Исследовательская работа по русскому языку



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иштанская основная общеобразовательная школа» Кривошеинского района Томской области

Прозвища школьников как особая категория собственных имён

Исследовательская работа

Авторы работы – обучающиеся 7 класса:

Климова Алёна, Леонов Валерий,

Стрельцова Ксения, Пикулин Роман

Руководитель – Лаздан Нина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

с. Иштан

2013

Содержание

Введение. Прозвища школьников как особая категория собственных имён………………………………………………3

Из истории возникновения прозвищ в русском языке………..4

Результаты исследования (анкетирование школьников 5-9 классов)……………………………………………………………6

Классификация прозвищ………………………………………7

Советы психологов, как правильно реагировать на прозвища-дразнилки.. …………………………………………………….8

Рекомендации по искоренению прозвищ из речи школьников10

Заключение…………………………………………………….11

Интернет-источники………………………………………….12

Приложения……………………………………………………13

Введение

Прозвища школьников как особая категория собственных имён

Наименование русского человека состоит из трёх частей: имени, отчества, фамилии. Но это официально. Неофициально существуют и другие категории собственных имён, в частности, прозвища.

Широкое распространение прозвища находят в подростковой среде, особенно среди учеников средних классов. Почему именно школьники чаще всего становятся обладателями различных прозвищ? Кто и почему придумывает прозвища? Влияют ли каким-то образом прозвища на их «обладателей»? Как нужно реагировать на своё неофициальное имя, если оно нелицеприятное? Можно было бы продолжать перечень вопросов, которые возникают в ходе проведения исследований по теме «Прозвища школьников как особая категория собственных имён».

Наша исследовательская работа построена на анализе проведённого анкетирования обучающихся школы и знакомства с имеющимися в Интернете подобными исследовательскими и проектными работами.

Цель: исследование прозвищ школьников как особой категории имён собственных.

Задачи:

1) Выяснить с помощью анкетирования учащихся 5-9 классов, является ли характерным для нашей школы наличие прозвищ у школьников.

2) Определить закономерности в происхождении прозвищ школьников.

3) Выяснить, как относятся к прозвищам ученики школы.

4) Познакомиться с имеющимися на эту тему в сети Интернет исследованиями и мнениями специалистов о том, как нужно правильно реагировать на прозвища-дразнилки.

5) Разработать свои рекомендации по искоренению прозвищ из речи школьников.

Из истории возникновения прозвищ в русском языке [3]

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству («Толковый словарь» Ожегова).

Прозвище – это одно из имен человека, но имя это неофициальное.

В языкознании собственные именования людей называют антропонимами, к ним относятся имена личные, фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы. Антропоним, особенно личное имя, отличается от других имен собственных индивидуальной характеристикой объекта (человека). Каждый объект (человек) имеет свое имя. Список личных имен ограничен, поэтому имена личные часто повторяются (например, в одном классе мы можем встретить 3-х Дим, 4-х Екатерин). С этой проблемой люди столкнулись давно, еще в далекие времена, поэтому человеку стали давать дополнительные именования, т.е. прозвища.

Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родителей, а иногда — по роду его занятий. Имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским».

Вот несколько русских имен-характеристик:

по по внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава, Некраса;

черте характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник, Несмеяна, Досада;

по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой, Неждана;

по профессии: Кожемяка, Скорняк;

по месту жительства: Селянин.

По прозвищам 15 — 17 веков можно узнать много интересного: какие кушанья готовили (Борщ, Кисель), что носили (Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья), какие были предметы быта (Голик – веник без листьев, Кулема – капкан, ловушка, Копыл – часть прялки), какими были отношения между людьми, то есть древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом России прошлого, а значит, современные прозвища могут многое рассказать нашим потомкам.

Итак, возраст прозвищ довольно солидный – около 9 веков. Они очень подвижны. Они не только могут исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые.

С прозвищем человек сталкивается с детства. Сейчас, в современной жизни, это именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги, как в древности, и используются, как правило, в небольшом коллективе. В разных коллективах прозвища могут быть различными. Чаще всего прозвища употребляются детьми. Это является своеобразной языковой игрой, в процессе которой и придумываются новые слова, являющиеся: 1) собственными именованиями человека (то есть именами); 2) словами, заключающими в себе характеристику человека.

Результаты анкетирования обучающихся 5-9 классов

Участвовало в анкетировании 19 человек – приблизительно 95% от общего числа обучающихся (анкета — Приложение №1).

Выяснилось, что у 14 человек есть прозвища (~ 73%). Не имеют прозвищ 5 человек (~ 27%). Четверо ребят не захотели называть свои прозвища.

10 учеников знают историю происхождения своего прозвища (~ 71%).

На вопрос «Нравится ли прозвище?» ответы были следующие:

1) Да – 2 человек ~ 14%

2) Всё равно – 7 человек ~50%

3) Нет – 5 человек ~ 36%

Ни один из опрашиваемых не отметил положительного влияния прозвищ на человека, зато 15 респондентов из 19 (~ 79%) отметили, что прозвище отрицательно влияет на человека. Четверо (~ 21%) ответили, что прозвище никак не влияет на человека.

При этом только 3 ученика (~ 16%) не употребляют в своей речи прозвища, а остальные употребляют (постоянно – 5 человек ~ 26%, изредка – 11 человек ~ 58%).

Классификация прозвищ

Знакомясь с разными прозвищами учеников нашей школы, мы смогли выстроить следующую классификацию прозвищ с точки зрения их образования. Нам удалось выделить следующие группы прозвищ:

1.От фамилий носителя прозвища: Петлюра (Петлин), Денис (Денисенко), Клим (Климова),Стрела (Стрельцова)

2.По внешним признакам человека: Спичка (худой), Воробей (маленький), Боров (полноватый), Петух (волосы на голове напоминают гребень петуха)

3.По особенностям характера, поведение человека: Стрела (быстрая на ногу), кобыла (быстро бегает)

4.Возникшие от чужого имени (по наследству: Слон, Генерал, BOSS(от отцов)

Советы психологов, как правильно реагировать

на прозвища-дразнилки [1]

По мнению психологов, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой.  Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя отходит на второй план. По мнению психолога, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

Советы психолога

Самое главное — не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно — «достать» тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам ненароком его оскорбил и теперь он тебе мстит за это?  Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя — научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь — меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется обзывать тебя — ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому  издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя — представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко — издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Рекомендации по искоренению прозвищ из речи школьников

Советы для школьников

Постараться вообще не реагировать на обращения по прозвищу, то есть не откликаться на прозвище или ответить следующим образом: «Кто обзывается, тот сам так называется».

Самому обращаться к другим, используя только имена, а не прозвища.

Если рассматривать придумывание прозвищ как словесную игру, то в таком случае придумывать прозвища не оскорбляющие, а подчёркивающие человеческое достоинство.

Советы для родителей

1.Не давайте своим детям обидных прозвищ, так как этим прозвищем могут воспользоваться и другие.

2. Поддержите своего ребёнка, если вы знаете, что его в школе дразнят. Подскажите, как достойно вести себя, чтобы у товарищей пропало желание обзываться.

Советы учителям

Не оставляйте без внимания оскорбительные прозвища, которые употребляют школьники по отношению друг к другу в вашем присутствии. Не бойтесь делать замечания, ведь вовремя сказанное нужное слово может пресечь очередное оскорбление и поддержать ученика, которого обижают.

Заключение

В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

В сети Интернет имеется достаточно много информации, посвященной теме «Прозвища школьников». Это и проектно-исследовательские и просто исследовательские работы, которые в основном выполнены самими школьниками под руководством учителей. Однако все эти работы во многом похожи, так как, возможно, использовались одни и те же информационные источники; в частности в работах представлен один и тот же материал из истории происхождения прозвищ, который мы также включили в свою исследовательскую работу.

Наличие прозвищ для нашей школы является характерным явлением, так как приблизительно 73% учащихся 5-9 классов имеют прозвища, некоторые даже не по одному.

Наличие прозвища как правило оскорбляет, обижает, огорчает, раздражает человека, т. е негативно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии (около 79% опрошенных школьников отметили отрицательное воздействие прозвищ).

Искоренить процесс появления прозвищ у школьников, наверное, невозможно, но противостоять этому явлению можно, для этого необходимо воспользоваться советами специалистов-психологов, которые сталкивались с данной проблемой в детских коллективах и разработали хорошие советы, как нужно реагировать на прозвища-дразнилки, или воспользоваться нашими рекомендациями, составленными на основе наших жизненных наблюдений и открытий.

Интернет-источники

httpHYPERLINK «http://naurok.3/»://HYPERLINK «http://naurok.3/»naurokHYPERLINK «http://naurok.3/».3 dn.vu/publ/shkolnij_psikholog/Так ли безобидны детские прозвища и клички.

http://nsportal.ru/Учебно-исследовательский проект «Мир школьных прозвищ»

festival.mggu-sh.ru /Школьные прозвища. Исследовательская работа.

http://blogs.mail.ru/ Статья «Детские прозвища»

httpHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»://HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»ruHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище».HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»wikipediaHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище».HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»orgHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»/HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»wikiHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»/ HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Прозвище»Прозвище

Приложения

Приложение №1

Мы решили провести исследование по поводу того, почему возникают прозвища и как влияет прозвище на человека. Чтобы наши исследования были объективными, полными, нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты правдиво.

АНКЕТА

Фамилия___________________________

Имя__________________________

Отчество_________________________

Есть ли у вас прозвище (прозвища)?

Нет

Да, раньше было (укажите, какое или какие и когда?)____________________________________________________

Да, есть сейчас (какое или какие?)_______________________________________

Знаете, откуда появилось это прозвище?

Нет

Да (укажите свою версию)__________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Кто и когда, обращаясь к вам, использует прозвище?____________________________________________________

________________________________________________________________

Нравится ли вам ваше прозвище?

Да

Мне всё равно, потому что я на него не обращаю внимание

Нет, мне это очень не нравится

Вы сами употребляете прозвища в отношении других?

Да, постоянно

Да, изредка

Нет, никогда

Как вы считаете, влияет ли прозвище на человека?

Нет

Да (положительно влияет)

Да (отрицательно влияет)

СПАСИБО!

Приложение №2

Тезисы

Тема исследовательской работы «Прозвища школьников как особая категория собственных имён» выбрана нами неслучайно. У каждого ученика нашего 7 класса есть прозвища. Мы решили узнать, наличие прозвищ у школьников — это характерное явление для нашей школы в целом или же только для отдельного классного коллектива. Для этого мы разработали вопросы анкеты и провели анкетирование среди обучающихся 5-9 классов. Чтобы узнать, проводились ли какие-то исследования в этой области другими, мы обратились к Интернет-ресурсам.

В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

В сети Интернет имеется достаточно много информации, посвященной теме «Прозвища школьников». Это и проектно-исследовательские и просто исследовательские работы, которые в основном выполнены самими школьниками под руководством учителей. Однако все эти работы во многом похожи, так как, возможно, использовались одни и те же информационные источники; в частности в работах представлен один и тот же материал из истории происхождения прозвищ, который мы также включили в свою исследовательскую работу.

Наличие прозвищ для нашей школы является характерным явлением, так как приблизительно 73% учащихся 5-9 классов имеют прозвища, некоторые даже не по одному.

Наличие прозвища как правило оскорбляет, обижает, огорчает, раздражает человека, т.е. негативно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии (около 79% опрошенных школьников отметили отрицательное воздействие прозвищ).

Знакомясь с разными прозвищами учеников нашей школы, мы смогли выстроить следующую классификацию прозвищ с точки зрения их образования:

1. От фамилий носителя прозвища: Петлюра (Петлин), Денис (Денисенко), Клим (Климова), Стрела (Стрельцова)

2. По внешним признакам человека: Спичка (худой), Воробей (маленький), Боров (полноватый), Петух (волосы на голове напоминают гребень петуха)

3. По особенностям характера, поведение человека: Стрела (быстрая на ногу), кобыла (быстро бегает)

4. Возникшие от чужого имени (по наследству): Слон, Генерал, BOSS(от отцов)

Искоренить процесс появления прозвищ у школьников, наверное, невозможно, но противостоять этому явлению можно, для этого необходимо воспользоваться советами специалистов-психологов, которые сталкивались с данной проблемой в детских коллективах и разработали хорошие советы, как нужно реагировать на прозвища-дразнилки, или воспользоваться нашими рекомендациями, составленными на основе наших жизненных наблюдений и открытий:

Советы для школьников

Постараться вообще не реагировать на обращения по прозвищу, то есть не откликаться на прозвище, или ответить так, чтобы у товарища больше не возникало желание обзываться, например: «Кто обзывается, тот сам так называется».

Самому обращаться к другим, используя только имена, а не прозвища, по принципу: обращайся к людям так, как хочешь, чтобы обращались к тебе.

Если рассматривать придумывание прозвищ как словесную игру, то в таком случае стоит придумывать прозвища не оскорбляющие, а подчёркивающие человеческое достоинство.

Советы для родителей

1.Не давайте своим детям обидных прозвищ, так как этим прозвищем могут воспользоваться и другие.

2. Поддержите своего ребёнка, если вы знаете, что его в школе дразнят. Подскажите, как достойно вести себя, чтобы у товарищей пропало желание обзываться.

Советы учителям

Не оставляйте без внимания оскорбительные прозвища, которые употребляют школьники по отношению друг к другу в вашем присутствии. Не бойтесь делать замечания, ведь вовремя сказанное нужное слово может пресечь очередное оскорбление и поддержать ученика, которого обижают.



sitemap
sitemap