Исследовательская работа на тему Социальный портрет выпускника 2014 года



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми

Исследовательская работа на тему

«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ портрет выпускника 2014 года»

(на основе опроса обучающихся 10 классов)

Работу выполнила: Савиных Светлана, ученица 10 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Троицко-Печорск Республики Коми

Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог, учитель математики МБОУ СОШ №1» пгт. Троицко-Печорск

пгт. Троицко-Печорск,

2013 г.

Оглавление

1

Введение ……………………………………………………………………….

с. 3

2

Основная часть………………………………………………………………..

с. 6

3

Результаты исследования …………………………………………………….

с. 8

4

Заключение …………………………………………………………………….

с. 20

5

Список литературы …………………………………………………………….

с. 23

6

Приложения ……………………………………………………………………

с. 25

Введение

Взрослеть в обществе, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды, но и как социальные типы.

Л. Н. Боголюбов

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев подчеркнул, что «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации, становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [7], с. 23.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Эти изменения являются ответом на требования современного общества «максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» [15], с. 24.

Главная цель развития личности – более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие.

Возникает проблема: соответствует ли современный выпускник школы требованиям общества и времени? Ответить на поставленный вопрос можно, если составить описательный портрет выпускника.

Актуальность. Мои исследования проводились в Год молодежи, объявленный в 2012 году в Республике Коми, поэтому моя работа посвящена изучению образа выпускника старшей школы. На основании проведенного мною опроса в социальных сетях Интернет (приложение 1, с. 25) я сделала вывод, что тема моей исследовательской работы актуальна как для моих сверстников, так и для их родителей и педагогов, т.к. «…старшеклассники – это личности с уже сформировавшимся мировоззрением, взглядами и интересами. Старшеклассники демонстрируют, какое будущее у нашей страны, какое поколение придет на смену». Многим старшеклассникам хотелось бы увидеть портрет современного выпускника, узнать в нем себя, увидеть свои положительные и отрицательные стороны, и, возможно, что-то изменить в себе. Учителям полезно знать обобщенный образ старшеклассника, чтобы увидеть и оценить результат своей работы, формировать и развивать личность ученика через создание для этого благоприятных условий, а родителям – понять своих детей, их устремления, цели и иметь представление о будущем поколении.

В своей работе я решила установить, соответствует ли выпускник Троицко-Печорского района модели выпускника, похож ли он на выпускника школ других регионов. Для этого мною проведено анкетирование 10-тиклассников средней школы пгт. Троицко-Печорск, пст. Якша и г. Кирс Кировской обл., а также использованы некоторые результаты сходной работы г. Муравленко ЯНАО [1], с. 23. При обработке и анализе результатов был использован опыт многолетнего социально-педагогического исследования портрета выпускника Петербургской школы [2], с. 23.

Основная цель исследования – составить сравнительный социальный портрет выпускника 2014 г. Троицко-Печорского района.

Объект исследования: учащиеся десятых классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск), учащиеся десятых классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов (далее – МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Кировской области).

Предмет изучения: самооценка личностных качеств выпускников, область профессионального самоопределения, уровень сформированности у учащихся умений, позволяющих успешно продолжить образование на следующей ступени обучения, предпочтения внеурочной, досуговой деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: если составить обобщенный портрет реального выпускника, то можно увидеть недостатки в организации образования в школе и самовоспитании старшеклассников; на основе сделанных выводов можно составить программу коррекции как для организации образовательного процесса в школе, так и для отдельного ученика. При сравнении портрета выпускника школ разных регионов России можно сделать вывод о конкурентоспособности, особенностях выпускника Троицко-Печорского района и установить, являются ли эти особенности общими для всех выпускников школ России или результатом микроусловий, в которых живет и воспитывается выпускник.

Задачи исследования:

Определить понятия «модель» и «портрет» выпускника.

Ознакомиться с имеющимися моделями выпускника.

Провести опрос обучающихся 10 классов МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск и МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Кировской области.

Составить обобщенный портрет выпускника 2014 года МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск.

Сопоставить полученный портрет с моделью выпускника, описанной в государственных образовательных стандартах, сравнить портрет выпускника 2014 года МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск и МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс Кировской области.

Сделать выводы и ознакомить с ними старшеклассников и педагогов общеобразовательных учреждений Троицко-Печорского района.

Теоретическая значимость. Научный смысл исследования заключается в изучении особенностей выпускника средней школы, в определении роли школы в социальном становлении учащихся.

Практическая значимость. Ознакомление учащихся 10-х классов, их родителей и учителей, школьной администрации и органов Управления образования с особенностями выпускников 2014 года.

Методы исследования. Опрос с использованием социальных сетей Интернета «ВКонтакте», «Одноклассники», анкетирование, психологическое исследование обработка результатов исследования методами математической статистики, с использованием программы Excel, интерпретация и анализ полученных данных; наглядное представление результатов исследования с помощью сводных таблиц, диаграмм, графиков.

Диагностический инструментарий: методики «КОС» (коммуникативные и организаторские способности), «Самооценка» Будасси», «Поведение в конфликте» (приложение 2, с. 26).

Сроки исследования: ноябрь-декабрь 2012 года.

Основная часть

Многие авторы, в том числе и педагоги, обращаются к исследованию современного старшеклассника. При изучении литературы я встретила исследования, посвященные выявлению жизненных проблем старшеклассников, их адаптации в образовательном пространстве школы, изучению социализации учащихся старших классов под влиянием телевидения и Интернета, влияние интересов старшеклассников на их успеваемость и др. Имеются попытки создать обобщенный портрет современного старшеклассника, выпускника общеобразовательной школы, хотя единого взгляда на этот вопрос нет. При этом в литературе и некоторых официальных документах встречаются понятия «модель» и «портрет», между которыми нет четкого разграничения, в некоторых документах эти понятия тождественны.

В Большой Советской энциклопедии модель (франц. modèle, итал. modello, от лат. modulus – мера, мерило, образец, норма) рассматривается как образец, служащий эталоном (стандартом). В широком понимании модель – это образ (изображение, описание) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов.

В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова понятие «модель» рассматривается как абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы, представление самых общих характеристик [12] , с. 23.

Портре́т (от старофранц. Portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет – изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности.

Американский буржуазный социолог П. С. Лернер (30 окт. 1917г.) в своих исследованиях представляет модель как «пучок векторов» развития личности, приобщения человека к актуальной культуре средствами образования [3], с. 23.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования 2004 года используется понятие «модель» [15], с. 24. Под моделью выпускника понимается совокупность характеристик, которыми он должен обладать при полном завершении реализации образовательных программ (приложение 3, с. 32).

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования нового поколения (2012 год) для словесного описания желаемых личностных характеристик выпускника используется понятие «портрет» [9], с. 23; (приложение 3, с. 33).

Изучая вопрос о тождественности понятий «модель» и «портрет» я пришла к выводу, что по своей сути это различные понятия. Модель описывает желаемое, идеальное состояние объекта, к которому необходимо стремиться, но которое может быть не достигнуто, в то время как портрет описывает существующие в реальной действительности свойства исследуемого объекта. Исходя из такого понимания понятий «модель» и «портрет», на мой взгляд, более корректно данные понятия используются в Федеральном государственном образовательном стандарте 2004 г.

Обобщенный образ выпускника сконструирован из множества свойств. Наиболее популярные в педагогическом сообществе свойства входят в состав портрета выпускника 2020 года, описанного на одной из педагогических конференций [5], с. 23 (приложение 3, с. 33).

В национальной образовательной инициативе подчеркивается, что у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования [8], с. 23.

В образовательных учреждениях Троицко-Печорского района проводится диагностика личностного роста по методике, предложенной специалистами Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования [13], с. 24. По результатам диагностики личностного роста может быть составлен портрет выпускника, включающий в себя отношение к Отечеству, знаниям, семье, человеку, самому себе и др.

Какова же модель выпускника 2014 года? Так как нынешние десятиклассники обучаются в соответствии с ФГОС 2004 года, то логично взять за основу модель выпускника, предложенную данным документом (приложение 3, с. 32).

В портрет выпускника средней школы Троицко-Печорска мною включены следующие составляющие: социально-демографические характеристики, показатели учебной и внеучебной деятельности, личностные особенности. Анализируются полученные данные сформированности у учащихся умений, позволяющих успешно продолжить образование на следующей ступени обучения. Выявляются основные компоненты функциональной грамотности учащихся в области умений работать с информацией, самообразования, самопознания, коммуникации. Анализируются предпочтения внеурочной, досуговой деятельности учащихся. Косвенно выявляется отношение к школе в целом.

Результаты исследования

Протоколы исследования представлены в приложении 4, с. 35. Наглядное представление результатов исследования (диаграммы, графики) представлены в приложении 5, с. 51.

Всего в исследовании приняли участие 28 обучающихся 10-х классов пгт. Троицко-Печорск (17 девушек и 11 юношей). В двух классах обучается 50 учеников, из них 31 девушка (61 %). В опросе участвовало 62 % девушек (диаграмма 1). Таким образом, выборка репрезентативная, т.е. отражает реальный состав обучающихся 10-х классов.

Диаграмма 1

По своему социальному статусу семьи учащихся достаточно типичны для небольших российских городов и поселков. Среди опрошенных 61% воспитываются в полных семьях, 18% — в многодетных семьях, 14% — в неполных семьях (диаграмма 1, с.51). В результате обработки данных методами математической статистики по критерию Смирнова-Колмогорова, сделан вывод, что ученики 10-х классов по типу семьи в пгт. Троицко-Печорск и г. Кирс Кировской области воспитываются в одинаковых условиях (приложение 4, протокол № 2, с. 44).

В пгт. Троицко-Печорск подростки оценивают материальное положение своей семьи достаточно позитивно, выше, чем, например, в г. Муравленко (диаграммы 2, с. 51). Хорошее материальное положение по оценке учащихся имеют 64 % семей, среднее и ниже среднего — 32 % и очень трудное, едва сводят концы с концами – 4 %.

Имеют возможность выезжать в города России и знакомиться с культурой и историей нашей страны, расширять свой кругозор не реже 1 раза в год 60 % и за границу — 29% учащихся пгт. Троицко-Печорск. Данные показатели в 3 раза выше, чем в г. Кирс (диаграммы 3, с. 52).

Все 100% семей учащихся обоих поселений обеспечивают необходимые условия для образования и развития, в том числе 60% имеют компьютер и доступ к Интернету. Расхожее мнение о том, что ученики не пользуются книгами, не подтверждается: по результатам опроса 46% учащихся в образовательной деятельности обращаются к книгам (диаграммы 4, с. 52).

Важной составляющей образования является кадровое обеспечение. По данным результатов самообследования МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск [11], с. 23, и публичного доклада МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс за 2011-12 уч. [10], с. 23, общая численность педагогического состава средней школы пгт. Троицко-Печорск в 1,5 раза меньше, чем в средней школе г. Кирс. Высшее педагогическое образование в той и другой школе имеют более 80% педагогов. Свыше 20 лет работают в школе пгт. Троицко-Печорск 62% педагогов, в школе г. Кирс — 74 %. Молодых специалистов со стажем работы до 3 лет в МБОУ СОШ № 1 — 13%, в МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс – 0%.

Высшую квалификационную категорию в школе пгт. Троицко-Печорск имеют 36% педагогов, в то же время не имеют категории 31%. В МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс высшую квалификационную категорию имеют 19%, без категории — 15%.

Таким образом, качественный состав педагогического коллектива школ примерно одинаковый. Анализ данных позволяет предположить, что обучающиеся школ Троицко-Печорска и г. Кирс находятся приблизительно в равных условиях образования.

Отношение к учению и школе

Первое впечатление о том, как относятся ученики к учению и школе, дает распределение ответов на вопрос «Насколько Вам интересно учиться в школе?». Из диаграммы 5, с. 53 мы видим, что достаточно высокий процент учащихся оценивает свой интерес позитивно: две трети десятиклассников учатся с интересом по некоторым, любимым предметам и 21% — практически по всем предметам. По сравнению с данными г. Кирс, показатели выше, но в г. Муравленко старшеклассники проявляют больший интерес к учению, чем в пгт. Троицко-Печорск.

Отношение к учению проявляется и в успеваемости обучающихся. Как показывают диаграммы 6, с. 53, в десятых классах пгт. Троицко-Печорск и г. Кирс отношение к учению примерно одинаковое.

Исходя из данных результатов самообследования МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск [11], с. 23, и публичного доклада МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс за 2011-12 уч. [10], с. 23, представленных в таблице 1, при 100 %-ном уровне обученности в средней школе № 1 пгт. Троицко-Печорск (99,7% в г. Кирс) качество знаний, составляющее 32,7%, заметно отличается от качества знаний в школе г. Кирс (43%).

Анализ ответов относительно успеваемости показал, что 2/3 учащихся имеют нестабильные оценки по предметам, это может быть объяснено тем, что ученики 10-х классов учатся с интересом лишь по отдельным предметам.

Результаты анализа данных показывают, что у них не выработана устойчивая потребность к познавательной деятельности, в приобретении качественных знаний, что в свою очередь свидетельствует о том, что у будущих выпускников школы недостаточно выработано ценностное отношение к знаниям.

В то же время десятиклассники имеют достаточно высокий уровень притязаний в жизни: практически все испытуемые планируют получить высшее образование (диаграммы 7, с. 54), что вступает в противоречие к стремлению к качественным знаниям и познавательной деятельности.

Высокий уровень притязаний отмечается и в выборе места обучения. Наиболее привлекательным для продолжения обучения является г. Санкт-Петербург (пгт. Троицко-Печорск – 33%, г. Кирс – 50%), третья часть испытуемых планируют продолжать обучение в учебных заведениях своего региона (диаграммы 8, с.54).

Существенное влияние на отношение к школе оказывает характер контактов учащихся с учителями. В пгт. Троицко-Печорск, как и в г. Кирс, никто из опрошенных не выбрал учителей в качестве людей, к которым можно подойти за советом и помощью в трудной ситуации, касающейся школьной жизни (диаграммы 9, с. 54).

Несмотря на проблемы, возникающие в процессе обучения и жизнедеятельности школы, большинство испытуемых (75% в пгт. Троицко-Печорск и 68% в г. Кирс) не согласны сменить школу на другую (диаграммы 10, с. 55).

Профессиональное самоопределение.

Особо востребованными предметами для поступления в образовательные учреждения являются история (39 %), русский язык, обществознание и право (36 %), биология (29 %), математика и физкультура (25 %), литература (18 %), химия и география (14 %), иностранный язык (11 %), физика (4 %). Не определились с выбором предметов 36% испытуемых (приложение 4, протокол 1, вопрос 14, с. 36). Этот показатель достаточно высокий (выше в 2 раза, чем в г. Кирс) для учеников старшей ступени и может свидетельствовать о недостаточной самостоятельности старшеклассников в принятии решений и способности к взрослению (диаграммы 11, с. 55).

Поскольку 10 класс – это рубеж самоопределения в плане продолжения своего образования, то интересны области профессий, которые выбрали десятиклассники.

Большинство испытуемых самоопределились в выборе профессиональной области деятельности, тем не менее, с конкретной профессией определилась лишь половина испытуемых (диаграммы 12, с. 56). 29 %, что составляет более одной трети испытуемых, готовы к выбору профессии в сфере финансов, 21 % (чуть больше 1/5) — в сфере здравоохранения (приложение 4, вопрос 13, с.36). Область образования выбрал лишь один человек. В отличие от г. Кирс, никто не выбрал сферу строительства, торговли и военную службу (диаграммы 13, с. 56).

При выборе профессии испытуемые обоих поселений, прежде всего, ориентируются на собственный интерес (61 %) и высокую зарплату (1/4 всех испытуемых), 18 % ценят возможность трудоустройства и престижность профессии (диаграммы 14, с. 57).

Несмотря на то, что в школе проводится курс «Профессиональное самоопределение», до сих пор не определились в выборе профессии 14 % испытуемых. Среди причин десятиклассники указывают следующие: не могут сделать выбор из разных привлекательных вариантов (36%), плохо знают свои возможности (18%), не знают, как выбирать профессию (14%), недостаточно ориентируются в мире профессий (8%), не задумывались над этим и не ответили на вопрос (15 %) (диаграмма 15, с. 57), (приложение 4, вопрос 16, с. 37).

Планируют после окончания обучения в ВУЗе найти работу по специальности 64%, найти любую хорошо оплачиваемую работу 36%, никто не планирует открыть свой бизнес в отличие от десятиклассников г. Кирс (диаграмма 16, с. 57), (приложение 4, вопрос 18, с. 37).

В будущем вернуться в свой регион планируют лишь 25 % выпускников, остаться в Москве, С.-Петербурге и др. большом городе и приносить пользу государству – 61 %, уехать за границу – 14 % (диаграмма 17, с. 58).

61% учащихся уверены, что выбранная профессия соответствует их возможностям, а 79% считают, что сами соответствуют требованиям, предъявляемым выбранной специальностью (диаграмма 18, с. 58).

Рейтинг основных качеств, необходимых современному человеку для достижения профессиональных целей, благополучия и успеха в жизни, по мнению старшеклассников пгт. Троицко-Печорск и г. Кирс, выглядит следующим образом (приложение 4, вопрос 19, с.37). Определяющим фактором, который влияет на благополучие и успех, старшеклассники считают не профессиональные и личностные качества человека, а случай и удачу. Второе место в рейтинге занимает хитрость. На 3 место десятиклассники ставят наглость, наличие денег и связей, умение заработать. 4 место досталось везению, практичности и трудолюбию. Такие важные человеческие качества как коммуникабельность, доброта, понимание поставлены лишь на 5 место. Профессиональные качества человека, которые ценятся любым руководителем в первую очередь, такие, как здоровье, упорство, профессионализм, интеллект, активность, заняли далекое 6 место. Вслед за ними идут не менее важные: способности, работоспособность, терпение. Ответственность и уверенность в себе, без которых не может состояться ни один профессионал, расположились на 8 месте. На последнем месте рейтинга – образование (диаграммы 19, с. 58).

Внеурочные занятия и досуг учеников

Судя по ответам учащихся, несмотря на загруженность уроками и усталость, почти все десятиклассники пгт. Троицко-Печорск, как и в г. Муравленко, но в отличие от обучающихся г. Кирс, занимаются дополнительно (внеурочной деятельностью), причем 43% — регулярно, время от времени — 32%, не выделяют время на дополнительные занятия 21% (диаграмма 20, с. 59).

Если посмотреть на расшифровку, чем именно занимаются учащиеся (приложение 4, вопрос 23, с.38), то можно увидеть, что доминируют дополнительное обучение в лицее, гимназии (очно-заочно, дистанционно) — 43%, в школьных факультативах, кружках — 18%. В спортивных секциях 32%, проектной и исследовательской деятельностью занимаются всего 18% учащихся, несмотря на то, что в районе проектно-исследовательская деятельность распространена. Из анализа диаграмм 21, с. 60, видно, что в Республике Коми созданы более благоприятные условия для обучения одаренных детей из сельской местности через лицеи и гимназии, зато в Кировской области лучше развита система факультативов и кружков.

Дополнительно по предметам с учителем, репетиторами и самостоятельно занимаются 15% обучающихся Троицко-Печорска. Можно предположить, что это те, кому трудно дается учеба, кто не обладает навыками самоорганизации и поэтому вынужден вместо кружков и секций заниматься дополнительно по предмету. В г. Кирс услугами репетитора практически не пользуются, самостоятельно дома занимается такая же часть учеников.

В школьном самоуправлении участвует всего 11% респондентов, хотя учащиеся 10-х классов через год выйдут в самостоятельную жизнь, которая потребует от них умения управлять не только собственной жизнью, но и жизнью государством.

На диаграмме 21, с. 60, видно, что в образовательном учреждении Троицко-Печорска не проводятся тематические вечера и спектакли, в то время как в г. Кирс творческой театральной деятельностью заняты 30% учащихся 10-х классов.

Проведение досуга в небольших населенных пунктах практически не отличается (диаграммы 22, с. 61). Большую часть свободного времени 82% учащихся проводят в социальной сети Интернет, 79% считают важным общение с друзьями, 71% смотрят фильмы, 43% играют на компьютере, до 39% занимаются творчеством, спортом и туризмом, чтению книг и просмотру телепередач уделяют внимание 29% испытуемых, 21% посещают дискотеки, 18% посвящают время общению в семье и совместной деятельности (приложение 4, таблица 1, вопрос 24, с.38).

Как видно из диаграмм, во всех рассматриваемых нами поселениях лидирует пользование интернетом, затем приоритетными оказываются пассивные виды отдыха – просмотр телевидения, прогулки с друзьями. Занятия любительским творчеством и спортом несколько дополняют пассивные виды досуга.

22% учеников отметили, что им быстро все надоедает, и трудно долго заниматься чем-то одним. Как известно, быстро надоедает то, что не очень получается, поэтому можно сделать вывод, что у 10-классников недостаточно воспитаны такие качества, как терпение, целеустремленность, волевые качества, которые, как видно из диаграммы 19, с. 58, не являются ценностными для старшеклассников. Я считаю, что, прежде всего это связано с тем, что недостаточно терпения и веры в ребенка у самого педагога, который должен вселять веру в собственные силы каждому ученику, постоянно подбадривать, сравнивать его собственные результаты, а не только учеников между собой, находить положительные особенности каждого ученика, показывать путь к будущему успеху. Некоторые родители также не верят в собственных детей и тем самым формируют у него неверие в себя, что является преградой для воспитания волевых качеств.

В целом, более половины опрошенных считают, что проводят свой досуг интересно и с пользой, стараются разнообразить свой досуг, но это им не всегда удается. Не умеют самостоятельно организовать свой досуг и испытывают скуку 14% десятиклассников. Это тоже связано с проблемой самоопределения, пока не давшего результаты поиска своего направления деятельности, призвания, таланта.

Таким образом, у старшеклассников есть существенный неудовлетворенный «спрос» на кружки, секции и другие внеурочные мероприятия. Возможно, школа недостаточно использует имеющийся и педагогический, и материально-технический потенциал для организации внеурочной деятельности, в которой нуждаются учащиеся. Также очевидно, что следует привлекать учащихся к самоуправлению.

Насколько выпускники испытывают те или иные неприятные чувства и недомогания

По результатам опроса о недомоганиях учеников (приложение 4, таблицы 1 и 2, с.38-39), можно предположить о значительной нагрузке, негативно отражающейся на самочувствии учащихся: повышенную утомляемость, усталость испытывают в конце дня 79 % десятиклассников; пониженную работоспособность, подавленное настроение, нарушение осанки – 55 %, ухудшение зрения – 52 %; головные боли – 41 %; боли в желудке, животе, раздражительность, вспышки гнева, невозможность сосредоточиться – 34 %; тревожность, боли в сердце – 24 %; каждый 10-й ученик испытывает бессонницу (диаграммы 23, с. 62). Примерно такая же ситуация складывается в г. Кирс и г. Муравленко.

В связи с тем, что десятиклассники имеют достаточно высокий уровень притязаний, можно предположить, что плохое самочувствие может быть вызвано также неудовлетворенностью своей жизнью и собственными достижениями.

Возможно, увеличение усталости связано не столько с ухудшением здоровья, сколько с тем, что повышение напряженности, трудности в обучении в старшей школе не компенсируется увлеченностью и удовлетворенностью процессом обучения. Не менее серьезной причиной (и одновременно следствием жизненной позиции выпускников) является их недостаточная активность в решении вопросов, касающихся школьной жизни, о чем уже было сказано ранее.

Самооценка личностных качеств

Как выяснилось, учащиеся средней школы пгт. Троицко-Печорска, как и в других больших и маленьких городах, в большинстве сильно переоценивают свои качества, достоинства, можно сказать, что они смотрят на себя «сквозь розовые очки». Это само по себе хорошо, т.к. придает уверенности молодому человеку, но в то же время и плохо, т.к. уверенность может перерасти в самоуверенность и затормозить развитие личности. Чтобы сделать самооценку более дифференцированной, полезно выставлять себе оценки по разным аспектам.

Наши испытуемые не являются исключением. Десятиклассники дают высокую самооценку своим личностным качествам. Как видно из диаграммы 24, с. 63, они считают, что: умеют дружить и помогать людям в трудной ситуации (90 %), самостоятельно решать свои проблемы (83 %), могут конструктивно отстаивать свою точку зрения (76 %), умеют ставить цели и добиваться их (72 %), проявляют толерантность и умеют принять критику в свой адрес (69 %), не боятся быть не такими, как все и добросовестно выполняют задания (59 %), уверены в себе, знают свои гражданские права и как их защищать (55 %), могут организовать интересное дело и увлечь им других (41%) (приложение 4, таблицы 4,5, с. 39-40). Лично у меня адекватность этих результатов вызывает сомнения.

Мы видим, что высокие оценки выставлены практически по всем аспектам, но все же есть небольшие различия: выше всего оцениваются умение дружить, помогать людям, решать проблемы. Ниже оцениваются умение организовать общее дело, добросовестно выполнять домашнее задание, защищать свои права. Около половины десятиклассников боятся проявлять свою индивидуальность. Примерно такая же ситуация складывается и в школах других небольших городов, но в г. Муравленко созданы более благоприятные условия для проявления индивидуальности школьников.

Для выявления самооценки я использовала также методику Будасси (приложение 2, 31). Испытуемым было предложено сравнить себя реального с образом успешного в деятельности, общении и жизни человека.

К оптимальной самооценке относятся «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Результаты анализа ответов показали, что самооценку «выше среднего» и «высокую» имеют 27% испытуемых, почти половина 10-классников (46%) имеют «среднюю» адекватную самооценку (диаграммы 25, с. 64), т. е. правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле (приложение 4, протокол 4, с.47). К оценке достигнутого они подходят не только со своими мерками, но и стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Десятиклассники не слишком переоценивают себя, но и не обладают излишней критичностью к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.

На диаграмме видно, что в Троицко-Печорске низкую и заниженную самооценку имеют 25% всех опрошенных, т. е. ниже реальных возможностей личности. Это означает, что у этой категории учащихся может возникать или уже устоялось чувство неуверенности в себе, робости и отсутствия дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Данные результаты соотносимы с результатами самооценки личностных качеств (диаграмма 24, с.63). Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. При заниженной самооценке могут возникать конфликты из-за чрезмерной придирчивости подростков. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это может делаться из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов с учителями и сверстниками. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к тому, от кого исходят такие оценки, мысли и действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка старшеклассников пгт. Троицко-Печорск, касающаяся сторон школьной жизни соотносима с самооценкой тех же старшеклассников в жизни вне школы.

Как видно из диаграмм 25, с.64, распределение самооценки будущих выпускников пгт. Троицко-Печорска более однородное, здесь больше старшеклассников со средней адекватной самооценкой, чем в г. Кирс Кировской обл. Деление на группы по уровню самооценки в г. Кирс более резкое.

Меня заинтересовал вопрос, является ли распределение самооценки однородным для двух небольших поселений примерно с одинаковыми условиями жизни и обучения. Зависит ли формирование самооценки от условий образования, созданных в конкретном классе, школе? Чтобы проверить это, я воспользовалась методами математической статистики, а именно, методикой расчета достоверности различий исследуемых групп по критерию Колмогорова-Смирнова (приложение 4, протокол № 4, с. 48).

При сравнении двух 10-х классов Троицко-Печорска полученный коэффициент корреляции λ = 0,38 меньше, чем критическое стандартное значение Стьюдента λst = 1,36, что означает, что группы испытуемых однородные по наличию уровней самооценок. Ошибка при этом может составлять 5%. Такой же вывод сделан при сравнении самооценки с результатами десятиклассников г. Кирс.

Таким образом, можно предположить, что в примерно одинаковых условиях жизни и обучения формируются одинаковые самооценки и отношение к жизни подростков.

Оценка функциональной грамотности

Сегодня особую важность приобретает компетенция в области функциональной грамотности (ФГ) человека, как способность применять знания в практической жизни. Для оценки ФГ в анкету выпускника средней школы пгт. Троицко-Печорска я взяла три блока вопросов, прошедших апробацию в исследовании выпускника Петербургской школы: это общая грамотность, умения в области самообразования и работы с различной информацией, а также блок вопросов, связанных с самопознанием и взаимодействием с другими людьми.

Как видно из диаграммы 26, с. 64, достаточно хорошо считать в уме в пределах 100 умеют 85%; внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы – 81%, грамотно (с малым числом ошибок) написать диктант, сочинение могут 74% учащихся 10-х классов; следить за правильностью своей речи, избегать грубых и нецензурных выражений – 63%, корректно составить заявление, приглашение, объяснительную записку и др. деловые бумаги – 59%, быстро по диагонали просматривать текст справочника, энциклопедии, научного или литературного источника с целью поиска нужной информации – 56%, в обыденной речи четко формулировать свои мысли, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов – 44%, читать книгу 1 – 2 часа подряд, не испытывая при этом дискомфорта, утомления – 37%, сделать устное сообщение, доклад на 5-10 минут без бумажки – 19%, объясняться на иностранном языке (в быту) – 18% (приложение 4, табл.6,с. 40) . Подчеркну, что эти данные взяты по результатам опроса, т.е. самооценки обучающихся.

Анализ данных показывает, что умения сосредотачиваться, выполнять точные действия, действия в уме, внимательно слушать и т.п. лучше развиты в классе естественно-математического профиля. Умения формулировать свои мысли, готовить устное сообщение, быстро по диагонали просматривать текст и т.п. лучше сформированы у обучающихся социально-гуманитарного профильного класса.

При анализе общей грамотности мы видим, что умения считать оценивается выше, чем умение писать. Старшеклассники считают, что они умеют слушать, отвечать на вопросы, и даже грамотно написать сочинение или диктант, т.е. делать то, чему всегда учили в школе (стандартные общеучебные умения). А вот говорить, формулировать свои мысли, т.е. то, что требуется от современного школьника, затруднительно для 10-классников. Ниже всего оцениваются навыки серьезного, долгого (1-2 часа!) чтения и умения делать устное сообщение без бумажки. Отсюда следуют выводы о том, что у старшеклассников не развиты умения общения на научные темы, публичного выступления. И что самое прискорбное, что в наше время, когда особое значение для успешной профессиональной деятельности приобретает знание не менее двух языков, ученики 10-х классов не освоили даже один.

В отличие от обучающихся пгт. Троицко-Печорск ученики г. Кирс больше любят и могут долго читать, лучше развита речь и способность к устному выступлению.

Навыки в области самообразования и работы с различной информацией

По результатам опроса десятиклассников пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков умеют 93%; самостоятельно оценивать свои учебные достижения, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий, Интернета и других СМИ — 81%; планировать свою учебную деятельность (ставить цели и задачи, рассчитывать требуемое для их выполнения время) — 70%; формулировать вопросы по изучаемой теме — 67%; самостоятельно изучить какую-либо тему школьного курса, пользуясь учебными пособиями, Интернетом, сопоставлять и критически оценивать разные источники информации, выбирать достоверную информацию — 56%; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки — 48%; разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты — 44% (приложение 4, таблица 8, с. 41).

Как видно из диаграммы 27, с. 70, максимально оценивается 10-классниками способность представления простейшими способами и чтения информации в виде числовых таблиц, схем, графиков. Достаточно высоко оценены умения самостоятельно осуществлять и оценивать свою учебную деятельность и достижения, находить и отбирать необходимую информацию из книг, Интернета и других СМИ. По ответам учащихся более половины опрошенных не пользуются услугами библиотеки, что противоречит ответам старшеклассников (диаграмма 4, с.52) об обращении их к книгам, либо наводит на мысль, что современные ученики предпочитают пользоваться электронными книгами. «Западают» в данном блоке проектировочные умения как наиболее сложные. Данные блока самообразования сопоставимы с данными, полученными при исследовании в г. Кирс и г. Муравленко, что дает повод считать, что в этом вопросе десятиклассники пгт. Троицко-Печорск практически не отличаются от выпускников других школ малых городов и поселков.

Умения в области самопознания и взаимодействия с другими людьми

В области самопознания и взаимодействия с другими людьми, как видно из диаграммы 28 на с. 66, наиболее высоко оценены умения соблюдать правила этикета в общественных местах. Корректно вступают в общение с незнакомыми людьми 89% опрошенных. 81% отдают себе отчет в своих желаниях, чувствах, умеют оценивать свои способности, сильные и слабые стороны характера, что не противоречит результатам самооценки учащихся (диаграмма 25, с.64 ); 78% имеют навыки групповой деятельности, согласовывают с другими свои позиции. 67% считают, что умеют искать причины своих неудач в себе, не перекладывая ответственность на других людей и обстоятельства, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; 56% — оценивать свои возможности в плане соответствия требованиям различных профессий (приложение 4, таблица 10, с. 43).

Ниже (от 41 до 44%) оценены организаторские возможности (что вполне понятно, т.к. в школе не созданы условия для развития этих навыков, для участия большинства старшеклассников в самоуправлении), располагать к себе других людей, организовывать работу группы сверстников.

Самый низкий показатель имеет развитие волевых качеств: 67% поддаются колебаниям своего настроения, не владеют собой в трудных ситуациях. Этот показатель является очень важным для всей жизни человека, но в школе сегодня не обращается на него достаточного внимания, скорее всего потому, что это проблема психологическая, воспитательная.

В г. Кирс, где в школе работает педагог-психолог, у старшеклассников более развиты умения владеть собой и взаимодействовать с людьми, чем в пгт. Троицко-Печорск (приложение 4, таблица 11, с. 43)..

Недостаточные умения десятиклассников пгт. Троицко-Печорск в области взаимодействия с людьми выявлены и по другим апробированным методикам. Результаты самооценки по методике, которая в психологии носит название КОС (коммуникативные и организаторские способности), мы разделили на три группы: низкий, средний и высокий уровень проявления качеств.

На диаграммах 29, с.67, видно, что более 40% десятиклассников имеют низкую самооценку уровня проявления склонностей к коммуникативной деятельности и ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контакта с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в собственной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельного решения. Данные склонности, как утверждают психологи, при наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности могут развиваться. Результаты по данной диагностике в пгт. Троицко-Печорск несколько выше, чем в г. Кирс.

Следующая методика, которая была использована при исследовании самооценки выпускников 2014 года — «Поведение в конфликте» (приложение 2, с. 30). Как видно из диаграммы 30, с.67, около половины учеников 10-х классов выбирают стратегию соперничества. Остальные типы поведения распределяются примерно в равных долях. Лишь 12 % учащихся ориентированы на установление оптимального вида отношений с другими людьми — сотрудничество. В результате обработки данных по методу Смирнова-Колмогорова выявлено, что группы испытуемых однородные по выбору тактики поведения в конфликте (приложение 4, протокол 5, с.49). Если сравнивать данные исследования с другими регионами, то в г. Муравленко и г. Кирс получены примерно такие же результаты.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что у будущих выпускников недостаточно развита эмоционально-волевая сфера, умение владеть собой в трудных ситуациях, коммуникативные и организаторские способности, толерантность. Такие результаты однозначно зависят от той среды, в которой живут и воспитываются подростки, и в первую очередь, от примера взрослых: и родителей, и учителей. Результаты поддаются коррекции при условии создания определенных условий в школе и дома.

Заключение

Представленный нами портрет выпускника на основе самооценки обучающихся 10-х классов пгт. Троицко-Печорск позволяет сформулировать следующие выводы:

С одной стороны, школа сохраняет свое значение как образовательный и социокультурный центр, где формируются качества человека, которые диктуются государством и обществом. Но с другой, в них недостаточное внимание уделяется формированию качеств, отвечающих вызовам времени: умению думать, самостоятельности, толерантности, ответственности и т.д.

Из ответов учащихся мы можем сделать вывод, что в какой-то мере под влиянием школы старшеклассники решают проблемы профессионального самоопределения. На формирование взглядов старшеклассников большое влияние оказывает среда, в которой они живут, учатся и воспитываются, а также убеждения родителей, отношение СМИ и общества к миру профессий. Выпускник 2014 года понимает значение профессиональной деятельности, но недостаточно подготовлен к осознанному выбору профессии.

У выпускников 2014 г. Троицко-Печорского района не сформировано ценностное отношение к знаниям, к образованию как к главной ценности будущей профессиональной жизни, в то же время практически все ученики 10-х классов ориентированы на получение высшего образования.

Одной из проблем школы является отчуждение учащихся от педагогов и педагогов от учащихся, отношения «учитель-ученик» более формализованы, чем в сравниваемых городах. Таким образом, результаты опроса старшеклассников показывают, что в школе пгт. Троицко-Печорска необходима перестройка системы взаимоотношений между взрослыми и детьми, а также введение психологической службы.

При сравнении портрета выпускника 2014 г. с моделью выпускника, сформулированной в федеральном государственном стандарте 2004 г., выявлено, что старшеклассники осваивают на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана; на повышенном уровне сложности – общеобразовательные программы по предметам, составляющим профили обучения в школе, которые обеспечивают поступление в высшие учебные заведения; успешно овладевают основами компьютерной грамотности.

В то же время выпускники 2014 года не вполне соответствуют модели выпускника в плане: осознания своих гражданских прав и способности отстаивать свою гражданскую позицию; владения культурой интеллектуальной деятельности, умениями осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

В соответствии с моделью в школе не в полной мере выполняются требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Таким образом, в соответствии с выдвинутой гипотезой составленный мной обобщенный портрет реального выпускника помог увидеть некоторые недостатки в самовоспитании старшеклассников и организации образования в школе; на основе изучения которых педагоги могут составить программу коррекции как для организации образовательного процесса в школе, так и для отдельного ученика.

При сравнении портрета выпускника разных школ России я сделала вывод о том, что вне зависимости от условий проживания наблюдается общность качеств старшеклассников: надежда на себя, свои способности, уверенность в будущем, но при этом недостаточный самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, неумение справляться со своим настроением.

В ходе исследовательской работы я овладела простейшими способами поиска, обработки, структурирования и анализа информации, а также статистических данных; развила умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать результаты исследований с помощью методов математической статистики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Повысилась моя информационная культура; сформировались представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; а также навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Перспективой развития темы моей исследовательской работы является расширение описания портрета выпускника за счет опроса родителей и педагогов общеобразовательного учреждения, изучение мнения различных субъектов школьного образования о школе и ее роли в жизни подростков, их представлений о том, что такое «хорошая» школа, и о том, насколько реально школа удовлетворяет потребности учеников и запросы их родителей. Другими словами, насколько школа соответствует словосочетанию «Наша новая школа».

Считаю целесообразным ознакомиться с результатами работы педагогам и работникам Управления образования, а также родителям обучающихся. Это должно помочь в поиске управленческих решений, нацеленных на совершенствование системы образования школы и района. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

Предлагаю знакомить учащихся и их родителей всех ступеней обучения, начиная с начальной школы, с моделью выпускника, с которой они могут себя сравнивать, к которой они должны стремиться.

Поскольку почти 80% обучающихся ежедневно «сидят» в Интернете или играют на компьютере, что может сформировать Интернет-зависимость, нужно больше приобщать учащихся к продуктивной работе с компьютером: к созданию и поддержанию сайтов, к выполнению сетевых проектов, к освоению компьютерного дизайна, верстки и т.п.

Моя работа представляет лишь «штрихи» к портрету выпускника 2014 года, но я надеюсь, что результаты моего исследования помогут руководителям образовательных учреждений, педагогической, родительской общественности в разработке проекта повышения эффективности образовательной деятельности и совершенствования социально-образовательной ситуации в районе, а для самих старшеклассников станут стимулом для осмысления полученных результатов и самовоспитания, и в конечном счете помогут каждому задуматься и изменить себя к лучшему.

Список литературы

Аналитический отчет. Управление образования города Муравленко, ЯНАО. социально-педагогический портрет выпускника основной школы г. Муравленко (по материалам анкетных опросов учащихся, их родителей и учителей школ города). Авторы: д.п.н., проф. С.Г. Вершловский, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО, к.п.н., доцент М.Д. Матюшкина, зав. Кафедрой социально-педагогических измерений СПбАППО. Санкт-Петербург. 2012 г. http://www.uomur.org/avgustovskaya_pedagogicheskaya_konferenciya_2012/1888-avgustovskaya-pedagogicheskaya-konferenciya-2012.html

Журнал: Статистика и социология образования. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) http://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208181782/17vershlovskij244-260.pdf

Лернер П. С. Очерки модели выпускника средней общеобразовательной школы. http://www.bim-bad.ru/new.php?nid=499

Личность как субъект общественных отношений. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/lichnost.html

Обобщенный образ выпускника. Педагогическая конференция г. Санкт-Петербург. http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=11&showentry=157

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. Ноябрь, 2008 г.

Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 12.11.2009 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» /сост. Т. Г. Навазова; ГАОУ (пк) С РК «КРИРО».- Сыктывкар, 2012. – 64 с. (с. 6, п. 5)

Публичный доклад МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс за 2011-12 уч. год. http://schoolkirs.ucoz.ru/

Результаты самообследования МБОУ СОШ № 1 пгт. Троицко-Печорск http://pervaya-trp-komi.fo.ru/vote/12244

Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.

Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешов И.В. диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под редакцией Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского.М,: АПК и ПРО, 2003.)

Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480 http://vsetesti.ru/283/

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. — М. 2004. — 266 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты опроса, организованного в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

http://vk.com , http://www.odnoklassniki.ru

Вопрос: Как вы считаете, нужно ли знать портрет старшеклассника и почему?

Категория респондентов: от 16 до 18 лет.

Александра: Нужно, наверное, потому что некоторые старшеклассники ведут себя не так, как старшеклассники.

Антон: Было бы неплохо. Многие бы узнали себя, возможно, пересмотрели бы некоторые отрицательные черты в своём поведении, своих поступках. Я бы точно пересмотрел. А кто-то бы ещё и приложил усилия для «перевоспитания» других, если, конечно, это открытие сильно зацепит.

Оксана: Думаю, что нужно, чтобы узнать, какие мы есть.

Юлия: Да, это нужно, чтобы лучше понять себя в этом возрасте.

Елена: А почему нет? Мне было бы интересно узнать не о том, какая я, а о том, какие мы в целом и что мы из себя представляем. Возможно, будут и отрицательные стороны, над которыми стоит поработать, и начать нужно с себя, поэтому мне было бы интересно узнать портрет старшеклассника.

Ирина, Москва: Конечно, нужно. Старшеклассники — это личности с уже сформировавшимся мировоззрением, взглядами и интересами. Старшеклассники демонстрируют, какое будущее у нашей страны, какое поколение придет на смену, а для того, чтобы взаимодействовать с новым поколением, нужно начинать со старшеклассников.

Алла: Я думаю, что люди должны знать портрет старшеклассника, т.к. учителя, родители должны знать своих детей и, если старшеклассник неправильно сформирован, надо искоренять ошибки в воспитании. К тому же, это будущие поколение, и люди должны знать, каким оно будет…

Илья, Нижний Новгород: Мое мнение такое, что конечно необходимо людям необходимо знать и видеть портрет старшеклассника! Ведь кто такой старшеклассник? Это человек, который в скором времени станет взрослым человеком, станет отдельной ячейкой общества! Необходимо, чтобы старшеклассники были примером для учеников младших классов. Еще ведь старшеклассник старшекласснику рознь! По своему примеру знаю, что есть такие люди, которые еще глубоко засели в детстве, необходимо провести линию и даже не одну и разделить старшеклассников на группы и каждой группе дать характеристику!



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap