Исследовательская работа по литературе на тему Гоголь- словесный кулинар



Исследовательская работа по литературе на тему «Гоголь- словесный кулинар»

Структурные элементы научной работы:

1.Титульный лист.

2.Содержание.

3.Введение.

4.Основная часть.

5.Заключение.

6..Список литературы.

7. Приложение.

1

Введение.

Тема исследовательской работы : «Гоголь- словесный кулинар»

Вид работы: исследовательская- поисковая

Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Гоголь- словесный кулинар» проводится в рамках учебной деятельности по литературе в 5-7 классах при изучении художественных произведений по творчеству Н.В.Гоголя. Данная исследовательская работа позволяет учащимся по- новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание роли «еды» , так как кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой другой русский писатель , он наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой ,любителем вкусно и плотно покушать , знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург , всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся ,учит видеть необыкновенное в обыденном.

Цели исследовательской работы:

-раскрыть роль еды в творчестве Н.В.Гоголя;

-развивать умения определить художественную функцию «еды» в произведениях Н.В.Гоголя;

-воспитание интереса к изучению литературных произведений;

Задачи исследовательской работы:

-получение общих сведений о роли кулинарии в творчестве Н.В.Гоголя;

-определить роль еды в произведениях Н.В.Гоголя;

— сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя;

Объект и предмет работы: составляется план исследовательской работы , проводится работа с информацией, источниками, словарями, энциклопедической и специальной литературой.

2

Практическая ценность исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе , при подготовке к олимпиадам , при поступлении в ВУЗ , а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку , связанных с комплексным анализом текста, а также показать многогранность роли еды в произведениях Н.В.Гоголя.

В результате обсуждения и анализа разнообразных информационных источников ,произведений изучаемых по творчеству Н.В.Гоголя, решено осуществлять исследовательскую работу по следующей структуре:

Структура исследовательской работы «Гоголь- словесный кулинар»

1.Общие сведения .Отношение Н.В.Гоголя к пище.

2. .1 Функции «еды» в творчестве Н.В. Гоголя.

3.Популярность гастрономической лексики в творчестве Н.В.Гоголя:

А)Повесть «Невский проспект»;

Б)повесть «Ночь перед Рождеством»;

В)цикл повестей «Миргород»;

Г)повесть «Тарас Бульба»;

4.Выводы к исследовательской работе.

3

Основная часть.( теоретическая и практическая).

1.Теоретическая часть.

1.Эпиграф к исследовательской работе. ….В любом высоком движении есть пошлые моменты ,как, с другой стороны , в низкой стороне человеческой жизни есть притягательные моменты для высокого.

Ю.Манн. Поэтика Гоголя.

2.Общие сведения. Отношение Гоголя к пище.

Боже мой , если бы я был богат , я бы желал…чего бы я желал?»-так писал Н.В.Гоголь накануне нового 1839 года своему другу и однокашнику А.Данилевскому из Рима. И в этом то ли вопросе , то ли восклицания нет , пожалуй, ничего необычного . Ну , кроме разве что самого желания: «Чтоб остальные дни мои я провел с тобою вместе, чтоб приносить в одном храме жертвы..» А «храмами» Гоголь и Данилевский в шутку называли кафе и рестораны , в которые хаживали во время совместного путешествия по Европе. В шутку же обед у Гоголя получил название жертвоприношения ,а содержатели ресторанов назывались жрецами. Но в каждой шутке , как известно, есть доля правды . А правда заключается в том, что и принятие , и приготовление пищи было для Гоголя делом очень важным, можно сказать священным. И не только тогда в Риме , когда Гоголь лечился от желудочной болезни. И в пору его молодости , в первые годы жизни в Петербурге, он не относился к еде легкомысленно , как к чему –то низкому и внимания недостойному. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой , любителем вкусно и плотно покушать ,знатоком малороссийских блюд , которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и , уезжая в Петербург , всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. В Италии он полюбил макароны и приготовлять их научился, специально для этого бегая на кухню. Одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни

4

простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и т.д. Нетрудно вспомнить знаменитую сцену из «Ночи перед Рождеством», где пузатый Пацюк глотает галушки и вареники. «Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот».

Как я думаю, что в России Гоголь всегда готовил еду сам, никому не доверяя. Не раз наблюдавший за этим процессом С.Т.Аксаков в своих воспоминаниях писал: «…он так от всей души занимался этим делом , как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал , что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом , то он был бы непременно артистом- поваром».

2.Функции «еды» в творчестве Н.В. Гоголя. Еда занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой другой русский писатель , он наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Истинный хлебосол ,воспитанный щедрой землей полтавщины, любивший угощать и потчевать и сдерживаемый только обстоятельствами , в своих книгах писатель дает волю до отвала кормит читателя описаниями обедов и блюд , способных порой , как выразился сам Гоголь в том же письме Данилевскому , «произвести на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала». Образы эти проникают не только в содержание произведений , но и в язык и стиль , преломляются метафорически , способствуют созданию того контраста грустного и смешного , той зыбкой грани между высоким и низким, которая отличает художественную манеру писателя, его мастерство .С одной стороны — это чисто национальные блюда, что указывает на соблюдение автором народных традиций. С другой — их неординарный прием подчеркивает сказочность сюжета. С третьей — его красочное, живое описание не только заставляет нас поверить в реальность происходящего, но и вызывает интерес к этому блюду, желание его попробовать. Не зря Гоголя называют мастером детали, так как такими свойствами обладают все кулинарные реалии, и описанные им. Покажем, каковы функции кулинарных реалий в творчестве Гоголя. Во-первых, использование пищевых подробностей в качестве украшения текста.

5

Сам сюжет для Гоголя оказывается не так важен, так как он сводится к однообразным переездам главного героя от одного помещика к другому.

2. По- моему мнению, что предметная детализация текста занимает в произведении первое место, скрашивая сюжет. Она сводится не только к подробному описанию местности, дома помещика, но и к пышному, развернутому описанию кулинарных реалий. «За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось потом в желудке». Пищевые подробности, приведенные в тексте не всегда несут в себе какие-то важные, непосредственные значения.

Практическая часть

1.Популярность гастрономической лексики в творчестве Н.В.Гоголя: Кажется ,гастрономическая метафора в русской литературе стала популярной , начиная именно с Гоголя. Потом такой метафорой стали пользоваться многие русские писатели , но ни у кого она не была столь часто употребляемой и многоплановой. У других она чаще всего – средство насмешки, пренебрежения или даже презрения , как будто бы все , что связано с пищей и пищеварением, грубо и бездуховно, а значит , в высоком смысле к литературе неприменимо. А в творчестве Гоголя образное использование гастрономической лексики играет роль более сложную и разнообразную. И развивается постепенно. Наблюдение над этим развитием дает интересную пищу для читательских размышлений.

Как я думаю, одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и т.д. Нетрудно вспомнить знаменитую сцену из «Ночи перед Рождеством», где пузатый Пацюк глотает галушки и вареники. «Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану,

6

перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот».

2.Так, размышляя о превратностях судьбы в повести «Невский проспект», Гоголь использует гастрономическое сравнение : «Тот имеет отличного повара , но, к сожалению , такой маленький рот , что больше двух кусочков никак не может пропустить ; другой имеет рот величиною с арку главного штаба ,но, увы ! должен довольствоваться каким- нибудь немецким обедом из картофеля. Как странно играет нами судьба наша!».

2.Конечно , здесь много иронии, но вместе с тем, немало и грусти. А ведь в гастрономическом образе прячется философская мысль: не всегда в человеческой власти соизмерять свои желания со своими же возможностями. (краткий вывод)

3. В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь сравнивает черта с кухмистером , который надевши колпак и встав перед очагом ,»поджаривал грешников с таким удовольствием , с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу».Сравнение веселит и добавляет юмора и повесть . Кухмистерский колпак делает черта шутом , а не демоном. Но вместе с тем почему бы ему не быть похожим и на бабу , которая , как известно, тот же черт в юбке. Писатель озорничает , хотя все – таки в основе его сравнений лежат традиционные представления о бабах , и о чертях. В повести напоминается такие разновидности еды, как кутья- обрядовое кушанье из риса с изюмом, вареники- вареные пирожки с творогом и ягодами ,галушки- кусочки варенного теста. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя «…Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник я только принимал он труд жевать и проглатывать». С детства помню эту сцену из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» – толстый Пацюк волшебным образом поедает смачные вареники. Этот эпизод настолько мастерски сыгран, что вареников хочется сразу и много. А что же нам самим мешает их затеять? Сдается мне, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены. Шанишки- шанежки, скородумки, пирожки, блины, пряглы, лепешки с припеком от Коробочки и кулебяка с визигою для Чичикова. Такие разносолы.

7

3.Как я думаю, что Н.В.Гоголь был отменным кулинаром. В деревнях Украины до сих пор готовят по старинным рецептам Н.В.Гоголя.

4.Цикл повестей «Миргород».Интересный материал для рассуждений на эту тему дает следующий цикл повестей «Миргород».Один из двух эпиграфов к циклу гласит : « Хотя в Миргороде пекутся бублики из черного теста , но довольны вкусны.(Из записок одного путешественника).» В повести «Сорочинская ярмарка»есть такие строки: «горы дынь, арбузов и

тыкв казались вылитыми из золота и темной меди., благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам».

4.«Как я думаю, гастрономический образ в данном цикле служит авторским предупреждением читателю : « Не судите по виду , попробуйте на вкус, вам понравится».А может быть , Гоголь вкладывал в этот эпиграф другой смысл?.Мол, и об этой стороне малороссийской жизни , о бытовой и на первый взгляд совсем не привлекательной вам тоже напишу. Похоже, что так. Ведь первая повесть» Старосветские помещики» наполнена бытовыми картинками , и особенно гастрономическими. Но несмотря на это , она также полна поэзии, гармонии и высоких человеческих чувств, которые показаны автором не вопреки быту, а благодаря ему. Еды здесь так много , что еще и метафорические образы оказались бы лишними , они только испортили бы все дело , точно так же, как улыбка могла бы испортить и без того доброе лицо Пульхерии Ивановны : «вы , верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица».Вкусовой образ чрезмерности , приторности в переносном значении используется в повести еще раз : « Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. Кажется , это единственные примеры образного использования гастрономической лексики в повести. Сравнения становятся все более развернутыми, усложняется их роль.

5.Повесть «Тарас Бульба».В повести , «Тарас Бульба»,гастрономический образ уже больше. что « следующей» она является только по композиции сборника, но не по времени написания. Известная современному читателю редакция повести была создана Гоголем два с лишним года спустя после выхода «Миргорода».Писатель тогда жил в Риме и работал над «Мертвыми душами» Параллельно редактировал «Тараса Бульбу» и ввел много новых персонажей , одним из которых стал куренной атаман Кукубенко. В

8

повести есть еще сравнения , обращающие на себя внимание. В начале жизнь Сечи сравнивается с пиршеством : «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Казаки любили хорошо погулять и крепко выпить , но все- таки Гоголь в этом сравнении в первую очередь видит необузданную свободу., веселое , легкомысленное отношением к жизни, существование по особым , не будничным законам , невиданный темперамент и удаль запорожцев. В повести «Тарас Бульба» есть такие строчки: «Путешественники раскладывали огонь, ставили на него котел, в котором варили себе кулиш (жидкая каша с салом); пар отделялся и косвенно дымился на воздухе». « У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран.» Удивительные вещи получаются у Гоголя. Помните обед Тараса с сыновьями? Его богатырский характер проявляется и в гастрономических вкусах: «Не нужно пампушек , медовиков , маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай , меды сорокалетние !»

5.Таким образом ,гастрономической образностью Гоголь пользуется и для того, чтобы объяснить какое-то небывалое , редкое явление.

Итак , из приведенных произведений достаточно, чтобы увидеть : гастрономические образы – излюбленный художественный прием писателя, особенно в его зрелом творчестве. Это во –первых. Во- вторых , использование гастрономической , кулинарной лексики очень многопланово и помогает заглянуть в творческую «кухню» удивительного гоголевского текста. А в – третьих , наблюдение над использованием ярких гоголевских метафор открывает нам

самого автора , грани его таланта, вызывает интерес к его личности . В языке Гоголя проявляются характер, привычки, особенности его художественной и бытовой жизни.

« Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного ,необдуманного творения»,- писал художник , осознавая ответственность за каждое написанное им слово. Моя задача- внимательно вчитываться в эти слова.

9

Заключение.

Таким образом, мы сделали попытку сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя. И в результате проведенных исследований пришли к следующим выводам:

-слова со значением «- еда» в творчестве Н.В. Гоголя являются показателями одной из черт русского национального характера, средством усиления степени «реалистичности» текста, помогают автору при создании неповторимого, чисто русского уклада жизни.

-в гоголевском тексте слова с семантикой «еда» указывают на соблюдения автором народных традиций, на вид сюжета, используются в качестве украшения текста, комических деталей. Комические детали помогают при описании быта героев, их личных качеств, портретов и поступков, помогают раскрыть пародийный характер произведения.

-в прозе Гоголя деталь чаще всего оказывается самодостаточной, используемой ради удовольствия, чтобы насладиться ее фактурностью, вещностью, осязаемостью.

— я в целом убедился в том, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены.

10

Список используемой литературы

1.Н.В.Гоголь. Избранное. Москва «Просвещение».1986.

2.Н.В.Гоголь.Москва. Издательство «Вече».2002 г.

3.Гоголь Н.В.Собрание сочинений. В 7 т.Т.Письма,-М.,1978.

4.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 4.-М.,2001.

5.Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. – М.,1960.

6.Анненков П.В.Литературные воспоминания.- М., 1989.

7.Вересаев В.В. Гоголь в жизни : Систематический свод подлинных свидетельств современников : В 2 кн.-СПб.,1995.

8.Степанов Н.Л.Гоголь .(Серия «ЖЗЛ»).-М.,1961.

9.Золотусский И.П.Гоголь (Серия «ЖЗЛ»).-М.,1984.

10. Манн Ю.В.Поэтика Гоголя.-М.,1988.

Управление образования Исполнительного комитета

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Среднекирменская СОШ»

IV Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке»

город Мамадышский муниципальный район

Образовательное учреждение МБОУ «Среднекирменская СОШ»

Класс 7

Секция «Литература и фольклор»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Гоголь- словесный кулинар.

Руководитель Марданова Алсу Шамиловна,учитель

русского языка и литературы 1 квалификационной категории.

Учащийся Каюмов Марат Ришатович.

2013 г.

11

Приложение к исследовательской работе

Словарь «еды» в произведениях Гоголя:

1.Буряк- свекла

2.Буханец-небольшой хлеб.

3.Бублик-круглый крендель, баранчик.

4.Книш- род печеного хлеба.

5.Коровай- свадебный хлеб.

6.Пампушки-кушанье из теста.

7.Путря-кушанье, род каши.

8.Сливянка- наливка из слив.

9.Шишка- небольщой хлеб, делаемый на свадьбах.

10.Варенуха-вареная водка с пряностями.

11.Гречаник- хлеб из гречневой муки.

12.Кавун-арбуз.

13.Корж- сухая лепешка из пшеничной муки, часто с салом.

14.Паляница- небольшой хлеб, несколько плоский.

15.Сыровец- хлебный квас.

16.Кутья-обрядовое кушанье из риса с изюмом.

17.Вареники-вареные пирожки с творогом или ягодами.

18. Галушки-кусочки сваренного теста.

19.Кулиш-жидкая каша с салом.

20.Весь харч- вся еда.

21.Саламата- мучная каша.



sitemap
sitemap