Исследовательская работа Необыкновенные женщины 1812 года



НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ

1812 ГОДА.

(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Работу выполнили:

Абашева Ярослава, Чернышёв Владимир



2 «В» класс, МАОУ «СОШ №15»

города Губахи, Пермского края

Руководитель:

Девятерикова Зинаида Валентиновна,

учитель начальных классов

г.Губаха, 2012 год

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ— 2 —

Глава I. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ 1812 ГОДА

1.1 Надежда Дурова.— 5 —

1.2 Василиса Кожина.— 7

1.3 Прасковья-кружевница.— 8

Заключение.— 9 —

Список литературы.— 10 —

ВСТУПЛЕНИЕ

В наступившем 2012 году Россия будет отмечать 200-летие одного из величайших событий своей истории – победу в Отечественной войне 1812 года. (слайд2)

Перечитывая литературу о войне 1812 года, (слайд 3) нам в руки попала книга Ирины Стрелковой «Во славу Отечества». Листая страницы этой книги, мы всё больше и больше удивлялись. Наше удивление было связано с тем, что война в нашем представлении всегда считалась мужским делом, а тут со страниц книги на нас смотрело милое женское, ещё детское, лицо Надежды Дуровой. Нам стало интересно, почему эта совсем юная девушка взяла в руки оружие? Кто ещё из женщин, так же как Надежда Дурова, встал на защиту своей Родины? Что послужило толчком к принятию каждой из них такого решения? В своей работе мы попробуем ответить на эти и многие другие вопросы.

Цель работы.

Найти сведения о женщинах, которые оставили неизгладимый след в памяти своего народа, и рассказать о них своим друзьям и одноклассникам.

Задачи:

рассмотреть события Отечественной войны 1812 года;

проанализировать некоторые эпизоды войны, где непосредственную роль играли женщины.

Объект исследования. Женщины, принимавшие активное участие в войне 1812 года. Предмет исследования.

Роль женщин в войне 1812 года, их вклад в победу русского народа над

армией Наполеона.Гипотеза.

Возможно, участие женщин в войне 1812 года не до конца изучено, поэтому и их роль в событиях тех лет явно преуменьшается. Как нам кажется, в первую очередь это связано с отсутствием большого количества документов по данной теме.

План работы.

1. Определить тему, цель и задачи исследовательской работы.

Опросить учащихся 2 «Г», 3 «В» и 4 «В» классов нашей школы по интересующим нас вопросам.

3. Составить диаграмму по результатам опроса.

4. Собрать справочный материал об Отечественной войне 1812 года.

5. Отобрать из этого материала сведения, касающиеся нашей темы.

6. Проанализировать и систематизировать найденный материал.

7. Обобщить результаты исследования.

8. Подготовить презентацию исследовательской работы и познакомить с ней одноклассников.

Тема данного исследования «Необыкновенные женщины 1812 года». Но в ходе изучения данной темы выяснилось, что не только мы не знаем о женщинах, которые принимали участие в войне 1812 года, но и многие учащиеся нашей начальной школы. Мы провели опрос среди учащихся 2 «Г», 3 «В» и 4 «В» классов. Результаты опроса таковы, что 25% учащихся 2 «Г» класса, 32% учащихся 3 «В» класса и 46% учащихся 4 «В» класса знают, что в 1812 году была Отечественная война с французами. 18% учащихся 2 «Г» класс, 25% учащихся 3 «В» класса и 42% учащихся 4 «В» класса знают, что главным и решающим сражением была Бородинская битва. 16% учащихся 2 «Г» класса, 23% учащихся 3 «В» класса и 34% учащихся 4 «В» класса, знают кто такая Надежда Дурова. (слайд 4)

В настоящее время школьники обладают лишь поверхностными знаниями о событиях и главных действующих лицах Отечественной войны 1812 года. Большинству учащимся известны имена таких людей этой эпохи, как Наполеон Бонапарт, Михаил Кутузов, Пётр Багратион. (слайд 5) В нашей истории сохранились примеры мужества народа, в основном это подвиги мужчин. Но совершали ли подвиги женщины?

К сожалению, в большинстве учебников и справочной литературе есть только сокращённые сведения о героизме женщин, которые сыграли не последнюю роль в Российской истории. Исключение составляет личность Надежды Дуровой — кавалерист-девицы, воевавшей под именем Александра Александрова. О ее судьбе писали книги, снимали фильмы, ей посвящали стихи. Да и она сама написала несколько автобиографических литературных произведений. Но судить о роли женщин в войне, исследуя только один пример, нельзя. Поэтому мы попытались по возможности расширить список замечательных женщин, тем или иным образом внесших свой вклад в победу над Наполеоном. Мы попытаемся обобщить некоторые известные факты о них в данной работе.

Глава I.

Необыкновенные женщины 1812 года.

Женщины творят историю, хотя история

запоминает лишь имена мужчин.

Генрих Гейне

1.1 Надежда Дурова.

(слайд 6) Детские годы Надежды не были беззаботными. Мать очень желала сына, но 17 сентября 1783 года родилась девочка и она невзлюбила дочку. Отец поручил воспитание дочери слугам. Так отставной гусар Астахов стал нянькой для маленькой Нади, он ничем не мог увлечь девочку, а только лишь романтикой военной службы. С раннего детства Наденька полюбила красоту и вольность ратной службы, привыкла к лошадям, с удовольствием ухаживала за ними, чувствовала оружие.

В 12 лет отец подарил Наде коня. Надя настолько полюбила его, что всякую минуту готова была проводить с ним. Алкид, так назвали коня, во всем слушался девочку. Отец стал брать с собой её в дальние прогулки верхом.

(слайд 7) «Я стану, отец, тебе настоящим сыном. Я сделаюсь воином и докажу, что участь женщины может быть иной…» — однажды пообещала она отцу.

В 1806 году в день своего рождения Надежда решила, наконец, изменить свою судьбу. Она обрезала волосы, взяла заранее подготовленное старое казачье платье, сняла со стены отцовскую саблю и ночью, со своим Алкидом сбежала из родного дома. Попав в казачий полк, назвалась дворянским сыном Александром Соколовым, которого не пускают на войну. (слайд 8) Под именем Александра Соколова она в 1807 году вступила в Коннопольский улановский полк и выступила вместе с ним в поход в Пруссию.

Александр Соколов, не смотря на молодость, показывал отличные успехи на поле боя, вступал в бой первым и выбирался из всяческих военных переделок целым и невредимым.

Отец, обеспокоенный участью дочери, подает прошение на высочайшее имя императора с просьбой разыскать дочь и вернуть домой.

Император Александр I сам был удивлен таким поступком и велел отправить курьера в Пруссию, чтобы доставить этого Александра Соколова, не раскрывая никому его имени. Улана доставили в Петербург. В его послужном списке император с удивлением прочел о прекрасных боевых качествах молодого офицера. Беседуя с этим молодым уланом,

Александр вначале думал возвратить Надежду в родной дом, но удивленный столь пламенным её желанием, император переменил свое решение.

(слайд 9) Русский император Александр I собственноручно наградил Надежду Дурову Георгиевским крестом за спасение жизни офицера на поле боя. Велел именоваться его имени Александровым.

Вскоре грянул гром Отечественной Войны 1812 года, французские войска под командованием Наполеона вторглись в Россию. Отходя с боями, русская армия двигалась по направлению к Москве. Полк, в котором служила Надежда, в числе лучших кавалерийских полков прикрывал отступающую армию. Корнет Александров участвует в боях под Миром, Романовом, Дашковкой, в конной атаке под Смоленском.

26 августа 1812 год село Бородино (110 км от Москвы). Здесь состоялась решающая битва между французской армией Наполеона I и русской под командованием М. И. Кутузова. Сражение было жестоким и кровопролитным. “Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой”, — писал позже Наполеон.

(слайд 10) Во время Бородинского сражения Александров был на передовой, бросался в самую гущу боя. В одном из боёв пуля оцарапала плечо, а осколки снаряда задели ногу. Боль была невыносимой, но Дурова осталась в седле до конца битвы.

(слайд 11) Расторопного поручика заметил Кутузов, он был наслышан о подвигах улана и знал, что под этим именем скрывается отважная женщина, но не подал вида, что ему известна эта тайна. И у Надежды началась новая служба в роли ординарца Кутузова. По нескольку раз в день она под огнем противника спешила к командирам. Кутузов нарадоваться не мог таким ординарцем.

Ранения Бородинской битвы постоянно волновали Надежду, мешали ей нести службу. Дурова берет отпуск для лечения, и проводит его в родном доме. После окончания отпуска Надежда со своим полком участвует в заграничных походах русской армии.

В 1816 году Надежда Андреевна Дурова с почестями и наградами вышла в отставку. Патриотизм Надежды Андреевны Дуровой выразился ярко в ее самоотверженном служении родине, презрении к опасности, в величии ее духа. «Священный долг к Отечеству заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и спокойно расставаться с жизнью» — говорила она.

1.2 Василиса Кожина.

(слайд 12)Общая беда сближает людей. В борьбе с врагом сплотилось всё население России. Русский народ при появлении врага поднимался добровольно, и крестьяне повсюду вели партизанскую войну, сражались с удивительной храбростью. Организаторами партизанского движения выступили как офицеры русской армии, так и простые люди, не остались в стороне и простые русские женщины. Одной из таких неравнодушной к беде народа была Василиса Кожина.

После гибели старосты села Сычевка Пореченского уезда Дмитрия Кожина односельчане единодушно выбрали его жену Василису. «Будь ты на место мужа. Ты — баба с головой».

Василиса была изобретательная и хитрая женщина. Когда в селе появились французы, она пригласила их в дом, накормила, напоила. Но как только нежданные гости улеглись спать, она спалила дом вместе с ними.

(слайд 13) Василиса организовала из подростков и женщин отряд партизан. Они вооружились вилами, косами, топорами, уничтожали и брали в плен наполеоновских солдат и офицеров во время их отступления из России.

(слайд 14) За свои подвиги Василиса была награждена медалью «В память Отечественной войны» и денежной премией.

«Вот какая она, Василиса Кожина, русская женщина, храбрая женщина. Её не то, что на место старосты, Кожину хоть в губернаторы назначай, хоть в военный совет сажай».

1.3 Прасковья-кружевница.

(слайд 15) Стихийно создаваемые крестьянские отряды оказывали весьма значительную помощь действующей армии. Отряды эти состояли в основном из крестьян, которым не знакомо было военное дело, они привыкли управляться косами, вилами да топорами. Но пришлось им постигать «эту мудреную науку, используя природную смекалку, цепкий ум, твердые руки да острый глаз». В схватки с неприятелем вступали с добытым оружием и наповал разили врага.

Мы нашли сведения ещё об одной героине Отечественной войны — Прасковье кружевнице, жаль только фамилию этой женщины так и не удалось узнать.

В маленькой деревушке Соколово, Духовщинского уезда, Смоленской губернии жила двадцатилетняя красавица Прасковья.

Явился в эту деревню французский отряд, который отнимал у жителей всё, что приглянется. Зашли два француза и в дом к Прасковье, не растерялась девушка, схватила топор и зарубила обоих. Потом собрала деревенских жителей и ушла с ними в лес. «Это было страшное войско: 20 сильных, молодых парней, вооруженных топорами, косами и вилами, и во главе их красавица Прасковья».

(слайд 16) Они сначала стерегли французов у дороги и нападали на них, когда видели не более десяти – двенадцати человек, но скоро косы и топоры сменились у них ружьями и саблями.

Сама Прасковья показывала пример храбрости, и они, смелея день ото дня, стали уже нападать на вооруженные отряды, и один раз отбили у французов обоз.

   Слух о Прасковье и ее помощниках пошел по всему уезду, и из соседних деревень стали приходить к ней парни. Она принимала на выбор, и вскоре у нее образовался отряд из 60 отборных молодцов, с которыми Прасковья доходила почти до самого Смоленска.

С изумлением и страхом думал французский генерал, посаженный в Смоленске губернатором, о Прасковье. За голову Прасковьи, отбившей со своим отрядом изрядную долю французского оснащения и провианта, была назначена большая сумма.

Но поймать Прасковью не могли, хотя за ее голову была назначена большая награда. За смелость и отвагу Прасковья была награждена медалью «В память Отечественной

войны». Дальнейшая судьба этой удивительной женщины не известна. Но в памяти потомков «кружевница Прасковья» навсегда осталась как символ русской женщины.

Заключение.

Целых два столетия отделяет нас от тех времён, когда столкнулись два государства, две великих армии – русская и французская. Эта «просто война» превратилась в войну Отечественную, потому что против перешедшей границы России многочисленной армии Наполеона поднялся весь русский народ. Солдаты сражались на поле боя, крестьяне и горожане уходили в партизанские отряды и громили вместе с военными французские тылы.

Мы счастливы, что прикоснулись к волнующей теме прошлого нашей Родины. Сделана попытка исследовать уникальное явление в истории Отечества, как участие женщин в войне. Мы смогли ответить на поставленные вопросы перед началом работы и сделали следующие выводы. (слайд 17)

Война отвела женщине громадную роль в истории Отечества. Женский подвиг на войне — свидетельство единства людей перед лицом опасности

Женщина на войне обладает такими достоинствами как честь, мужество, готовность к самопожертвованию, стремление к справедливости, умению вести за собой.

Результаты нашего исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по истории, краеведению. Мы провели занятие кружка «История моей страны» во 2 «В» классе, где поделились результатами исследования роли женщин во время Отечественной войны и их славном подвиге.

Нас очень заинтересовала роль женщин в истории нашей страны. Женщины — герои 1812 года уже потому, что они родили и воспитали десятки тысяч героев-мужчин Отечественной войны 1812 года, они занимались благотворительностью, на тот момент это была одна из доступных форм помощи армии, воевавшей с Наполеоном. Цель продолжения нашей работы, это женщины, которые помогли сохранить в памяти потомков историю тех времён. Такими были Маргарита Тучкова, императрица Елизавета Алексеевна, княжна Мария Павловна и другие. (слайд 18)

Список литературы.

1.Алексеев С.П. Бородинская битва: Расказы. – М.: Дрофа, 1998

2. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР XIX век. — М.: Просвещение, 1989

3. Ишимова И. История России для детей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001

4. Надеждина Н.А. Недаром помнит вся Россия. – М.: Малыш, 1986

5. Стрелкова И.И. Во славу Отечества. – М.: Малыш, 1990

6. Сребницкий А.. Лихой век кавалерист-девицы. Спортивная жизнь России.1997. № 5.

7. Покровская Н. Кружевница Прасковья. Московская правда. 10.10.2011

8.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10089/ Как сложилась судьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой?

9. http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-7.htm Стихи и цитаты об Отечественной войне 1812 г.

10.http://ts-mysli.narod.ru/durova.html Надежда Дурова (Корнет Александров)

11. http://militera.lib.ru/bio/pushkin_kostin/04.html Женщины 1812 года.

12. http://az.lib.ru/z/zarin_a_e/text_1912_praskovia.shtml А. Е. Зарин Прасковья-кружевница








sitemap
sitemap