Исследовательская работа Нужен ли школьный завтрак



Содержание:

1.Актуальность.

2.Цель, задачи, гипотеза.

3.Результаты исследования.

4.Вывод.

5.Приложения.

6.Литература.

Актуальность.

Дети — будущее страны. Чтобы процветала наша страна, необходимо уже в школе беспокоиться о здоровье подрастающего поколения. Здоровые дети лучше усваивают знания, но именно в школьные годы появляются и развиваются болезни пищеварительного тракта, центральной нервной системы, сердечная недостаточность, избыточный вес и другие заболевания, связанные, в первую очередь, с неправильным питанием.

Многие дети неправильно питаются, не соблюдают режим питания, поэтому часто болеют и пропускают уроки, а соответственно недополучают необходимые знания. Я спросил у мамы, что такое правильное питание?

— Если ребенок своевременно питается и ест соответствующие продукты, это залог хорошего самочувствия и здоровья

Здоровье российских школьников.

В ходе Всероссийской диспансеризации за 2010 год осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной заболеваемости среди школьников:

— болезни крови и кроветворных органов — 32%;

— болезни эндокринной системы — 31%;

— болезни костно-мышечной системы — 26%;

из них: — болезни органов пищеварения — 25%; — болезни системы кровообращения — 24%.

Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика.

Мы находимся в школе до 13 часов. Завтрак приходится на это время. Значит мы должны получить его в школе. Каким завтрак должен быть, чтобы он был полезным и помогал а учебе?

Мы решили продолжить наше исследование.

Цель

которую мы перед собой поставили в исследовании – определить значение питания в школе для учащихся начальных классов.

Задачи:

-ознакомиться с учебной литературой и периодической печатью по теме исследования значение завтрака для учащихся начальных классов;

-провести анкетирование

-разработать и провести о значении школьного питания для учащихся начальных классов;

-опираясь на результаты исследования составить рекомендации о важности школьного питания для учащихся начальных классов и ознакомить с ним учащихся.

Предмет исследования. Влияние школьного питания на общее состояние организма среди учащихся начальных классов.

Значение школьного питания младшего школьника.

Почему необходимо питаться в школе?

Так как мы учимся в первую смену, то в школе мы завтракаем .

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга — глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Завтрак заряжает энергией на целый день

Завтрак — это ваша энергия на весь день. Если человек позавтракал, то его работоспособность выше чем у тех, кто завтрак пропустил.

Завтрак контролирует голод в течение дня.

Пропуская завтрак, кушать все равно захочется через пару часов, а обед будет еще не скоро. Как правило, в таком состоянии человек съедает калорийную пищу, где мало питательных элементов.

Завтрак улучшает память и внимание

Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию Полноценно питающиеся дети в возрасте от 7до 11 лет учатся лучше, чем дети, которые не завтракают.

Утром организм еще не проснулся и обмен веществ замедлен. Чтобы ускорить этот процесс, нужно поесть. Если же этого не сделать, то пока обмен веществ «раскачается», вы обзаведетесь лишними граммами.

Завтрак помогает избежать заболевания.

Завтрак поможет получить организму нужное количество железа, кальция и витаминов группы В, что в свою очередь повышает иммунитет, а значит человек меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе простуде и гриппу.

Каким должно быть школьное питание?

Организация школьного питания – один из самых важных вопросов, который волнует родителей, особенно учащихся младшей школы, ведь в этом возрасте особое значение принимает то количество полезных микроэлементов и энергии, которое поступает с пищей в детский организм. Рациональное питание школьников сказывается не только на общем развитии, физической подготовке, но и умственной деятельности. 

Организация питания в школьной столовой построена таким образом, что ребенок в обязательном порядке получает каждый день завтрак или обед, а вот обеспечить полноценный и правильный ужин – эта задача возлагается на плечи родителей.

В меню школьной столовой включены блюда, в приготовлении которых не используются специи, обжарка или пассеровка, красители или консерванты, могут быть использованы только красители натурального происхождения. Продукты, которые используются при приготовлении школьных обедов, обладают повышенной биологической и пищевой ценностью, содержат витамины и необходимые ребенку микроэлементы. 

Организация школьного питания происходит таким образом, что в течении недели ребенок получает разные блюда, например, в понедельник могут предложить куриный суп, а в качестве второго блюда сардельки или сосиски с кашей или пюре (может, другим гарниром), тогда во вторник будет гуляш с гарниром, а в среду – рыбные блюда, которые готовятся на пару. К основному блюду подают салат из свежих овощей, это, может быть, свежая капуста, огурцы, морковь.

Меню в школьной столовой сбалансировано, чтобы дети получали с пищей необходимые им полезные вещества, это позволяет им быть активными и трудоспособными .

Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются в школьном питании.

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

Почему питание должно быть сбалансированным?

Питание детей в школе организовано, и они могут получать в столовой горячий завтрак . Интервал между приемами пищи не должен составлять более 3-4 часов. Лучше всего, если первый легкий завтрак ребенок съест дома, в школьной столовой его накормят вторым завтраком.

Для здоровья человека очень важно правильно питаться. Ежедневный рацион должен содержать и белки, и жиры, и углеводы, и минеральные соли, и, конечно, витамины. Определенное количество каждого из них жизненно необходимо для организма человека.

Белки входят в состав всех живых клеток, необходимы для образования новых клеток, для роста и восстановления тканей всего организма. Белков животного происхождения больше всего содержится в молоке, мясе, рыбе и яйцах.

Растительными белками насыщены овощи, крупы, хлеб. Особое значение для питания имеют белки, входящие в состав фруктов, капусты и картофеля.

Каждый день человеку необходимо потреблять 100-120 г белков (для людей, занимающихся физическим трудом, нужно 150-160 г). Из этого количества 60% должно приходиться на белки животного происхождения.

Белки — это те структурные элементы, из которых строятся тела, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Белки составляют пятую (1/5) часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов, не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, а поэтому являются незаменимой частью пищи.

По своему происхождению белки делятся на две группы – животные и растительные. Соя – чемпион по содержанию белка растительного происхождения. Белки животного происхождения ценнее белков растительных. Поэтому при каждом приёме пищи нужно сочетать растительные белки (хлеб, ка-ши, горох, соя) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйцо). Большую часть дневной нормы полноценных белков следует съедать за завтраком и обедом. Потребность растущего организма в белке значительно выше, поэтому дети должны потреблять большее количество белков, чем взрослые. Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость к болезням, особенно инфекционным, — результат белковой недостаточности.

Жиры – наиболее богатые энергией питательные вещества. Они несут в себе вдвое больший запас энергии, чем белки и углеводы. С их помощью в организм поступают необходимые для жизнедеятельности вещества: витамины, растворяемые в жирах ,особенно А, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Они улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.

Избыток жиров в пище ухудшает усвоение белков, кальция магния, повышает потребность в витаминах. Суточная потребность в жирах составляет 80-100г, из которых 1/3 часть должна обеспечиваться жирами растительного происхождения. Жиры являются источником энергии для организма, они поддерживают работу внутренних органов, от их количества зависит трудоспособность человека. Существуют, как и белки, жиры растительного и животного происхождения. Наиболее полезны жиры молочных продуктов (масла, сметаны, творога, сливок, молока), т. к. в них содержится больше всего витаминов и они легко усваиваются организмом. Растительные жиры отличаются очень высокой питательностью. Средняя норма необходимых для человека жиров составляет 80-110 г в день, половина из них должна приходиться на жиры животного происхождения (предпочтительно — молочные).

Углеводы в течение дня человек потребляет гораздо больше, чем других пищевых веществ. В то же время резервы их в организме сравнительно малы. Одной из функций углеводов является снабжение организма энергией. Они в различном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения: сахаре, хлебобулочных и макаронных изделиях, в бобовых и картофеле. Углеводы есть и в пище животного происхождения – в молоке и молочных продуктах.

Всего в сутки организму требуется: около 60 г. белков, 107 г. жиров, 400 г. углеводов. Это значит, сто в идеале белки должны составлять 12 % суточного рациона, жиры – 30-35%, а углеводы – 50-60%.

По современным представлениям, здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Оно начитает страдать при недостатке в рационе биологически ценных продуктов — овощей и фруктов, молока, мяса и рыбы. Отрицательно влияет на характер питания избыточное употребление углеводов, продуктов, насыщенных химическими консервантами, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов. Неблагополучная экологическая обстановка способствует загрязнению пищевых продуктов токсическими элементами.

Углеводы — еще один источник энергии. Они входят в состав продуктов, в основном, в виде клетчатки, сахара и крахмала. Крахмал и сахар более ценны, в большом количестве они присутствуют в продуктах растительного происхождения: овощах, плодах и ягодах, крупах, муке, хлебе. Клетчатка нужна для правильной работы желудочно-кишечного тракта, она содержится в ржаном хлебе и овощах.

Минеральные соли — также жизненно необходимы для организма человека. Кальций — для костей и нормальной работы мышц и сердца, фосфор — для костей, тканей и деятельности нервной системы, магний — для сердечно-сосудистой системы, железо — для крови.

Минеральными солями богаты различные овощи, фрукты и другие продукты.

Большое количество кальция содержится в овощах, крупах и молочных продуктах, фосфора — в мясе, рыбе, сыре, молоке, капусте, яйцах и хлебе, магния — в крупах, ржаном хлебе и отрубях, железа — в свежей зелени, мясе и хлебе.

В среднем организму человека требуется: кальция — 0,8-1 г, фосфора — 1,5-1,7 г, магния — 0,3-0,5 г, железа — 1,4-1,6 г.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга — глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин  В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

Недостаток йода в детстве может привести к задержкам умственного развития. Повысить успеваемость первоклассника в некоторых случаях можно при помощи йодсодержащих продуктов: морская капуста, рыба и морепродукты, а кроме того, некоторые хлебобулочные изделия, обогащенные йодом. Не менее важен и фосфор. Благотворно влияя на нервную систему, он стимулирует работу мозга, а лучше всего усваивается в составе яичного желтка, говядины, говяжьей печени и рыбы.

По данным первичного анкетирования, можно сделать вывод:

что из 100 опрошенных учащихся:

84- посещают школьную столовую

12-не всегда

4-не посещают школьную столовую

На вопрос нравится ли вам питание в школе учащиеся ответили:

40- да

45-иногда

15-нет

Также у учащихся и родителей спросили знают ли они, что такое правильное питание:

учащиеся ответили:

30-да

50-частично

20-нет

ответ родителей

80-да

18-частично

3-нет

Ещё у родителей поинтересовались устраивает, ли их меню школьной столовой

38-да

46-иногда

16-нет

На втором этапе своей работы провел беседу в классах о пользе школьного питания. Предложил учителям провести беседу на классных собраниях. После этого провел вторичное анкетирование учащихся и родителей.

Результаты отличались от результатов первичного анкетирования.

из 100 опрошенных учащихся

95- посещают школьную столовую

5-не всегда

На вопрос нравится ли вам питание в школе учащиеся ответили:

48- да

42-иногда

10-нет

На вопрос знают ли они, что такое правильное питание:

учащиеся ответили:

80-да

20-частично

0-нет

ответ родителей

95-да

5-частично

0-нет

У родителей спросили устраивает, ли их меню школьной столовой

45-да

45-иногда

10-нет

Посещаете ли Вы школьную столовую?

1-да

2-не всегда

3-нет

Нравится ли Вам питание в школе?

1-да

2-иногда

3-нет

Знаете ли вы , что такое правильное питание?

1-да

2-частично

3-нет

Знаете ли вы , что такое правильное питание?

1-да

2-нет

3-частично

Устраивает Вас меню школьной столовой?

1-да

2-иногда

3-нет

Вывод.

Укрепление и сохранение здоровья учащихся начальных классов, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от питания в школе.

Проведённое нами исследование ещё раз убедительно доказало, что чтобы дети были здоровы, могли успешно учиться, необходимо следить за своим здоровьем и, в том числе, правильно питаться. Но для этого родители учащихся и сами учащиеся должны знать, как правильно организовать своё питание и почему это необходимо делать.

Как выявило первоначальное анкетирование, причина неправильного режима питания ребят кроется в их незнании о пользе школьного питания.

Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

приложения

приложения

Приложение №1

Конспект беседы «Как правильно надо питаться?»

Режим питания — это распределение пищи во времени по количеству приёмов, по калорийности и объёму. Между приёмами пищи соблюдается, интервалы времени. Приём пищи в одно и тоже время приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее лучшим является трёхразовое и четырёхразовое питание. Общий объём потребляемой при этом пищи составляет 2,5 … 3,5 кг. Если общую калорийность пищи принять за 100%, то при трёхразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда — 45 %, а ужина — 25% общей калорийности.

При четырёхразовом питании дополнительно подаётся второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части (20% и 100/0). В случае с дополнительным полдником на 100/0 снижается калорийность обеда и ужина.

Условия приема пищи очень важны. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвояемости пищи. Вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера. Правильное питание должно быть таким:

покрывать энергетические затраты организма;

иметь определённое соотношение составных частей; хорошо усваиваться;

иметь приятный вкус, запах, вид и определённую температуру; быть разнообразным;

вызывать чувство насыщения;

быть абсолютно безупречным и безвредным в санитарном отношении.

При еде важно предупредить две крайности. С одной стороны, ребёнок не должен переедать. Переедание способствует развитию ожирения. С другой стороны, многие школьники, следуя моде, излишне ограничивают

себя в питании или питаются односторонне. Это может привести к резкому оставлению массы тела, развитию анемии, заболеваниям желудочнокишечного тракта и др.

В большинстве школ для учащихся организованно горячее питание школьные завтраки, которые дети получают на большой перемене.

Некоторые родители считают, школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны, и предпочитают давать ребёнку свой завтрак бутерброд и в лучшем случае фрукты, съедают его всухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Всё это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Почему необходимо питаться в школе?

Так как мы учимся в первую смену, то в школе мы завтракаем .

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга — глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Завтрак заряжает энергией на целый день

Завтрак — это ваша энергия на весь день. Если человек позавтракал, то его работоспособность выше чем у тех, кто завтрак пропустил.

Завтрак контролирует голод в течение дня.

Пропуская завтрак, кушать все равно захочется через пару часов, а обед будет еще не скоро. Как правило, в таком состоянии человек съедает калорийную пищу, где мало питательных элементов.

Завтрак улучшает память и внимание

Завтрак помогает лучше концентрироваться и запоминать информацию Полноценно питающиеся дети в возрасте от 7до 11 лет учатся лучше, чем дети, которые не завтракают.

Утром организм еще не проснулся и обмен веществ замедлен. Чтобы ускорить этот процесс, нужно поесть. Если же этого не сделать, то пока обмен веществ «раскачается», вы обзаведетесь лишними граммами.

Завтрак помогает избежать заболевания.

Завтрак поможет получить организму нужное количество железа, кальция и витаминов группы В, что в свою очередь повышает иммунитет, а значит человек меньше подвержен различным заболеваниям, в том числе простуде и гриппу.

Каким должно быть школьное питание?

Организация школьного питания – один из самых важных вопросов, который волнует родителей, особенно учащихся младшей школы, ведь в этом возрасте особое значение принимает то количество полезных микроэлементов и энергии, которое поступает с пищей в детский организм. Рациональное питание школьников сказывается не только на общем развитии, физической подготовке, но и умственной деятельности. 

Организация питания в школьной столовой построена таким образом, что ребенок в обязательном порядке получает каждый день завтрак или обед, а вот обеспечить полноценный и правильный ужин – эта задача возлагается на плечи родителей.

В меню школьной столовой включены блюда, в приготовлении которых не используются специи, обжарка или пассеровка, красители или консерванты, могут быть использованы только красители натурального происхождения. Продукты, которые используются при приготовлении школьных обедов, обладают повышенной биологической и пищевой ценностью, содержат витамины и необходимые ребенку микроэлементы. 

Организация школьного питания происходит таким образом, что в течении недели ребенок получает разные блюда, например, в понедельник могут предложить куриный суп, а в качестве второго блюда сардельки или сосиски с кашей или пюре (может, другим гарниром), тогда во вторник будет гуляш с гарниром, а в среду – рыбные блюда, которые готовятся на пару. К основному блюду подают салат из свежих овощей, это, может быть, свежая капуста, огурцы, морковь.

Меню в школьной столовой сбалансировано, чтобы дети получали с пищей необходимые им полезные вещества, это позволяет им быть активными и трудоспособными .

Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» мы узнали, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются в школьном питании.

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

Почему питание должно быть сбалансированным?

Питание детей в школе организовано, и они могут получать в столовой горячий завтрак . Интервал между приемами пищи не должен составлять более 3-4 часов. Лучше всего, если первый легкий завтрак ребенок съест дома, в школьной столовой его накормят вторым завтраком.

Для здоровья человека очень важно правильно питаться. Ежедневный рацион должен содержать и белки, и жиры, и углеводы, и минеральные соли, и, конечно, витамины. Определенное количество каждого из них жизненно необходимо для организма человека.

Белки входят в состав всех живых клеток, необходимы для образования новых клеток, для роста и восстановления тканей всего организма. Белков животного происхождения больше всего содержится в молоке, мясе, рыбе и яйцах.

Растительными белками насыщены овощи, крупы, хлеб. Особое значение для питания имеют белки, входящие в состав фруктов, капусты и картофеля.

Каждый день человеку необходимо потреблять 100-120 г белков (для людей, занимающихся физическим трудом, нужно 150-160 г). Из этого количества 60% должно приходиться на белки животного происхождения.

Белки — это те структурные элементы, из которых строятся тела, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Белки составляют пятую (1/5) часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов, не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, а поэтому являются незаменимой частью пищи.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap