Исследовательская работа областного конкурса Путь на Москву Подвиг нижегородского опол



План

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава I. Путь нижегородского ополчения- маршрут участников акции «Алтарь Отечества»………………………………………………………4

I.1.Нижний Новгород- начало славного пути………….. 4

I.2. Балахна………………………………………………….. 5

I.3. Пурех, Юрьевец,Решма,Кинешма…………………… 5

I.4. Кострома………………………………………………… 6

I.5.Ярославль…………………………………………………..7

I.6. Ростов Великий, Переславль Залесский……………..7

I.7. Троице-Сергиев монастырь……………………………. 8

I.8. Москва……………………………………………………. 8

Заключение………………………………………………………………… .10

Список литературы…………………………………………………………12

Приложения…………………………………………………………………13



Введение

Смутным временем, лихолетьем названо отечественными историками начало XVII века. Россия переживала тяжелейшую пору, ей грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, вольные «шиши», разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Смоленск был взят польским королем Сигизмундом. Великий Новгород захвачен шведами, изменные бояре присягнули сыну Сигизмунда Владиславу и сдали Москву вероломной шляхте. В Речи Посполитой уже праздновалась победа Белого польского орла над двуглавым российским орлом. Многие тогда в российском народе «шатались умом и душой», личность и жизнь человеческая не имели цены и защиты.И вот в эту гибельную пору нашлись на родной земле силы, которые, собравшись и сплотившись под девизом «Купно за едино!» («Вместе за одно!»), взялись спасти Отечество. Оплотом этих сил стал Нижний Новгород, вождями — земский староста Кузьма Минин и ратный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Из Нижнего Новгорода они направили ополченскую рать к Москве, чтобы вызволить ее и очистить государство от лиходеев и изменников. Путь, которым следовало на вызволение Москвы и Отечества от иноземных захватчиков в 1612 году народное всесословное ополчение Минина и Пожарского, — это путь доблести и славы российской, путь чести и мужества, крестный путь Отечества к независимости и упрочению. Цель культурно — патриотической акции, зародившейся в наши дни, содействовать единению народа во благо России, привлечь всеобщее внимание к великим духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому и его святыням, продемонстрировать во всей силе, многообразии и красоте достижения российской культуры, размах народного творчества. Акция — это средство и возможность приобщить соотечественников к духовному наследию предков, возвысить национальное достоинство, стимулировать желание помочь Родине созидательными деяниями.

Цель моей работы- проследить путь нижегородского ополчения 1612 года через маршрут культурно -патриотической акции «Алтарь Отечества»,показать достижения российской культуры, размах народного творчества в городах России.

Объект исследования- культурно- патриотическая акция « Алтарь Отечества»

I.Путь нижегородского ополчения- маршрут участников акции «Алтарь Отечества».

I.1.Нижний Новгород- начало славного пути

Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль Залесский, Троице-Сергиеву лавру и завершился в Москве. Главной святыней ополчения, начиная с Ярославля, стала Казанская икона Божией Матери. С образом пресвятой Богоматери ополчение вступило в бой под стенами Московского кремля, с этой чудотворной иконой был свершен крестный ход во имя победы после взятия штурмом Китай-города 22 октября (4 ноября), и победа не заставила себя ждать. По указу царя Алексея Михайловича с 1649 года славный день 4 ноября стал праздничным «во всех городех, по вся годы».Нижний Новгород — начало славного пути. Память о героических предках хранят башни и стены нижегородского кремля, храм Архангела Михаила, воздвигнутый в честь ратной победы ополченцев Минина и Пожарского, обелиск над Волгой народным героям. Места вокруг этих памятников старины освящены знаменами нижегородских ополчений 1812 и 1854 годов, у стен кремля давали клятву до последней капли крови защищать родину от фашистских захватчиков воины Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Теперь все эти поколения доблестных ратников, незабвенных защитников Родины сомкнули ряды в нашей памяти, в памяти народа. Начало культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества» было положено 21 мая 2001 года, и тем самым открывалась новая страница в познании родной земли, ее героического прошлого. Участников акции, собравшихся у обелиска Минина и Пожарского, благословил и напутствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Были помянуты имена святителей, которые вдохновляли наших предков: Сергия Радонежского и патриарха Гермогена, игумена Печерского монастыря Феодосия и протопопа Саввы Ефимьева, с которым был в дружбе Кузьма Минин. С воодушевлением двинулись в первый поход по маршруту, проложенному ратниками Минина и Пожарского, участники акции «Алтарь Отечества». Акция была продолжена и в последующие три года, ее приурочивали к осеннему празднованию Казанской иконы Божией Матери.1

______________________________________________________________

1. Акция Алтарь Отечества-wikipedia.ru

I.2. Балахна

Первая остановка нижегородской рати была в Балахне, здесь же делают первый привал и участники акции. Раскинувшаяся вдоль волжского берега Балахна особо почитает Кузьму Минина — он здешний уроженец. Самый большой его почитатель — старейший краевед Евгений Николаевич Силаев создал первый в России народный музей Нижегородского ополчения. По его почину воскрешена традиция ежегодно отмечать 21 мая, как День памяти великого патриота-земляка Кузьмы Минина. Именно в этот день в 1916 году император Николай прислал поздравительную телеграмму в Нижний Новгород, оповестив, что тронут «горячими чувствами преданности и готовности нижегородцев следовать заветам своего славного согражданина в деле борьбы с врагами родины».В Балахне сохранилась Никольская церковь, где, по преданию, бывал Минин; здесь могут показать остатки пруда, не случайно, по всей вероятности, названного Мининским, и место бывшей воеводской избы, в которой ночевали во время остановки своей рати Минин и Пожарский.

I.3. Пурех, Юрьевец, Решма, Кинешма

Следующий короткий привал — село Пурех, бывшая вотчина князя Пожарского, которую он получил в награду от царя Михаила Федоровича за ратные заслуги по освобождению Москвы. В Пурехе сохранилась Преображенская церковь, построенная на средства князя; в ней долгое время находилось знамя ополчения 1612 года, а также другие древности. 11 июня 1998 года в селе был установлен памятник Пожарскому, созданный нижегородским скульптором П.И. Гусевым. От Пуреха путь лежит снова к волжскому берегу — к старинному Юрьевцу. «Град на горе» — так называли летописи Юрьевец. С его высот открывается широкий простор разлившейся Волги, и дух захватывает от этого вольного простора. Издревле Юрьевец, основанный великим князем Юрием Всеволодовичем, славился как неприступная крепость. И он подтвердил свою славу в 1609 году, когда его защитники одержали «преславную победу» над польским воеводой Лисовским. На старой Торговой площади юрьевчане встречали ополчение Минина и Пожарского. В честь героев 1612 года в городе была построена на средства посадских людей Богоявленская церковь, которая стоит по сей день.Недалеко от Юрьевца в селе Решма ополченцы останавливались на ночевку. Здесь рать пополнилась новыми силами. С делегацией города Кинешмы участники акции «Алтарь Отечества» по обычаю встречаются на центральной площади у часовни, построенной возле братской могилы воинов, павших в схватках с конницей пана Лисовского. В конце весны 1609 года неприятеля встретил в бору на Лухской дороге воевода Федор Боборыкин с несколькими сотнями ратников. Бой разгорелся жестокий и не утихал до самых сумерек. Боборыкин погиб. 26 мая более тысячи врагов окружили кинешемский дубовый острог. Все защитники полегли смертью храбрых, а храм Спаса Преображения, где затворились старики, женщины и дети, изверг Лисовский безжалостно спалил. Помня о подвиге предков, кинешемцы ежегодно проводят обряд поминовения у часовни на Лухском тракте, неподалеку от «Машзавода» и у часовни в центре города. В марте 1612 года поклонились могилам кинешемских героев ополченцы из нижегородской рати. Город присоединил к Минину с Пожарским своих воинов и отдал свою казну. Доверенным лицом от кинешемцев у Минина стал знаменитый крестьянский предводитель Федор Ремень. Красные гвоздики участников акции «Алтарь Отечества» пламенеют на братских могилах героических предков.

I.4. Кострома

Время пребывания в Костроме уплотнено до предела. Славилась Кострома во все века. Не подкачали ее жители и в смутную пору, изгнав своего изменного воеводу и широко распахнув ворота перед нижегородскими ратниками. Встречи участников акции с костромичами многолюдны и сердечны. В Костроме вспоминается беззаветный подвиг Ивана Сусанина, своей героической гибелью под саблями врагов явивший верность Отечеству, православию и государю. Герой был воспет гениальным композитором Глинкой. Кострома гордится, что поддержала в решительную минуту нижегородцев, присоединившись к Минину и Пожарскому своим ополчением. Костроме выпала честь принять под свой покров мать и сына Романовых, а затем посольство всей русской земли, явившееся в Ипатьевский монастырь, чтобы позвать юного Михаила на царство. Известный костромской писатель Вячеслав Шапошников в очерке о Костроме знаменательно написал: «Какая это великая опора душе человеческой — национальная историческая память! Как благотворно и здраво для нас радостное ощущение нераздельности, слиянности с тем, что «прежде было»!..Краеведы, историки, педагоги, учащиеся и ветераны Великой Отечественной воодушевленно поддерживают акцию «Алтарь Отечества», присоединяясь к ее нижегородским участникам на совместных встречах, патриотических выступлениях и концертах. Незримое присутствие предков помогает найти смысл и благотворность поступков, направленных на служение родной земле.1

_______________________________________________________________

1.  Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. Издательство «Искусство», М., 1987.

I.5.Ярославль

Ярославль привлекает гармоничным сочетанием старины и новизны. Этот город, краса Волги, сохранил великолепные творения русских зодчих, устремленные изящными куполами в небо храмы. Вот уж где поистине торжество православия, его благолепия и величественности. Берега Волги и Которосли, Спасо-Преображенский монастырь, Успенский собор, где когда-то стояли на молитве Минин с Пожарским, бережно собранные в музеях старые иконы, оружие, предметы быта далеких времен, наконец — предание о когда-то хранимой в монастыре рукописи «Слова о полку Игореве», к сожалению, истребленной московским пожаром в 1812 году, вызывают душевный трепет и рождают чувство причастности к «делам давно минувших дней».Все время, то есть несколько месяцев, когда ополчение стояло и собирало ратные силы тут, Ярославль, по сути, был столицей русского государства, полновластно управляя окрестными и дальними, аж до самой Сибири, городами и весями от имени Совета всея земли. Отсюда рассылались гонцы с призывными грамотами, здесь денежный двор чеканил монету, сюда стягивалось вооружение и продовольствие. Именно в Ярославле был сделан список (копия) Казанской иконы Божией Матери, с которым 28 июля (по ст. стилю), отслужив молебен и окропив освященной водой хоругви и знамена, двинулась на Москву многократно усиленная ополченская рать. В ее рядах были не только русские, но и казанские и сибирские татары-лучники, башкирские и марийские стрельцы, служилые люди из немцев и литвы. Русь собрала свои последние силы и поднялась заедино.У современного обелиска, вставшего напротив широких ворот Спасо-Преображенского монастыря, участники акции склоняют головы в память об ушедших на смертный бой ополченцев.

I.6. Ростов Великий, Переславль Залесский

Путь ведет к Ростову Великому с его могучим Успенским собором и знаменитой звонницей. Недалеко от Ростова в келье Борисоглебского монастыря преподобный старец Иринарх благословил Минина и Пожарского идти на Москву и вручил им поклонный крест — символ одоления врага.В доме культуры Ростова Великого местные краеведы с гордостью рассказывали о славных страницах истории своей земли, называли имена героев далеких и близких времен. Вместе с участниками акции «Алтарь Отечества» ростовчане отсюда провожали призывников на службу в армию, посвятив им целое патриотическое представление, где не последняя роль отводилась приехавшим нижегородцам. Совместные выступления и концерты здесь стали традицией. Из Ростова, следуя неуклонно по пути ратного ополчения, участники акции направляются в Переславль Залесский, на родину святого благоверного князя Александра Невского, к памятным местам, связанным с освободительным походом 1612 года.

I.7. Троице-Сергиев монастырь

На пути к Москве ополченская рать сделала последний привал в Троицкой слободе, у стен Троице-Сергиевой обители. Отсюда до престольной было уже рукой подать. Ополченцы усердно молились. Многое в монастыре напоминало им о недавних осадных днях: густые потеки смолы на крепостных стенах, пролитой на врагов; выбоины от вражеских ядер, пушки у ворот, вооруженная монашеская стража. Уже тогда о героической обороне Троицы ходили легенды, и ополченцы не могли не восхищаться мужеством и стойкостью защитников мирной обители, ставшей для врагов неодолимой твердыней.В Троицком соборе хранились (хранятся они и ныне) мощи преподобного Сергия Радонежского и в иконостасе привлекала взор чудесная икона Андрея Рублева. Минин и Пожарский посетили собор, а затем встретились с архимандритом Дионисием. Известный своими благодеяниями архимандрит благословил ополченских ратников на битву с врагом.Из Троицкой слободы ополчение двинулось прямо к стенам Московского кремля.

I.8. Москва

Каждый раз, подъезжая к Москве, участники акции испытывают радостное волнение. И каждый раз столица радушно встречает посланцев нижегородской земли. Эти памятные встречи, а вместе с тем московские древности, высокие башни Кремля, брусчатка Красной площади вызывают в душе гордость за свое Отечество, за его славную историю, за великих предков, для кого благо родной земли было потребностью и долгом. Прежде всего делегация от Нижнего Новгорода, Балахны и всех городов, через которые пролегал путь славного земского ополчения 1612 года, исполняет свой главный ритуал — возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому. К участникам акции присоединяются представители правительства Москвы, района Измайлово и Нижегородского землячества. В почетном карауле — воины 154-го отдельного полка комендатуры города Москвы. Звучит торжественная мелодия, исполняемая военным оркестром. К монументу возлагаются венки из живых цветов. Исполняется Государственный гимн России. А после на какие-то мгновения устанавливается нерушимая тишина. И в эти мгновения кажется, что соединяются времена. Пауза вечности, знак бессмертия, беззвучное эхо веков…И оживает в памяти далекое, что не может не принадлежать каждому из соотечественников. Два дня шла упорная кровопролитная сеча под кремлевскими стенами. И чаша весов стала склоняться на сторону гетмана Ходкевича, войско которого численно превосходило ополченскую рать. Враги уже могли праздновать победу, но они не учли патриотического духа россиян. В критический момент битвы Минин попросил у Пожарского три дворянские конные сотни и с ними ударил в тыл противнику. Это и решило исход сражения.И уже ничто не может затмить славу великих воинов и великих граждан России, навечно вставших на главной площади России, по которой, приветствуя их, проходили герои 1812-го года и славные воины Великой Отечественной войны. Да, времена могут смыкаться!..С благоговением участники акции посещают собор, созданный в честь Казанской иконы Божией Матери. Первоначально храм был деревянным и в нем находился образ Царицы Небесной, который сначала Пожарский держал у себя. Отстроенный в камне собор в прошлом веке был разобран. Стараниями мэра Москвы Ю.М.Лужкова и по решению Правительства России его восстановили, и 4 ноября 1993 года собор освятил Патриарх Алексий II.Как почетные гости Москвы, участники акции знакомятся с ее достопримечательностями, опекаемые Нижегородским землячеством, которое возглавляет Виктор Александрович Карпочев. И вполне естественно, что ежегодно акция завершается на Поклонной горе. Как нигде, здесь наиболее зримо явлена преемственность героизма поколений и здесь любой ощущает причастность к славной российской истории, к народному подвигу.

Заключение

В ходе выполнения работы мы изучили литературу по данному вопросу, составили перечень памятников культуры, которые связаны с маршрутом ополченцев. Начало культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества» было положено 21 мая 2001 года, и тем самым открывалась новая страница в познании родной земли, ее героического прошлого. Участники акции, собрались у обелиска Минина и Пожарского. В Балахне сохранилась Никольская церковь, где, по преданию, бывал Минин; есть мининский пруд. В Пурехе сохранилась Преображенская церковь, построенная на средства князя Пожарского; в ней долгое время находилось знамя ополчения 1612 года, а также другие древности. В Юрьевце в честь героев 1612 года в городе была построена на средства посадских людей Богоявленская церковь. В Кинешме участники акции «Алтарь Отечества» по обычаю встречаются на центральной площади у часовни, построенной возле братской могилы воинов, павших в схватках с конницей пана Лисовского. Костроме выпала честь принять под свой покров мать и сына Романовых, а затем посольство всей русской земли, явившееся в Ипатьевский монастырь, чтобы позвать юного Михаила на царство. Именно в Ярославле был сделан список (копия) Казанской иконы Божией Матери, с которым 28 июля (по ст. стилю), отслужив молебен и окропив освященной водой хоругви и знамена, двинулась на Москву многократно усиленная ополченская рать. Недалеко от Ростова в келье Борисоглебского монастыря преподобный старец Иринарх благословил Минина и Пожарского идти на Москву и вручил им поклонный крест — символ одоления врага. В Троицком соборе хранились (хранятся они и ныне) мощи преподобного Сергия Радонежского,который, по преданию, явился во сне Минину и призвал его к созыву ополчения.Хотелось бы отметить, что данная акция позволяет людям не только мысленно анализировать историю Отечества, но и наглядно. И вот уже несколько лет дети из Шарангского района принимают участие в межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества», который10 лет собирает талантливых детей в городе Балахна. Я так же входила в этот список в 2009, 2011 году и принимала участие в номинации «Патриотическая песня». В 2009 году я стала обладателем диплома 3 степени, а в 2011 дипломом 1 степени. За победу в этой номинации меня и других ребят приглашали посетить культурные центры городов ,по которым был проложен маршрут ополчения. В 2011 году эта поездка состоится: с 1 по 4 ноября. Благодаря акции мы сможем не только заглянуть в историю, но и показать себя в тех городах, которые охватывало смутное время 17 века.

Мы- молодежь! Мы- новые силы России! Мы- жители будущей России, а будущее без прошлого невозможно! Поэтому, чем больше мы узнаем о подвигах наших спасителей, тем меньше будет вероятность потери прошлых лет.

«Россия- это я, Россия- это ты,

И друг от друга мы не отделимы!

Россия- это мы, Россия- это ты…

Пока мы вместе, мы непобедимы!

Россия- это мы, Россия- это ты…

Пока мы вместе, будет жить Россия!»

Список литературы

1.  Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. Издательство «Искусство», М., 1987.

2.Силаев Е.Н. Минин Кузьма Минич: материалы к биографии великого гражданина России: Мининские чтения. — Н.Новгород: Изд-во НИЭР, 1999. — 43 с.  3.Соколов А.Н. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский [Текст] / Соколов Александр Николаевич ; [ред. И.Г. Захарова, Л.Г. Чандырина ; ил. А.Н. Соколова, А.Н. Рябова]. — Н.Новгород : [б. и.], 2007.- 320 с. : ил.  4. Акция Алтарь Отечества-wikipedia.ru

5. www protown.ru›

Приложение 1

Маршрут нижегородского ополчения



Приложение 2

Белоусова Анастасия получает диплом 1 степени в г.Балахна в 2011 году как участник акции « Алтарь Отечества»



Приложение 2

Участники акции «Алтарь Отечества» из р.п. Шаранга








Исследовательская работа областного конкурса Путь на Москву Подвиг нижегородского опол



Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Михайло-Архангельский собор –место

захоронения Минина………………………………………………….4

Глава II. Площадь Минина и Пожарского………………………..6

Глава III. Обелиск Минину и Пожарскому………………………..7

Заключение……………………………………………………………..8

Список литературы……………………………………………………9

Приложения…………………………………………………………….10

Введение

Почитание народом героев- К.Минина и Д.Пожарского уже при их жизни не знало границ. За глаза их называли –«Спасители России!» О них, как некогда о защитнике земли Русской святом воителе Илье Муромце , слагались былины, что есть проявление высшей меры народной любви и признания. Исстари ежегодно празднует Россия победу Народного ополчения над польско-литовскими оккупантами- 22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 г. ополченцы штурмом взяли Китай-город, эта победа спустя несколько дней и предопределила окончательную капитуляцию противника. В 1649 г. царь Алексей Михайлович повелел праздновать этот день в честь чудотворной Казанской Иконы Божией Матери – Спасительницы России: с ней, чудотворной, Ополчение освободило Москву, русское государство было спасено в годину лихолетья. Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер. После Октябрьского переворота 1917 г. эта добрая традиция была утрачена. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. В 2005 году впервые день 4 ноября отмечается как новый всероссийский праздник-день народного единства. В апреле 2011 года я с группой ребят из Шарангского района участвовал в 6 межрегиональном фестивале « Время жить в России» в Нижнем Новгороде. В свободное после выступления время мы пошли на площадь Минина и в кремль на прогулку, сфотографировались у памятника Минину и Михайло-Архангельского собора. Меня заинтересовала история этих памятников, захотелось узнать подробнее о том, как давно площадь у кремля носит название площади Минина и Пожарского, выяснить, а какие ещё места в Нижегородской области связаны с именем Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Цель исследования- проследить, как в культуре нижегородского края увековечена память о руководителях второго ополчения, спасшего Москву от поляков в 1612 году.

Объект исследования: Михайло-Архангельский собор нижегородского кремля, площадь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде, обелиск Минину и Пожарскому в нижегородском кремле.

Глава I. Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля- место захоронения Кузьмы Минина.

Древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведет историю со времени основания города: в 1221 г. был срублен деревянный, в 1227 г. возведен белокаменный, убранный в резь по образу храмов Владимиро-Суздальской Руси. В 1359 г. перестроен, но к началу 17 в. обветшал. Вернувшись из польского плена, патриарх Филарет Никитич в 1625 г. взял Нижний Новгород под свое личное покровительство. В конце 1627 г. в Нижний Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны нового каменного Михайло-Архангельского собора — памятника народному ополчению К.Минина и Д.Пожарского, которому род Романовых был обязан возвеличением и благополучием. Весной 1628 г. прибыли зодчие Лаврентий Семенов сын Возоулин с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 г. начались работы. В ходе их Лаврентий умер (погребен на погосте Печерского монастыря). Заканчивал строительство один Антип, взявший после смерти отчима отчество-прозвище от имени родного отца — стал Антипа Константинов сын. Михайло-Архангельский собор — редкий в истории отечественного зодчества шатровый мемориальный храм, где моленный зал объединен единым пространством с колокольней, представляет двухшатровую асимметричную композицию. План собора архаичен — прямоугольник с тремя папертями по странам света и трехчастным алтарем. В архитектуре здания выявляются модульность построения: отправной величиной служит толщина задней стены (162 см = 3/4 каменной сажени) — четверик, равен 8х8, его высота равна 7х, радиус внешней стены центральной апсиды равен 2х и т.д. Задняя паперть сдвинута к северу и главный портал входа оказался смещен с центральной оси, северняя паперть приобрела трапециевидный план, что дало возможность уравновесить в общей композиции колоколенную надстройку, внутристенный вход на нее сделать более пологим. По данным нижегородского историка И.А.Кирьянова,1 после кончины Минина его останки были захоронены в Нижегородском кремле с наружной стороны Свято-Преображенского монастыря у алтаря. При Алексее Михайловиче, когда здание храма вконец обветшало, реставрировать его не стали, отстроили заново, туда в 1672 г. и перенесли останки героя. К XIX в. и это здание пришло в негодность. И вновь прежний храм сносится и строится новый, причем – со смещением по отношению к старому фундаменту: останки в очередной раз переносятся в склеп под собором , рядом с другими гробницами – нижегородских князей и иерархов церкви. В 1929 г. Спасо-Преображенский собор Нижегородского кремля был разрушен – раз и навсегда, теперь уже без всякого восстановления.

Михайло-Архангельский собор.-http://www.nnovgorod.info//

Гробница, где покоились останки Минина, – вскрыта. Останки в коробке «навалом» несколько десятилетий хранились в местном краеведческом музее, пока случайно не «обнаружились»: перезахоронены там же, в кремле, в Михаило-Архангельском соборе в 1962 г. На каменной плите читаем: «Кузьма Минин. Скончался в 1616 г.«.



Глава II. Площадь Минина и Пожарского

Площадь Минина и Пожарского- главная площадь Нижнего Новгорода. До 1770 года ,когда был составлен первый регулярный план площади, пространство перед Дмитриевской башней кремля было занято Благовещенским собором. Арочным мостом проезжая башня соединялась с пятиугольной отводной стрельницей в окружении крепостного рва. На площади находились таможенная изба и торг. После опустошительного пожара 1768 года начинаются преобразования площади под руководством губернского архитектора Я.А.Ананьина. Строятся два доходных дома купца Д.Г.Деулина, продолжающие улицу Тихоновскую (Ульянова), новое здание духовной семинарии (сейчас корпус пед. университета напротив Пороховой башни). С 1830 по1936 годы идёт мощение площади камнем. Разобраны ветхие здания Крестовоздвиженского монастыря ( на месте современного памятника Чкалову)-площадь получила выход на откос. Сенной базар ,оставлявший много мусора, перенесён на специально спланированную площадь Сенную. В 1847 году введён в действие фонтан как часть водопроводной системы. Затем возведён доходный дом Бугрова ( на месте современного Дворца труда, построенного в 1902 году. В 20 веке продолжались изменения площади- разрушены Благовещенская и Алексиевская церкви, перенесён фонтан. В 1940 году построен памятник В.П.Чкалову а в 1943-1949 годах сооружена Чкаловская лестница. У Дмитровской башни в 1943 году установлен памятник Кузьме Минину, и в 1955 году установлен бюст Минина работы А.В.Кикина ( см. Приложение 6). Оказывается, площадь сменила несколько наименований, прежде чем получила своё нынешнее название. Так, первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку здесь был торг, обеспечивавший потребности верхней части города. С постройкой в 1697 году Благовещенского собора площадь стали именовать Благовещенской (см. Приложение 4).Пространство перед духовной семинарией, переехавшей из Кремля в 1743 году, называлось Семинарской площадью. После революции 1917 года объединённые Благовещенскую и Семинарскую площади переименовали в площадь Советскую.7 ноября 1943 года площадь была переименована в площадь Минина и Пожарского вместе с торжественным открытием памятника работы Александра Колобова . Так создавался облик моей самой любимой площади Нижнего Новгорода- площади Минина и Пожарского (см. Приложение 2). При посещении города я всегда бываю в Кремле , фотографируюсь у памятника Минину ( см. Приложение 5), а в здании педагогического университета училась моя мама. Сейчас там учится старший брат Алексей- специальность обоих –история. _____________________________________________________________

Площадь Минина и Пожарского.-nnov.org

Глава III.Обелиск Минину и Пожарскому

Идея создания памятника героям Нижегородского ополчения 1611- 1612 годов обрела своё материальное воплощение только в 19 веке. В 1808 году по инициативе нижегородцев был объявлен конкурс на лучший проект памятника К.Минину и Д. Пожарскому. В конкурсе победил Иван Мартос.  Изначально памятник планировалось установить в Нижегородском Кремле. Необходимую для сооружения памятника сумму собрали за 2 года, причем больше всех пожертвовали нижегородские купцы. Однако при обсуждении проекта Александр I предложил поставить монумент в Москве, а в Нижнем Новгороде установить обелиск. В 1818 году на деньги, собранные в Нижнем Новгороде состоялись торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому в Москве и военный парад под командованием императора Александра I. Это был первый в истории России памятник, установленный не царю или полководцу, а народным героям — «гражданину Минину и князю Пожарскому».    И.П.Мартос начал работать над барельефом для обелиска. 31 октября 1825 года был утверждён выполненный совместно Мартосом и Мельниковым проект обелиска. Пятнадцать составлявших обелиск гранитных плит вырубались в Карельских карьерах, барельефы отливались в мастерской Академии художеств (Санкт-Петербург). Открытие обелиска состоялось 15 (28) августа 1828 г. Торжественная церемония состояла из освящения обелиска и парада гарнизона Нижегородского кремля. Памятник в виде обелиска из серого гранита. С двух сторон к обелиску прикреплены две бронзовые доски с барельефными изображениями Минина и Пожарского и мифологическими гениями, держащими над их головами лавровые венки. Над барельефами размещены чугунные плиты с текстом: «Гражданину Минину – благодарное потомство. 1826 год», «Князю Пожарскому – благодарное потомство. 1826 год».1 Памятник- обелиск находится в кремле Нижнего Новгорода, неподалёку от Михайло-Архангельского собора (смриложение3).

1Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Памятники героям  Нижегородского ополчения.- Саранск; Н. Новгород, 2005.-144 с.: цв. ил.- (Нижегородское ополчение)

Заключение

Во время работы над исследованием мне удалось узнать историю площади Минина и Пожарского, памятника-обелиска в нижегородском кремле, историю Михайло-Архангельского собора нижегородского кремля. Лучшие умы России деяниям К.Минина и Д.Пожарского неизменно и с величайшим почтением давали высочайшую оценку. Так, в 1764 г. Михайло Ломоносов подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 – Минину и Пожарскому. В дореволюционные времена Минину и Пожарскому посвящаются исторические и художественные произведения, поэмы и гимны, живописные полотна. Морские просторы бороздят военные корабли имени героев. После Октябрьского переворота 1917 г. К.Минин и Д.Пожарский впали в особую немилость. Минин – торговец, буржуй?! Пожарский – вообще князь?! Привели к власти Романовых? Душители, значит, свободы!Над могилой Дмитрия Пожарского большевики надругались: часовня была разрушена, надгробные гранитные плиты опять «пошли в дело» – как гласит легенда, на выделку одной из станций Московского метрополитена. В итоге захоронение народного героя было в очередной раз утрачено (обретено вновь лишь летом 2008 г. в результате раскопок археологов). Очень хотелось бы надеяться, что подобного в современной истории не произойдёт, и память о героях Смутного времени будет поддерживаться кинематографистами, литераторами, в школьных учебниках по истории о личностях руководителей Нижегородского ополчения появятся не несколько абзацев, а целые параграфы.

Не где-нибудь, а на Красной площади с 1818 г. возвысился знаменитый памятник Минину и Пожарскому, выполненный в бронзе скульптором И.Ф.Мартосом. Минуя его, в снежный промозглый ноябрьский день уходили на защиту Москвы от фашистской нечисти ополченцы сурового 1941 г. Напутствием им были слова Верховного главнокомандующего: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Радует нас , что в нашей области зародилась культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества». Есть участники этой акции и среди учеников нашей школы- Барышкова Анжела, Малошта Саша, Белоусова Настя.

Список литературы

1. Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Памятники героям  Нижегородского ополчения.- Саранск; Н. Новгород, 2005.-144 с.: цв. ил.- (Нижегородское ополчение)

2..Филатов Н.Ф. Патриот земли русской. В книге: Костылев В.И. Кузьма Минин. Роман. Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1986.

3.Площадь Минина и Пожарского.-nnov.org

4. Михайло-Архангельский собор.-http://www.nnovgorod.info//












Исследовательская работа областного конкурса Путь на Москву Подвиг Нижегородского опол



Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Картина К.Е. Маковского «Минин на площади

Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»……………………………………………………….4

I.1. Замысел картины…………………………………………….4



I.2. Выбор сюжета картины……………………………………..5

I.3.Описание толпы……………………………………………….6



I.4. Крестный ход…………………………………………………7

I.5. Первый план………………………………………………….8

I.6. Фигура К.Минина………………………………………….9

Глава II.Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде……………………………………………………………….10

Глава Ш.Памятник Минину в Балахне…………………………….12

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………..15

Введение

«История   назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их   усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с   удивительным единодушием».

Н. Карамзин

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги. В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение. В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. В дореволюционные времена Минину и Пожарскому посвящаются исторические и художественные произведения, поэмы и гимны, живописные полотна. Морские просторы бороздят военные корабли имени героев. Не где-нибудь, а на Красной площади с 1818 г. возвысился знаменитый памятник Минину и Пожарскому, выполненный в бронзе скульптором И.Ф. Мартосом. Минуя его, в снежный промозглый ноябрьский день уходили на защиту Москвы от фашистской нечисти ополченцы в декабре 1941 года.

Цель нашей работы: дать характеристику памятников культуры в нижегородском крае, посвящённых ополчению под руководством Минина и Пожарского

Объектом исследования стали картина К.Маковского «Воззвание Минина», памятники в Балахне (скульптор О.Комов) и Нижнем Новгороде ( скульптор З.Церетели).

ГлаваI. Картина К.Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям».

I.1. Замысел картины

Замысел картины »Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX столетия. Еще в XVIII веке по инициативе М.В. Ломоносова в Академии художеств предлагались темы из отечественной истории, в их числе и подвиг К. Минина. В начале 1870-х годов, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на его родине достойный памятник, общественность столицы обратилась к событиям эпохи Смуты. Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить также эту тему в живописи. К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции в картине »Балаганы на Адмиралтейской площади» (1869, ГРМ), решился на создание большого исторического полотна. Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Жизненные впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, Маковский втягивается в атмосферу воспоминаний о »делах давно минувших дней». Хронографы, летописи, рукописные своды и другие историко-литературные источники, которые тщательно собирала Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, сохранили для потомков много достоверного материала о начале XVII века. В них содержалось такое обилие подробностей, деталей, черт быта, особенностей речевого склада, что люди, жившие в отдаленную эпоху, их дела, помыслы обретали осязаемую реальность. Маковский работал с архивными документами как страстный ученый-исследователь. Это не могло, конечно, не сказаться на документальной убедительности будущей картины. Больше того, город преподнес Маковскому поистине бесценный подарок — вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города. Поднимаясь по съезду, все время видишь перед собой могучую в массе и величавую в очертаниях громаду кремля, которая по мере приближения нарастает в масштабе, нависает, подавляет своей мощью и вызывает трепет, уважение к пращурам, твореньям их рук, их богатырской природе. Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот уголок Нижнего для изображения в картине. Прозорливый выбор! У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом: на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни или на Нижнем посаде. Историки документально доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Маковский оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.

I.2. Выбор сюжета картины

Грандиозная историческая картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина» находится в Нижегородском Художественном музее (1896) ( см.Приложение 1). На полотне размером сорок два квадратных метра Маковский изобразил выступление Козьмы Минина перед жителями Нижнего Новгорода. Минин обращается с призывом пожертвовать деньги и имущество на ополчение, которое освободит Русь от иноземных захватчиков. От первых эскизов до окончания работы прошло около двадцати лет. К. Е. Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород, изучал здесь собрания русских древностей у местных коллекционеров — любителей старины, делал натурные зарисовки, писал этюды. Впервые полотно было показано на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Здесь картину видел молодой М. Горький, написавший о ней статью, в которой отмечал: «Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ»1.Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина. Богатый торговый Нижний Новгород, как и другие русские города, живет неспокойной жизнью: отдельные отряды врагов, что »жестосердны, аки львы», уже появлялись в предместьях и даже у стен города. Рыщут вокруг шайки мародеров-казаков. Некоторые города признали над собою власть Тушинского вора. В это тревожное, грозное время набатом прозвучали обращенные к нижегородскому люду слова земского старосты Кузьмы Минина: »Московское государство и прочие грады большия и меньшия все разорены… Что в нашем богатстве? Токмо поганым зависть и аще приидут и град наш возьмут. А единому нашему граду устояти ли? Так положим все наше богатство и начнем собирати и ратным людям давати…»1. Нижегородцы решились на невиданное по тем временам дело: каждый двор отдает »пятину» — пятую часть своего имущества — на вооружение общенародного войска, способного противоборствовать врагу и освободить Москву. Был брошен клич по всей земле Русской. Со всех сторон шли в Нижний ратники. Народное ополчение, »собра полки многие», во главе с К. Мининым и Д. Пожарским, военачальником, »искусным во бранях», выполнило свою историческую миссию, избавив Отчизну от интервентов. Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов — начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма. Пламенная речь патриота нашла отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Маковскому в его картине прекрасно удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа.

I.3.Описание толпы

Состояние патриотического возбуждения выражено неоднозначно. Фантазия художника населила полотно огромным количеством типов, характеров, лиц самого разнообразного выражения, передала оттенки настроений и переживаний собравшихся на площади людей. Вот как они описаны М. Горьким в одном из очерков с Всероссийской выставки: »Всюду, по горе, около Минина и его кафедры — толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи. Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает с своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят »крылатые слова».1 Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису. Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча,

.1 Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236. 

шёлк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно — на мой взгляд — ярко… Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча»1.

I.4. Крестный ход

В основу картины положены были подлинные факты. Однако детальных сведений о событии сохранилось немного. Чтобы быть в своей работе по возможности достоверным, художник переводит в образную ткань произведения имевшийся в его распоряжении конкретный материал. Так, с исторически точными подробностями изображена сцена в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Как некогда шли русские войска на Куликово поле с Донской Богоматерью кисти Феофана Грека, так символом победы русского оружия над польскими интервентами стала Богоматерь Казанская, которая сопровождала ополчение вплоть до решающего сражения — штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года. Еще одно имя подсказали Маковскому исторические предания и летописи — имя незадачливого воеводы Нижнего князя Звенигородского. Перед лицом опасности он не смог найти в себе такой нравственной силы, которая помогла бы ему сцементировать волю народа, сплотить его в единый боевой организм. В картине художник не случайно помещает его рядом с Мининым. Воевода стоит в задумчивой позе, и несложно понять его мысли: народ внимает не ему, боярину знатному, »древних кровей», а слушает »мужа родом не славна; но смыслом мудра»2. Боярин — один из немногих драматически насыщенных образов произведения, разработан он с психологической тщательностью и глубиной. В многолюдном холсте его не сразу обнаружишь. Будучи слишком заметным, он бы внес диссонирующую ноту в общий настрой. Но найдя и »прочтя» его, понимаешь, сколь важную роль

.1 Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236. 2. ДНГУАК СПб., 1911. Т. 11. С. 429. 

играет этот персонаж в картине, по контрасту акцентируя демократические черты главного героя — Минина — и высветляя основную идею произведения — народный характер движения.

I.5. Первый план

Остальные персонажи густонаселенного полотна созданы воображением художника. Чтобы выделить некоторых из них, Маковский в общем потоке действия делает композиционные остановки, вводит пространственные паузы, замедляет движение текущей массы к переднему краю, который »прочитывается» зрителем в первую очередь. Разбивая толпу на группы, он приемами сопоставления показал разные слои населения, что »по пожиткам и промыслам» участвуют в общенародном деле. В этом отношении особенно интересно построен первый план — своеобразный пролог к картине.

Зажиточный купец в шапке-мурмолке и кафтане зеленого бархата с воротником-козырем показывает своим холопам, куда положить богатые приношения: расшитые жемчугом одежды, дорогие ткани, золотые и серебряные чаши и кубки. Его жена в кокошнике с жемчужной поднизью держит в руках ларец с драгоценностями. А рядом с ними простой мастеровой. Вклад его значительно скромнее, чем у купеческой четы, но не менее ценный, ибо на алтарь Отечества он готов положить плод своих многодневных трудов — тонкой, затейливой работы сундучок-поставец. Справа изображены две нижегородки, которые принесли на площадь все свое достояние. У присевшей отдохнуть пожилой женщины — это хранившиеся в туесе заветные сбережения: »черный день» для нее и для Родины настал. Позади нее порывисто вбежавшая на площадь молоденькая девушка прижимает к груди кокошник — свой праздничный наряд. Центр первого плана свободен от фигур. На земле беспорядочной грудой лежат дары, как поется в старинной песне, »удалых молодцов, нижегородских купцов», что умели так ловко торговать с заморскими гостями: ткани, кубки, братины, квасники, иконы в дорогих окладах. 1

1Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. СПб., 2003. 

I.6. Фигура К.Минина

Предметы-»образы» активно участвуют в раскрытии содержания произведения и выполняют другую функцию: они являются зрительным »мостиком» от первого плана к главному, где находится смысловой центр полотна — фигура К. Минина. Помещенный чуть ниже пересечения главных диагоналей, в наиболее композиционно напряженном месте холста, он выделен из общей массы. Минин — первый среди равных, главный герой, вождь, выразитель дум и чаяний народа. И вместе с тем он в гуще толпы, слит с народом, он плоть от ее плоти, один из многих. Пожалуй, самая большая удача картины — образ Минина, наделенный индивидуализированными чертами, внешней и внутренней силой, которая достается в удел немногим — богатырь физически и духовно. Экспрессия позы и жеста Минина — кульминационная точка в выражении настроения и состояния окружающих его людей. Рядом с центральной группой, отмеченной пафосом высоких гражданственных чувств, художник для драматургического контраста поместил сценку, решенную в более прозаическом аспекте, с юмором, по-житейски правдиво. Сидящий за столом дьяк записывает приношения и, хитро посмеиваясь, глядит на не слишком тороватого боярина, который не спешит раскошелиться. В многолюдной картине, где только портретно решенных персонажей свыше ста, не все одинаково удалось художнику. Много фигур введено в картину для »массовости», сюжетного разнообразия или просто занимательности. Их психологическая сопричастность к общему действию весьма относительна. Так, откровенно позирует стоящая неподалеку от Минина боярышня в кокошнике, вынимающая из ушей сережки. Это одна из многочисленных »жгучих красавиц» Маковского, каких можно встретить и в других полотнах художника. Но в целом Маковскому удалось передать некий пульс в общем порыве чувств, что позволило ему связать все, казалось бы, нагроможденные фигуры в единую массу — создать образ народа и передать его духовную силу.

Глава II . Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

работы Зураба Церетели

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде работы Зураба Церетели — точная, но уменьшенная копия московского монумента — установлен под стенами Нижегородского кремля у церкви Рождества Иоанна Предтечи. С паперти именно этой церкви в 1611 году земской староста Кузьма Минин произнес свое знаменитое воззвание, в котором призвал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Памятная надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Появление памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде — это восстановление исторической справедливости, потому что изначально оригинальный памятник планировалось установить у Нижегородского, а не у Московского кремля, а сооружали московский памятник на деньги нижегородцев. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве. Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

__________________________________________________________________

1ru.wikipedia.org.

2 http:// www.unn.runnet.ru/pic/ museum/ minin.jpg

состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте. Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи ( см. Приложение 2). По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.1

1nnov.org.

 

Глава III. Памятник Минину в Балахне

Создателем первого памятника освободителю земли русской Кузьме Минину – был выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, скульптор Александр Колобов. В 1943 году Сталин, сделав ставку на патриотизм народа в борьбе с немецко-фашистскими войсками, решил призвать на помощь тени великих, русскую историю. В Горьком также решили поддержать этот патриотический порыв и объявили конкурс эскизов будущего памятника нашему земляку. На конкурс откликнулись многие скульпторы, однако Александр Колобов, имевший собственную мастерскую, несколько опередил их: пока остальные художники еще делали эскизы, он начал работать в материале, в рабочем эскизе, одним словом, пошел вперед. В результате памятник был сделан в течение нескольких месяцев (см.Приложение 3).    Памятник установили и торжественно открыли в ноябрьский праздник в 1943 году. Памятник в итоге получился замечательным, в нем было то, что молодой скульптор сумел передать образ Минина, таким, какого мы видим на знаменитой картине Маковского «Воззвание Минина. Художник сумел передать внутреннюю энергию человека, мужика, за которым пошли, характер. Этот памятник стал концентрацией самого смысла нижегородского подвига, ведь картина Маковского в то время была закрыта: она находилась во Дворце труда, и ее мало кто мог видеть.    В 1989 году памятник был перенесен в Балахну, на родину К.Минина, а на главной нижегородской площади в настоящее время  стоит памятник работы скульптора Олега Комова.   В Балахне памятник Минину поставлен на месте первой остановки Нижегородского ополчения 1612 года. Восстановлен в листовой меди (скульптор А.Н.Горшков, фриз – В. Р. Маслов). 16 сентября 1990 года памятник был торжественно открыт, и теперь является центром всех патриотических акций района.    Ежегодно  21 мая, в День памяти К. Минина и 4 ноября, в День народного единства у памятника на пл. Советской собираются учащиеся школ, студенты, краеведы, гости из Н. Новгорода, чтобы почтить память нашего знаменитого земляка. Здесь вручаются мининские премии лучшим учащимся района. Отсюда отправляются в поход участники культурно-патриотической акции  «Алтарь Отечества» ._________________________________________________________________

  .1Захарова И. Памятнику – 60 // Рабочая Балахна.- 2003.- 4 ноября.

Заключение

С 2005 года день 4 ноября отмечается как новый всероссийский праздник- День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты — Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки .В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться. С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.

Список литературы

1.ДНГУАК СПб., 1911. Т. 11. С. 429. 2.    Галай Ю. В память нижегородского гражданина Минина //Нижегородская старина.-2001.- №4  3.    Галай Ю. Несостоявшийся монумент //Земля  Нижегородская.- 2006.- №44 4.    Захарова И. Памятнику – 60 // Рабочая Балахна.- 2003.- 4 нояб.  5.    Кирюхова Н. Наш земляк Кузьма Минин // Рабочая Балахна.- 2001.- 31 июля  6.   Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Памятники героям  Нижегородского ополчения.- Саранск; Н. Новгород, 2005.-144 с.: цв. ил.- (Нижегородское ополчение) 7.   Силаев Е. История памятника Кузьме Минину //Рабочая Балахна.- 1992.- 7 мая 8.   Силаев Е. От благодарной России // Рабочая Балахна.- 1996.- 25 июля



9. Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236. 10. Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. СПб., 2003. 

11. nnov.org.

12. http:// www.unn.runnet.ru/pic/ museum/ minin.jpg

13. ru.wikipedia.org.








sitemap
sitemap