Исследовательская работа на тему Мордовская народная одежда развитие национального кост



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №1» Рузаевского муниципального района

Исследовательская работа

Мордовская народная одежда: развитие национального костюма мордвы-мокши южной группы от древности до настоящего времени

Выполнила: ученица 6 «а» класса

МБОУ «Гимназия №1»

Родина Лина

Руководитель: учитель мордовского языка МБОУ «Гимназия №1»

Давыдова Светлана Максимовна

Рузаевка, 2013

Оглавление.

с.

Введение. 3-5

1. Ареал распространения комплекса костюма южной группы

мордвы-мокши . 6- 7

2. Основные элементы костюма. 8- 9

3. Орнамент вышивки . 10- 11

4. Заключение. 12

Литература. 13

Приложения.

Вижу в дымке сумеречной избы.

От колодца – кружево следов.

На заиндевелом коромысле

У мокшанки два ведра с водой.

Щамурвай – малиновое пламя.

А на поясе, — гляди, народ!

Погремушка с алыми кистями.

Снег хрустит. Красавица идет.

В. ГАДАЕВ

Введение.

Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины. Народный костюм мордвы сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль.

Данная работа – исследование национального костюма мордвы-мокши южной группы, особенностей его развития от древности до наших дней.

Актуальность данного исследования заключается в том, что наши наблюдения в совокупности с другими подобными будут способствовать расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма.

Основная гипотеза исследования: Национальный костюм мордвы-мокши южной группы дает возможность раскрыть эстетические воззрения народа; у великого произведения декоративно-прикладного искусства нет возраста, народ его постоянно совершенствует, зная, что это и есть одна из основ развития человечества.

Исходя из этого, я определила цель и задачи данной работы:

познакомить с богатством вариаций мордовской народной одежды, ее эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношения, показать, как в национальном костюме мордвы-мокши южной группы воплотилось понятие народа об идеальном облике людей своей нации во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой, на примере Рузаевского района.

Цель обусловила ряд конкретных задач:

1.Изучить литературу, написанную на данную тему.

2.Проследить историю развития мордовского народного костюма.

3.Выявить особенности костюма мордвы – мокши южной группы.

4.Выяснить причины, повлиявшие на ход перемен в национальном костюме.

5.Рассмотреть элементы национального костюма мордвы-мокши южной группы на примере Рузаевского района.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, синтез, анализ. Обзор литературы и источников. Свое исследование я начала с просмотра материалов Интернета. Здесь я обнаружила «Краеведческие записки» В. А. Ендураева, «Вопросы древней истории мордовского народа» 80-й выпуск, Саранского издательства. По старой традиции я отправилась в библиотеку. В процессе поиска необходимой литературы познакомились с большим количеством книг по родному краю. Просмотрела несколько энциклопедий, в том числе энциклопедию «Мордовия» под редакцией А. И. Сухарева. Много полезной информации почерпнули из альбомов «Мордовский народный костюм», составители Т.П.Прокина, М.И.Сурина, авторы дают интересный и достоверный материал о нашем недавнем и далеком прошлом. Некоторые материалы я нашла в школьном музее, это статьи из газет и журналов, фотографии. Большую помощь в сборе информации оказала жительница села Палаевка Рузаевского района Алемаевой Лидии Максимовны 1947 года рождения.

1.Ареал распространения комплекса костюма

мордвы-мокши южной группы.

В ареал распространения комплекса костюма южной группы мордвы-мокши входят территории Инсарского, Ковылкинского, Рузаевского и части Краснослободского районов Республики Мордовия и пограничных с ними сел Мокшанского и Наровчатского районов Пензенской области. В прошлом эти земли входили в состав Инсарского, Краснослободского, Мокшанского и Наровчатского уездов Пензенской губернии (Приложение 1).

Край отличается богатым разнообразием природы. Многочисленные смешанные леса, хвойные боры сменяются степными просторами, много озер, больших и малых рек, среди которых Мокша, Исса, Инсар, Паньжа. Красивые пойменные луга перемежаются с заболоченными низинами, встречаются торфяные болота. Географические и климатические условия определили характер занятий населения, главным из которых было земледелие, животноводство в сочетании с лесными промыслами.

Являясь коренным местом расселения мордвы, эти земли подвергались колонизации русских и монголо-татар. Во времена монголо-татарского завоевания здесь возникли многочисленные поселения, крупнейшим из них был город Наручат (Наровчат). Русские проникали сюда как военным, так и мирным путем, при котором вольные поселенцы осваивали незанятые мордовские земли.

Эти процессы, по моему мнению, сказались на развитии костюмного комплекса данной группы. Здесь общий художественный образ костюма стремился дать представление о плодотворящей роли женщины. Мягкий силуэт, приземистые округлые очертания, обилие струящихся складок выявляли женственную пластику фигуры. Довольно объемная одежда сочеталась с высокими и четкими по конструкции головными уборами, зрительно увеличивавшими фигуру.

Подчеркнуто декоративным дополнением в костюм входили многочисленные украшения. В ходе истории развития черты мягкости и плавности в костюме еще более усилились благодаря заимствованным из русской одежды фартукам, переработанным в соответствии с национальным вкусом, свободные складки которых живописно спадали, обогащали пропорции тела. Вошедшие с конца

века в одежду разнообразные платки и шали полностью вытеснили старые типы головных уборов.

По своему колористическому строю костюм южной группы мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Издавна здесь наблюдалось стремление расцветить одежду, наполнить ее яркими пятнами. Особенно меняется цветовая гамма костюма в сторону большей декоративности с начала XX века. Одежда дополняется элементами из цветных фабричных тканей. А к середине столетия, с притоком броских дешевых товаров из синтетических материалов, происходит полный переворот в колористическом построении ансамбля. В стремлении выделить из общей массы свой наряд каждая женщина подбирала контрастные по отношению с другими цвета тканей для фартуков, включала в декор костюма новую отделку: пуговицы, бусы, тесьму, гипюр, блестки. Поэтому коллективы женщин из сел Инсарского, Ковылкинского, Рузаевского районов на праздниках напоминают яркие букеты цветов, где соседствуют рядом красные, желтые, зеленые краски.

В целом в костюме ярко воплотилась народная мечта о благополучной, зажиточной жизни.

Пластический и цветовой образ костюма дополняло звучание множества подвесок из бубенчиков, серебряных мелких монет, жетонов, перезвон которых сливался в характерную музыку, согласную ритмам движения человека.

В сочетании отголосков седой старины и новшеств костюм южной группы мокши продолжает свое существование и поныне. Хотя не всегда мастерицам нового поколения удается достичь того декоративного и пластического единства, которое было присуще старым формам ансамбля. Лишь в случае творческого переосмысления традиционных деталей, умелого подбора новых материалов, с учетом их возможного сочетания, рождаются в руках мастера подлинные художественные образцы национального костюма.

2.Основные элементы костюма.

Для исследования я взяла мокшанский костюм Рузаевского района.

Анализируя отдельные элементы вышивки, внешний вид костюма нашего района, материалы книг о мордовском национальном костюме я пришла к следующим выводам:

1. Туникообразный покрой рубахи панар в районе имел присущие всем мокшанским рубахам черты. Основные геометрические фигуры кроя нижней одежды, рубахи (панар): прямоугольники ( перед, спинка, рукав), квадратная ластовица» (Приложение 2). Хотя раннее введение в костюм фартуков, закрывавших перед одежды, привело к существенному упрощению декора рубахи. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Вот как о нем рассказывается в энциклопедии А. И. Сухарева: «Живший столетие назад известный этнограф профессор Казанского университета Иван Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – долматиком византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность» (Приложение 3).

Манера включать в праздничный костюм несколько рубах, богато украшенные подолы которых были видны друг из-под друга, породила особый прием, когда разноцветную тесьму, сутаж, блестки, пуговицы нашивали на специальную полосу холста, называемую в целом петькс, который имитировал многослойность в костюме. Из рассказов Лидии Максимовны мы узнали, что задняя часть рубахи была украшена ярче и богаче, чем передняя. В костюме утверждается передник с рукавами ркава, заимствованный из русского костюма. В Рузаевском районе для передника предпочтительным было использование сатина, а позднее шелка. Красочные ткани не требовали обильного декора. Особенную самобытность костюму района придавали многочисленные украшения, часть которых была типичной лишь для данного комплекса.

Сплетенный на дощечках узкий пояс — каркс был основой для разнообразных набедренных подвесок, которые называли секонят. Характерной чертой поясного набора южных сел было наличие в ансамбле двух пар длинных и коротких подвесок. Лидия Максимовна говорит, что мокшанку сначала услышишь, потом увидишь, так громко звенели бубенцы на поясе (Приложение 4).

Традиционный головной убор женщин панга шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью. Он украшался вышивкой, нашивками из лент, кружева, блесток, поднизью из бисера. Убор не имел завязок и укреплялся на голове при помощи плотной декорированной ленты — ашкоркс, которая являлась также девичьей повязкой. Стремясь придать убору мягкие очертания, созвучные общему строю костюма, женщины обхватывали голову сложенным полосой платком, повязывая его в виде чалмы, над которой возвышался гребень панги. (Приложение 5). Постепенно было отдано предпочтение платкам и шалям, пышно повязанным на голове. В каждом селе Рузаевского района носили свои платки. В селе Сузгарье, – парциень (парчовые), в селе Палаевка – акшу (белый), в селе Левжа предпочитали платки синего и красного цветов. Лидия Максимовна вспоминает, что белые платки носили молодые девушки, а черные – пожилые (Приложение 5).

С лыковой обувью — лаптями карьхть, которые у мордвы южной зоны были распространены до 50-х годов нашего столетия, носили онучи — пракстат, покрывая их сверху черными обмотками из сукна — панита, якобы напоминавшими сапоги. Кожаные сапоги со сборами на голенище наиболее состоятельные семьи заказывали с отделкой из красного сафьяна. В большинстве же их украшали матерчатой полоской. На территории Рузаевского района носили храмовые сапоги кемот черного цвета (Приложение 6).

3.Орнаментальная геометрия вышивки Рузаевского района.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента — мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Мы живем в многонациональной республике. В результате тесного соседства происходило смешение крови разных племен и народов. Это привело к тому, что сегодня каждый второй житель не знает, чья кровь в нём течет. Но в каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство. В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно- угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Красота одежды в орнаментальных мотивах вышивки, которыми ее украшали. Большая заслуга в изучении мордовской народной вышивки XIX века, ее орнамента принадлежит профессору финской этнографии Гельсингфордского университета Акселю Гейкель ( Хайкель) («Одежда и орнамент мордвы»-1899г ). Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира. На национальной одежде есть узор, который так и называется — тешкст («знак»). В устном поэтическом творчестве народа, в свадебном фольклоре мордвы воспета красота вышитых знаками праздничных рубахах. Расположение вышивки имеет давние традиции. В Рузаевском районе обязательно украшались нижний разрез и подол (Приложение 7). Работа вышивальщицы ответственна. От мастерицы требовалась большая точность, ведь если она ошибется на один лишь стежок, симметрия рисунка нарушится. Для создания узора используют оси симметрии. Деление на 4 симметричные части — характерная черта вышивок. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Неоднороден национальный костюм даже в пределах одного района.

Я детально изучила его разновидности на примере нашего Рузаевского района. Наш район с древних времен славился своими яркими национальными костюмами. У мордвы-мокши южной группы четко прослеживается геометрия вышивки — использование ромба, квадрата, прямоугольника. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. В подавляющем большинстве случаев вышивки представлены бордюрами. Основным элементом орнамента вышивки является ромб, ромб с продленными, и загнутыми сторонами. Самый удивительный знак — розетка. Солярный знак- символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света. С течением времени менялись культовые представления, и значение символов переосмысливалось. По прошествии тысячелетий люди по-прежнему продолжали пользоваться этими освященными традицией рисунками. Хочется понять систему знаков мордовского народа. Расшифровка раскрыла бы многие неизвестные страницы духовной жизни этноса, дала ответы на вопросы о взаимосвязи серм этносов (Приложение 8).

Заключение.

Цель моего исследования — изучить мордовский национальный костюм мордвы — мокши южной группы на примере Рузаевского района. Мы опирались на материалы, обработанные и проанализированные на уроках мордовского языка. Источниками информации стали: научная литература, материалы Интернет, консультации с учителями истории. Я посетила республиканский краеведческий музей, республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. В последнее время интерес к созданию мордовского национального костюма особенно возрос. Я заинтересовалась кроем и вышивкой костюма, когда с одноклассниками побывала в школьном музее. Мне хотелось больше узнать о крое и оформлении его вышивкой. Оказалось, что национальный костюм мордвы-мокши южной группы, куда входит наш Рузаевский район, неоднороден в разных селах.

Когда мы определяли тему исследовательской работы, я предложила изучить разновидности мордовского национального костюма мордвы-мокши южной группы, а именно Рузаевского района. Определила круг задач:

1. Исследовать геометрию кроя костюма;

2. Исследовать составные части костюма, изучить геометрию вышивки;

3. Выявить общие черты и различия оформления костюмов, головных уборов сел.

4. Собрать материал (научный, рисунки, фотографии и т.д.);

5. Создать слайдовую презентацию.

В работу включена слайдовая презентация. Тема представляется мне интересной и необходимой для изучения культуры мордовского народа, традиций изготовления мордовского национального костюма (крой ткани, применение квадратной ластовицы, ковровая вышивка, орнамент т.д.), которые перестали применять, используя не вышивку, а разноцветные ленты. Старинные национальные костюмы хорошо сохранились в селах Сузгарье, Левжа, Палаевка, Трускляй, Болдово, Перхляй, которые являются этнографической гордостью нашего района. Первый этап исследования открывает новые горизонты. Впереди – глубокое и детальное изучение национального костюма, попытка истолкования системы знаков мордовской вышивки.



sitemap
sitemap