Исследовательская работа на тему Празднование Нового года на Руси



Название работы: «Празднование Нового года на Руси»

Автор работы: Перов Владимир Владимирович

Место выполнения работы: с. Сотниковское,

Благодарненского района, Ставропольского края

МБОУ «СОШ №4», 3 класс

Научный руководитель: Гаранжа Вера Владимировна,

учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ №4»

2

Оглавлениестр.

Введение3-4

Основная часть4-8

1. Празднование Нового года на Руси

1. 1 История появления праздника на Руси

1. 2 Особенности новогодних традиций

1. 3 Ёлка – символ Рождества

Заключение8

Библиографический список9

Приложения 10-12

3

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник —

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С.Пушкин

В нашей семье стало традицией отмечать дни рождения, юбилеи дружной семьёй за большим столом. Самым любимым праздником в нашей семье является Новый год. Подготовка к этому празднику начинается задолго до его наступления. Мы мастерим игрушки, покупаем мишуру, наряжаем ёлку, составляем с бабушкой меню. 31 декабря каждый занят своим делом. В полночь — все за праздничным столом поздравляем друг друга с Новым годом, принимаем поздравления и пожелания от родственников и друзей и, конечно же, ждём Деда Мороза. Без него ни одного новогоднего праздника не обходится.

В разных странах зовут Дедов Морозов по-разному.

В Америке – Санта Клаус. Одет в короткую красно-белую шубу, на голове смешной колпачок с помпоном, на ногах сапоги.

В дом он проникает через трубу камина, заходит в комнату и оставляет подарки детям в башмачках. Передвигается Санта в санях, запряженных северными оленями.

Во Франции – Пер Ноэль. Внешне очень похож на Санту, только в очках. Пер Ноэль приносит подарки детям в корзине и складывает их в красные носки, которые дети подвешивают к камину.

В Великобритании Деда Мороза называют Папаша Рождество. Он носит мантию, украшенную побегами плюща.

Для того чтобы получить подарок, дети пишут письмо со списком того, что они хотели бы увидеть в Рождество, и бросают в камин. По дыму из трубы Папаша Рождество определял, в каком доме ждут те или иные подарки.

4

В Чехии – Дед Микулаш. Внешне похож на российского Деда Мороза, вот только на голове конусообразный колпак с изображением креста, а на конце посоха спираль. Подарки он приносит в заплечном коробе. Хорошим детям Дед Микулаш дарит сладости, а непослушным и капризным подбрасывает куски угля.

В Италии в Новогоднюю ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Но тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы.

Я всё чаще стал задумываться над тем, откуда пришёл к нам этот праздник, как праздновали его наши предки.

Итак, проблемный вопрос:

— Когда и кем был введён праздник Новый год, как праздновали его на Руси?

Цель исследования: изучить, когда и кем был введён праздник Новый год

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения праздника.

Изучить особенности Новогодних традиций.

Методы работы: посещение библиотеки и анализ литературы по теме исследования; беседа с учителем истории Спиридоновой Н. Н.; просмотр фильмов.

Основная часть

1. Празднование Нового года на Руси

1.1 История появления праздника на Руси

Вместе с христианством на Русь пришел юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Год стал начинаться строго 1 марта, а счет пошел от сотворения мира, или от Адама. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями.

5

С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день — 1 сентября.

Именно в это время на Руси утвердился порядок отсчета «новолетия». Великий князь московский Василий Дмитриевич повелел считать началом годового цикла завершение летних полевых работ. Создалась довольно любопытная ситуация: 1 марта отмечался так называемый гражданский Новый год, а 1 сентября — церковный, установленный на основе текстов Библии.

31 августа 1699 года (по старому стилю), когда православный народ по обыкновению готовился встретить Новый год, поздним вечером по улицам Москвы промчались царские гонцы с громкими криками: «Огни гасить! Новолетие не править!»

Люди терялись в догадках: что еще задумал молодой царь, уже порушивший многие старые обычаи? Ответа пришлось ждать более трех месяцев.

20 декабря москвичей созвали барабанным боем на Красную площадь и зачитали указ Петра от 15 декабря: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия…»

Приложения 1, 2

Итак, продолжалось «двоеновогодие» чуть более 200 лет, до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.

I.2 Особенности новогодних традиций

Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи.

6

Этот обычай показался Петру I очень красивым, поэтому в своем указе «О праздновании Нового года» он предписал «… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…».

Петр I предписывал украшать дома и дворы, причем украшения эти нельзя было убирать ранее 7 января.

Москвичам «вменялось в обязанность все первые семь дней января жечь костры и смоляные бочки — где место позволит. Детей рекомендовалось забавлять и на санках катать с гор. Взрослым предлагалось воздержаться от мордобоя, «поскольку на то других дней хватает…».

Н. И. Павленко в своей книге «Пётр Великий» писал: «Молодой государь не ограничился изданием указа, а принял самое активное участие в подготовке и проведении нового праздника. Видя, что многие москвичи из-за нехватки времени просто не имеют возможности запастись хвойной зеленью, он распорядился срочно привезти ветки из леса и продавать их в специально отведенных местах торговых рядов».

31 декабря около полуночи Петр сам открыл празднество: факелом поджег ракету, которая испускала искры, пепел и копоть. В церквях ударили колокола, а в Кремле начали палить пушки.

Утром 1 января царь командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 «пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни…

Традиция проводить новогодний праздник с шумными застольями, ночными гуляньями, танцами у елки и фейерверками прижилась в России довольно быстро, чему в немалой степени способствовал Петр I. Слывший большим затейником, Петр ввел в обычай проведение веселых зимних ассамблей с шутихами, «медведями-скоморохами», катанием на санях по замерзшей реке. При нем в стране впервые появились карнавальные маски: в 1722 году царь устроил пышный маскарад по случаю заключения мира со Швецией.

7

До самой своей кончины Петр I зорко следил за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. В канун праздника император поздравлял всех окружающих, собственноручно одаривал щедрыми подарками наиболее знатных вельмож, преподносил дорогие сувениры своим фаворитам и принимал участие в придворных гуляниях и забавах. Именно из уст Петра Великого пошло наше новогоднее « С Новым годом! С новым счастьем!».

С подачи Петра I празднование стало носить светский характер, а не религиозный, как было ранее. Летоисчисление стали производить не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как это делалось во многих европейских странах. В день 1 января, по старому летоисчислению, исполнялось четыре месяца 7208 года, а по введённому новому летоисчислению, наступал 1700 год.

3 Ёлка – символ Рождества

До введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом, в зависимости от того, когда отмечали праздник — осенью или весной.

Именно по этой причине, а также потому, что практически все новшества, пришедшие с Запада, встречались простыми людьми в штыки, украшать дома елками в массовом порядке стали спустя целое столетие после знаменитого указа от 20 декабря 1699 года.

Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века.

Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.

8

А первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при большом скоплении народа.

Во время Первой мировой войны Рождественскую елку и все, что с ней было связано российские власти пытались запретить на том основании, что это вредное немецкое влияние.

Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года, также в «северной столице»

Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию.

Заключение

Так в Россию пришёл новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVIII, так появился новый календарь.

Мы продолжаем традиции, породившие Петром I: наряжаем Новогоднюю ёлку,

провожаем старый год, подводя его итоги, и встречаем Новый год 1 января.

Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

Русский Новый год – семейный праздник. Многие предпочитают встречать его в узком семейном кругу.

Одновременно, Новый год – массовый праздник. Каждый человек испытывает ощущение восторга, зная, что миллионы людей во всём мире делят с ним радость праздника.

Верьте всегда в сказку, в волшебство, загадывайте желания и пусть они в новом году непременно сбудутся!

Я считаю, что моя работа будет интересна учащимся, воспитателям и учителям.

Её можно будет использовать на уроках окружающего мира, истории и внеклассных мероприятиях

9

Библиографический список

1. Рябцев Ю.С. Учебное пособие. История русской культуры 18-19 веков

2. Сахаров А.Н. Учебник. История России с древнейших времен до конца 17 века

3. В.И. Пилявский История Русской архитектуры

4. Павленко Н. И. Пётр Великий. – М.: Мысль, 1990

5. Энциклопедия для детей. Т. 5, История России и её ближайших соседей. Ч. 1. М.: Аванта+, 2002

10

Приложение 1

Царский указ о праздновании Нового Года.

В 7208 году (1699 от Р.Х.) Царь Петр I издал указ о праздновании нового года с 1 января. Этот указ мы исполняем до сих пор, по мере своих скромных возможностей.7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать: «Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых — по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно. А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.  Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и

11

стрельба будет — то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы — собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же».

12

Приложение 2

Указ Петра



sitemap
sitemap