Исследовательская работа Откуда к нам пришли прозвища



МБОУ Сорская основная общеобразовательная школа №2 им. Толстихиной Ю. Н.

Прозвища ,
их происхождение

Автор: Марочкина Анастасия,

ученица 6 класса А МБОУ СООШ №2им. Толстихиной Ю. Н.

Республика Хакасия

Город Сорск

Руководитель: Шахназарова Анжела Ардашировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.

г. Сорск.

2012 год

Оглавление.

1. Вступление стр. 3

2. Глава 1. Значение слов и анкетирование стр. 3 — 5

3. Глава 2 Когда появились первые прозвища? стр. 5-7

4. Глава 3. Прозвища великих людей стр. 7-8

5. Глава 4. Как бороться с прозвищами стр. 8-9

6. Заключение стр. 9

7. Использованная литература стр. 10

8. Тезисы к работе стр.11

Вступление.

Разрешите представиться. Меня зовут Гречук Татьяна. Я учусь в 6а классе.

Наш класс довольно дружный, мы вместе учимся с первого класса. Меня больше всего поражает, что в нашем классе клички и прозвища заменили имена и фамилии. Почему так? Я решила разобраться в этом вопросе.

Мне очень интересно узнать, что такое прозвище, как прозвища появились в языке и можно ли искоренить это явление.

Все эти вопросы, на которые я захотела ответить, стали для меня началом работы над рефератом.

На мой взгляд, эта тема актуальна в наши дни. Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в школе. Ученики в проведенном анонимном опросе: «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается».

Объектом моего исследования стали прозвища и их происхождение.

Работая над темой, я поставила для себя следующие задачи:

Обратиться к словарям и определить, что такое прозвище, чем оно отличается от фамилии, имени, клички:

Провести анкетирование в моем классе и определить отношение моих одноклассников к данной проблеме;

Изучить признаки, по которым даются прозвища, объединить их в группы;

Изучить историю появления прозвищ .

Подумать, как можно с прозвищами бороться.

В заключительной части работы сделать выводы и придумать советы, как можно предотвратить появление прозвищ.

Основная часть.

Значение слов и анкетирование

Прежде чем начать мое исследование по теме, я обратилась к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова, чтобы найти нужные мне понятия, и выяснила

Прозвище, — а, ср. Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте, свойству. Пример: обидное прозвище.

Дразнить – 1. кого (что). Злить, умышленно раздражая чем – нибудь. Дразнить собаку.

Кличка, — и, ж. 1. Имя домашнего животного.

2. Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.). Пример: обидная кличка. Дать кличку кому – нибудь.

Обида, — ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Пример: терпеть обиды. Не в обиду будь сказано.

Агрессия, — и, ж. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территории и насильственного подчинения своей власти.

Мы считаем, что должно существовать и такое понятие, как причинение обиды словом.

Конечно, дразнение – это проявление агрессивности. По – латински «аg» — приставка, «gress» — корень, все вместе по-русски будет «приступ» или лучше «наступление, как говорят сейчас, «наезд». Итак – нападение на личность или на ее поведение.

Познакомившись с понятиями, я решила провести в классе анкетирование.

Ребятам были предложены следующие вопросы:

Ваш пол: женский – мужской.

Укажите ваш возраст:

Как вы относитесь к прозвищам, дразнилкам (положительно, отрицательно, равнодушно).

Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии (да – нет).

Было или есть у вас прозвище? Дразнили вас? (да – нет).

Назовите ваше прозвище или дразнилку.

Как вы на это реагируете (обижаюсь, не обращаю внимания, отвечаю тем же, другое).

Назовите прозвища, какими вы называете знакомых ребят или как их дразните.

С чем связаны эти прозвища (с фамилией, с именем, с особенностями фигуры, с особенностями внешности, с характером, с поведением, другое).

Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы вас не дразнили и отстали?

Результаты анкетирования я представила в диаграммах.

Всего в анкетировании приняло участие 27 учеников, из них девочек- 14, мальчиков – 13

На вопрос Как вы относитесь к прозвищам , ответили положительно 1, равнодушно – 22 , отрицательно – 4

Меня поразило, что большинство ребят относится к этому равнодушно. В чем причина?

На вопрос « Считаете ли вы прозвища проявлением агрессии?» да ответили – 2, нет – 25

Получается , что мои одноклассники привыкли придумывать прозвища и дразнилки друг для друга. Но ведь так не должно быть!

Я выяснила, что прозвища есть у всех. На вопрос, как на это реагируют, все ответили так обижаюсь – 1, не обращаю внимания – 10, отвечаю тем же – 6 , другое-10

Выписав все прозвища моих одноклассников, я распределила их по группам, которых получила 7:

1)Прозвища, связанные с фамилией:

Лук (Лукин),

Крупа (Крупица),

Лютик (Лютаева),

Полено (Повленко),

Муха (Мухин).

Баран ( Баринова)

Троязычка ( Троязыкова)

Поляна ( Полев)

Шурик ( Шуров)

Сено (Сенокосова)

Юшка ( Юшкова )

Гречка ( Гречук)

Косточка ( Кастюкова)

Окунь ( Окунев)

Кириешка ( Кириленкова)

Саранча ( Саранди)

2)Прозвища, связанные с именем:

Ленчик (Лена),

Серый (Сергей),

Федот (Федя).

3)Прозвища, связанные с особенностями фигуры и внешнего вида:

Килька, Чебурашка, Пончик, Толстый, Заяц. Гоблин, Коротышка, Рыжий, Конопатый, Кащей, Батон, Бочка

4)Прозвища, связанные с характером:

Чурка, Лошарик, Чукча, Кузнечик

5)Прозвища, связанные с действием, характером для данного человека:

Смола, Трактор, Терминатор. Тормозилка

6)Прозвища, связанные с названиями животных, птиц и т. д.:

Гусь, суслик, скунс.

7)Прозвища с неясной этимологией:

Братка, тачка, балка, гонщик.

8) Ассоциативные прозвища

Трава ( Зеленская), Мальвина ( за тонкий голос), Ботаничка ( хорошо учится), Афоня

( намек на фамилию)

Я сделала вывод: у всех ребят в нашем классе есть прозвища

Глава 2

Когда появились первые прозвища?

Мне стало интересно, а когда появились первые прозвища?

Я выяснила, что сначала на Руси были только клички и прозвища. Они давались по внешнему виду, по какому-то значительному жизненному случаю или по характеру человека. Эти прозвища были неблагозвучными: Брюшина (из — за большого живота), Бузга (болтун), Базан (крикун), Реут (басистый), Искарь (вырванное с корнями дерево), Короста (трудный, необщительный). Они также происходили от названий животных и растений, отражали порядок появления новых членов семьи и отношения к ним — Косой, Рябой, Бел, Мал, Буян, Молчан, Любим, Козел, Комар, Ждан, Волк, Заяц, Первуша. Со временем эти прозвища стали восприниматься как имена.

   Почему наши предки давали такие неблагозвучные имена? Зачем они им понадобились? Ответ на эти вопросы даёт писатель Л. В. Успенский, написавший книгу «Ты и твое имя»:    «… Родилось дитя. Никто не удивится, если отец и мать захотят выбрать ему такое имя, в котором бы отразились их радость, нежность, любовь. Но ведь дети, являясь на свет, доставляют не одну только радость. Появилось такое сокровище, и юные родители вдруг замечают, что хлопот и забот оно принесло куда больше, чем забавы. При его «наречении» на ум приходят не совсем благодушные имена. В древних грамотах поминутно встречаются и Неупокой, и Шумило, и Томило, и даже Крик и Бессон. Эти имена выражают не злобу, не досаду, не неприязнь, — скорее смесь нежности и отчаяния. Конечно, их давали детям любящие, но трудно живущие матери.



   А как же быть с теми именами, которые как будто прямо выражают дурное отношение к ребенку: Нелюб, Ненаш, Нехорошей, Болван, Кручина? Что думать о родителях, которые способны так называть свое дитя? Нечего греха таить, были в старину семьи, для которых каждый новый их член, по горькой нищете, по голодной жизни, и на самом деле оказывался Нежданом и Нечаем, сущей Докукой, настоящей Бедой. Может быть, иногда поэтому его так и называли. Но чаще причины были совсем другими. Наши предки были суеверны. Они очень боялись «глаза», вредоносного действия чужих или своих похвал. Им казалось, назвать ребенка красивым, нежным или горделивым именем, — это значит привлечь к нему гибельное внимание целой армии подстерегающих человека врагов — злых духов. Назовут мальчишку Красавчиком, а бес тут как тут: разве ему не лестно завладеть таким прелестным ребенком?! Услыхав же про маленького Хворощу, Опухлого или Гнилозуба, кто на них польстится? И под прикрытием обманного имени-оберега дитя будет спокойно расти и процветать. Этот обычай очень древен, и свойственен он был далеко не только нашему народу. Ведь имя Аполлон некогда значило «погубитель», Архип — «начальник коней»; редкое имя Коприй переводится как «навозный жук». Словом, надо иметь в виду: очень многие неблагозвучные, сердитые и обидные имена на самом деле были словесными талисманами: они защищали своего носителя от враждебных таинственных сил.

С того мгновения, как слово становится именем, оно в какой-то мере перестает значить что-либо. Имя Слава, но это совсем еще не значит, что им обязательно можно гордиться.

Теперь очень большие семьи — сравнительная редкость; несколько столетий назад они были правилом. В доме, где рождается десятый или одиннадцатый сын, не так-то легко выбрать для него удачное и подходящее имя. Вероятно, поэтому так много нам известно людей с именами-номерками: Первуша, то есть «первый сын», Вторак, или Второй, Третьяк, Четвертой, Пятой и так далее, до Десятого включительно. Этим фактом объясняется, что у нас сейчас так распространены фамилии вроде Первушины, Второвы, Третьяковы, Девятовы.»

С принятием на Руси христианства изменились и прозвища. Теперь при крещении людям стали давать так называемые «крестильные» имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых, помещенного в святцах — церковном календаре.  . Поэтому календарные имена называли греческими,. Большинство календарных имен быстро приспосабливались к русскому произношению. Иоанн превратился в Ивана, Георгий — в Юрия и Егора, Иаков — в Якова. Позже стали давать имена, принадлежавшие русским князьям, причисленным церковью «к лику святых»: Владимир, Борис, Глеб, Всеволод, Игорь, Святополк.

Календарные имена были необычны и непривычны для населения и распространялись с большим трудом. Народ не видел в них никаких преимуществ. Поэтому в миру использовались старые имена, которые, в противоположность имени, полученному при крещении, назывались «мирским именем» или «прозвищем».

Л. В. Успенский пишет:

«Горностай и Грязка, и даже Износок или Опухлой, были ничуть не кличками, не прозвищами, не «дразнилками», а самыми настоящими именами. Их признавал тогда за имена весь народ, возражала одна только церковь. Но так как церковь все время продолжала яростно бороться против последних, то мало-помалу на них лег запрет. Их действительно начали рассматривать как что-то незаконное, как насмешливые клички. В XVII веке мирские имена попали в немилость.»

Интересно то, что прозвища в старину были синонимом имен. Фамилии появились намного позднее. Их происхождение тоже связано с прозвищами.

В наши дни никому не придет в голову назвать своего ребенка так. как называли в старые времена. Сегодня прозвища — важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем.

У меня есть маленький братик Влад. Пусть ему пока ещё год, но у него уже много прозвищ. Мама называет его «помпуся» , «огонёк». Папа называет его «гречучонок».Я называю его «лапочка» , «малышка».Дима называет его просто «Владюська». Но как возникают прозвища? Хороший пример, как придумывали прозвище одному мальчику, описан в одном из рассказов “В пору весенних экзаменов мальчишки удостоили Джима прозвища. Они предприняли несколько попыток, пока, наконец, не удовлетворились. Сначала попробовали звать его Гусаром, намекая на его армейские повадки, некоторую безобидную грубоватость и склонность к прогулкам в одиночестве. Но прозвище Гусар не прижилось. Тогда был испробован Пират, потом — Гуляш, отчасти навеянный его страстью к мясным блюдам, отчасти его безупречным французским. Но и Гуляш их не удовлетворил: этому прозвищу недоставало намека на его скрытую силу. Наконец они остановились на прозвище Рино (Носорог). Оно отчасти было навеяно его любовью к физическим упражнениям, которую они не могли не заметить. Рано поутру, ежась под холодным душем, они видели, как он с рюкзаком за спиной возвращается с утренней прогулки. А поздно вечером они видели в окне силуэт Рино, боксировавшего с тенью…»

Глава 3

Прозвища великих людей

Многие великие имели прозвища, об этом я читала в книгах Был у Пушкина лицейский друг -Вильгельм Кюхельбекер, по происхождению немец.

Но он его, родившийся в России, немцем себя не считал. В 1809 году, после смерти отца, семья Кюхельбекеров осталась почти нищей, и только благодаря хлопотам Барклая-де-Толи, мальчик смог поступить в только что открывшийся Царскосельский Лицей, где учился вместе с Пушкиным, Пущиным, Дельвигом, Яковлевым.

Долговязый, нескладный, застенчивый, робкий, Кюхельбекер сразу же получил в лицее прозвище – Кюхля, так напоминающее русское слово «рохля».Худоба , длинный нос, простодушие и вспыльчивость, нескладные стихи – это выделяло Кюхлю из среды товарищей, и   лицеисты посмеивались над  своим товарищем, не всегда понимающим, когда над ним смеются. Но в то же время его любили все за умение крепко и верно дружить и приходить на помощь в самую нужную минуту, забывая обиды.

Насмешливый Пушкин часто потешался над незадачливым Кюхлей, и первый вступался за него, когда товарищи слишком уж усердствовали в своих насмешках.

Добрый и мягкий, обладающий чувством справедливости и высокого понятия чести, Кюхельбекер до конца остался верен своим товарищам, участвовал в заговоре декабристов и стрелял на Сенатской площади в великого князя Михаила Павловича. Приговоренный к смертной казни, он был помилован, по просьбе того самого великого князя Михаила Павловича, в которого он дважды стрелял из своего, как смеялись после остряки, «не стреляющего» пистолета: оружие дважды дало осечку. Пушкин не забывал о нем — посылал письма, книги, старался помочь. В своих письмах прославленный поэт по-прежнему называл своего друга Кюхлей, и теперь это звучало ласково, трогательно и совсем не насмешливо.

Прозвище Пушкина.

Даже у А. С. Пушкина было прозвище .Пушкина называли «французом» за отличное владение языком .Сам же он любил ,если его называли «егозой» потому ,что он был непоседлив.

Многие прозвища стали псевдонимами. .

Глава 4

Как бороться с прозвищами?

Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе. Двое друзей или, скажем, небольшая группа приятелей могут иметь особые прозвища друг для друга, которые не позволено использовать больше никому, но в более широкой группе они в соответствии с ситуацией используют иные прозвища. Система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в жизни детей. Вот, по ее мнению, основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить.

2.Желание привлечь к себе внимание

3 Желание поиграть

4. Желание спровоцировать (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

5 Желание пошутить (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить

6. Желание самоутвердиться.

7.Месть (обиженный начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

4.Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Как противостоять появлению прозвищ? Я, прочитав советы психолога, решила их перечислить.

Совет 1. Не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях можно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?» Тот, кто обзывается, ждет ответной реакции ( обиды, злости,) Не поддавайтесь на это. Не обращайте внимания.

Совет 2. Объясниться. Можно спокойно сказать: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?» Одного мальчика (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек ответил: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это произвело такое впечатление на агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Совет 3. Отговориться. Можно в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Отговорки для этого конечно же существуют .Единственное , что требуется – достать вовремя нужный текст из закромов памяти и громко , напористо его прокричать так , чтобы он попал в обзывальщика:. Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — ключ у меня, кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

3) Шел крокодил, Твое слово проглотил, А мое оставил!

 4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) Говоришь на меня – Переводишь на себя!

6) А я лесенку поставлю , И все буквы переставлю!

Конечно, такие отговорки используют для самозащиты хоть в детском , хоть в подростковом возрасте.

Заключение

Нас, школьников, прозвища очень интересуют: у всех нас они есть или были .Эта исследовательская работа помогла мне узнать, какие бывают прозвища , как их избежать и многое другое. Так же я поближе узнала своих одноклассников, а именно: как они относятся к своим прозвищам, считают ли они прозвища проявлением агрессии, и т. д. Меня поразило то, что только одна из моих одноклассниц обижается на своё прозвище. В ходе исследовательской работы я выявила виды прозвищ по их происхождению и систематизировала их по группам.

Я сделала следующие выводы:

1. Все мои одноклассники имеют прозвища

2. Прозвища с древности связаны и с характером, и с внешностью и с другими факторами

3 Можно избежать прозвищ, если следовать советам психолога

Поставленной цели я достигла. Заинтересовавшись данной проблемой, я решила написать проект « Как избавиться от прозвищ» и выступить с ним на школьном конкурсе проектов.

Использованная литература:

С. И Ожегов Словарь русского языка. М, « Русский язык», 1986г

Словарь Иностранных слов под редакцией В.В. Иванова, М., « Просвещение», 1983 г

Энциклопедический словарь Славянская мифология под редакцией В Я Петрухина, М, 1995 г

Л. Успенский Ты и твое имя, Лениздат, 1987г

И Пущин Записки о Пушкине, 1956 г

В.Г. Дмитриев Скрывшие имя свое. М., « Наука», 1977г.

М В Осорина Как противостоять кличкам и «дразнилкам» Книга для родителей. 1999 г

.

Тезисы к исследовательской работе « Прозвища, их происхождение»

Автор: Марочкина Анастасия, ученица 6 класса МБОУ СООШ №2им. Толстихиной Ю. Н. Республика Хакасия, город Сорск

Руководитель: Шахназарова Анжела Ардашировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.

Что такое прозвище? Как прозвища появились в языке и можно ли искоренить это явление? Эти вопросы, на которые я захотела ответить, стали для меня началом работы над рефератом.

На мой взгляд, эта тема актуальна в наши дни. Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в школе. Объектом моего исследования стали прозвища и их происхождение.

Работая над темой, я поставила для себя следующие задачи:

Обратиться к словарям и определить, что такое прозвище, чем оно отличается от фамилии, имени, клички:

Провести анкетирование в моем классе и определить отношение моих одноклассников к данной проблеме;

Изучить признаки, по которым даются прозвища, объединить их в группы;

Изучить историю появления прозвищ .

Подумать, как можно с прозвищами бороться.

В заключительной части работы сделать выводы и придумать советы, как можно предотвратить появление прозвищ.

Прежде чем начать мое исследование по теме, я обратилась к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова, чтобы найти нужные мне понятия. Затем я решила провести в классе анкетирование.

Я выяснила, что прозвища есть у всех. Выписав все, я распределила их по 7 группам: прозвища, связанные с фамилией, с именем, с особенностями фигуры и внешнего вида. с характером, с действием, характерным для данного человека, с названиями животных, птиц, с неясной этимологией и ассоциативные прозвища

Обратившись к истории, я выяснила, что сначала на Руси были только клички и прозвища.. Эти прозвища были неблагозвучными. С принятием на Руси христианства изменились и прозвища. Теперь при крещении людям стали давать так называемые «крестильные» имена. Эти имена давались из строго определенного списка имён святых, помещенного в святцах — церковном календаре.  Интересно то, что прозвища в старину были синонимом имен. Фамилии появились намного позднее.

В наши дни никому не придет в голову назвать своего ребенка так. как называли в старые времена. Сегодня прозвища — важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Многие великие люди тоже имели прозвища, об этом я читала в книгах

Многие прозвища стали псевдонимами.

Я изучила основные причины обзывания детьми друг друга. Как противостоять появлению прозвищ? Я, прочитав советы психолога, решила их перечислить. Больше сего мнне понравился Совет « Отговориться» Оказывается, существует много интересных

отговорок.

В ходе исследовательской работы я выявила виды прозвищ по их происхождению и систематизировала их по группам.

Я сделала следующие выводы:

1. Все мои одноклассники имеют прозвища

2. Прозвища с древности связаны и с характером, и с внешностью и с другими факторами

3. Можно избежать прозвищ, если следовать советам психолога



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap