Исследовательская работа по теме Устаревшие слова_306



Выступление на НПК младших школьников « Мои первые шаги в науке»

(Слайд 1)

Очень часто при чтении литературы, особенно в сказках мы встречаем слова, смысл которых не понимаем. Я подумала, зачем авторы используют эти слова, если сейчас говорят по-другому? Мне стало интересно, что же обозначают эти слова и можно ли их заменить на более современные.

(Слайд 2) Я поставила для себя цель:

Познакомиться с устаревшими словами

Научиться понимать их смысл

Правильно употреблять их в речи



Подбирать к ним синонимы

Умело пользоваться словарями

Для достижения данной цели мне необходимо было решить ряд задач:

Познакомиться с русскими народными сказками и сказками А. С. Пушкина

Выписать те слова и словосочетания значения, которых мы не знаем

Систематизировать отобранный материал

Классифицировать слова по группам

Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках

Проиллюстрировать отобранный материал

Чтобы понять, насколько актуальна тема моего исследования я провела анкетирование с учениками 1, 3,4,5 классов нашей школы.

Прочитав в интернете историю о том, как первоклассники проиллюстрировали стихотворение

А. С. Пушкина, я решила провести такой же эксперимент и в нашей школе.

(Слайд 3) Стихотворение было такое:

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот, что из этого получилось.

(Слайд 4) Из наших первоклассников лишь одна девочка нарисовала снег, сани и ямщика.

(Слайд 5) Все остальные представили себе лето, птиц (потому, что кибитка летит). Облучок представили как пенёк, облако и даже как веточка.

(Слайд 6) Одна девочка очень интересно проиллюстрировала строку «Бразды пушистые взрывая…» и нарисовала одуванчик, от которого разлетаются пушинки. Я сделала вывод: дети не понимают устаревшие слова и им обязательно нужно объяснять их значение.

Ученикам 3, 4, 5 классов я предложила объяснить значение устаревших слов, поделив их на историзмы и архаизмы. Обработав анкеты детей, я получила следующие результаты:

(Слайд 7) Знакомы ли ученикам значения историзмов?

Знают значение некоторых слов — 10 % учеников, не знают значение слов – 80 %, знают более современное использование этих слов – 10 %.

(Слайд 8)Знают ли ученики архаизмы?

Знают значение некоторых слов — 25 % учеников, не знают значение слов – 40 %, знают значение и могут назвать синонимы – 35 %.

Это позволило сделать вывод: значения архаизмов детям более знакомы и понятны.

(Слайд 9) Где мы можем встретить устаревшие слова?

На этот вопрос выделила несколько групп ответов:

В книгах – 23 %, на уроках истории – 28 %, на уроках – 23 %, от бабушек и дедушек – 9 %, нигде – 3 %.

Это позволяет делать вывод, что основной источник, где дети встречаются с устаревшими словами – урок в школе.

(Слайд 10) Где можно узнать значение устаревших слов?

В книге (сноски) – 9 %, от бабушек и дедушек – 4 %, в словаре – 20%, в интернете – 67 %.

Вывод: основные источники – интернет и словари.

(Слайд 11) Найди пару.

Детям были представлены слова – синонимы и им нужно было соединить устаревшее и современное слово.

Вывод: Это задание более успешно выполнено детьми. Затруднение вызвало слово челяь, что наглядно видно на диаграмме.

После проведенного исследования я поняла, что моя тема будет очень полезна для меня и для других детей.

Судьбу слов определяет не их возраст, а их использование в речи. Есть слова, которые веками не стареют и остаются жизненно важными, а есть те, которые быстро исчезают из нашей речи, как и те предметы, которые они обозначают.

Я обратилась к словарям и знала, что древние, старинные обороты в речи называют – архаизмами.

(Слайд 1 ) Все устаревшие слова можно разделить на две группы: историзмы и архаизмы.

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами. Историзмы не имеют в современном языке синонимов.

Архаизмы принципиально отличаются от историзмов, так как обозначают вполне обычные предметы, явления и понятия, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

Архаизмы имеют в современном языке синонимы, с помощью которых толковые словари разъясняют их значения (сопровождая пометкой – устаревшие)

( Слайд 1) Слово «латы» — историзм, обозначает –

Слово «канделябр» — архаизм, обозначает —

Мне стало интересно узнать значения слов, которые встречаются в сказках.

Таких слов оказалось много, и я составила небольшой словарик, который, я думаю, поможет детям лучше ориентироваться в сборниках сказок.

(Слайд )

Так же при чтении сказок А. С. Пушкина я тоже выписывала значения устаревших слов и выражений. Язык Пушкина очень богат ими, так как Александр Сергеевич представитель той эпохи, в которой «жили» эти слова и если попробовать заменить их на более современные, то пропадет колорит эпохи, слог, красота речи.

Я создала словарик слов из 5 сказок А. С. Пушкина.

(Слайд )

Особой строкой в нашей жизни идут фразеологизмы, значения которых мы часто обсуждаем на уроках. В некоторых фразеологизмах мы также сталкиваемся с устаревшими словами.

( Слайд )

Я также составила словарь фразеологизмов с устаревшими словами.

Мы стараемся учиться у писателей хорошему литературному языку и задаём себе вопрос «А сможем ли мы сами украсить нашу речь этими выразительными словами и оборотами?». Если мы будем знать значения этих слов, мы будем употреблять их уместно, действительно когда они нужны. Устаревшие слова всё равно будут жить в литературе, так как без них невозможно окунуться в атмосферу времён наших предков.



Время листает календари

Пишет новые словари

Слов там таких не найдешь

Трусость и ложь

Исчезнут слова как дым

Ябеда и подхалим.

Но может история выйти такая

Старый словарь где–нибудь откапая,

В споре сойдутся учёные мира

Что означают лентяй и задира?

Что означает неряха, завистник, болтун?

Куда они делись на Марс? на Нептун?

Весь найденный мной материал я постаралась систематизировать и проиллюстрировать



(презентация)

Я считаю, что данное исследование обогатило мой словарный запас, помогло узнать много нового, научило искать необходимую информацию с использованием разных источников: энциклопедий, справочной литературы, интернета.

Я считаю, что достигла поставленной цели и справилась с решение поставленных задач. А практический материал, который был мною собран поможет ученикам нашей школы и откроет им значения многих слов.

Благодарю за внимание!








sitemap
sitemap