Исследовательская работа по теме Значение духовных уроков Святителя Иоасафа для совреме



Белгородский областной лицей милиции

имени Героя России В.В.Бурцева

Конкурс исследовательских работ

Значение духовных уроков святителя Иоасафа для современного школьника

Григорьев Андрей Александрович

ГОУ ОШИ «Белгородский областной лицей милиции», 12 взвод (9 «Б»класс).

т.55-13-55

Научный руководитель Соловьёва Людмила Викторовна; ГОУ ОШИ «Белгородский областной лицей милиции», учитель православной культуры

т.20-74-31, 89038861735

Белгород, 2012г.

Содержание

Введение…………………………………………………3

1. Понятие и сущность духовности 5

2.Духовные основы жизни святителя Иоасафа.…………………………………………………………………6

3. Значение деятельности святителя Иоасафа в истории Белгородчины…………………..……… 7

4. Чудотворения святого Иоасафа 8

5. История канонизации 9

6.Уроки святителя Иоасафа в Белгородского 10

7.Значение уроков Иоасафа в формировании ценностных идеалов и ориентиров современного школьника 12

Заключение…………………………………………… 13

Список использованной литературы…………… 14

Введение

Однажды, на уроке православной культуры я узнал о днях и трудах выдающегося подвижника 18 века, светильника Русской Православной Церкви, Святого Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Его духовные подвиги связали нерасторжимо не только Церкви Небесную и Земную, но и два великих православных народа – русских и украинцев. Тогда передо мной возникли вопросы: «Почему имя и дела святителя Иоасафа на протяжении веков не забылись и доныне остаются в исторической памяти народа? Как духовные основы жизни святителя Иоасафа и его духовные уроки помогут подрастающему поколению в формировании ценностных идеалов и ориентиров?» Именно это и стало поводом к подробному изучению жития святителя Иоасафа и созданию данной исследовательской работы.

В ходе исследовательской работы нами был проведён социальный опрос учащихся лицея милиции в количестве 60 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

О жизни и деятельности святителя Иоасафа, к сожалению, было известно лишь специализированному кругу читателей.

8% учащихся читали книги о Святителе Иоасафе раньше.

72% прочли после изучения на уроках православной культуры.

20% не читали и не собираются.

Некоторые учащиеся не изъявили желания читать о жизни и деятельности Святителя Иоасафа. Эти результаты отражают общее снижение интереса к чтению художественной литературы среди подростков. Однако из социального опроса видно, что в связи с изучением на уроках православной культуры интерес к изучению духовных основ жизни Святителя Иоасафа резко возрос.

В ходе работы в избранном направлении нами был изучен ряд статей, которые выходили в период с 1970-ых по 2000-ые годы. Критические заметки, эссе, публикации, не дают целостного представления об особенностях жития и духовных подвигах Иоасафа. На наш взгляд, подробно системное рассмотрение жития святителя Иоасафа представлено в книге Н. Крупенкова «Святитель Иоасаф Белгородский». К наиболее развернутым публикациям о жизни епископа Белгородского следует отнести статьи Высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского; председателя редакционного совета собрания сочинений «Выдающиеся Россияне — белгородцы», профессора Международного Славянского института им. Г.Р.Державина (г.Москва), кандидата исторических наук В.В.Овчинникова, методиста Центра духовного просвещения управления образования и науки Белгородской области Черновой С.С. Именно эти литературоведческие материалы и стали основным научным ориентиром при создании представления о духовных основах жизни святителя Иоасафа. Анализ научных работ показал, что житиё Иоасафа, который, по словам В. Тендрякова, отличается «своим взглядом, своим отношением к миру», самобытностью. Среди неразработанных вопросов остается проблема изучения духовных уроков Иоасафа для современного школьника. Кроме того, изучение жития Иоасафа дает более обширное представление о духовных основах жизни, которые необходимы современному ученику. Именно этими обстоятельствами и обусловлена актуальность разрабатываемой нами темы: «Значение духовных уроков святителя Иоасафа для современного школьника».

Актуальность темы работы обуславливается тем, что сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема «Каким быть современному школьнику?» стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись детей, их родителей, первых воспитателей, учителей, закладывающих в них эти нормы поведения.

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. Непосредственное влияние на образование и на результат воспитания, в частности, оказал кризис национальной идеи, который не преодолен до настоящего времени. В этих условиях общество с надеждой смотрит на школу, которая может привить молодому поколению иммунитет против безнадзорности, поможет качнуть маятник в противоположную сторону – к духовным, человеческим ценностям. В настоящее время, когда воспитание индивидуальности является стержневой идеей образования, важно подчеркнуть значение духовно-нравственного начала в личности. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой жизнью.

Объектом исследования является жизнь и деятельность Святителя Иоасафа, комплексный анализ которой нам предстоит выполнить.

Предмет исследования – произведения Н. Крупенкова «Святитель Иоасаф Белгородский», Е.Комарова «Святитель Иоасаф Белгородский: Обретение мощей», А.Цветаевой «О мощах Св. Иоасафа Белгородского», О.Газизовой «Святитель Света».

Не ставя перед собой цель, выявить все чудотворения святителя Иоасафа, особо значимым в ракурсе исследуемой нами темы считаем выявление духовных подвигов Иоасафа, служащих примером для формирования ценностных идеалов личности. Решение следующих задач позволит нам сформировать целостное представление о духовных подвигах Святого Иоасафа.

1) Рассмотреть понятие духовности.

2) Рассмотреть духовные основы жизни святителя Иоасафа.

3) Выявить подвиги Святого Иоасафа во славу Божию.

4) Обратить внимание на историю канонизации святителя Иоасафа Белгородского.

5) Сравнить приоритеты духовной и материальной сторон его жизни.

6) Рассмотреть значение духовных уроков Иоасафа для современного школьника.

Знакомство с житиём святителя Иоасафа дало основание сформулировать гипотезу, состоящую в том, что великие духовные подвиги святителя Иоасафа Белгородского действительно служат для подрастающего поколения и всем тем, кому не безразлична судьба нашего Отечества, примером для подражания и деятельного созидания.

На пути решения поставленных задач нами использовались следующие методы: сравнительно – исторический, типологический, структурно-генетический.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты проведенной работы могут быть использованы на уроках православной культуры при изучении темы «Русские святые».

Исследовательская работа состоит из шести частей, в которых изучаются духовные основы жизни святителя Иоасафа, чудотворения, история канонизации, значение деятельности святителя Иоасафа в истории Белгородчины и уроки святителя Иоасафа в Белгородского, формирующие ценностные идеалы и ориентиры в современном человеке.

1.Понятие и сущность духовности

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости. Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности.

Христианство дало мощный толчок духовности. Учение Христа заложило её основы. Первым систематизатором духовности являлся апостол Павел, который впервые сказал, что есть три части: дух, душа и плоть, соединенные в человеке вместе. Одним из идейных источников христианства были взгляды Луция Аннея Сенеки (= 4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), римского философа, политического и государственного деятеля. Бог у него – абсолютное доброе начало, воплощение разума. Он говорил о подлинной жизни души только вне тела, от которого и происходит все зло.

Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека – в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди – часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу. Античный философ и теолог Ориген (185 – 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека. Тело (плоть) – низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному. Дух, в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать закона вечной добродетели. В переводе с латинского “дух” – “дыхание”, “ветерок” и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри. Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье[4].

Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует “заводить в себе духовность”, нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетнем творческом котле выкристаллизовали и сформировали самосодержание духовности. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

2.Духовные основы жизни святителя Иоасафа

Младенец Иоаким Горленко промыслительно пришёл в мир тогда, когда тот был объят гражданскими распрями и военными потрясениями, расколами церковными и культурными. Он родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Жизнь Российской империи в 18 столетии была далека от идеалов Святой Руси. Некоторые из рода Горленко по стечению обстоятельств оказались в изменническом стане гетмана Мазепы. По моему мнению, это очень рано стало сказываться на думах и молитвах маленького Иоакима. Он рано осознал своё призвание к особым, молитвенным трудам и подвигам во Славу Божию.

В 1712 году семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. Ещё обучаясь в Киевской духовной академии, он хорошо узнал историю старинной обители — мужского Межигорского монастыря. Став послушником, Иоаким Горленко превзошёл других в соблюдении строгих правил иноческой жизни. До принятия рясы он отказался от варёной пищи, истязал себя дневными трудами и бессонными ночными молитвами. Может быть, уже тогда подорвал своё здоровье, о чём признался в смертный час любимой сестре Параскеве: «Излишняя святость вначале не даёт мне ныне веку дожить».

А пока после двухлетнего послушания Иоаким в назначенный день и час отправляется в горную пещеру на территории монастыря, в которой устроен подземный храм во имя Онуфрия и Петра Афонских. Здесь над ним совершается обряд пострижения в монахи в 1725 году. Он тайно от родителей принял рясофор с именем Иларион, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». Важно отметить, что в этом произведении Иоасаф выделяет семь добродетелей, которые ведут брань (войну) со смертными грехами: смирение, любовь, пост, кротость и набожность. Им противостоят семь смертных грехов: гордость, лакомства, блуд, зависть, обжорство. Иоасаф преподнёс своё произведение Киевскому архиепископу Рафаилу Заборовскому, который принял дар с искренней благодарностью. Архиепископ Рафаил Заборский, убедившись в незаурядных научно-педагогических и организаторских способностях Иоасафа, помог ему стать на самостоятельный пасторский путь служения.

Познакомившись с жизнью выдающейся личности Иоасафа Горленко, хочется отметить, что он в молодости отказался от блестящей светской карьеры и ушёл в монастырь. За годы своего труда в Киевской академии, Мгарском Спасо -Преображенском монастыре, Троице – Сергиевой лавре «с плачем и жалостию слёзную» расставались с Иоасафом. Их покоряли его доброта и сердечность, сочетающиеся с требовательность, справедливостью и нетерпимостью к любым порокам и греховным проявлениям.

Исследователь жизни и деятельности святителя Иоасафа С.Булгаков отмечает, что «он был не только энергичным руководителем монашеской жизни, но и выдающимся администратором».

3.Значение деятельности святителя Иоасафа в истории Белгородчины

Однако вершиной подвижнической деятельности Иоасафа Горленко, принёсшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков, стала его служба на поприще епископа Белгородско-Обоянской епархии, которая началась в 1748 году и окончилась только со смертью Святителя.

Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Несмотря на слабое здоровье и частые недомогания, епископ Иоасаф регулярно объезжал епархию для обозрения и общения с населением. Его можно было видеть в городах и сёлах, в отдалённых глухих деревнях и хуторах. И везде он проповедовал, призывал людей, свою паству, строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы православно-христианской веры, апостольские правила.

А какой трогательной и душевной была забота архипастыря Иоасафа о простых людях. Причём, старался помогать не демонстративно, не на показ, а, по возможности, незаметно, тайно. Через своих помощников узнавал, кто в чём нуждается и незаметно разносил по домам бедствующих белгородцев вязанки дров, пищу, одежду, деньги.

Некоторые исследователи сравнивали деятельность Иоасафа Горленко на посту епископа Белгородско-Обоянской епархии с деяниями раннехристианских апостолов – современников и учеников Иисуса Христа, которые после распятия Его на кресте отправились распространять христианское учение по всему миру. Может быть, в этом сравнении и есть некоторое преувеличение, но оно всё же недалеко от истины.

4. Чудотворения святителя Иоасафа

Портрет епископа Белгородского Иоасафа останется недорисованным, если мы умолчим ещё об одной важной грани его образа. В церковную историю и народную память Иоасаф Горленко вошёл как один из великих чудотворцев. Необычайное, чудесное в Иоасафе бросилось в глаза людей сразу после его смерти. Привезённый из Грайворона в Белгород гроб с телом епископа стоял в Свято- Троицком соборе открытым почти три месяца. Уже в те дни, недели и месяцы люди, приходившие в собор проститься со своим любимым архипастырем, стали замечать, что тело Святителя не предаётся тлению и не теряет обычного вида. Только 28 февраля 1755 г. гроб с телом покойного был поставлен в пещере под собором. Спустя два года духовные чины спустились в усыпальницу, открыли гроб и увидели, что тело Святителя Иоасафа продолжало оставаться нетленным.

А вот одно из чудес, которое Иоасаф совершил над болезненным, военным человеком (в 1792, 1798 и 1801гг.). Я, нижеподписавшийся, был одержим различными болезнями, как-то: в 1792 году февраля 29 дня, в бытность в Молдавии страдал от перелома левой ноги, в 1798 году от сильного заложения правого уха и сего 1801 г. марта 26 дня, от выломления правой руки. Точные получил исцеления от почивающего в Бозе, у святого Преосвященного Святителя Иоасафа Горленко и, находясь ныне здоров, свидетельствую cиe собственноручным моим подписанием. 1801 года апреля 5 дня. Курской губернии, уездного города Обояни, житель, капитан Павел Андреев сын Ананьин.

Биографом князем Жеваховым были описаны 227 случаев чудесной помощи , дарованной больным людям, которые приходили с молитвой к гробу Иоасафа Белгородского.

5. История канонизации святителя Иоасафа

История канонизации святителя Иоасафа долгая и непростая. Почитаемый сначала как местночтимый святой, епископ Иоасаф Белгородский был причислен к лику русских святых только в начале XX века, хотя уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского было так велико, что епископ Феоктист Мочульский, возглавлявший тогда Белгородскую епархию, пытался даже ограничить доступ верующих к нетленным мощам святителя, закрыв на замок вход в его усыпальницу. Однако, как гласит предание, после этого ночью во сне епископу Феоктисту явился Иоасаф и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» На следующий же день замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты.

В 1815 года белгородцы впервые обратились к архиепископу Феоктисту и губернатору Белгорода с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей епископа Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник. В 1817 г. архиепископ Феоктист представил в Священный Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Однако Священный Синод нашел их недостаточными для канонизации. Очередная попытка осуществить причисление к лику святых епископа Иоасафа была осуществлена в 1874 году архиепископом Варлаамом, настоятелем Свято-Троицкого монастыря, который собрал документы и множество свидетельств о чудесных исцелениях людей от св. мощей епископа Иоасафа. Но Св. Синод оставил без внимания его просьбу и собранные документы.

Только во время царствования императора Николая II ходатайство архиепископа Курского и Белгородского Питирима о канонизации епископа Иоасафа Белгородского было наконец принято Священным Синодом, после чего в 1909 году была создана специальная комиссия, по результатам работы которой Св.Синод подал царю доклад о необходимости канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа. Николай II полностью согласился с предложением Синода. Было решено совершить торжественное открытие мощей святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года. Тогда же вышло постановление Св.Синода о причислении епископа Иоасафа к лику святых и о праздновании его памяти два раза в год: в день его смерти 10 декабря и в день открытия мощей 4 сентября.

И вот наступил долгожданный всеми белгородцами день — 4 сентября 1911 года. За несколько дней до торжеств в Белгород начали стекаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями, двигавшиеся со стороны Харькова, Курска, Корочи и Грайворона. Прибыли паломники и из отдаленных уголков России: Архангельского края, Бессарабии, с Волги, Причерноморья, Сибири, и даже Камчатки. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Среди гостей были и потомки святителя Иоасафа — представители рода Горленко. В целом к началу торжеств в Белгород собралось до 200 тысяч паломников. Во время Торжеств, которые длились целую неделю — с 2 по 9 сентября. над городом и окрестностями раздавался звон колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

После этих торжеств, слава о святителе Иоасафе разнеслась по всей России. Среди множества паломников, посетивших Белгород для поклонения Святым мощам, был и сам император Николай II с семьей.

В сентябре 2011 года в истории Русской Православной Церкви и в первую очередь Святого Белогорья праздновалось юбилейное событие – 100 – летие со дня канонизации святителя Иоасафа. Состоялось торжественное открытие часовни Иоасафа, построенной на Свято-Троицком бульваре г. Белгорода.

6. Уроки святителя Иоасафа Белгородского

Многие русские святые прославлены за подвиги отшельничества и затворничества, столпничества и юродства, мученичества и исповедничества. Но не менее труден был подвиг устроения российской жизни того времени на евангельских началах. Святитель Иоасаф принял на себя особый подвиг: молитва за врагов и гонителей Православия, постничество и постоянные, без отдыха, труды, милостыня и благотворительность, защита обездоленных и слабых.

Так, какие же уроки святителя Иоасафа помогут подрастающему поколению обрести ценностные идеалы и ориентиры?

Иоасаф выделяет добродетелей, которые ведут брань (войну) со смертными грехами: смирение, любовь, пост, кротость и набожность. Им противостоят смертные грехи: гордость, лакомства, блуд, зависть, обжорство.

В святителе покоряют такие черты характера, как: доброта и сердечность, сочетающиеся с требовательностью, справедливостью и нетерпимостью к любым порокам и греховным проявлениям.

Он проповедовал, призывал людей, свою паству, строго соблюдать нравственность и обычаи старины, догматы православно-христианской веры, апостольские правила.

Иоасаф старался помогать не демонстративно, не на показ, а, по возможности, незаметно, тайно.

Святитель Иоасаф принял на себя особый подвиг: молитва за врагов и гонителей Православия, постничество и постоянные, без отдыха, труды, милостыня и благотворительность, защита обездоленных и слабых.

Главным уроком является вся жизнь Иоасафа Горленко. Такие черты характера, как любовь к ближнему, милосердие, сострадание, сочетание доброты и человечности с требовательностью и справедливостью – вот главное, к чему должен стремиться современный человек. По мнению Иоасафа, человек должен постоянно стремиться к идеалу, к нравственному совершенству.

Сегодня Свято-Троицкий бульвар – это обыкновенный, ничем особым не примечательный городской квартал. В сквере всегда много народа – это излюбленное место отдыха. Однако многие белгородцы уже знают, что они находятся рядом с самым прославленным уголком земли Белгородской, который на протяжении веков привлекал к себе многие тысячи людей со всех концов необъятной России.

Поток паломников к мощам святителя Иоасафа после второго их обретения в 1991 году не прекращается и в наше время. С разных концов России и мира идут сюда люди поклониться святым мощам: кто просто поклониться святыне, кто попросить помощи у небесного покровителя и заступника земли Белгородской. И действительно, многие люди получают исцеление и духовную помощь от его святых мощей.

Каждый раз, подходя к священной раке святителя Иоасафа, чувствуешь, что не оставляет Бог землю российскую, что святые ее невидимо поддерживают русский народ, помогают ему выживать в тяжкие годы.

7.Значение уроков Святителя Иоасафа в формировании ценностных идеалов и ориентиров современного школьника

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

С учащимися лицея милиции было проведено тестирование (по методике Щурковой) о сформированности ценностных идеалов и ориентиров у школьников. Результаты исследования приведены в таблице:

Курс(класс)

высокий

средний

низкий

1курс (9класс)

20%

52%

28%

2курс

(10класс)

48%

47%

9%

3курс

(11класс)

96%

4%

Данные таблицы свидетельствуют о повышении уровня воспитанности учащихся лицея милиции с каждым годом обучения, о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» при выпуске из лицея. Выпускники лицея имеют высокий уровень воспитанности, сформированы ценностные идеалы и ориентиры.

Таким образом, изучение жития святых дает более обширное представление о духовных основах жизни, которые необходимы современному человеку. Уроки святителя Иоасафа помогают подрастающему поколению сформировать духовно-нравственные понятия.

Заключение

В ходе работы в избранном направлении нами были рассмотрены такие произведения Н.Крупенкова «Святитель Иоасаф Белгородский», Е.Комарова «Святитель Иоасаф Белгородский: Обретение мощей», А.Цветаевой «О мощах Св. Иоасафа Белгородского», О.Газизовой «Святитель Света». Анализ этих работ позволил нам прийти к следующим выводам:

1. Значение деятельности святителя Иоасафа в истории Белгородчины отмечено вершиной подвижнической деятельности Иоасафа Горленко, принёсшей ему всероссийскую известность и увековечившей его имя в памяти потомков, которые целью жизни Святителя видят поиск путей духовного совершенствования.

2. Имя и дела Иоасафа на протяжении веков не забылись и доныне остаются в исторической памяти народа – таковы основные проблемы, привлекающие внимание Н.Крупенкова.

3.Изучение духовных основ жизни святителя Иоасафа поможет сформировать ценностные идеалы и ориентиры в современном школьнике.

4. Стремление Н.Крупенкова к откровенности в выражении своей идейно-нравственной позиции связано не только с реализацией художественного замысла писателя, но и с его представлениями о сущности жизни. В интервью писатель признался, что сейчас именно литература и сцена несут ответственность за происходящее.

Таким образом, нам удалось подтвердить выдвинутую нами гипотезу, состоящую в том, что великие подвиги Святителя Иоасафа Белгородского действительно служат для подрастающего поколения и всем тем, кому не безразлична судьба нашего Отечества, примером для подражания и деятельного созидания.

Велико значение деятельности Святителя Иоасафа в истории Белгородчины. Его подвиги всегда будут служить великими уроками для всех поколений.

Список используемой литературы

1.Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому. Собеседник православных христиан. Вып.1. СПб.,1994. С. 1-30.

2.Булгаков Г. Белгородские торжества церковного прославления святителя и чудотворца Иоасафа. Курские епархиальные ведомости. 1910. №44

3.Возрождение Белгородской епархии. 1995г. Буклет. Белгород, Белгородское епархальное управление, 6 с.

4.Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский. Вступительная статья к выходящей книге о Святителе и чудотворце Иоасафе Белгородском. 2000г.

5.Газизова О. «Святитель Света». Московский церковный вестник. 1991г.



6.Голощапов С. Святые дни в Белгороде: Впечатления очевидца при открытии мощей Святителя Иоасафа. 38 с. Оттиск из «Душевного чтения» 1912 №10, 11

7.Дивный строитель церковный. Украинская православная газета. Киев. 1991. 117.С.10-11.

8.Жевахов Н.Д.Святитель Иоасаф. 48 с. 1916г.

9.Капленский И. Обследование чудесных знамений молитвенного предстательства святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. Курские епархиальные ведомости. 1910. №20

10.Крупенков Н., Крупенков А..«Святитель Иоасаф Белгородский», Белгород 2000г.

11.Комаров Е. Святитель Иоасаф Белгородский: Обретение мощей. Журнал Московской Патриархии». 1991.№12. с.52.

12.Овчинников В.В. «Выдающиеся Россияне — белгородцы».М.1999г.

13.Цветаева А. «О мощах Св. Иоасафа Белгородского». М.,1991.с.39.

14.Цветаева А. «О чудесах и чудесном». М.,1991.с.40.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест Шурковой

Цель: выявить духовно-нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность.

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

123

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете? 

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4.Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap