Исследовательская работа Педагогическая династия Третьяковых



Об учителе написано немало.

Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека, как беспредельны пути педагогического мастерства.

И, несомненно, ещё много раз будут пытаться сказать новое слово о благородном труде педагога – воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.

Вот уже около 20 лет русская общеобразовательная школа, постоянно совершенствуя учебно – воспитательный процесс, настойчиво работает над приобщением целых поколений, всего народа страны к достижениям мировой культуры и в решении этой задачи добилась неоспоримых результатов, имеющих историческое значение.

С каждым годом расширяется социальная функция школы, всё сложнее и ответственнее становится разносторонняя деятельность школьного учителя.

Ведь народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, своё будущее.

Работая над рефератом, я стремилась к тому, чтобы на его страницах как можно ярче и полнее предстал образ учителя, настоящего мастера педагогического труда, разумеется, создать такой образ вне показа конкретной педагогической деятельности невозможно.

Поэтому я обратилась к опыту наиболее знакомых и любимых мною педагогов.

В своём реферате я не ограничилась результатами специальных научных исследований по вопросам профессиографии учительского труда, поведения педагога.

Основную долю обработанного и осмысленного мною материала составляют данные обычных повседневных наблюдений и воспоминания. Люди, о которых я хочу рассказать в своей работе, удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу.

Они не признавали работы «от» и «до», а отдавали ей все свои силы и время.

Приведённые в реферате факты охватывают значительный период времени – с середины тридцатых годов до 2009 года.

За это время наша школа претерпела очень много изменений, но всегда имела немало подлинно передового, непреходящего.

«Всё ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, школой и педагогической наукой, всё, выдержавшее проверку временем, должно быть бережно сохранено и активно использовано», — говорится в основном документе о реформе школы.

Стремление представить образ учителя, показать особенности его труда и естественное проявление таланта по возможности в конкретной обстановке всегда сложной педагогической деятельности обусловило и жанр моей работы.

Реферат состоит из ряда повествований, каждое из которых раскрывает те или иные черты педагога – воспитателя.

Но все они в целом подчинены одной идее и одной цели: наиболее полно представить образ учителя.

Я рано стала думать над тем, кем буду, когда вырасту. Увлекает многое, но уже сейчас я решила, что для меня возможен только один путь – путь учителя. Хотя было очень много сомнений. Ведь я своими глазами видела огромные трудности учительской работы.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни. Ведь удачно выбранная профессия – это личная удовлетворённость, возможность совершенствоваться, и повышать свою квалификацию, это полезность обществу.

По — разному становятся учителями: кто – то сразу, кто – то через поиски и обретения, кто – то случайно.

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости обстоятельств учителю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймёт и поможет в любую минуту.

На память приходят слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. А если учитель соединяет в себе любовь и к ученикам, и к делу, он совершенный учитель.

В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся только лишь на выполнении программных требований и указаний свыше.

Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный.

Именно о таких учителях и пойдет далее речь.

Я хочу рассказать об учительской династии Третьяковых, которые из рода в род вот уже четыре поколения передают свое мастерство, славные трудовые традиции.

Династия Третьяковых существует с 1923 года. Ей уже 87 лет.

В своей педагогической практике она набрала сто шестьдесят семь человекогода.

Когда мы знакомимся с любым родом человеческой деятельности, нас всегда волнует вопрос: кто был первым?

Ведь имена первооткрывателей – самые дорогие и почетные. А первооткрывателем в нашей семье в области педагогики была моя прабабушка – Иваненко Клавдия Михайловна. С нее я и начну свой рассказ.

Глава № 1

Одной из первых учительниц Муравьёвской школы была моя прабабушка Иваненко Клавдия Михайловна. (Приложение №1, 2)

Она приехала в деревню в 1923 году молоденькой девушкой, окончившей церковно – педагогическое училище города Омска, приехала по распределению.

В то время отдельного помещения школа не имела, занимались и избе Коноваленко. В одной половине дома велись занятия, а в другой жила семья крестьянина. Детей ходило в школу много, занимались в две смены. А вечером занимались взрослые – ликбез.

Клавдия Михайловна всегда была заведующей школой. Жила она на квартире. Вскоре в деревне построили начальную школу, и она поселилась в комнатке при школе. Это была обычная сельская школа тридцатых годов. Она была построена самими крестьянами. Её деревянное здание, сделанное добротно, на совесть, состояло из одной просторной классной комнаты, где можно было проводить уроки с тремя – четырьмя десятками ребят, а также собирать деревенские сходки, устраивать самодеятельные концерты.

Потом была пристроена ещё одна комната, так как детей в деревне было много, места не хватало.

Клавдия Михайловна приехала в деревню за месяц до начала учебного года, приехала из самого Омска и как – то сразу вошла в жизнь деревни. О ней заговорили и на улице, и в поле, и в избах как о человеке близком и душевном. И для этого были свои причины. Всего за 2 – 3 десятка дней, притом в августе, когда всё население деревни сутками занято на уборке урожая, Клавдия Михайловна управилась со множеством дел. Нужно было привести в порядок школьное помещение, наглядные пособия, учебные принадлежности. Тут нетрудно было растеряться и бывалому специалисту, человеку, физически закалённому, с большим жизненным опытом.

Как же могла чувствовать себя горожанка, у которой пока не было никакого опыта работы, которая только что окончила училище?!

Но, видимо, и такой жизненный опыт, как опыт личного учения, может сыграть важную роль в сложной ситуации начала профессиональной деятельности, если это учение было серьёзное, основательное, захватывающее человека целиком, и если человек сам всей душой отдаётся полюбившемуся делу.

Не прошла и неделя со времени приезда Клавдии Михайловны, как всю деревню охватила забота о школе, её будущем, о неотложных мерах по подготовке к началу занятий, и у молодой учительницы сразу появились десятки активных помощников.

Клавдия Михайловна не жаловалась на трудности. Посещая семьи первых своих воспитанников, она, если о чём и просила, то лишь об одном: посоветовать, как лучше управиться к сроку, чтобы 1 сентября стало праздником в деревне. И именно то, что Клавдия Михайловна ничего не требовала, а только советовалась с людьми, пыталась найти с ними лучший путь решения важной задачи в условиях уборочной страды, имело самые положительные результаты. Люди, оставляя свои неотложные дела, шли вечером готовить школу к новому учебному году, шли с желанием помочь той, которая всем пришлась по душе своей добротой, человечностью и редким трудолюбием.

Ещё до начала занятий она успела побывать в каждой избе деревни, без её внимания и участия не осталось ни одной семьи, откуда должны были пойти учиться дети. Её интересовало всё: как живут, чем увлекаются, что уже умеют делать её завтрашние ученики, охотно беседовала она и с малышами, которые придут к ней через год – два, записывала их фамилии в тетрадку, приглашала на школьные праздники.

Со взрослыми членами семьи Клавдия Михайловна вела разговоры не только о воспитании детей, но и о многом, что волновало её собеседников.

«Однажды, — рассказывает Масливченко Мария Ивановна, — Клавдия Михайловна пришла в дом к моему отцу. Он вспоминал, что её посещение стало одним из самых ярких впечатлений его детства. Узнав, что учительница будет ходить по домам, его мать, превозмогая боль, сделала всё,

чтобы двор и изба выглядели как можно лучше. Когда он пришёл, то не узнал своей избы.

— Что это, мама? – спросил он. Ему было боязно наступать на пол грязными ногами. – А разве сегодня праздник?

— А ты разве не знаешь, что к нам учительница придёт? Иди быстрее умойся. Учительница на том краю побывала и к нам обязательно заглянет. Чем же это не праздник?

Она продолжала суетиться, проверяла каждый угол.

Клавдия Михайловна появилась в доме неожиданно. Они долго о чём – то беседовали с матерью моего отца. Кроме этого она немало позанималась и с отцом. Она пригласила его в школу, где у неё много книжек, которые должны ему понравиться.

Я очень любила Клавдию Михайловну. Ведь она учила не только моего отца, но и меня тоже. Её образ с нежной, тёплой, ободряющей улыбкой на красивом лице навсегда остался в моей памяти.

Клавдия Михайловна, входя в класс, как – то сразу успевала посмотреть на всех нас, разместившихся за столами. (Приложение № 3, 4)

Взгляд её задерживался на каждом мальчике и девочке, как бы спрашивая: «Ну как ты себя чувствуешь? Хорошо? Сейчас мы начнём что – то интересное».

И все мы загорались желанием поскорее узнать, что предложит нам наша учительница, и немедленно приступить к любому делу».

Объём работы у Клавдии Михайловны был огромный, казалось, не хватит ни сил, ни времени, чтобы с утра до вечера отдавать школе.

С утра – ребятишки, вечером – взрослые. А на выходных днях она выступала с лекциями о международном положении, на нравственные темы, проводила политзанятия. Ходила с ребятишками на ферму, выступали с концертами.

Очень она любила разные спектакли ставить. Сама и костюмы ребятишкам шила. Однажды с постановкой спектакля «Деревенская свадьба» они ездили на конкурс сначала в Называевск, а потом в город Омск.

За спектакль получили Почётную грамоту, денежную премию и отрез материала.

Много раз выбирали её депутатом Сельского совета, была она и депутатом Районного совета. (Приложение №5)

Как человека грамотного её постоянно привлекали к работе общественной.

Во время Великой Отечественной войны она сама, технички и ученики готовили дрова для школы, собирали колоски, проводили акцию «Всё – для фронта, всё – для победы».

А кроме этого была семья, дети, хозяйство… Было очень трудно, но нужно было поддержать и других.

Беспокойный, заботливый и очень требовательный к себе человек, она находила новые и новые дела, связанные с обучением и воспитанием детей, с организацией их труда.

О её опыте работы знали учительские коллективы района, неоднократно она делилась опытом работы с коллегами в районе. За свою работу награждалась грамотами, медалями и орденами. Она награждена двумя орденами «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд», её имя занесена в Почётную книгу Называевского района.

Работала Клавдия Михайловна до 1961 года. Тяжело болея, она ушла на пенсию. Но у неё была достойная смена: многие её ученики пошли по её стопам, в числе их Маликова Надежда Петровна и Панакова Галина Николаевна. (Приложение № 6)

Кроме этого в Муравьёвскую 7 – летнюю школу приехала её будущая сноха, Гурьева Нина Николаевна.

А её дочь, Третьякова Галина Максимовна, окончила Исилькульское педучилище и тоже позднее работала в Муравьёвской школе (Приложение № 7).

Глава № 2

Киргинцева Галина Максимовна

Галина Максимовна Киргинцева – это дочь Иваненко Клавдии Михайловны и сестра моего дедушки. Родилась она в 1934 году. (Приложение №7)

На её детство выпало суровое испытание для нашей Родины – Великая Отечественная война. Жили как все. После войны, когда Галина Максимовна окончила Муравьёвскую начальную школу, её отправили учиться в город Называевск. По окончании в 1953 году Называевской школы она поехала учиться в Исилькульское педагогическое училище, которое окончила в 1956 году. По распределению в 1956 году она приехала работать в деревню Тычкино Любинского района. Там прощли её первые годы работы в качестве учителя начальных классов, там она вышла замуж и родила сына. Галина Максимовна была очень ответственным и трудолюбивым человеком. Это помогло ей в первые годы работы. Настойчивая работа по самообразованию, ставшая привычкой, сделала её хорошим учителем.

Рано начинала свой день Галина Максимовна. Пожалуй, раньше других в окнах её дома в селе Тычкино загорался свет и позднее всех гас. Надо было и со своим хозяйством управиться, и до прихода школьников всё подготовить: оформить доску к уроку, раздаточный материал разложить по партам. Каждая минутка дорога, потому что приходилось работать с двумя, а то и сразу с тремя классами. Школа — то – малокомплектная.

Очень пригодились особенности и задатки молодого учителя. С детства она неплохо рисовала, пела. Всё это ожило и приумножилось при работе в школе. Вместе с детьми создавала учительница художественную самодеятельность, рисовала, ходила на экскурсии. И с первых же дней всё время думала: как сохранить, поддержать в ребятах то воодушевление, желание, с которыми они приходят учиться в свои первые школьные дни. Как научить их радостному отношению к учёбе, как подбирать педагогические ключи к маленьким ученикам?

Галина Максимовна часто задавала себе такие вопросы и стремилась, старалась находить на них ответы прямо в работе. Далеко за полночь засиживалась молодая учительница за подготовкой к очередным урокам.

Её уроки проходили живо, на них всегда было интересно, потому что на уроке можно было поиграть и в «волшебную палочку» и «золотой ключик», одолеть головоломку или загадку, ребус или кроссворд, в инсценировке встретиться с героями любимых книг.

В Тычкинской школе Галина Максимовна проработала недолго, всего 4 года.

Так сложились обстоятельства, что ей пришлось переехать в другое место. Ученики сожалели об её отъезде. Да и не только ученики. Это событие приковало к себе внимание родителей, которые искренне сокрушались по поводу её отъезда. Провожали её всей деревней. Каждому хотелось побыть возле школы. Ещё раз увидеть учительницу, сказать ей тёплое слово благодарности.

В 1960 году Галина Максимовна приехала работать в Муравьёвскую семилетнюю школу, здесь она проработала до 1965 года. Много было учеников, но почему – то запомнились ей Жогликова Галя, Павлюк Мария, Роганова Мария, Мишина Зоя, Роганова Нина, Гончаренко Коля, Кривошеева Галя, Исаев Вася, Ермолаев Коля. Много сил и времени было отдано и ученикам Муравьёвской школы. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся 27 ноября 1965 года Киргинцева Галина Максимовна награждена Почётной грамотой Министерства Просвещения. (Приложение № 8).

В следующие годы работала она в Мало – Сафонинской и Козловской малокомплектных школах, а в 1968 – 1969 г.г. – в деревне Многополье Любинского района. В 1970 году она переезжает в деревню Алексеевка (станция Драгунская). Четыре года она проработала здесь учителем начальных классов, а затем 8 лет была воспитателем интерната. Работая в начальных классах, она заслужила любовь и уважение и детей, и родителей. С первых дней она учила детей находить пользу и интерес в самостоятельном добывании дополнительной информации и приучала сравнивать, анализировать, делать выводы. У неё и с родителями её питомцев были добрые, деловые отношения.

Она организовала школу молодых родителей. И радости, и беды семьи и школы были общими. Одной из главных своих задач она считала заботу об охране и укреплении здоровья детей. Каждый день начинала она с утренней зарядки на свежем воздухе, а после уроков устраивала подвижные игры под музыку. Вела кружки «Умелые руки», «Клуб больших и маленьких секретов». В кабинете у неё было очень много поделок, выполненных руками учительницы и детей: заготовки для уроков, наглядные пособия, подставки для цветов…

До всего доходили руки у Галины Максимовны и её учеников: оказать посильную помощь престарелым, больным, одиноким, благоустроить школьную территорию, ухаживать за растениями в классе.

В течение года родители приглашались в школу на выставки творческих работ учеников, на внеклассные мероприятия.

За хорошо поставленную воспитательную работу и высокую успеваемость Галина Максимовна в 1971 году награждена Почетной грамотой (Приложение № 8), в 1974 – Почётной грамотой за достойные успехи в воспитании учащихся (Приложение № 9), в 1975 году – Почётной грамотой за добросовестный труд по воспитанию детей, в 1978, 1979 г. г.- Почётными Грамотами за успехи в воспитании учащихся. Там же её представили к званию «Отличник народного Просвещения» (Приложение №10, 11)

В 1982 году судьба забросила Галину Максимовну в Казахстан. До самой пенсии она работала воспитателем детского сада в деревне Валиханово Павлодарской области. (Приложение №12)

Очень трудно в пожилом возрасте начинать всё сначала: изучать методику работы с дошкольниками, учиться проводить занятия с ребятишками в младших группах. Но трудолюбие и целеустремлённость и здесь помогают.

Она талантливый учитель, личность увлечённая. Ей свойственны прежде всего всеохватывающая любовь к педагогическому труду, неустанный поиск путей совершенствования своей работы, постоянное внимание к судьбе каждого ребёнка и готовность сделать всё необходимое для того, чтобы эта судьба была красивой, достойной чести.

С утра и до вечера проводила Галина Максимовна за работой со своими воспитанниками в детском саду, а вечерами писала планы, продумывала каждый свой шаг на следующий день, составляла инсценировки, готовила разработки очередного открытого мероприятия или шила костюмы для ребятишек, участвующих в концерте, организованном для родителей.

Очень скоро Галина Максимовна заслужила авторитет и уважение коллег по работе и родителей.

Ещё немного времени спустя о ней заговорили и в РОНО как о талантливом воспитателе. Она делилась опытом работы уже на уровне района, участвовала в семинарах, давала открытые занятия.

В 1989 году Железинский РОНО и Совет профкомов школ награждают её Почётной грамотой за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, активное участие в общественной жизни села. (Приложение № 13)

За добросовестный труд она получает медаль «Ветеран труда»

Учительская профессия требует от человека умения быстро находить оптимальное решение в любой ситуации. Несколько раз в жизни Галине Максимовне приходилось начинать всё с начала: учитель – воспитатель интерната – воспитатель детского сада. И каждый раз она выходила победителем.

А главная причина её успеха, я считаю, в её отношении к работе, в её отношении к детям.

Это ещё один пример для подражания.

Глава № 3

Третьякова Нина Николаевна (приложение № 14)

Нина Николаевна во многом напоминает Клавдию Михайловну. Та же чрезмерная увлеченность работой, та же полная отданность своим воспитанникам и та же радость от сознания своей принадлежности к делу формирования новых людей.

У каждого из них, людей по – настоящему красивых и богато одаренных природой, одинаковая личная жизнь: повседневно занятые любимым делом, они так и не заметили, как прошла молодость.

Что толкнуло мою бабушку стать учительницей? Никого у них в роду не было из учителей. Да и желания стать учительницей, тем более русского языка и литературы, у нее не было.

В то время она совершенно не представляла себя в роли учителя, руководящего детьми. И все же было что – то важное в этом выборе, без чего учителем стать невозможно.

Прежде всего, уже в школьные годы Нина Николаевна самозабвенно любила художественную литературу, просиживала за книгами буквально дни и ночи, читала лекции перед учениками. Любила читать самое разное: и стихи, и прозу, и драмы как отечественных, так и зарубежных авторов.

В 1955 году она приехала работать в Бузанскую семилетнюю школу в качестве учителя русского языка и литературы. Работать было трудно: далеко от Называевска, магазина в деревне не было, за продуктами приходилось ездить домой. «Большинство своих уроков, — рассказывала она мне в беседе, — которые я провела вскоре после школы, почему – то не помню. Все держалось только на любви к предмету и ученикам. Это питало мое вдохновение. О строгом подборе методических приемов стала думать уже потом, значительно позже».

Насколько велика была воспитательная сила вдохновения молодой начинающей учительницы, ее любви к учебному предмету и детям, подтверждается тем, что никто из первых учеников Нины Николаевны не остался равнодушным к ней. «Первый год я работала в трех школах подменным учителем в начальных школах. В Фомихе я проработала всего два месяца. Первое время я работала под наблюдением Нины Александровны. Она научила меня методике преподавания, общению с детьми. Результаты работы были неплохие. В этом же году я поработала в Нововоскресенской и Михайловской школах. За это время родилось второе увлечение, не менее важное, которое могло подсказать дорогу в педагогический вуз, — это интерес к жизни и взаимоотношениям детей. Я с удовольствием наблюдала. Как играют дети, могла подолгу неотрывно смотреть на бегающих и прыгающих ребят. Заражаясь их азартом. Не меньше нравилось слушать, как разговаривают дети между собой. Это был целый детства, который манил к себе», — вспоминает Нина Николаевна. И в этом году Нина Николаевна поступает в пединститут на заочное отделение филфака. Она учится и работает. Кроме учительской работы она принимала активное участие в комсомольской работе на селе: сами клуб строили, сами спектакли ставили. Так прошел год.

В 1956 году Нина Николаевна была переведена учителем русского языка и литературы в Муравьёвскую семилетнюю школу. От дома недалеко, и деревня побольше. В то время Нина Николаевна была вторым учителем русского языка и литературы.

Здесь уже работала Боковикова, учитель со стажем, она также помогала ей в работе. Тогда Нина Николаевна впервые стала классным руководителем. Так вспоминает один из учеников Нины Николаевны. Крючков Владимир Данилович: «В 1956 году в нашей школе появилась молоденькая учительница. И вскоре и для меня начался новый, необычайно важный период жизни: знакомство с прекрасным, постижением души человеческой, раскрытие собственной. Я полюбил литературу. Класс, который не отличался ни прилежанием. Ни хорошей дисциплиной, слушал Нину Николаевну, затаив дыхание.

Её уроки были необыкновенно хороши, захватывали каждого. Она жила жизнью героев и нас вводила в эту жизнь, учила пониманию и сочувствию. После её уроков хотелось немедленно прочитать произведение, о котором шла речь.

Нина Николаевна ввела нас и в удивительный мир поэзии. До сих пор звучат в душе мелодии этих произведений. Мы боготворили нашу учительницу и боготворим её теперь».

Так начиналась самостоятельная педагогическая деятельность Нины Николаевны.

Кроме уроков огромная общественная работа: политзанятия, педагогические чтения, выпуск боевых листков, участие в художественной самодеятельности, организация и проведение лекций и концертов для колхозников активное участие в делах колхоза: воскресники, субботники, работа на току, на сенокосе. Неоднократно её избирают депутатом сельского Совета. (приложения №15. 15 б, 15 в, 15 г)

Вскоре о ней говорили не только в школе, но и в районе. Успешно работает и уже делится опытом.

В 1961 году Нина Николаевна окончила Омский педагогический институт и продолжает работать с полной отдачей.

Главное условие её успеха заключается в том, что Нина Николаевна не просто преподавала предмет, а щедро делилась с детьми своим самым любимым и интересным достоянием.

Со всей страстью непоказной увлечённости передавала она ученикам свои личные убеждения.

С годами к ней приходит и опыт. Каждый её урок проходит по – новому. Ни на одном Уроке Нины Николаевны не было неоправданного шага, всё подчинено глубоко продуманным целям. Но определённые коррективы вносились ей постоянно, и для этого было много причин: то вдруг изменившееся настроение в классе, выявившийся пробел в знаниях какого – то ученика, то важная новость в окружающей действительности. В жизни страны, которую нельзя оставить без внимания.

Нина Николаевна обладает талантом учителя, у неё ясный и живой ум, широкая эрудиция и большая душевная щедрость.

Для отношения учащихся к Нине Николаевне всегда была характерна непоколебимейшая вера в неограниченные знания их педагога, в её широкую эрудицию.

Все ученики Нины Николаевны убеждены, что никто так тонко не чувствует каждое слово писателя, как она. Её искусство рассказывать биографии писателей нередко вызывало удивление: как мог педагог знать такое множество сведений о литераторе без личного знакомства с ним?

Её уроки проходили на высоком научно – теоретическом уровне, так как она в своей работе использовала разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности: наблюдение, наглядность, раздаточный материал, работу со словарями, справочной литературой.

У учителя огромная педагогическая копилка: множество разнообразных разработок уроков, внеклассных мероприятий, перфокарт, перфоконвертов, карточек, папок с дифференцированными заданиями, с материалами к сочинениям, папки с материалами по каждому писателю и т.д. С успехом учитель использовал техсредства. У неё был прекрасный кабинет, один из лучших кабинетов школы, имеющий паспорт «Образцового кабинета». (приложение №16)

Нина Николаевна на каждом уроке стремилась открыть перед учениками мир человеческих чувств, стремлений, формируя нравственные идеалы.

Не жалела она времени на обсуждение, на диспуты по теме урока, зная, что такие уроки не проходят бесследно, они формируют чувства, воспитывают человека.

Помогали в этом и читательские конференции, литературные вечера, обсуждение кинофильмов, заседания КВН, игры «Что? Где? Когда?», брейн – ринги, литературные гостиные, уроки – путешествия (приложение №17, 17 б)

Нина Николаевна учила не только школьников, но и учителей: к ней ходили на уроки, перенимали планы, заимствовали разработки, стенгазеты, сочинения ребят, альбомы.

Она читала лекции и для студентов в институте.

Занятия, проведённые Н.Н. Третьяковой на областных курсах и педагогических чтениях, получили высокую оценку слушателей.

( приложение №15 в, 15 г)

Нина Николаевна описала свой опыт работы по темам: «Развитие связанной речи учащихся», «Формирование у учащихся интереса к знаниям по русскому языку», «Обобщающие занятия по орфографии», «Предупреждение орфографических ошибок и работа с отстающими учащимися» и др.

Кафедра русского языка Омского областного института повышения квалификации работников образования подтвердил высокий методический уровень этих работ (приложение №18)

В 1994 году она первой из Называевского района получила высшую квалификационную категорию как учитель. Её профессиональная деятельность высоко оценена: неоднократно она награждалась Грамотами района, области, Министерства, значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда» ( приложения №)

Она вырастила достойную себе смену. По её стопам пошли две её дочери – Бондарькова Татьяна Викторовна и Качанова Светлана Викторовна. Обе стали филологами.

Глава №4

Бондарькова Татьяна Викторовна

Татьяна Викторовна Бондарькова – старшая дочь Третьяковой Нины Николаевны ( приложение №28, 28 б)

Она окончила Омский педагогический институт, филологический факультет в 1983 году. По распределению поехала в деревню Дурбет Называевского района. Деревенька маленькая, школа восьмилетняя. Поселилась в небольшом учительском домике вместе с директором школы. Школа от дома находилась далековато, приходилось пройти больше, чем полдеревни.

Школа занимала небольшое одноэтажное помещение и была очень уютная. Учеников в классах было немного, что её очень вначале удивило. Но учить такие классы всегда трудно. Потому что и способных учеников тоже очень мало. Коллектив учительский тоже был небольшой, но дружный. В таких коллективах все на виду. И сразу становится понятно, кто что из себя представляет.

Татьяну Викторовну приняли в коллективе хорошо. Она сразу же показала себя как принципиальный, строгий учитель, ответственно относящийся к любому порученному делу, будь то генеральная уборка школы или общешкольный вечер.

Татьяна Викторовна скрупулёзно проверяла тетради, аккуратно писала планы, серьёзно готовилась к урокам. Часто подолгу засиживалась в школе, изготовляя наглядные пособия для урока или готовясь к открытому мероприятию.

Деревня маленькая, поэтому очень быстро распространяются все новости. Ученики уважали Татьяну Викторовну. И вскоре уважение и признание она заслужила и у взрослого населения. Итогом первого года работы стала Почётная грамота за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, которой она была награждена Называевским районным отделом Народного Образования 27 августа 1984 года на районной учительской конференции. (приложение №29).

Во время отпуска. Летом 1984 года. Татьяна Викторовна поехала работать пионерской вожатой в районный пионерский лагерь имени 40 лет ВЛКСМ. Она быстро нашла подход к отдыхающим ребятам из своей группы.

Проводила с ними разнообразные мероприятия: игры, беседы, экскурсии, участвовали в соревнованиях с другими отрядами.

За активную работу в деле воспитания подрастающего поколения пионервожатая Третьякова Татьяна Викторовна награждена 7 июля 1984 года Почётной грамотой района.

В сентябре 1984 года Татьяну Викторовну переводят работать в горком комсомола инструктором по группе школ. Наблюдая за её работой в пионерском лагере. Решили, что она справится с возложенными на неё обязанностями.

А работа, действительно, была не из лёгких: ежемесячно она готовила и проводила комсомольские собрания, отвечала за сбор комсомольских взносов по школам, еженедельно ездила в командировки по школам, анализируя комсомольскую работу.

Здесь она проработала один год. И в июне 1985 года она уходит работать по предложению Александра Даниловича Четверикова, председателя ГОРОНО, в ГОРОНО.

Первые полгода она работала методистом, а затем была переведена инспектором начальной военной подготовки, физкультуры и Гражданской Обороны. Работать здесь нравилось. Ей пришлось семь лет работать с мужским коллективом. Прекрасные отношения сложились у неё с объединением военруков. Они были очень дружные, кроме того качественный состав военруков был очень сильный, материальная база по начальной военной подготовке во всех школах была очень хорошая.

Татьяна Викторовна ежемесячно проводила семинары по обмену опытом, два раза в неделю обязательно выезжала в командировки по школам. Одно плохо – в жару, в холод ли – ездили по деревням на маршрутных автобусах и на попутках.

Бывало. Возвращалась домой только под вечер, замёрзшая, простывшая.

В 1990 году на базе Называевского района проводился областной семинар военруков по обмену опытом. За отличную организацию работы по проведению кустового методического семинара военруков Татьяна Викторовна бала награждена Областной Почётной грамотой (приложение №31)

В 1992 году Татьяна Викторовна решила вновь вернуться в школу. Она переводится работать в школу № 2 города Называевска. Нагрузка в школе была очень большая – 31 час в неделю и классное руководство в 5 «А». Работать было интересно, потому что школа проводила эксперимент, и ей достались классы коррекции. Пятый «А» — сильный класс, требующий огромной подготовки учителя. За урок они успевали сделать большой объём работы. В пятом «Б» были собраны учащиеся, имеющие очень слабые учебные возможности. И опять же свои трудности в работе с таким классом. Нужно было найти подход к каждому ученику, пробудить в них желание учиться.

В 2000 году Татьяна Викторовна становится учителем первой квалификационной категории. Большую помощь в методическом плане ей оказывала её мама. Третьякова Нина Николаевна. Она помогала разобраться в трудных лингвистических вопросах, снабжала методической литературой, давала готовые разработки мероприятий.

В 2000 году, попав под сокращение, Татьяна Викторовна переходит работать в профессионально – техническое училище № 33, где и работает по сей день.

Она преподаёт русский язык и литературу и долгое время исполняла обязанности заместителя директора по учебно – воспитательной работе.

В первое время работать было очень сложно, так как толком не знала свою работу в качестве заместителя. Ведь замом работать очень даже не просто.

Нужно и за порядком в общежитии проследить. И мероприятие вовремя провести, и за порядком во дворе училища посмотреть, и проконтролировать, как мастера со своими группами воспитательную работу организуют… Это далеко не полный перечень обязанностей заместителя директора по УВР.

А ведь сколько документации нужно приготовить: разработки, справки по анализу, графики и так далее. Очень часто не хватает времени, приходится сидеть ночами, доделывая ту или иную работу.

Татьяна Викторовна сотрудничает с разными службами: с районной библиотекой, со школами, с инспекцией по делам несовершеннолетних, с районным домом культуры, с музеем. Её везде знают и принимают. Татьяна Викторовна очень коммуникабельный человек, обладающий чувством такта, большим интеллектом. Студенты уважают Татьяну Викторовну и побаиваются – очень уж строгий у них преподаватель, но справедливый.

Они охотно сотрудничают с ней: вместе к вечерам готовятся, концерты организуют — и, конечно, серьёзно готовятся к урокам.

Она достойно продолжает дело своей матери.

Глава №5

Качанова Светлана Викторовна

Идёт вечный спор о том, что считать ядром личности учителя: эрудицию или эмоциональность, богатство опыта или проницательность взгляда, сердечность или остроумие.

Мне посчастливилось быть дочерью Качановой Светланы Викторовны

( приложение № )

Все, кто у неё учился и учится, кто с ней работал, доподлинно знают, что главное в педагоге – талант общения, который позволяет открыть лучшие стороны человека и надеяться на свет, какой бы мучительной порой ни казалась жизнь.

Светлана Викторовна по – настоящему любит жизнь. Без пылких признаний и клятв. А просто, непрерывно. Может быть, потому, что любое огорчение не заводит её и её собеседника в тупик и чрезмерное негодование ей так же чуждо, как назойливость желаний. Может быть, потому, что Светлана Викторовна, где бы ни была, умеет заметить смешное, весёлое и трогательное.

Она умеет прощать промахи, обиды не от снисходительного сознания малости, слабости людей, а от того, что помнит каждое доброе дело, кем – то сделанное.

И поэтому люди очень разные, порой враждебные друг другу, ценят Светлану Викторовну и дружат с ней.

Вопроса о том, кем быть, моя мама перед собой не ставила, а как – то ещё со школьной скамьи как само собой разумеющееся воспринималось ею то, что её будущее связано со школой.

Окончив сначала Муравьёвскую восьмилетнюю, затем старшие классы в школе №2 города Называевска она поступает в 1981 году на филфак Омского педагогического института. Учится охотно, получая повышенную стипендию.

На 2 курсе её обучения в школу № 2 на имя директора от замдекана факультета пришло благодарственное письмо за воспитание и обучение.

Оно было обнародовано на школьной линейке, прочтено на педсовете школы.

В характеристике, данной с института, сказано, что «у Светланы есть очевидные филологические способности как в дисциплинах лингвистических, так и литературоведческих»

После института в 1985 году мама по распределению поехала работать в Называевский район. Её направили работать в Старинскую среднюю школу.

Проработала она в ней полтора года. Как человек общительный, она быстро познакомилась с коллективом, приготовила кабинет к началу учебного года. На первом педсовете ей дали очень большую нагрузку: 24 часа в неделю, классное руководство, ставку организатора внеклассной работы и 0,5 ставки воспитателя интерната.

Целыми днями Светлана Викторовна находилась в школе и только вечером возвращалась домой. А здесь ещё и общественная работа: назначили руководителем политзанятий с комсомольцами совхоза.

Школа тогда брала подряд в совхозе. Старшеклассники взяли группу молодняка на откорм.

И Светлана Викторовна вместе с ребятами работала на ферме: будила по утрам тех, кто просыпал на работу, следила за порядком на базе. Работы было очень много. Но со всем справлялась, так как рядом был опытный наставник – её мама, Третьякова Нина Николаевна, которая подсказывала и как правильно план урока составить, и как документацию оформлять.

Вскоре на уроки к Светлане Викторовне стали ходить учителя, она делилась опытом и с молодыми, и со стажистами.

В середине 1986 года, когда мама Светланы Викторовны тяжело заболела, её перевели в Муравьёвскую среднюю школу.

Её первые ученики – Мартынов В., Темиртасов Ж., Литвинова С. и другие учащиеся.

А её первое классное руководство – 7 класс: Ильюшкина Таня, Атрощенко Алёша, Обухова Оксана, Шадура Коля и другие.

И опять большая нагрузка: уроки русского языка и литературы, факультативы, заучество. Днями пропадает Светлана Викторовна в школе.

И опять рядом её мама Нина Николаевна. Даёт советы, учит, показывает. Вскоре Светлана Викторовна завоёвывает авторитет у учеников, родителей и учительского коллектива. Она активно участвует во всех школьных делах: вместе со своим классом участвует во всех конкурсах, соревнованиях, смотрах, ходит на экскурсии и в походы, ставит концерты в клубе и на ферме, читает лекции родителям и учительскому коллективу.

За активное участие в пропаганде литературного педагогического наследия А. С. Макаренко в 1988 году награждена Почётной грамотой Центрального Правления Всесоюзного Общества любителей книги.

Вскоре своим опытом работы по использованию передового педагогического опыта стала делиться не только с коллегами по школе, но и районе. В 1991 году коллектив школы доверяет ей отстаивать честь школы в конкурсе «Учитель года». Сохранились отзывы родителей, учащихся, представление администрации школы, отзыв профсоюзного комитета школы, направленные в Называевский комитет по образованию для характеристики учителя, участвующего в конкурсе. И Светлана Викторовна не подвела школу.

Она заняла первое место в конкурсе «Лучший урок» и второе общекомандное место в защите технологии и представлении учителя. За участие в конкурсе ей была присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель».°

Неоднократно Светлана Викторовна давала открытые уроки на районном методическом объединении и получала отличные отзывы коллег и руководителей районного методического объединения. Через каждые пять лет она повышала свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, с обобщением опыта выступала перед студентами ОГПИ.

В 1999 году награждена районной Почётной грамотой, в 2001 году Почётной грамотой Главного Управления образования Администрации Омской области за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся, в 2005 году – Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году ей была присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель».

В 2009 году Светлана Викторовна приняла участие в конкурсе лучших учителей в рамках Национального проекта «Образование» и стала одним из победителей этого конкурса.

В 2010 году исполняется 25 лет педагогической деятельности Светланы Викторовны. Она известный в комитете по образованию человек. И её опыт нужен людям. Она с готовностью передаёт его коллегам, участвуя в семинарах, давая открытые уроки, мастер – классы. На протяжении многих лет она является руководителем методического совета школы. У неё учатся молодые специалисты, бывают на практике студенты Исилькульского и Тюкалинского педагогических колледжей.

Она дала путёвку в жизнь многим молодым людям. Её выпускники – это учителя и медики, военные и научные сотрудники, агрономы и трактористы. Филологический факультет окончили за последние 5 лет Суппес Арина, Жданова Наталья.

Добрая, обаятельная, весёлая. Её любят и уважают ученики. А мы, её дети, гордимся своей мамой, хотя у неё очень мало времени остаётся на нас. У неё столько работы! Со стороны кажется, что она никогда не устаёт. Но это только кажется.

Заканчиваются уроки, потом зачёты, консультации, спецкурсы. Поздно уходит Светлана Викторовна из школы. А впереди проверка тетрадей, подготовка к урокам, раздумья о прожитом дне. Но не жалуется на судьбу учительница. Радостно встретит она и завтра, и всегда своих учеников, потому что её жизненный и профессиональный принцип — хочешь владеть ребячьими душами – отдай свою.

Вот уже 25 лет она отработала в школе, из них 20 лет исполняла обязанности заместителя директора школы по учебно – воспитательной работе.

Сколько себя помню, мама всегда с книгой в руках или с тетрадями.

Моя старшая сестра Качанова Олеся Васильевна тоже учится заочно в педагогическом институте и работает в нашей школе старшей вожатой, а мама ей помогает и в учёбе, и в работе. Подсказывает, как подготовить и провести то или другое мероприятие или как организовать самоуправление в школе.

Так и продолжает жить династия Третьяковых.

Заключение

Во вступлении к реферату я кратко определила её основную цель: используя, главным образом, свои наблюдения, воспоминания, анализируя документы, более ярко охарактеризовать личность передового учителя.

Я видела важнейший смысл поставленной перед собой цели в том, чтобы о династии Третьяковых узнало как можно больше людей, а также, чтобы их трудовая педагогическая деятельность послужила примером для молодых людей, желающих овладеть сложным и ответственным делом обучения и воспитания детей и юношества.

В реферате я рассказала о нескольких, на мой взгляд, интересных людях, вся жизнь которых, все силы ума и души посвящены воспитанию подрастающих поколений.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap