Исследовательская работа по окружающему миру Делает ли ёж запасы на зиму



Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным и техническим наукам «АИСТЕНОК»

среди обучающихся начальной школы

Исследовательская работа

«Делает ли ёж запасы на зиму ?»

екция естественных наук)

Работа выполнена:

Великолуг Мариной Игоревной –

ученицей 1-в класса, МОУ гимназии № 4

Научный руководитель:

Самохина Анна Александровна –

учитель начальных классов

Волгоград 2012-2013 учебный год

1. Введение …………………………………………………………………………..3

2. Общая характеристика ежа обыкновенного ………………………………..4-6

2.1. Научная классификация ……………………………………….4

2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4

2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6

3. Социологическое исследование ………………………………………………7

4. Результаты социологического опроса ………………………………………8-9

5. Заключение …………………………………………………………………….10

6. Литература ……………………………………………………………………11

7. Приложение………………………………………………………………..12-19

Введение

На уроке окружающего мира мы вели разговор о животных. Учитель нам объяснила разницу между дикими и домашними животными. Разговор зашёл о ежах. На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Мы с самого детства убеждены, что ёж делает запасы, чтобы питаться ими во время долгой и холодной зимы. Но из рассказа Георгия Скребицкого «Пушок» я узнала, что ежи впадают в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы? И чем же на самом деле питается ёж?

В результате возникла тема исследования «Делает ли ёж запасы на зиму?»

Ёж – это объект нашего исследования.

Предмет исследования — образ жизни ежа, его питание и привычки.

Цель работы — собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования.

— выявить знания учащихся по данной проблеме.

— изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека.

— выяснить связь «ёж – яблоки, грибы, ягоды, жёлуди».

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

Подумать самостоятельно.

Получить информацию из книг.

Посмотреть в Интернете.

Опрос сверстников.

Гипотеза исследования — ёж делает запасы на зиму.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, во внеурочной деятельности.

Общая характеристика ежа обыкновенного

Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.

2.1. Научная классификация

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Насекомоядные

Семейство: Ежовые



Род: Лесные ежи

Вид: Ёж обыкновенный или европейский — млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.

2.2. Описание внешнего вида

Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 — 6000.

Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 — 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.

Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 — 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно — в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.

2.3. Особенности жизнедеятельности

Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии.

Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.

Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября — начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.

Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив.

Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. А вот собачий или кошачий корм не подходит для них.

На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае—октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 — 10.

Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно.

Ёж — самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса — его запекали вместе с иголками в глине.

Социологическое исследование.

Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-го класса (27 чел.), на следующие вопросы:

1. Кто такой ёж?

2. Чем питаются ежи?

3. Ёж – хищник?

4. Делает ли ёж запасы на зиму?

4. Результаты социологического опроса.

1. Кто такой ёж?

2. Ежи питаются:

3. Ёж хищник?

4. Делает ли ёж запасы на зиму?

Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднем около 48% опрошенных имеют реальное представление о жизни ежей, мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что ёж делает запасы на зиму из яблок, грибов и т.д. Но зачем они ему, если ёж впадает в спячку зимой? Вопрос остался открытым…

Для подтверждения или опровержения своего предположения, я взяла интервью у учителя биологии Лазаревой Елены Александровны.

И вот, что выяснила:

1) ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест.

2) У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16.

3) Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное.

Иногда, ёжики забираются в курятник и разоряют гнёзда кур, воруя яйца, а также могут похитить цыплят. Но, несмотря на это, садоводы всегда рады, когда на их плантациях поселяются ежи.

4) На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке.

5) Но, не смотря ни на что, замечена определенная склонность ежей к разного рода кислым и едким продуктам и веществам. Ежи любят натыкать на иглы недокуренные сигареты, зёрна кофе. Дым табака, запахи духов и кофе им приятны. Ежи в атмосфере таких запахов, взъерошив иглы, будто бы дезинфицируют себя. Кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей.

5. Заключение.

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, что ёж никаких запасов на зиму не делает.

А яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках.

Таким образом, моя гипотеза неверна: ёж зимой впадает в спячку, поэтому запасов не делает.

Литература

1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

2. Детская энциклопедия «Я ПОЗНАЮ МИР».

3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.

4. Интернет-ресурсы: http://ВикипедиЯ

http://vocrugsveta.ru

http://www.google.com

http://zvercd.com

http://Потому.ру

http://1.ru

5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.








sitemap
sitemap