 с.

5. Народные приметы о погоде http://imya-sonnik.ru/primeta/narodnie-primeti-o-pogode.html

6. Я познаю мир: Дети. Энцикл.: Растения. — М.: ООО «Фирма Издательство АСТ, 1998 — 512 с.

8

Словарь

Гипотеза – основание, предположение.

Исследование – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Шкала — обозначение, используемое для регистрации состояний наблюдаемого объекта.

Гигрометр — измерительный прибор для определения влажности.

Приложение 1

Мои наблюдения

Дата наблюдения

Показания природного гигрометра

Предсказания синоптиков

Фактическое состояние погоды

1.09.2013

2.09.2013

3.09.2013

4.09.2013

5.09.2013

6.09.2013

7.09.2013

8.09.2013

9.09.2013

10.09.2013

11.09.2013

12.09.2013

13.09.2013

14.09.2013

15.09.2013

16.09.2013

17.09.2013

18.09.2013

19.09.2013

20.09.2013

21.09.2013

22.09.2013

23.09.2013

24.09.2013

25.09.2013

26.09.2013

27.09.2013

28.09.2013

29.09.2013

30.09.2013



sitemap
sitemap