Исследовательская работа по русскому языку Паничкиной Влады



Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И.Тютчев

Тютчев — непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его стихи о природе — это удивительно яркие картины различных времен года. Читая стихи Ф. И. Тютчева, мы можем тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.

Восхищение красотой природы, бесконечное любование родной природой — в каждом стихотворении Тютчева.

Осень у Тютчева — необыкновенная пора. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся особенными, мир вокруг прекрасен.

Поэт использует изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.

Актуальность исследования.

Тютчев – вдохновенный созерцатель природы, рисуя удивительные картины, использовал все неисчерпаемое богатство русского языка, благоговейно относился к каждому слову. В стихотворениях Тютчева о природе мы заинтересовались особенностями употребления эпитетов, как средства выразительности. Выбор пейзажной лирики для исследования объясняется тем, что она действительно интересна с точки зрения функционирования в ней средств выразительности. Более того, как нам показалось, центральное место среди этих приемов принадлежит эпитету. Эпитет для поэта чрезвычайно важен и значим, это не просто украшающее слово. От эпитета может зависеть весь смысл фразы:

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Интерес к поэзии Ф.И.Тютчева не угасает. Немало исследований посвящено изучению творчества поэта, его художественного стиля. В рамках этой работы для нас стало важным проследить особенности функционирования эпитета в стихотворениях о природе.

Материалом для исследования стали 56 стихотворений Ф.И.Тютчева о природе, среди которых, например, и широко известные произведения, и малоизученные:

«Весенняя гроза»

«Летний вечер»

«Сны»

«Зима недаром злится»

«Весенние воды»

«Еще земли печален вид»

«Я помню время золотое»

«Листья» «Весна» «День и ночь» «Есть в осени первоначальной» «Как океан объемлет шар земной «Как хорошо ты, о море ночное» «Фонтан»

Цель исследовательской работы:

изучить особенности эпитетов в стихотворениях Ф.И.Тютчева о природе.

Задачи:

познакомиться с научной литературой об эпитетах;

собрать в стихотворениях Ф.И.Тютчева о природе

языковой материал;

провести анализ и классификацию эпитетов;

сформулировать выводы.

Объект исследования:

функционирующие в стихотворениях Ф.И.Тютчева о природе эпитеты.

Предмет исследования:

структурно-семантическое своеобразие и особенности употребления

эпитетов в художественной речи Ф.И.Тютчева.

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие положения:

«…живое, грациозное, пластически верное изображение природы…» (Н.А.Некрасов) достигается Ф.И.Тютчевым благодаря употреблению особых, индивидуально-авторских эпитетов.

Удивительно яркие, колоритные пейзажи поэт рисует, широко ис

пользуя прежде всего эпитеты .

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее материалы (собран словарь эпитетов) могут быть использованы на уроках русского языка при изучении средств выразительности, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также на уроках литературы, посвященных творчеству Ф.И.Тютчева.

Содержание работы.

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский и др., — однако до сих пор наука не располагает разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов.

  Эпитет — одно из древнейших  изобразительно-выразительных средств языка, ему присущи все отличительные признаки тропов;  А. Н. Веселовский отмечал, что «история эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании». Общепризнано, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами: «Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность…речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления. Недаром эпитеты…нередко относят к золотому фонду национального языка» (К. С. Горбачевич).

Существуют разные определения эпитета, приведем некоторые из них.

«Эпитет- это самое меткое, самое светлое, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет» ( Д.Э. Розенталь)

«Эпитет дает индивидуальную окраску выражаемому предмету, бросает на него определенный свет» ( Словарь литературоведческих терминов)

«Эпитет – это одностороннее определение слова…»(А.Н.Веселовский )

«Эпитет – украшающее определение…» ((Б.В.Томашевский).

Итак, эпитет (от гр. epitheton — приложение) — образное определение предмета или действия (…дубрава задрожит широколиственно и шумно, …как весел грохот летних бурь…)

К тропам, в строгом значении этого термина, по мнению большинства ученых, принадлежат лишь эпитеты, функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном значении (золотая осень, праздная борозда).

Современная теория лингвистической поэтики показывает неоднозначность подхода разных учёных к КЛАССИФИКАЦИИ эпитетов. Наиболее известными  являются классификации А. Веселовского, В. Н. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Г.И. Абрамовича, Л. И. Тимофеева, М. И. Рыбниковой, К. С. Горбачевич  и т. д.

      Многообразна и пестра терминология, посредством которой обозначаются разные виды эпитетов.

Эпитеты исследуются с разных позиций, поэтому классификаций собранного нами языкового материала в нашей работе будет представлено несколько.

По типу переноса значения среди собранных нами в стихотворениях Ф.И.Тютчева можно выделить следующие группы:

Метафорическиемесяц золотой, волшебный призрак,

прах летучий, дивная пора, тревожный дым,

сон благодатный, тихая лазурь

Метонимическиебледные березы, весна молодая, сонный брег, сладкий трепет

Контрастные (эпитеты-оксюмороны): сон железный, воздушные руины, страшные песни, мирный вечера пожар, смех ужасный, бледное обаянье. Эта группа эпитетов особенно привлекает внимание своим необычным звучанием в художественной речи поэта.

Эпитет в стихотворениях Тютчева вбирает в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или метонимии, он очень часто, по нашим наблюдениям, может сочетаться и с олицетворением. Таких случаев было выявлено много: бледные березы, бодрый серп, буйные ветры, бури заснувшие, вздыхающая земля, глухо-жалобный голос ветра, день любезный, дремлющие воды, задумчивая нива, ласковое сиянье, луч упорный, молодая весна, отдыхающее поле, радостный цветник. Широко используя такие эпитеты, поэт наделяет явления природы способностью чувствовать, мыслить, действовать, жить какой-то своей, насыщенной и полноценной жизнью, очень разнообразной в своих проявлениях.

По цели употребления эпитеты следует разделить на следующие группы:

Изобразительные – румяный, светлый хоровод, златые облака, пышно-золотой день, красное лето, зеленые волны

Выразительныепрекрасное дитя, сон волшебный, ведьма злая

С генетической точки зрения выделяются следующие группы:

1.Общеязыковые – месяц золотой, небесная лазурь

2.Индивидуально-авторские — нега благовонная, река воздушная, благоухающие слезы, день хрустальный.

3.Народно-поэтические — лето красное, ветры буйные (их совсем немного в стихотворениях Ф.И.Тютчева).

Среди исследуемых тропов можно провести и семантическую классификацию, обозначив группы эпитетов:

1. Зооморфные – белокрылые виденья

2. Природные – пламенная лира, льдистый ужас, виноградные холмы

3. Цветовые – тени сизые, золотистое лето, желтый лист, зеленые волны, пыль огнецветная

4. Антропоморфные – задумчивая нива, бури заснувшие, поток проворный, грустно-сиротеющая земля, мыслящий тростник. ( Таких эпитетов у Тютчева довольно много. Это объясняется тем, природа для поэта – живое существо.)

5. Бытовые – ресницы шелковые, зеркало стальное.

Эпитеты могут быть выражены словами разных частей речи. Встретившиеся в стихотворениях Тютчева эпитеты по частеречной принадлежности можно разделить на следующие группы:

Прилагательные — лазурный сумрак, дивная пора, лазурь неба огневая, божественный напиток, блеск горячий, задумчивая нива

Причастия и причастные обороты – дремлющая струна; сад, объятый негой; громокипящий кубок, мир дремлющий, редеющий сон, тень, бегущая от дыма

Наречия — сад дремлет сладко, луч возникает робко и несмело, дышится полней, весело звучали струи

Деепричастия – блеск огней замирает, бледнея; в снега и метели закутавшись, спят;

Существительные – природа- сфинкс.

В научной литературе различают эпитеты усилительные (указывают на признак, содержащийся в определяемом слове ) и эпитеты уточнительные ( называют отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.

К усилительным среди рассматриваемых нами эпитетов можно отнести, например, бездонное небо, бодрый серп, блеск горячий, вздыхающая земля, вечер мглистый, высокое паренье, томный шелест листьев

Уточнительными эпитетами могут являться, на наш взгляд, такие: ели янтарные, звуки светлые, лазурный сумрак ночи, золотой покров, златые облака, мох седой, океан безбрежный, тени сизые, сумрак темный.

Сами ученые отмечают, что различать эти виды эпитетов зачастую затруднительно.

Структурные особенности эпитетов в поэзии Ф.И.Тютчева.

Все рассматриваемые нами эпитеты со структурной точки зрения делятся на следующие группы:

Простые (их большинство): пламенный рассвет, веселый день, вздыхающая земля, время золотое, блистательный покров, горячие ночи, день отрадный, дикие берег, дымный столб, дремота жаркая.

Слитные: белокрылые виденья, благоухающие слезы, громокипящий кубок, покров златотканый, миротворный гений, пыль огнецветная, животворный океан, сумрак благовонный, сон благодатный, месяц светозарный, лихорадочные грезы.

Особенностью художественной речи Ф.И.Тютчева является широкое употребление составных, по определению некоторых лингвистов, «раздвоенных» эпитетов: весна блаженно — равнодушна, глухо-жалобный голос ветра, грустно-сиротеющая земля, длань незримо-роковая, жизнь божеско-всемирная, звучно-ясный час, игра пламенно-чудесная, пышно-золотой час.

Синтаксические роли эпитетов:

Определения – Взбесилась ведьма злая

Обстоятельства образа действия – Свод небесный глядит вяло; вторит весело громам

Сказуемое — весна блаженно-равнодушна, властью некой обаянны, воображение быстро, ум скор

Дополнения — венцы из злата

Большинство рассматриваемых эпитетов характеризуют предметы, явления , но в поэзии Тютчева очень часто встречаются такие , которые ярко и необычно описывают действия –

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит.

Излюбленными, наиболее часто употребляющимися в стихотворениях Ф.И.Тютчева о природе являются следующие эпитеты: веселый, воздушный, волшебный, дивный, благодатный, отрадный, золотой, лазурный, пламенный, чудный, блистательный. Эти эпитеты отражают отношение поэта к природе, вовлекают читателя в мир чувств и эмоций автора, выступают как средство создания лирического настроения.

Наиболее часто у Ф.И.Тютчева «обрастают» эпитетами следующие слова:

небо, ветер, день, весна, земля, звезды, лето, солнце, луна, мир, поле, река, сад, лазурь.

Эпитеты в стихотворениях Ф.И.Тютчева о природе – интереснейшее явление: в своем многообразии они служат творческому замыслу писателя, рисуют яркие и колоритные картины в воображении читателя, создают необычные художественные образы, служат средством выражения авторской позиции.

Выводы

Лирика природы – величайшее художественное достижение

Ф.И.Тютчева.

Пейзаж в поэзии Тютчева особенно ярок и живописен благодаря

широкому использованию эпитетов.

Эпитеты пробуждают воображение читателя, заставляют мысленно

«дорисовать» едва намеченный поэтический образ.

«…живое, грациозное, пластически верное изображение природы…»

(Н.А.Некрасов) достигается Ф.И.Тютчевым употреблением индивидуально- авторских, контрастных эпитетов.

План.

Введение.

Актуальность исследования.

Цель и задачи.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Гипотеза.

Практическая значимость работы.

Содержание работы.

Определение термина «эпитет».

Анализ научной литературы.

Структурно-семантическая классификация эпитетов.

Синтаксические роли эпитетов.

Выводы.

Литература.

Приложение.

Словарь эпитетов.

Литература.

Тютчев Ф.И. Избранные стихотворения. М., 1984.

Веселовский А.Н. Из истории эпитета. – В кн.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989

Вольф Е.М. Прилагательное в тексте. – В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1979 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977 Ковтунова И.И. Порядок слов в стихе и прозе. – В кн.: Синтаксис и стилистика. М., 1976 Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1958



sitemap
sitemap