Исследовательская работа по химии АПБородин – человек многогранного таланта



Открытая научно-практическая конференция

«Гражданский подвиг ученого»

в рамках ежегодных Лихачевских чтений



Исследовательская работа по химии

«А.П.Бородин – человек многогранного таланта»

Работу выполнил:

ученик 9а класса

ГБОУ средняя школа № 529

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Касаткин Максим Алексеевич

Руководители:

учитель химии Назаренко И.А.

Петергоф

2011 год

Автореферат

Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время деятельности Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни. Исследуя жизнь А.П.Бородина я хочу доказать, что его научная, культурная и просветительская деятельность явилась образцом гражданского подвига ученого. Это и является целью моей работы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать три направления деятельности ученого.

Выявить разнообразие интересов и практических предпочтений как многочисленные аспекты многогранного таланта А.П.Бородина.

На основе исследований сделать выводы о том, что жизнь ученого – это гражданский подвиг.

Бородин Александр Порфирьевич — профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. В деятельности Бородина могут быть отмечены три параллельных направления: научное, музыкальное и общественно-педагогическое. Рассмотрим каждое из них.

Научная деятельность

Обнаружив разносторонние способности, Бородин получил прекрасное домашнее образование. В детские годы у Бородина появилась страсть к химии, и он с увлечением занимался всевозможными опытами. Постепенно эта страсть взяла верх над другими его склонностями. Подобно многим представителям передовой молодежи 50-х годов, Бородин избрал путь естествоиспытателя. В 1850 году он поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую (ныне Военно-Медицинская) академию в Петербурге.

В студенческие годы Бородин еще более увлекся химией. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Н. Н. Зинина и усиленно занимался в его лаборатории. В то же время Бородин интересовался литературой и философией. По свидетельству одного из друзей, «в 17—18-летнем возрасте любимым его чтением были сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, статьи Белинского, философские статьи в журналах».

Вскоре после окончания академии (в 1856 году) и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему почетную известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии, большей частью — вместе с молодыми друзьями, впоследствии знаменитыми учеными, в том числе химиком Д. И. Менделеевым, физиологом И. М. Сеченовым.

В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования, которые подготовили успехи современной науки в области создания пластмасс. Он выступал на международных химических конгрессах, опубликовал ряд ценных научных работ. В истории русской химии он занимает выдающееся место как передовой ученый-материалист, видный соратник Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.

Бородин — автор более 40 работ по химии. С научными работами «О действии иодистого этила на гидробензамид и амарин и о конституции этих соединений», «О действии иодистого этила на бензоиланилид» и «Исследование некоторых производных бензидина» я познакомился в журналах русского физико-химического общества (1888 г. вып. 4). Из этих источников я узнал, что именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, что первым в мире (в 1862 году) он синтезировал первое фторорганическое соединение. В течение многих десятилетий открытая Бородиным новая область органической химии оставалась в сфере узких академических интересов и лишь с началом работ над урановым проектом в 1940-х гг. стала бурно развиваться и вышла на широкие производственные просторы. Тогда-то было осознано, что необычайно высокая прочность связей С–F придает фторорганическим соединениям исключительные свойства. По образному выражению одного специалиста, эти соединения имеют «алмазное сердце и шкуру носорога».

Разнообразные фторорганические соединения широко вошли в наш быт: покрытия «неподгорающих сковородок» изготовлены из тефлона, до сих пор большая часть холодильников содержит в качестве хладагентов фреоны, фторорганическими соединениями заполнены баллончики аэрозольных упаковок. Эти вещества используют в качестве заменителей крови. Возможно, что в XXI в. наука сможет материально осуществить то, о чем писал Валерий Брюсов:

«Оживит одряхлевшее тело,

Волной пылающей крови…»

Бородиным также было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение – альдегидоспирт, названный альдолом. Ценность всех его работ выявилась особенно в наши дни. Из альдольных смол сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности.

Но репутация одного из самых крупных ученых была вырвана у Бородина, можно сказать, из рук; если бы остались за ним альдол Вюрца, ангидриды Шютценбергера, прибавься они к его исследованиям над фтористыми соединениями и продуктами уплотнения альдегидов, имя Бородина в химии стояло бы наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Когда Бородина спросили, отчего он уступил Вюрцу исследование альдолов, он вздохнул и сказал: — «моя лаборатория еле существует на те средства, который имеются в ее распоряжении, у меня нет ни одного помощника, между тем как Вюрц имеет огромные средства и работает в 20 рук, благодаря тому, что не стесняется заваливать своих лаборантов черной работою«. Каждый русский ученый поймет глубокую правду и гуманность этих слов.

Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

Музыка

Точно так же разносторонним и вместе с тем внутренне единым является его музыкальное творчество. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы. «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе, — писал Стасов.— Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.

Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма. Любимые герои Бородина — защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»). В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Обращаясь к далекому прошлому, Бородин, подобно другим членам «Могучей кучки», не уходил от современности, а, напротив, отвечал на ее запросы.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории. При этом его мысль устремлялась к еще более древним временам, особенно далеко в глубь веков.

В событиях прошлого находил он подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Бородин прославлял творческие силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. (Недаром в одном из писем он назвал знакомого деревенского парня Ильей Муромцем.) Тем самым композитор приводил современников к осознанию того, что будущее России принадлежит народным массам.

Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далекого прошлого, но и своих современников — шестидесятников, лучших представителей молодой России. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости, какие отличали героев богатырского эпоса.

Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.

Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки— все это заставляет вспомнить Глинку. Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни — 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты — внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей.

Общественный деятель

Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом «женском вопросе». Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это было «sancta sanctorum», ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: «Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся — от женщин врачей десяти курсов 1872-1887». Эта надпись стоит памятника. Бородин смело защищал это передовое начинание от преследований царского правительства и нападок реакционных кругов. В начале 70-х годов он принял участие в издании журнала «Знание», в котором велась пропаганда материалистического учения и демократических идей.

Разнообразные занятия Бородина почти не оставляли ему времени для сочинения музыки. «Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьезном занятии музыкою,— писал он в 1876 году.—… Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».

Музыкальные друзья Бородина не раз сетовали на то, что «множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему» (Римский-Корсаков). В действительности Бородин-ученый не только мешал, но и помогал Бородину-композитору. Цельность мировоззрения, строгая последовательность и глубина мышления, присущие ученому, способствовали стройности и гармоничности его музыки. Научные занятия наполняли его верой в могущество разума и в прогресс человечества, укрепляли в нем уверенность в светлом будущем народа.

Падение интенсивности творчества Бородина (как и его научно-исследовательской деятельности) может быть объяснено прежде всего изменением общественной обстановки в России в 80-х годах.

В условиях жестокой политической реакции усилились гонения на передовую культуру. Был, в частности, учинен разгром Женских врачебных курсов, тяжело переживавшийся Бородиным. Все труднее было ему бороться против реакционеров в академии.

     

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

Имя русского композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина по праву считается одним из украшений пантеона величайших представителей человечества, удививших мир своей разносторонней одаренностью.

Вся жизнь Бородина – это каждодневный подвиг, связанный со стремлением сочетать занятия наукой и искусством, вопреки житейским неурядицам, постоянной занятости массой других дел, ведь перед Бородиным всегда стоял вопрос выбора. Заниматься химией или музыкой. Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. В то же время Бородин создал свою научную школу. Он думал о будущем русской науки и много сил отдал воспитанию молодых ученых. Поистине, этот человек за свою недолгую жизнь смог прожить, по меньшей мере, две жизни. Бородин будет верен и науке, и музыке, так как силы его беспредельны.

А.П.Бородин – своей жизнью, талантом, творчеством, любовью и уважением к русскому народу, научными открытиями доказал, что совершил гражданский подвиг ученого и музыканта.

Литература

Дианин С.  Александр Порфирьевич Бородин. Жизнеописание. Материалы и документы / под общ. ред. И.Ф. Бэлзы и В.А. Киселёва. – М.: Госмузиздат, 1955. – М.: Музыка, 1965.

Дулова Е. А.П.Бородин. М.: Детская литература, 1990

Зорина А.П. Александр Порфирьевич Бородин. М.: Музыка, 1988

Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. 1833–1887. Письма. – М.: Правда, 1987. (Популярный биографический очерк, письма, литературное творчество А.П. Бородина)

Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. М.–Л.: 1965.

Фигуровский Н.А., Соловьёв Ю.И. А.П.Бородин. М.-Л.: Издательство академии наук СССР, 1950

Журналах русского физико-химического общества (1888 г. вып. 4).

http://pusk.by/bbe/12660

http://gymn.tom.ru/nasha_zhizn/metodicheskij_kabinet…

http://music.e-publish.ru/p29aa1.html

http://ru.wikipedia.org








sitemap
sitemap