Исследовательская работа по теме Имя – это творение человека а его фантазия безгранич



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

им. Н.Л. Мещерякова

Исследовательская работа по теме:

«Имя – это творение человека,

а его фантазия безгранична»

Автор: Сергеева Ольга

Класс: 10

Научный руководитель: Петрова Е.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение стр. 3

2. Этапы возникновения русских имен стр. 4

3. Личные имена Зарайского края стр. 5

4. Противоречивый 20 век стр. 7

5. Имена моей семьи стр. 11

6. Имя и судьба человека стр. 12

7. Заключение стр. 16

8. Литература стр. 17

9. Приложения стр. 18

Имя – это творение человека, а его фантазия безгранична

Год назад у моей сестры родилась дочка. Мы все были счастливы, что в нашей семье появилась очаровательная малышка, но когда родители стали выбирать ей имя, то вот тут и возникли разногласия. Предложений много, споров ещё больше, я никак не могла понять, почему так трудно выбрать имя ребенку, разве это проблема – из множества имен выбрать одно. Моя мама (учитель русского языка и литературы) мне объяснила причину разногласий. Выбирая имя ребёнку, родители хотят, чтобы их дети обладали соответствующими качествами этого имени. Имя человеку дается один раз, оно является своеобразным удостоверением личности, имя – это фактически ключ к судьбе. Я никогда об этом не думала, сначала растерялась, услышав такое мамино суждение, не знала, верить или не верить, смеяться или огорчаться, потом решила узнать больше об именах, начала читать, и, к моему удивлению, эта тема меня настолько захватила, что я продолжила поиск материалов в архивах ЗАГСа, храма Иоанна Предтечи, музея «Зарайский кремль». Столько открыла новых, не известных мне ранее секретов имени, что решила поделиться своими суждениями со сверстниками, которые и подсказали мне тему работы: «Имя – это творение человека, а его фантазия безгранична».

Цель исследовательской работы: изучить происхождение имен, их влияние на судьбу людей.

Задачи исследования:

изучить литературу по теме исследования;

сделать краткий анализ значения русских имен;

исследовать происхождение личных имен;

проанализировать имена по значению на основе книги В. И. Полянчева «Зарайская энциклопедия».

Методы исследования:

частично – поисковый;

статистический;

анализ и обобщение;

описательный.

Объект исследования: личные имена в жизни людей.

Предмет исследования: личные имена Зарайского края.

Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к проблеме выбора имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь малыша. Изучение личных имен носит и социальный характер.

Сроки работы: май – декабрь 2010 года.

В мире очень много разнообразных имен, существует целая наука о собственных именах – это ономастика. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греческого антропос – человек). Антропоним – имя, фамилия, прозвище людей. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов [1]. Личные имена люди имели во все времена и во всех цивилизациях. Личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека, и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему, а также говорить о нём с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности, благодаря имени. Личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике.

В истории возникновения русских личных имён можно выделить несколько этапов.

1 этап: дохристианский. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по какому-либо существенному его признаку, внешнему или внутреннему, происходили от названий животных, растений. Например: Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Ждан, Волк, Заяц, Первуша, Третьяк. Среди древнерусских имён были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод.

2 этап: христианский (988 г. – 1917 г.) С распространением христианства вошли в практику календарные имена. Старые христианские имена, пришедшие на Русь с принятием христианства, были различны по происхождению: греческие, латинские, древнееврейские, арабские. Они и составили основу русских имён. Вопрос об имени ребёнка решался просто. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, где осуществлялось таинство крещения. В русской православной церкви были особые книги – месяцесловы. В них на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которые в тот день чтит церковь. Священник перед таинством крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим обычно дело и кончалось. Например, в святцах имя Иван (Иоанн) встречается 170 раз, поэтому на Руси было так много Иванов.

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь – Иероним.

М. Владимов «Святцы) [2]

Правда, по просьбе родителей священник мог дать другое имя (Вера, Надежда, Любовь и др.), но только то, которое было в святцах.

3 этап: новый период (с 1917 года до наших дней). Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви давал возможность родителям свободно выбирать личных имена для детей. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы). Теперь родители могли выбирать и старое церковное имя, и иностранное, или придумать новое. Из новых имён известны такие: Дуб, Берёза, Сирень, Радий, Вольфрам, Алтай, Гималаи, Волга, Трактор, Турбина, Дрезина, Дизель, Роблен (родился быть ленинцем), Ревдит (революционное дитя), Лорикэрик (Ленин, Октябрьская революция, индустриализация, коллективизация, электрификация, радиофикация и коммунизм) и многие другие [3].

Эпоха новым лексиконом

Врывалась в речь цехов и сел.

Шли Амфилохии в ревкомы,

Аделаиды – в комсомол.

Они своих созвучно Эре

Именовали октябрят:

Заря, Идея, Пионерий,

Ревмир, Ревпуть и Диамат.

М. Владимов «Святцы» [2]

Со временем революционный фанатизм упал, и родители чаще всего давали своим детям старорусские или церковные имена: Александр, Алексей, Дмитрий, Сергей, Анна, Екатерина, Мария, Наталья, Ольга, Татьяна. Все эти три этапа можно проследить и на истории личных имен зарайцев.

Каждый из нас от рождения наделён именем. С его помощью мы общаемся друг с другом. И после ухода человека из жизни имя продолжает существовать в документах, которые собраны в архивах и книгохранилищах (договорные, жалованные, разъезжие, правые, судные и меновые грамоты, а также мировые, купчие, отступные, закладные, оброчные и прочие записи Древней Руси). Их не так уж и много – всего 84. Они вошли в сборник «Памятники русской письменности XV – XVI веков. Рязанский край», который позволил мне окунуться не только в ту эпоху, но и познакомиться с именами зарайцев, коломенцев, луховичан. Например, в 1486 году в коломенском селе Екиматово проживал крестьянин с угрожающим именем Злоба. А в соседней деревне Остафьево жил человек по имени Шарап. В самой же Коломне в 1546 году случай мог бы нас свести с известным в городе ключником по имени Некрас. Если бы возникла необходимость составить договорные или судные грамоты, то пришлось искать встречи с коломенскими послухами с таинственными именами Алабаш, Беклаш, Булгак, Коверя. Не менее интересные знакомства могли бы произойти на 3арайской земле. 3арайский дьяк Фёдор Матвеев, подготовивший в 1506 году «данную и отводную грамоту», в доказательство точности составленного им документа мог сослаться на свидетеля бортника Юшку, жившего близ села Белыничи-Татариново (современные Большие Белыничи). Несомненно, запомнилось бы знакомство и с дьячком «3арайского города» Асейкой. Или, скажем, с автором «мировой записи» 1531 года о спорном лесе в деревне Острамьево (Астрамьево) писцом Хлопом. Многие документы той эпохи скреплены твёрдыми почерками местных послухов с занимательными именами Неклюд, Смирной [4].

Всматриваешься в документы глубочайшей древности, и кажется, что удивительному разнообразию имён-прозвищ пращуров нет конца. Они таят в себе особенности характера людей, их физические достоинства и недостатки, сведения о поведении и речи. Вот, например, числовые имена. Они отражают почти весь числовой ряд от одного до десяти: Первак, Первуша, Второй, Третьяк… Нарекали младенцев по цвету волос и кожи: Белуха, Беляк, Серый, Черныш, Чернейка, Волосатый… Порой решающее значение при выборе имени-прозвища имели рост, походка, особенности телосложения, и тогда малышу на всю жизнь давали имя: Долгой, Левша, Меньшик, Хиря, Толстой, Ходячко, Слепой.

Людям, для которых природа была гораздо ближе, чем нам, вполне приемлемым казались имена, связанные с животным и растительным миром. В древнейших грамотах дьяки и писцы часто ссылались на показания местных жителей, называвших себя: Волк, Корова, Козёл, Чиж, Щука, Пырей. При этом не брезговали и «плохими» именами: Немил, Помыка, Нелюба, Прокуда, Негодяйко. Считалось, что не очень соблазнительные имена могли отпугнуть «нечистую силу» и «злых духов».

По имени человека можно узнать, чем занимались люди: Кирюшка Горшечников, Микитка Кровопуск, Савка Черепенник, Еска Мясник, Петрушка Винников, Наумка Порох, Васька Рогожник [5].

Выписывая из древних письменных источников имена-прозвища земляков, не всегда можно разгадать их смысл, например: Дей, Дуван, Илейка, Олтухан, Озимар или Перша, Сатыш, Тюмень, Шишел.

Изучив дополнительную информацию, взяла на себя смелость предположить, что Дей – божественный (греч.), Дуван – дувана муж (перс. – суд, тюрк. – собрание, совет; а у казаков – военная добыча), Илейка – сила Божья, Перша (англ. – шест, жердь; укр. – спорт (перш), Сатыш (тат. – торжок), Тюмень – город (тю – принадлежность, мяна – достояние), получается – моё достояние [6].

Эти размышления дают мне возможность сделать вывод, что в Зарайске проживали люди разных национальностей и разных сословий.

Теперь эти имена производят странное впечатление, но современникам Ивана Грозного было виднее, как назвать своих детей, какие прозвища им давать.

Перечисленные имена давно забыты. Но, вглядываясь в древние письмена, вдумываясь в значения слов, смысл которых для нас утрачен, лучше понимаешь и сегодняшний день, полнее ощущаешь связь с предками, узнаёшь новые, неизвестные страницы истории родного Зарайского края.

На основе документов можно узнать и наиболее распространенные имена в XV – XVII веках. Например, в «Податной посадскими людьми письмо роспись тяглых людей с указанием кто с чего тянет по мирскому окладу» от 20 июня 1625 года имя Ивашка упоминается 24 раза, Гришка – 11 раз, Петрушка и Микитка – 6 раз [5], а в Писцовой книге 1625 года Ивашка упоминается 116 раз, Петрушка – 33 раза, а Гришка – 44 [7].

На основе дошедших до нас документов о Зарайске, можно сделать вывод, что наиболее распространенными мужскими именами в XV – XVII веках в нашем городе были Ивашка, Гришка, Тимидка, Степан, Яков, Федор, Серешка, Василий, Ипатий, Борис, Михайло, а женскими: Татьяна, Катерина, Наталья, Улина, Парасковия, Варвария, Маврия, Феодосья, Орина, Матрена, Опрахея, хотя женские имена в документах встречаются очень редко. В архивных материалах всего несколько имен встречалось с отчеством: Иван Борисович Черкасский (боярин, князь), Мирон Иванович Писарев (писарь) и другие [7]. Вся история имен социальна: если имя, распространенное в привилегированных кругах общества, становилось достоянием «низов», то от него брезгливо отворачивались (примером может служить имя Мария в XIX веке).

В XX веке характер имен меняется. Мне было интересно работать с архивными материалами как в храме Иоанна Предтечи, так и в ЗАГСе. Я не только прочитывала имена земляков, но у меня невольно вырисовывался их образ, я пыталась представить себе тех людей, о которых читала, чьи документы держала в своих руках. Итогом данной кропотливой, но очень интересной работы стал анализ личных имен нашего края. Архивные материалы ЗАГСа нашего города позволили мне сделать следующие выводы:

наиболее распостранненными мужскими и женскими именами среди зарайцев в XX веке были:

Имена

20 век

До 1949

После 1949

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Николай

74

81

Виктор

54

53

Владимир

51

44

Александр

50

50

Анатолий

27

37

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Татьяна

86

70

Валентина

50

44

Надежда

49

35

Лидия

35

18

Любовь

25

21

Галина

24

16

Людмила

18

14

Вера

14

20

Антонина

14

Наталия

13

10

[8]

редко встречающиеся мужские и женские имена в XX веке:

Имена

20 век

До 1949

После 1949

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Павел

1

1

Георгий

1

Леонид

1

Виталий

1

Никита

1

Альберт

1

Владислав

1

Аркадий

1

Станислав

1

Гавриил

1

Лев

1

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Ираида

1

1

Серафима

1

Марина

1

Лилия

1

Римма

1

Юлия

1

1

Инна

1

Алина

1

Таисия

1

[8]

не встретилось ни одного имени, созвучного эпохе революционного фанатизма (смею предположить, что в Зарайске таких, видимо, не было)

увеличение числа женских и мужских имен после установления советской власти в 1917 году, так как был отменен акт крещения и родители стали более свободными в выборе имени для своего наследника

в XX веке среди зарайцев нашли распостранение имена:

греческие – Александр, Андрей, Алексей, Николай, Елена, Татьяна, Ирина, Светлана, Анастасия, Нина, Евгений, Лев, Таисия;

латинские – Сергей, Игорь, Максим, Наталья, Марина, Виктор, Павел, Валентина, Валерий, Анна, Валентина;

славянские – Владимир, Борис, Олег, Людмила, Юрий, Вера, Надежда, Любовь, Вячеслав;

русские – Ольга;

еврейские – Илья, Даниил, Анна, Михаил, Серафима, Елисавета, Мария, Илия;

древнеперсидские – Дарья, Вадим, Кирилл [9]

А что же XXI век? Какие имена на сегодняшний день в нашем городе популярны, по какому принципу они даются новорождённым? Найти ответ на волнующий меня вопрос помогли метрические книги крестившихся за 2006, 2008, 2009, 2010 годы и беседы со священнослужителями Иоанно-Предтеченского храма.

В начале 21 века родители все чаще дают календарные имена детям в соответствии с месяцесловом (Матфей, Дионисий, Дмитрий, Иван, Варвара, Ольга, Екатерина) [10].

Появились очень редкие мужские и женские имена (Никон, Климент, Стефан, Марк, Рустик, Руслана, Фотиния, Ника, Милания, Милица, Матрона) [10].

В XXI веке чаще встречаются имена, которые были заимствованы из греческого и древнеперсидского языков [10].

Популярностью пользуются традиционные русские имена (Владимир, Александр, Дмитрий, Елизавета, Татьяна, Елена) [10].

Пополнился состав русских имен за счет женских имен, произошедших от мужских (Валерия, Евгения, Александра) [10].

Поистине – фантазия человека безгранична!

Имена

21 век

2006



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap