Исследовательская работа на темуАзербайджанские и русские народные сказкисходство и раз



Муниципальная учебно-исследовательская конференция

«Ломоносовские чтения»

Направление литературоведение

Русские народные и азербайджанские народные сказки: сходство и различие

Исследовательская работа

Выполнена учащимся 10 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №76» МО «Котлас»

Архангельской области

Мамедзаде АлияромВугароглы

Научный руководитель — учитель

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» МО «Котлас»

Архангельской области

Гребенцова Екатерина Геннадьевна

2

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Сказка как жанр устного народного творчества 5

Глава 2. Классификация русских народных и азербайджанских народных сказок 6

Глава 3. Герои народных сказок: сходство и различие 7

Глава 4. Сказочные сюжеты 11

Глава 5. Дидактическая функция сказок 13

Заключение 15

Список литературы 16

Приложения 17

3

Введение.

Россия – страна многонациональная. Теперь, наверное, нет города, школы, где бы не жили, не учились люди разных национальностей. Поэтому нужно и важно знать культуру других национальностей, которые живут рядом с нами. Зная особенности их менталитета, мы сможем лучше понимать, чувствовать их, объяснять их поступки.

Культура начинается с фольклора, с детства, со сказки. Сказки — это первое, что мы слышим от своих родителей, дедушек и бабушек. Благодаря сказкам, мы учимся ценить дружбу, уважать старших, любить правдивость, мужество и честность. С ранних лет мы слушали много сказок, но все эти сказки не уходили далеко за границы страны, все сказки, которые нам рассказывают — это сказки народные. Чтобы развить у детей уважение к другим народам, нужно знать и их фольклор. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, исходя из этого у каждого народа свои сказки, у них есть много общего, но и отличий тоже достаточно.

Согласно проведённому опросу, сказки любят читать и ребята в младших классах, и старшеклассники. Многие учащиеся 10-11 классов перечитывают сказки для разрядки. 91% опрошенных неравнодушны к сказкам (приложение 1). Но если русские народные сказки мы помним и любим, 100% опрошенных знают героев русских сказок, могут о них рассказать, то сказки других народов учащиеся не знают (Приложение 2). Сказки народов, живущих рядом, остаются незамеченными, а те, которые они знают, — это известнейшие сказки мира. Многие из ребят могут, но с трудом, вспомнить арабские сказки «1000 и одной ночи», но и только. Среди героев выделяют Алладина, Али-Бабу, Шахерезаду, а остальные герои, названные участниками опроса, являются героями литературных произведений. Хотя тот же самый опрос показывает, что 70% учащихся интересуется сказками других народов и желает знать героев и содержание этих произведений. Различия между русскими народными и сказками других народов знают многие — 58%, и 42% написали, что не знают. Эти сведения заинтересовали нас.

По сведениям миграционной службы города Котласа, у нас проживает более 10 различных национальностей, 74% которых составляют азербайджанцы. Поэтому в своей работе мы обратились именно к азербайджанским народным сказкам. Мы попытаемся сравнить сказки наших народов на предмет сходства и различия героев, сюжетов, дидактических функций.

Таким образом,

целью нашей работы является исследованиерусских народных и азербайджанских народных сказок, а такжепоиск сходств и различий в них.

Задачи: 1) Прочитать народные сказки России и Азербайджана.

2) Проанализировать героев сказок, сравнить их.

3) Проанализировать сюжеты сказок, сравнить их.

4) Проанализировать дидактическую функцию сказок, сравнить.

5) Сделать выводы.

4

Предметом исследования являются тексты русских народных и азербайджанских народных сказок.

Мы считаем, что результаты исследования могут представлять практическую значимость для учителей-словесников при планировании уроков внеклассного чтения, а также для школьников, увлечённых литературой.

5

Глава 1. Сказка как жанр устного народного творчества.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровыепроизведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией правил.

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

Общие места — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

Общефольклорные эпитеты «красна девица», «добрый молодец».

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям:

1 устность;

2 коллективность;

3 народность.

6

Глава 2. Классификация русских народных и азербайджанских народных сказок.

Русские народные сказки бывают нескольких видов.

Самым древним видом являются сказки русского народа о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, обманывают, помогают друг другу, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). В сказках о животных человек играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);и занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Другой вид — это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Третий вид — сказки о волшебстве. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

7

Глава 3. Герои народных сказок: сходство и различие.

Никакая сказка не будет захватывающей и интересной, если в ней нет ярких, умных положительных и отрицательных, скупых, глупых и невежественных героев. Героев русских народных сказок знают большинство детей, самые известные среди них — это Иван-Царевич, Василиса, Лиса, Заяц, Волк. Каждый из них обладает неповторимыми качествами и чертами характера.

Иван-Царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Очень часто в начале сказки Ивана-Царевича ждет много испытаний, но данные ему черты характера: ум, храбрость, честность, любовь — помогают ему в нелегком деле. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает царство или его половину, царскую дочь, волшебного или дорогого коня, драгоценные или волшебные предметы или даже дополнительные способности или волшебные умения («Царевна-лягушка», «Иван-Царевич и серый волк»).

Василиса — имя, которое означает царица, дает нам понять, какая эта героиня. Наделена несравненной красотой и мудростью, имеет способность превращаться. Мудрость ей дана для решения не только бытовых проблем, но и для того, чтобы выходить победительницей даже из самых сложных ситуаций. Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип «Чудесной невесты». Этот необыкновенная героиня русских сказок, она отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»).

Заяц— образец кротости и беззащитности. Хищные звери хотят его съесть, обидеть или выселить из домика, как в сказке «Заюшкина избушка». Исключение из правила – это герой сказки «Заяц-хваста». В ней пугливый и хвастливый зайчик в критической ситуации неожиданно проявляет себя храбрецом. Здесь, конечно, образ зайца списан с типа людей, которые в обыденной жизни осторожны и пугливы, но когда их близким угрожает опасность, они способны демонстрировать чудеса смелости. Еще сказочный заяц, наряду с уткой, является одним из «животных-матрешек», вложенных одно в другое, которые прячут в себе, например, смерть Кощея.

Среди отрицательных героев самыми известными оказались Лиса и Волк.

Лиса — это воплощение хитрости и изворотливости.Часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых, беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору. Существует целая плеяда сказаний, где рыжая обманщица проявляет чудеса ловкости и умения обманывать: «Лиса-повитуха», «Лиса-исповедница», «Лиса и тетерев», «Волк и лиса» и другие. Лиса в сказках о животных особенно любит издеваться над волком. Она его учит ловить рыбу, шьет ему шубу, делает похожим на красивую птичку. Естественно, ничем хорошим лисьи проделки

8

для волка не заканчиваются. Однако к персонажам, которые не желают ей зла, лиса может быть добра и ласкова. Выйдя замуж за кота в сказке «Кот и лиса», плутовка кормит мужа, правда, используя хитрость. А в сказке «Снегурушка и лиса» лисичка вообще становится спасительницей заблудившейся в лесу девочки. Снегурушка не доверяет ни волку, ни медведю проводить ее до дома. Не отказывает девочка только лисичке. Среди сказок, в которых фигурирует лиса, можно выделить «Кузьма Скоробогатый». Главный герой ловит плутовку на краже куриц, но, пожалев ее, не наказывает. Взамен лиса делает его богатым, используя всяческие ухищрения и уловки.

Волк традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.

В Азербайджанских сказках тоже есть свои положительные герои:Мелик-Мамед, Гёкчек-Фатма, Джыртдан. Не обходится и без отрицательных персонажей: Дива, Лиса, Волка.

Мелик-Мамед–герой умный, находчивый, смелый. Показал свою решительность в борьбе против злобного Дива. В сказках «Мелик-Мамед», «Яблоневый сад» герой учит никогда не сдаваться, так как терпение и целеустремленность помогают всем в жизненном пути. С самого начала сказки ему придется вытерпеть все испытания, которые приготовил старец-волшебник, чтобы он сумел понять все трудности этого мира и суметь их перенести. Часто герой-младший сын либо единственный сын в семье.

Гёкчек-Фатма–в азербайджанских сказках символ ума и хитрости, красоты и мудрости. В большинстве случаев это дочь бедного человека, которую в конце возьмет в жены сын падишаха, визиря или другого знатного человека («Золотой петушок», «Гекчек Фатма»). Она является образцом терпения и смирения, Фатма – Золушка азербайджанских сказок, но есть исключения. Сказка «Царская дочь» учит детей не судить о людях по их внешности, и учит тому, что сила воли всегда поможет человеку в его жизни.

Самым популярным положительным сказочным героем среди азербайджанских детей является Джыртдан, что в переводе с азербайджанского языка означает — маленький, карликовый. О Джыртдане, которого отличает национальное своеобразие, смекалка, смелость и храбрость, придумано немало сказок. Он может быть одновременно и лентяем, заставляя других деревенских мальчишек нести его на спине в лес, отправляясь за дровами, но может быть также очень смелым при встрече с другим популярным персонажем азербайджанских сказок — Дивом (чудище, великан). При встрече с Дивом, маленький Джыртдан обретает львиную отвагу и храбрость и оказывается самым смелым и ловким среди остальных ребятишек.

9

В азербайджанской мифологии Дивы — обитатели подземного мира, являлись поклонниками света, поэтому похищали красивых девушек земли (символы света) и оставляли около себя. Дивы отличаются своей глупостью, жадностью и злобой.

Лис— одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем он — над волком и медведем.Благодаря своему коварству и хитрости, предвидит свою судьбу на несколько шагов вперед, наказывается за свои проделки, но за мгновение до решения своей участи может увильнуть от наказаний.

Самый известный сказочный волк-защитник – это, конечно, серый хищник. В разных сказках волку дают различные черты. В сказке «Лютый» волк предстает перед нами как безжалостный, кровожадный зверь. В сказке о Мелик-Мамеде волк мудр, справедлив и рассудителен, показывает герою правильный путь и дает свои советы. Есть и случаи, когда

Волк выступает судьей зверей ( сказка« Как волк овец рассудил») В сказке «Дружба Лиса и Волка» волк показывает свою глупость и безрассудство, когда доверяет лису.

Таким образом, мы можем показать сходства и различия характеров героев сказок.

Сходства

Различия

Иван Царевич

Мелик-Мамед

Иван Царевич

Мелик-Мамед

бесстрашный, добрый и благородный герой

умный, находчивый, смелый

За героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает царство или его половину, царскую дочь, волшебного или дорогого коня, драгоценные или волшебные предметы или даже дополнительные способности или волшебные умения.

С самого начала сказки ему придется вытерпеть все испытания, которые приготовил старец-волшебник, чтобы он сумел понять все трудности этого мира и суметь их перенести.

Василиса

Гёкчек-Фатма

Василиса

Гёкчек-Фатма

Наделена несравненной красотой и мудростью.

символ ума и хитрости, красоты и мудрости.

Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие

этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.

В большинстве случаев это дочь бедного человека, которую в конце возьмет в жены сын падишаха, визиря или другого знатного человека.

Лиса

Лис

Лиса

Лис

Хитрая, но простоватая

пронырливый, коварный, хитрый

Естественно, ничем хорошим лисьи проделки для волка не заканчиваются. Однако к персонажам, которые не желают ей зла, лиса может быть добра и ласкова. Выйдя замуж за кота в сказке «Кот и лиса», плутовка кормит мужа, правда, используя хитрость.

Благодаря своему коварству и хитрости, предвидит свою судьбу на несколько шагов вперед, наказывается за свои проделки, но за мгновение до решения своей участи может увильнуть от наказаний.

Волк

Волк

Волк

Волк

Глупый, жадный, вечно голодный

Свирепый, жадный, глупый

традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса.

В сказке о Мелик-Мамеде волк мудр, справедлив и рассудителен, показывает герою правильный путь и дает свои советы. Есть и случаи, когда

Волк выступает судьей зверей ( сказка« Как волк овец рассудил»)

11

Глава 4. Сказочные сюжеты.

Согласно одной из множества классификаций, сюжеты русских народных сказок можно разделить на следующие группы:

Сказки о животных

1 Дикие животные

2 Дикие и домашние животные

3 Человек и дикие животные

4 Домашние животные

5 Птицы и рыбы

6 Другие животные, предметы, растения и явления природы

Собственно сказки

Волшебные сказки

Чудесный противник

Чудесный супруг (супруга или иной родственник)

Чудесная задача

Чудесный помощник

Чудесный предмет

Чудесная сила или знание (умение)

Прочие чудесные мотивы

Легендарные сказки

Бог награждает и наказывает

Правда выходит наружу

Человек на том свете

Запроданный черту

О чертях

Бытовые сказки

Женитьба на царевне (похищение красавицы)

Девушка выходит замуж за царевича (царя, барина)

Верность и невинность

12

Муж исправляет жену

Добрые советы (Умные дела и слова Сказки о судьбе)

О разбойниках и ворах

Прочие новеллистические сюжеты

Сказки об одураченном черте

Батрак разделывается с хозяином (чертом)

Совместная работа человека с чертом: человек обманывает черта

Состязание с чертом

Неудачные попытки черта убить человека

Напуганный черт (змей)

Человек продает черту свою душу, спасается хитростью, обычно задав черту невыполнимую задачу

А в азербайджанских сказках мы, с одной стороны, найдем вкрапления сюжетов древнеиндийской «Папа чатры», а с другой — характерные для раннего средневековья сюжеты мотивов «Тысячи и одной ночи». Это полное очарования творчество сохранило в себе традиции национальных сюжетов. Одной из важнейших особенностей сказок бытовых является отражение повседневного быта азербайджанского народа. Характерной чертой этих сказок является изображение тяжелой жизни трудового народа, стремление улучшить ее, яростный гнев против беков, ханов, всего правящего класса. Главными персонажами этих сказок являются хитроумные плешивые, улаживающие дела старухи, чабаны, нахырчи (пастухи крупного рогатого скота), портные, шапочники и прочие. В трудную минуту они, благодаря своему уму и мастерству, одерживают победу над шахами. В бытовых сказках побеждает только человек, овладевший ремеслом, честный, справедливый, любящий родину.

В то же время в этих сказках нашли свое художественное отражение духовно-нравственный облик, высокое чувство патриотизма, чистая, возвышенная природа азербайджанского народа.

13

Глава 5. Дидактическая функция сказок.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Это характерно как для народных сказок Азербайджана, так и для русских народных сказок. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основана также и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.Сказка учит: самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери, всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.Сказка содержит мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.14

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

15

Заключение.

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Несмотря на различия в культурных, религиозных и прочих представлениях создателей национального фольклора наших стран, проанализированные нами сказки очень похожи. Они выполняют одинаковые функции, пропагандируют одни и те же положительные человеческие качества, обличают пороки, несут добро.

Сказки наших народов, несмотря на различность героев, утверждают, что без труда, без борьбы невозможно построить по-настоящему порядочную и счастливую жизнь. Все положительные герои проходят трудный, иногда полный лишений, путь к достижению личного и общего счастья. Отрицательные герои всегда наказываются.

Сюжеты и классификация сказок очень похожи. Наши народы стремятся показать разнообразие жизни: сказки о животных наполнены аллегориями; волшебные сказки говорят о чудесах, обладать которыми достойны положительные герои; бытовые сказки, или сказки о людях, помогают сделать правильный выбор, программируют на него.

Таким образом, проведя исследование, целью которого был поиск сходств и различий русских народных и азербайджанских народных сказок, мы с уверенностью можем сказать, что они решают одни и те же дидактические задачи, представляют собой культурную и литературную ценность. Следовательно, можно рекомендовать включить азербайджанские народные сказки в программу по литературе для изучения их на уроках внеклассного чтения.

16

Список литературы.

1. Гора Самоцветов. Сказки, – Чимкент – Москва:«Аурика»-1993

2. Всё про лиса. Азербайджанские народные сказки, — Москва: «Детская литература» , -1974

3.Изумрудные сказки народов мира, – Москва: «Юнити» — 2002

4. Русские детские сказки,-Москва: «Детская литература», — 1987

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E0

5. http://detskie-skazki.com/stati/klassifikaciya-skazok-harakternye-cherty-kazhdogo.html

17

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

Василиса Прекрасная

Гекчек-Фатма

Иван-Царевич

Мелик-Мамед



sitemap
sitemap