Исследовательская работа Нестрашные злодеи русских народных сказок



Панарина Ангелина Александровна

Краснодарский край, Каневской район, станица Придорожная

МБОУ СОШ № 10, 6 класс

НЕСТРАШНЫЕ ЗЛОДЕИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Научный руководитель: Литвинова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10

Аннотация

Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем с Иваном-царевичем Василису Премудрую и так радуемся, когда наконец-то наказаны Змей Горыныч и Баба Яга, Кощей Бессмертный и Леший. Но кто же они, эти отрицательные герои, такие ли плохие, какими кажутся?

Доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы, стало основной целью нашей работы.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

провести исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Предмет исследования: сказочные злодеи (Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч).

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.В результате исследования были получены следующие данные: Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство первоклассников (28 из 33) боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; ученики пятого класса вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прообразом Кощея Бессмертного был русский богатырь; основная масса восьмиклассников, считая русскую народную сказку детской забавой, ничего не знает о прототипе Змея Горыныча. Повторное тестирование среди тех же участников опроса после выступления с материалами исследовательской работы дало другие — положительные — результаты.

Вывод: данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани

НЕСТРАШНЫЕ ЗЛОДЕИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Секция: «Литературоведение»

Панарина Ангелина Александровна

Россия, Краснодарский край,

Каневской район, станица Придорожная

МБОУ СОШ № 10, 6 класс

Научный руководитель:

Литвинова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10 ст.Придорожной

Станица Придорожная, 2013 год

3

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4

Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках………6

Кощей Бессмертный – богатырь?……………………………………………………..6

Мифологический архетип Кощея……………………………………….7

Что общего между Кощеем и кочегаром?…………………………………………7

Загадки Бабы Яги………………………………………………………..8

Откуда взялась Баба Яга?…………………………………………………………………8

Почему Ягу Ягой называют?……………………………………………………………10

«Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор………………………..11

Результаты эксперимента……………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………….16

Приложения………………………………………………………………………..17

Приложение I………………………………………………………………..I

Приложение II……………………………………………………………….II

Приложение III………………………………………………………………III

Приложение IV………………………………………………………………IV

4

Панарина Ангелина Александровна

Краснодарский край, Каневской район, станица Придорожная

МБОУ СОШ № 10, 6 класс

НЕСТРАШНЫЕ ЗЛОДЕИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Научный руководитель: Литвинова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10

Введение

Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга.Но я был в шапке, был в невидимке.Стянул у старой две нитки бус.Разгневал ведьму и скрылся в дымке.И вот со смеху кручу я ус.Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,Найду для песен там жемчугов,До самой пасти приближусь к Змею.Узнаю тайны – и был таков. «У чудищ» К.Д. Бальмонт

Сказка – ложь, да в ней – намек… Кто не знает эту народную мудрость? Русские сказки, былины, предания представляет огромную ценность как для любителей истории русского народа, так и для ученых (этнографов, историков, исследователей). Для русского человека в первую очередь именно сказка являлась кладезем житейской мудрости, потому что она, подобно христианским заповедям, всегда учила и учит добру, мудрости, милосердию, терпению.

Сказку на Руси любили всегда, причем не только дети, но и взрослые. Например, в летописях XII века имеется упоминание о том, как богатому перед сном «баяли», т.е. рассказывали сказку. По другим свидетельствам, артельщики, уезжая, часто брали с собой или нанимали уже на месте старуху, которая каждый вечер рассказывала им сказки, за что ей платили столько, сколько зарабатывали сами. Первые упоминания о сказках «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке» появляются в рукописных сборниках XVI-XVII вв. В XVIII веке выходят первые печатные издания.

Примерно в этот же период начинается научное изучение сказок В.Н.Татищевым, позже Ф.И.Буслаевым, В.Ф.Миллером и др. Русская сказка привлекла и писателей:

5

А.С.Пушкин кропотливо собирал, записывал и обрабатывал сказки своей няни Арины Родионовны. Современники А.С.Пушкина — Жуковский В.А., Ершов П.П., Даль В.И., Афанасьев А.Н., Белинский В.Г. — также не остались равнодушны к этому жанру русского фольклора, они облекли сказку в новые литературно-поэтические формы. О происхождении имен сказочных злодеев споры шли всегда. Так, например Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал отчество самого знаменитого Змея с именем Горыня – «сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер», имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». В.Н. Демин в своей статье «Когда Кощей был «кочегаром…», напротив, считает, что имя Кощея произошло от индоарийского Кашьяпы (бессмертное божество, земное воплощение первотворца Праджапати (Брахмы), который был хранителем бессмертного напитка. А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, о чем и пишет в книге «Кто такая – Баба Яга?».

Мир сказок богат и разнообразен. Кого в них только не встретишь: тут тебе и Василиса Премудрая, и клубочек-навигатор, и щука говорящая.

Читая сказку, мы обычно ассоциируем себя с положительными героями. Еще бы! Так здорово оказаться в тридевятом царстве, отыскать заветный дуб и сломать иглу, на которой «смерть Кощеева»… Вообще-то, существует такое выражение, что плохими не рождаются, а становятся. Выходит, Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч тоже были когда-то хорошими? Кто же они тогда на самом деле?

Доказать, что у злодеев русских народных сказок были положительные прототипы, стало основной целью нашей работы.

В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

изучить дополнительную литературу и источники по данной теме;

провести исследование прототипов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснить причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Для решения этих задач потребовались следующие методы исследования:

теоретический анализ прообразов сказочных героев;

проведение аналогии между отрицательными персонажами русских народных сказок и их прообразами;

6

опрос по теме работы среди учащихся. 

Объектом исследования являются русские народные сказки, статьи о происхождении сказочных героев.

Предметом исследования являются сказочные злодеи (Кащей (Кощей) Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч).

Гипотеза исследования: Предположим, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы.Актуальность работы обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных злодеев русских народных сказок.

Кащей (Кощей) Бессмертный в русских народных сказках.

Кощей Бессмертный – богатырь?

Открывает галерею отрицательных персонажей русских народных сказок Кащей (Кощей) Бессмертный, высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи старик. Кстати, по свидетельству некоторых уфологов, он как две капли вода похож на выходца из цивилизации Серых (инопланетяне, некогда жившие на Земле).[1] . Чаще всего добрым нравом такие существа не отличались, вот и заслужили дурную славу. Эта версия и сама больше похожа на сказку, но кто его знает…

Образы Кощея Бессмертного в русских народных сказках не похожи один на другой: то он царь, то всадник на говорящем коне, то пленник, триста лет пробывший в заточении (причем ему достаточно выпить три ведра воды, чтобы обрести неимоверную силу и разорвать двенадцать цепей), то чародей, колдун, военачальник, который пришёл жечь русские города.

Кроме всего этого, существует еще одна малоизвестная сказка «Про Кощея — богатыря», в которой первый русский богатырь (пока еще не Кощей) освободил невольников из вражеского плена, но князья предали его, и богатырь потерпел поражение на гороховом поле. Он схвачен в плен, закован в цепи и посажен в башню. Прошли годы, о богатыре давно не помнят не только друзья и враги, но и он сам стал называться Кощеем («пленником»), так как забыл своё имя. Наконец-то цепи проржавели и дали ему свободу. Выйдя из темницы, он подчинил себе армию врага и завоевал при помощи нее чужеземные города. А затем пошёл войной на Русь, чтобы отомстить за

7

предательство. Выходит, это русские князья виноваты в том, что русский витязь превратился в Кощея Бессмертного.

Мифологический архетип Кощея

Интересно, что в большинстве русских народных сказок у Кощея нет наследников, впрочем, как и у других злодеев (дабы не распространять зло), но кое-где в качестве его дочери фигурирует Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая, которая выведывает секрет смерти отца, таящийся на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), и рассказывает его своему возлюбленному. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке лишний раз доказывает, что прообразом Кощея является мифологический Змей, связанный с Мировым древом (кстати, знания о Мировом дереве заложены в нас со времен язычества, наряжая елку на Новый год, мы уже даже и не ведаем, что дерево у древних славян было символом устройства мира), у которого находится Мировое яйцо, снесенное уткой. Смерть Змея означает конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. [2]

В христианской трактовке Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, Иван Царевич – дух, смерть Кощея — очищение души от грехов. [3] Но современные фольклористы считают эти версии антинаучными.

Что общего между Кощеем и кочегаром?

Имя Кощей было хорошо известно на Руси, им иногда называли мальчиков, и означало оно, по одним источникам, «бессмертный, воскресший», а по другим, – «раб, пленник». Кстати, в «Слове о полку Игореве» имя кощеево упомянуто дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.[4] В русских народных сказках Кощем зовут тощего человека («кость» , т.е. «мешок с костями»).

8

Владимир Даль (1801-1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» связывал имя Кощея не со словом «кость», а с понятием «касть» («кась»), что являлось, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова «пакость». Отсюда и «мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё» и т. п. (Даль приводит также узкие значения лексемы «касть» в различных диалектах: «мышь, крыса, гад» (тверск.); «грязь, распутица» (арханг.); «отбросы на бойнях» (южные области); «порча, вред, убыток» (псковск.).[5, c 456]

Но в словах «кость» и «касть» нет шипящего звука на конце, поэтому можно предположить, что имя Кощея связано со словом «кош» («бессмертный, воскресший»), кстати, славянскую богиню Земли звали Макоша или Макошь ( «ма» + «кош»).

Интересна версия о санскритском слове «kocagara», означающем «хранитель казны» (помните, у А.С.Пушкина: » Там царь Кощей над златом чахнет…»). Читается это слово как «кошьягара» или даже «кочагара», что роднит его с русским «кочегар», может быть, означающим не только того, кто подбрасывает уголь в печь, но и того, кто им заведует.

Если это так, то почему же тогда Кощей бессмертен? Ответ на этот вопрос можно отыскать в других источниках. По мнению В.Н.Демина, индоарийский Кашьяпа — бессмертное божество, земное воплощение первотворца Праджапати (Брахмы) — был хранителем бессмертного напитка, а зловещность и злокозненность — это обычный результат позднейшей дискредитации и демонизации.[6, с.89]

Выходит, что ничего ужасного в образе Кощея Бессмертного нет.

Как бы то ни было, но на Руси было принято отмечать Кощеев (Касьянов) день каждый високосный год 13 марта.

2. Загадки Бабы Яги

2.1. Откуда взялась Баба Яга?

Это страшная особа, —Из глазищ пылает злоба,Мысли чёрны, речь бессвязна,И обличьем безобразна…Для чего скажи, о Боже!В мире жить такое может?

Л.Ф. Котов

9

Какая же она безобразная, кровожадная и беспощадная, эта Баба Яга! Кто не испугается сгорбленной старухи с горящими глазами и вздыбленными волосами? Сердце замирает, когда видишь ее на картинке. И откуда она только взялась?  По одной из версий, Баба Яга – умершая родственница, которой было принято пугать детей. Дело в том, что древние славяне хоронили усопших не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Покойников клали ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги. [7, с.131] Возможно, именно отсюда и «костяная нога».

В славянской мифологии существовала версия о трех мирах: Яви (мир земной, настоящий), Нави (мир предков, духов), Прави (закон, созданный Дажьбогом, воплощение правды и мудрости). Так вот именно Баба Яга, по утверждению предков, была проводником между миром мертвых (царство Кощеево) и живых (люди), по той же версии, имя Яга следует расшифровывать так: «я» — творческое начало в человеке, «га» — движение. [8, с.4]

Гипотез о происхождении этого образа, оставшегося лишь в русских народных сказках, много. Так, например, в «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов, которые считаются первыми обителями в районе нынешнего Туапсе, свои жилища они строили на воде (отсюда «куриные» ноги — сваи) и были кровожадными и свирепыми воинами, кроме этого, ели людей.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы Яги в Индии, предположив, что раз избушка плохо отапливается, пол в ней высоко поднят над землей, то жить в ней зимой невозможно, значит, наша Бабушка Яга прибыла из других мест потеплее, скорее всего, из Индии (кстати, торговые пути с Индией у России налажены были давно). Кроме этого, автор обращает внимание и на то, что в русской народной сказке к Бабе Яге чаще всего приходят за советом, и она, предварительно уважив гостя, никогда не отказывает. А в Индии таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Доказывая свою точку зрения, А.Подъяпольский делает упор и на то, что у индусов издревле существует философское учение – йога, поэтому высказывает мнение, что слово «яга» в русском языке могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.[9]

10

Другой учёный Ю. Росциус предполагает, что сказки о Бабе Яге – это не что иное, как доказательство визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, которая представляет собой предмет цилиндрической формы, удивительно напоминающий контуры современной ракеты. Полёт Бабы Яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли – которые выворачивало, которые ломало». Косвенным аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали». [10]

2.2. Почему Ягу Ягой называют?

     Первая часть имени «Баба» указывает на то, что старушке не один десяток лет. Что касается второй части, то этот вопрос до сих пор остается открытым.

В словаре В.И.Даля, например, ягой названа женская одежда, напоминающая халат с «откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу», но скорее всего, что это никак не связано с образом Бабы Яги. Хотя в славянской мифологии такая одежда обычно носилась чародеями из подземного мира или нечистью. По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы Яги.[11, с.232]

Еще одна версия, имеющая право на существование: Баба Яга – королева племени людоедов ягга из Центральной Африки. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица. [12, с.24] Но такое возможно вряд ли, потому что в русских сказках образ Бабы Яги появился намного раньше XVII века.

Так, может быть, тогда Ягу Ягой называют потому, что сборщика податей при монголах назывался Бабай — Ага. Произнесите это имя быстро. Вот вам и Баба Яга! Страшная и беспощадная, обирающая до нитки, такой можно и детей попугать.

11

Нам, например, ближе другая гипотеза: жила на Руси покровительница детей-сирот, прекрасная, молодая, добросердечная, почитаемая всеми Йогиня-матушка, которая

объезжала на огненной колеснице землю и собирала повсюду несчастных, беспризорных детей-сирот. Ни один город не остался без ее внимания, а узнавали ее жители по нарядным сапожкам, которые были украшены прекрасными золотыми узорами. Потому и называли ее Йогой Златой ногой. Когда она появлялась, от нее исходила излучающая доброта и нежность. Бабу Йогу очень любили не только дети, но и взрослые. И как только она заезжала в любой город, ей сразу же показывали, где живут дети-сироты. Детишек она отвозила в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор. Жила Йога в летающем доме, из-под которого курился дым, а ночью он светился. Её дом был малых размеров, зато внутри он был огромным. На подворье у неё жило много разных существ из разных миров — жить и нежить. По этой причине имя Йога переводится как слияние миров и вместилище мудрости. Йогиня-матушка заботилась о детях-сиротах, как настоящая мать, и проводила их через огненный обряд, который посвящал их Древним Высшим Богам.

Чужестранцы, случайно забредавшие в чащу, где жила Баба Йога, и присутствовавшие на обрядах, в дальнейшем, не понимая всего таинства обряда до конца, искажали до неузнаваемости в своих рассказах образ Йоги-Матушки, они повествовали о якобы злой старухе, которая бросает беззащитных детей-сирот в огненную печь. Вот так образ доброй, молодой и любящей детей Йогини превратили в злую старуху, изменив имя на — Баба Яга. [13, с.138]

3. «Из-за леса, из-за гор», но не дедушка Егор

Еще один неотъемлемый персонаж русской народной сказки – Змей Горыныч. Это многоголовое чудо, обладая достаточно большой массой тела, умеет хорошо летать. Еще одна важная его особенность – то, что Змей хорошо «чует русский дух», говорит и умеет извергать огонь из открытой пасти.

Интересно, что больше ни один отрицательный персонаж в сказках не имеет отчества, а у этого чудища оно есть. Так откуда все-таки у Змея взялось такое забавное отчество? Скорее всего, что оно указывает на его происхождение (например, Попович — поповский сын, Муромец – выходец из Мурома). Вполне возможно, что Горыныч – житель гор, а может, отец его был Горыней? В словаре В.И.Даля читаем: «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное

12

отчество, придаваемое богатырям, иногда змею или жителям гор, вертепов, пещер». [14,с.147]

Интересен и тот факт, что в глубокой древности Змеем Горынычем называли бурю со смерчами.

Возможно это и так, но существует и другая версия о том, что во время нападения на Русь варягов один из викингов устроил себе разбойничье гнездо на реке Горынь, обнеся его частоколом, совершал жестокие расправы над славянами, сжигая деревни и уводя русских девушек в плен. Именно за кровожадность его и прозвали Змеем. Было у этого варяга два сына – вот вам и три головы, иногда выглядывающие из-за частокола. Может, это и выдумка, но на реке Горыни, среди болот до сих пор есть остров, который называют Змеиное поселище.[15]

Углубляясь в историю, вспомним о крещении Руси. Славяне неохотно расставались со старой верой в богов, пряча их в мудрых сказках. «Читая и сопоставляя русские сказки со славянскими Ведами, даешься диву: тексты практически идентичны, изменились лишь имена персонажей. Наверняка всем известна сказка о Никите Кожемяке, поборовшем объявившегося около Киева змея, который «брал с народа поборы немалые». Битва Никиты со змеем заканчивается следующим образом: увидел змей, что Никита его побеждает, и стал молить Никиту:

— Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка, давай разделим землю, и будешь ты в одной половине жить, а я – в другой.

— Хорошо, — сказал Кожемяка, — надо межу проложить.

Сделал Никита соху, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать…»

А вот другое описание борьбы со змеем:

«Начал бить Сварог змея молотом, а Семаргл Огнебог запрягал его в тяжкий кованый плуг. И сказали они змею черному: будем мы делить Подвселенную. По земле сырой проведем межу. Справа пусть за межею будет царство Сварога. Слева же за межею будет змеево царство». [16, с.154]

Исследуя различные точки зрения ученых, мы пришли к выводу, что, скорее всего, отчество Горыныч произошло от слова «гореть», а его способность к изрыганию огня относят к изобретению пороха китайцами, священным животным у которых является дракон. Татаро-монголы, позаимствовав секреты изготовления пороха, снарядов из него и метательных машин у китайцев, пришли войной на Русь. Славяне, ранее не видевшие такого, принимали огневые установки с летящими на них горящими снарядами за живого огромного и невиданного зверя, скорее всего, многоголового змея (Змий или Змей на Руси



13

издавна был олицетворением зла). Позже монголы стали наполнять свои снаряды нефтью, которая, как известно, практически не впитывается в землю, а покрывает ее пленкой, губительной для всего живого. Разве эта версия не находит отражение на страницах народных сказок, где из отрубленных змеиных голов вытекает черная кровь, которую не хочет принимать земля русская?

А вот ученые-биологи отыскали в лесах жука-бомбардира, который выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов, причем состав ее близок к современному ракетному топливу. Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими. [17]

Так, может, Змей Горыныч – реальное существо, увиденное когда-то нашими предками?

Результаты эксперимента

Для того, чтобы получить реальную картину отношения к сказочным злодеям (Бабе Яге, Змею Горынычу, Кощею Бессмертному), мы решили провести опрос среди учащихся школы.

В первую очередь нас интересовало, боятся ли малыши Бабы Яги и почему. Бóльшая половина опрошенных первоклассников (23 из 33) ответила: «Да, я ее боюсь: она очень страшная». 5 из 33 признались: «Боюсь, потому что она ест детей», еще пятеро ответили: «Не боюсь, потому что она хорошая» (Приложение I)

Тогда у учащихся 5 класса мы спросили, слышали ли они когда-нибудь, что, возможно, прообразом Кощея был русский богатырь. К нашему огорчению, никто из учеников, а их в классе четырнадцать, не знает об этом (Приложение II).

У ребят постарше, учащихся восьмого класса, мы интересовались следующим: знают ли они, кто или что стало прообразом Змея Горыныча? При этом попросили их объяснить свой ответ. В результате получилось следующее (Приложение III):

Пятеро ответили: «Да, я слышал (а), что образ Змея Горыныча как-то связан с Китаем».

Семеро утверждали, что, возможно, наши предки видели что-то страшное, похожее на динозавра или многоголового змея, потому этот образ и появился в русских народных сказках.

14

Четверо сказали, что о прототипе Змея Горыныча не знают ничего, но думают, что, скорее всего, славяне просто выдумали его, чтобы пугать детей.

Восьмерых участников опроса эта тема вообще никогда не интересовала.

Полученные ответы не совсем устроили нас, и мы решили выступить с данной исследовательской работой перед учащимися школы, а затем снова провести тестирование. Вот что у нас получилось (Приложение IV) :

Из 33 учащихся первого класса теперь никто не боится Бабы Яги.

Основная масса пятиклассников (11 из 14) заинтересовались образом и прототипами Кощея Бессмертного.

Учащиеся восьмого класса (20 из 24) проявили неподдельный интерес к происхождению образов Бабы Яги, Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, заявив, что русская народная сказка незаслуженно забыта ими, потому что в ней, оказывается, скрыто много тайн.

Заключение.

Русская народная сказка всегда учила тому, что, хотя добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает. Отрицательные герои, конечно, необходимы в сказке для того, чтобы нашелся кто-то, кто будет с ними сражаться. Вполне возможно, что у злодеев из русских народных сказок существовали положительные прототипы, и мы доказали это.

В ходе исследования по данной теме, мы решили ряд задач:

изучили дополнительную литературу и источники по данной теме;

провели исследование прообразов Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча;

выяснили причины, по которым положительные герои превратились в злодеев.

Проведя опрос среди учащихся школы, мы выяснили, что большинство первоклассников (28 из 33) боится Бабы Яги, считая ее злой, и только пять человек верят, что она добрая; ученики пятого класса вообще никогда не слышали о том, что, возможно, прообразом Кощея Бессмертного был русский богатырь; основная масса восьмиклассников, считая русскую народную сказку детской забавой, ничего не знает о прототипе Змея Горыныча. Повторное тестирование среди тех же участников опроса после выступления с материалами исследовательской работы дало иные результаты:

Из 33 учащихся первого класса теперь никто не боится Бабы Яги.

15

Основная масса пятиклассников (11 из 14) заинтересовались образом и прототипами Кощея Бессмертного.

Учащиеся восьмого класса (20 из 24) проявили неподдельный интерес к происхождению образов Бабы Яги, Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, заявив, что русская народная сказка незаслуженно забыта ими, потому что в ней, оказывается, скрыто много тайн.

Все это позволило лучше понять происхождение сказочных злодеев, привлечь внимание к данной теме и сделать вывод о том, что для большинства читателей русских народных сказок образы Кощея Бессмертного, Бабы Яги и Змея Горыныча остаются отрицательными. С целью углубленного изучения образов сказочных героев хотелось бы в дальнейшем продолжить работу по изучению русских народных сказок.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что у отрицательных героев русских народных сказок (Кащея (Кощея) Бессмертного, Бабы Яги, Змея Горыныча) были положительные прообразы, подтвердилась.

Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.

16

Список использованной литературы 

Кощеи (цивилизация Серых)/ http://forums.airbase.ru/2008/06/t62195—koschei-tsivilizatsiya-serykh.html

Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html

Семь фактов о Кощее Бессмертном/http://russian7.ru/2012/11/7-faktov-o-koshhee-bessmertnom/

Родословная Кощея Бессмертного/http://www.fanbio.ru/mif/84-2010-03-26-10-25-56.html

В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

В.Н.Демин. Когда Кощей был «кочегаром». — М.: Литература, 2003

А.Аливердиев. Баба-Яга. – Красногорск: Звездная дорога, 2000.

М.Заречный. Игла Кощея, или невероятное путешествие в Явь, Навь и Правь. – М.: Астол,2012

С. Казиник. Баба Яга – кто это?/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48286/

Там же

Русский фольклор. – М.: Астрель,2006

А.Н. Афанасьев. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: Индрик, 1996

Е.Э. Будовская, И.А. Морозов.Славянские древности. Т. 1. –М.: Астрель, 1991

В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Астрель, 2010

И.Мельник. Почему Баба Яга и Змей Горыныч превратились в отрицательных персонажей?/http://www.bolshoyvopros.ru/questions/103658-pochemu-baba-jaga-i-zmej-gorynych-prevratilis-v-otricatelnyh-personazhej.html

А.Н. Афанасьев. Народ-художник: Миф. Фольклор. – М: Литература, 1986.

С.Варган. Миф о драконе/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38482/

17

ПРИЛОЖЕНИЯ

I

Приложение I

II



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap