Исследовательская работа на темуМилосердие и сострадание в хдожественной литературе по



Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «СОШ №44» г.Саратов

Тема милосердия в современной прозе.

(«Юшка» А. Платонова).

Исследовательская работа в форме компьютерной презентации

с текстовым сопровождением.

Подготовили ученицы 9 «А» класса

Елизавета Холодкова и Анастасия Илясова.

Научный руководитель: Зырянова Галина Федоровна.

2013год.

ВВЕДЕНИЕ:

Тема: милосердие в современной прозе.

Цель: изучение рассказа «Юшка» с точки зрения проблемы милосердия в современной литературе.

Задачи:

• познакомиться с произведением А.П.Платонова;

• изучить биографию писателя;

• изучить критическую литературу;

• сделать выводы

В нашей работе я использовала следующие методы:

работа с критической литературой;

анализ произведения;

работа со словарями.

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце-болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.

На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что «красота спасет мир».

Я считаю, что только красота человеческой души может спасти нас, людей, от душевной черствости, жестокости, озлобленности. Именно поэтому для своей работы я выбрала рассказ А.П.Платонова «Юшка», так как тема милосердия и сострадания ключевая в произведениях писателя.

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) родился в 1899 году [1 сентября (20 августа) в Воронеже и умер в 1951-м (5 января) от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет. По образованию инженер-мелиоратор (Платонов несколько лет работал на разных ирригационных проектах), он начал писать довольно рано, в двадцать с чем-то лет, то есть в двадцатые годы нашего века. Он участвовал в гражданской войне, работал в разных газетах и, хотя печатали его неохотно, в тридцатые годы приобрёл известность. Потом по обвинению в антисоветском заговоре был арестован его сын (подросток 15-ти лет), потом началась Вторая мировая война, во время которой Платонов служил в армии, работая в военной газете. После войны его вынудили замолчать.

Писатель в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Андрей Платонович Платонов- писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к человеку, животному, растению, с которой начинается его большая любовь к Родине. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

Он раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно.

Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа

«Юшка» — Ефим Дмитриевич. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают счастье.

Основная тема рассказа А.П. Платонова «Юшка» — тема милосердия и сострадания. С первых строк рассказа автор знакомит нас со своим героем «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Глаза, в которых всегда стояла влага. Душа Юшки плачет. Недаром говорят, глаза – это зеркало души. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим. «Меня, Даша, народ любит!»- говорит Юшка хозяйской дочке. «Он меня без понятия любит», только вот сердце в людях бывает слепое». И взрослые, и дети вымещали свое зло на слабом человеке. «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он свято верил, что дети любят его, что он нужен им, только вот не научили детей любить людей. Всю жизнь несчастного Юшку все били, оскорбляли и обижали. Дети и взрослые потешались над Юшкой, упрекали его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявлял злобы к людям, никогда не отвечал на их оскорбления. Дети бросали в него камни и грязь, толкали его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он — подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу, незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка — человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. И не только дети, но и «взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью».

Если сердце не наполнено любовью, в нем поселяется жестокость. Носителями зла были сами взрослые, и зверское отношение укоренилось в детях. Действительно, Юшка – это человек тайна. Он же в своей “нагой” простоте только кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает, не только взрослых, но и детей, а также влечет к нему людей «со слепым сердцем». Может поэтому, лейтмотивом произведения являются слова из Библии: «Побеждай зло добром». Юшка — человек Бога, праведник. Он знал что-то такое, чего людям было не понять. В отличие от людей, окружавших Юшку, в его сердце жила всепрощающая любовь к людям, доброе отношение к ним. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая, потому что в его мировоззрении отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения.

Искренне любит он людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездил он проведывать девушку, привозил денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любил её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечала ему «всем теплом и светом своего сердца» и называла его Ефимом Дмитриевичем. Сам Юшка не считал нужным кому-то об этом говорить: настоящая доброта не нуждается в словах, она в поступках людей.

Мне кажется, что Юшка — самый любимый герой А. Платонова, потому что автор говорит о нем с особой теплотой и любовью, которыми тоже отличается добрый, бескорыстный и любящий Юшка.

В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.

Рассказ написан просто и понятно, живым народным языком. Когда его читаешь, кажется, что перед тобой сидит автор и обстоятельно и неторопливо рассказывает свою историю. Это подтверждают диалоги и просторечная лексика рассказа — слова: вон, обождите, да что ты, нету, ига, ну ладно, эх ты, хоть бы, ишь, помер, уж не, что ль.

Платонов дает замечательные описания природы: мы чувствуем благоухание трав и лесов, видим «белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте », слышим « голос рек, бормочущих на каменных перекатах ». Юшка любил природу: он «склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом». Читателю до самого конца рассказа непонятно и интересно, куда же каждый год исчезает Юшка: «Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву». Уйдя далеко от людей, Юшка преображался. Он был распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков — жил одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. В этот миг Юшка был весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он, действительно, был нужен людям.

После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли о нем. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела. Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Горестный и вместе с тем светлый рассказ Платонова «Юшка», этому доказательство.

Я считаю, что рассказ «Юшка» актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать, такие чувства, как милосердие и сострадание, многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…»

Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

Список литературы:

1. Астафьев В.П. Литературная газета. № 39. М. 1990

2. Астафьев В.П. Рассказ «Людочка». М. 1989.

3. Глушихина Г.В. Журнал «Вечерняя средняя школа». № 5. М. 1991.

4. Елина Г.В. Журнал «Новый мир». № 9. М. 1989.

5. Лаури Н.Т. Журнал «Литература в школе». № 4. М. 2005.

6. Профе О.А. Словарь по этике. М. 1998.

7. Чалмаев Б.А. Литературная газета. № 46. М. 1989.ороде и доглядит ее, старуху, когда она совсем обезножеет.



sitemap
sitemap