Исследовательская работа по теме Наша улица — часть большой Родины



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Старооскольский городской округ

Белгородская область

Наша улица – часть большой Родины

Авторы : Пименов Никита

Пименова Виктория

Руководитель: Калинина Александра Ивановна

2013 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….

Методика и результаты исследования……………………………………………

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………

Приложение ………………………………………………………………………..

Введение

— Где Федосеевка твоя? –

Ты спросишь.

Я отвечу: «Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом автобус 101

Меня везет до школы.

А в школе много есть друзей

Счастливых и веселых.

Потом меня поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

А вот пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина моя,

Земля моя родная.

Богата недрами земля,

Земля Староосколья.

И нет ведь краше уголка,

Чем наше Белогорье.»

Прочитав стихотворение о родном селе «Моя малая Родина», мы задумались, а откуда же берет начало история села Федосеевка и нашей улицы, на которой мы живем, улицы имени Натальи Лихачевой, на которой есть парк.

Цель работы. Собрать и изучить информацию об истории родного села, биографию Н. Лихачевой, уроженки села Каплино, исследовать состав парка, когда и кем был заложен.

В ходе работы решались следующие задачи:

Изучить историю села Федосеевка.

Познакомиться с биографией Натальи Лихачевой.

Познакомиться с растительностью парка нашей улицы историей его возникновения.

Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснения знаний о своей улице.

Рассказать о результатах исследования ученикам нашего класса

Методы исследования:

Изучение летописи села Федосеевка, литературы.

Встреча со сторожилами села.

Опрос учащихся нашего класса.

Гипотеза. Если каждый житель села Федосеевка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любви к ней. Имеет ли наша улица общую историю.

Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю создания парка.

Методика и результаты исследования

История нашего села.

Село Федосеевка расположено в центральной части России, на южных склонах Средне-русской возвышенности. Оно является северной окраиной Белгородской области, северо-восточной окраиной г. Старый Оскол.

Листая летопись села, беседуя со старожилами, нам удалось установить, что история возникновения Федосеевки уходит корнями в далекое прошлое XVII в. и свое название получило по имени сына боярского Федосея Никодимовича Малыхина. В течение второй половины XVII в. оно именовалось «Федосеевкое поместье Ездочной слободы».

Десятин земли принадлежали бывшему Старооскольскому уезду дворян. Это были Орловы – Демидовы князья Трубецкие.

Территория нынешнего села Федосеевка начала заселяться давно. Еще до постройки крепости Оскол появились первые поселенцы на левом берегу реки Оскол, это поселение относят к дюнному периоду. Люди селились на открытых песках — дюнах, так как река была покрыта дремучими лесами. Люди, приходившие на поселение в наш край, были беглые крепостные бояр Московских. С постройкой г. Старый Оскол поселение края стало быстро увеличиваться. По обширной пройме реки люди выбирали более сухие и возвышенные места. Строили поселения совместно, дворов 5-10, сплошного поселения не было. Крестьяне села в большинстве своем были малоземельные и уходили на заработки. Местные помещики на своих землях вели свое хозяйство. Вот почему население вынуждено было искать заработки на стороне.

Численность населения современного села насчитывает около 2891 человека. На территории села расположены библиотека, дом культуры, детский сад, музыкальная школа искусств, администрация, почта, Покровская церковь.

11 октября 2012 года, в преддверии большого церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение Покровского храма в нашем селе. Некогда в Каплино, как ранее называлось село, стоял храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменную церковь возвели в 1868 году. По рассказам жителей она по внешнему виду походила на Ильинский храм в слободе Ездоцкой. Купола храма были покрыты «белым» железом (оцинкованной сталью). Церковь находилась в районе нынешнего федосеевского кладбища. Старожилы села хорошо помнят место, где стояла их Покровская церковь. Как рассказала жительница села Нина Дмитриевна Акинина со слов своей бабушки Акулины Захаровны Мартыновой, каменный храм начали ломать в конце 30-х годах прошлого века, как раз в период самой яростной антирелигиозной кампании. Жители сопротивлялись, бригады отказывались участвовать в разрушении святыни. Но время было такое, что любое противодействие власти грозило расстрелом или ссылкой, а у всех были семьи, дети.Иконы сельчане разобрали по домам, а храм все-таки разрушили. Документов, подтверждающих факт закрытия и уничтожения храма, пока не найдено. Поэтому многие жители села придерживаются другой версии, что храм был взорван в 1943 году после освобождения Старого Оскола от немецких оккупантов: кирпич понадобился для строительства военного аэродрома в районе Горняшки. Но скорее всего, на аэродром уже свозили оставшийся битый кирпич от порушенного ранее Покровского храма.Рассказывают старожилы села и еще об одной старинной церкви, скорее всего, деревянной часовне, которая стояла рядом с тем местом, где ныне возведен новый Покровский храм. Неподалеку располагалось мирское кладбище, а возле часовни хоронили священнослужителей. Ее разобрали еще раньше, в конце 20-х — начале 30-х гг. XX века, когда наступили времена коллективизации. С центра сел надо было убрать все, что напоминало людям о Боге. Так каплинцы — нынешние федосеевцы — остались без храма и часовни. Ломали храмы, а сломали души. Хотя в названии села упоминание о присутствии Бога на земле осталось: «Каплино» восходит к слову «каплица», то есть — часовня.

В нашем селе много улиц. Некоторые улицы свои названия носят неспроста. В нашем селе две центральные улицы названы в честь участников ВОВ.

Сельская учительница.

Улица имени Н. Лихачевой, на которой мы живем, названа в честь учительницы начальных классов, уроженки с. Каплино. Наташа Лихачёва родилась 28 августа 1920 года. В семье Наташа была единственной дочерью. Училась Наташа только на отлично. После школы-семилетки поступила на дошкольное отделение в Щигровское педагогическое училище Курской области. В школьном музее хранится её диплом, подтверждающий, что Лихачёва Наталья Николаевна в 1939 году с отличием закончила учебу. Местом первой работы стала Чернянская начальная школа. Наталья Николаевна была настойчивая, целеустремлённая, весёлая, жизнерадостная, любящая коллег и детей.

Но недолго проработала девушка в школе. Началась война. Утром 3 июля 1942 года в город вошли передовые части противника. Началась расправа над местными жителями: расстрел коммунистов и комсомольцев, поджег домов, отправка молодежи на работу в фашистскую Германию. 12 октября 1942 года молодая девушка Наталья была угнана в Германию в город Ландау. В сырых и грязных вагонах, вместе со скотом в течение десяти дней гитлеровцы везли узников на свою родину. Пограничный городок Перлазенц стал переселённым пунктом, в котором собрали таких же несчастных молодых людей: здесь были сербы, поляки, чехи. Несколько дней голодные люди ожидали прибытия хозяев. Хозяева, владельцы крупных поместий или управляющие государственных предприятий, вели себя бесцеремонно. Каждый отбирал себе работника покрепче. Возраст определяли по состоянию зубов и упругости кожи, поэтому девушек попросту ощупывали. Наталья и Мария попали в одну команду в город Ландау. По городу их провели строем, местные жители- дети и взрослые бросали вслед камни. Разместили невольников в огороженных колючей проволокой бараках недалеко от железной дороги. Внутреннее состояние у людей было подавленным, большинство рыдали. И это продолжалось не один день. На работу водили под конвоем, кто-то падал от бессилия, кто-то забегал в помойные ямы местных жителей в поисках чего-нибудь съедобного. Работали по 12 часов грузчиками в депо, получали в месяц по 5-7 марок. На эти деньги можно было купить разве что поношенную одежду в комиссионном магазине. Продукты питания в магазинах не продавались, так как сами немцы получали всё по карточкам.

Наташа была чуть старше других. Она поддерживала и подбадривала подруг.

Рядом с бараком девушек располагался еще один русский барак, мужской. Он состоял из военнопленных. Вместе они работали в депо. Наташа была знакома со многими из парней. Она вступила в подпольную организацию среди советских солдат.12 марта 1944 года американские летчики совершили первый воздушный налет на депо. Наталья с группой военнопленных решила бежать, а потом пробраться на родину. Но попытка побега оказалась неудачной. Беглецов разыскали собаки. Всех долго пытали, запугивали, хотели узнать имена организаторов, но никто ничего не сказал. Тогда немецкое командование отправило всех участников побега в Бухенвальд, где были все казнены. Там она работала вместе с нашими военнопленными в депо грузчиком по 12 часов в сутки. Молодая девушка была организатором группы, которая всячески старалась мешать гитлеровцам. 12 мая 1944 года вместе с военнопленными, пользуясь бомбежкой, она решилась бежать, но их вернули с собаками. Наталью отправили в Бухенвальд и казнили на электрическом стуле.

Исследование.

В ходе исследовательской работы мы провели опрос среди учащихся 2 – 4 классов.

Предлагались следующие вопросы:

Знаете ли Вы, почему наше село названо Федосеевка?

Знаете ли Вы название центральной улицы?

Знаете ли Вы, почему центральная улица носит имя Натальи Лихачевой?

Опрошенные

Знаете ли Вы, почему наше село названо Федосеевка?

Знаете ли Вы название центральной улицы?

Знаете ли Вы, почему центральная улица носит имя Натальи Лихачевой?

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Одноклассники

4

26

5

25

3

27

Но главным был вопрос: знаете ли Вы, почему центральная улица носит имя Натальи Лихачевой?

В нашем классе 15 учеников: опрошены были все, но правильного ответа на все вопросы не дал никто.

Также в ходе своей исследовательской работы мы встретились с Ильченко Н. И., старожилой с. Федосеевка. В ходе беседы мы выяснили, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет чувствовать себя частицей малой родины.

В ходе исследования мы выяснили, что в селе Федосеевка проживает 10 человек из класса, а на улице имени Н. Лихачевой — 2 человека из класса, поэтому знание истории села, своей улицы, на которой проживаешь необходимо. После этого мы поняли, что наша работа будет полезна и интересна.

В ходе проведенных исследований, бесед мы узнали, что парк, расположенный на улице Наталья Лихачевой был заложен после войны. Деревья посадили солдаты, которые освобождали наше село от немецко-фашистских захватчиков. С одноклассниками изучили состав посаженных деревьев. Выяснили, что в парке 11 берез, 10 лип, 25 яблонь, 20 ясеней. Некоторые деревья погибли, были спилены, так как начали засыхать. По оставшимся пням мы вычислили, что возраст некоторых из них был более 50 лет. Чтобы сохранить парк нами тоже были посажены молодые деревца. Через несколько лет молодые деревца станут большими и будут напоминать будущему поколению о тех, кто их посадил.

Заключение

В заключении нашей работы мы хотим поблагодарить тех людей, которые помогли нам в этом нелегком и ответственном деле: своих родителей, Пименову С. В. и Пименову Ю. Н., Котову М. Н., заведующего модельной библиотекой, которая помогла нам в сборе материала, Ильченко Н. И., старожил села, Калинину А. И., классного руководителя, которая давала нам ценные советы по работе и помогала ее оформить.

Проведя исследование, мы узнали историю нашего села, биографию Натальи Лихачевой, именем которой названа центральная улица. Провели анкетирование среди одноклассников, изучили состав парка. Нами были посажены молодые деревца в парке, за которыми будем ухаживать.

Если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь свою Родину.



sitemap
sitemap