Исследовательская работа на тему Лоскуток на здоровье или тряпичные куклы



Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. История возникновения тряпичной куклы.

1.1.Что означает слово кукла?……………………………………………………………. 6

1.2. Как появилась кукла?………………………………………………………………….. 6

1.3.История тряпичной куклы……………………………….……………..7

Глава 2. Классификация кукол по назначению.

2.1.Обереговые куклы…………………………………….………………..9

2.2 Обрядовые куклы. …………….………………………………………10

2.3.Игровые куклы. …………….…………………………………………11

Глава 3. Современные куклы: «Барби», «Синди Смарт»

3.1. Современная кукла……………………………………………………13

3.2. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства………………………… …..14

Глава 4. Методика исследования

4.1. Куклы моих друзей………………………………………………….15

4.2. Куклы в нашей семье………………………………………………..15

4.3. Вред современных игрушек на здоровье детей …………………….16

4.4. Технология изготовления кукол…………………………………….18

Заключение …………………………………………………………………………22

Список литературы и использованных источников………………..…………..24

Приложение…………………………………………………………………………..25

Введение

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому авторы работы считают, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

За последние 15 лет заболеваемость российских детей возросла на 16%. Из 10 продаваемых у нас игрушек 1 — сделана в России, 2 — в странах Европы;

7 – китайского производства. По данным санитарно-эпидемиологических служб, при производстве и реализации детских игр и игрушек в 2004 г. из проверенных 758 тыс. штук образцов было изъято из оборота 67%. Их них 71,3% составляли импортные игрушки. Основными причинами запрета на продажу было превышение допустимых норм токсичности игрушек по содержанию фенола и формальдегида, а также недопустимые уровень звука, издаваемого игрушками, и запах. Из 10 игрушек, сделанных в Китае, 4 — содержат вредные вещества, которые могут вызвать аллергические реакции, кожные заболевания, проблемы с печенью и желудочно-кишечным трактом. Современные врачи также обращают внимание на то, что игрушки могут причинить вред не только из-за содержания в них вредных веществ, но и своим внешним видом. На прилавках магазинов много страшных игрушек, которые своим видом способны повлиять на психику детей. Следует отметить, что если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще следят соответствующие организации, внешний вид игрушек никто не контролирует.

Самая главная игрушка для детей дошкольного возраста — это кукла. В первые семь лет жизни дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Куклы-хулиганы с серыми лицами и монстры влияют на внешний вид и душевное здоровье ребенка.

Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. А кукла, сделанная своими руками, точно не навредит здоровью ребёнка.

Объект исследования: народные игрушки

Предмет исследования: тряпичная кукла

Цель: разработать, создать и подарить своим близким, друзьям куклу, безопасную для здоровья, несущую радость и душевное спокойствие, воспитывающую любовь к Родине.

Задачи:

1. Выяснить историю возникновения тряпичных кукол;

2. Определить, на какие группы делились тряпичные куклы в зависимости от назначения;

3. Описать современную куклу;

4. Сравнить традиционную народную куклу с современной;

5. Установить причины невостребованности народной куклы;

6. Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол;

7. Выяснить какой вред наносят современные игрушки здоровью.

Область исследования: технология.

Предмет исследования: шитьё.

Методы исследования: эмпирический и теоретический.

Гипотеза: я предполагаю, что тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл, а также считаю экологически чистой игрушкой для детей.

В результате исследования было выяснено:

Что означает слово кукла;

Как появилась кукла, история тряпичной куклы;

На какие группы делились куклы;

Какая она — современная кукла;

Народная и современная кукла в сравнении;

Какой вред приносят современные игрушки здоровью детей;

Особенности изготовления куклы;

Методы работы:

— Сбор информации: анкетирование, опрос, изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет;

— Анализ, сравнение и обработка информации;- Изготовление обрядовых и игровых лоскутных  кукол.

Изученность вопроса:

— 2 ноября 2006 г. в Государственной Думе прошел круглый стол на тему: «Современный рынок детских игрушек: проблемы безопасности и качества».- 17 мая 2007 года на очередном заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались проблемы организации психолого-педагогической экспертизы игрушек;- 2008 году Российские экологи выступают за запрет на импорт потенциально опасных для жизни и здоровью детей игрушек, сделанных в Китае, и готовят соответствующее обращение в Совет Федерации, Государственную Думу.

Исследуя современные игрушки и опираясь на данные социологического опроса, я ответила на проблемные вопросы и поняла, что современных детей окружает огромное количество игрушек, которые могут незаметно навредить им своим страшным видом или качеством.

Многие ребята из старших классов, родители и учителя понимают огромную важность ПРАВИЛЬНОГО выбора игрушек для малышей, потому что, играя, ребенок познает окружающий мир.

 Это подтверждает выдвинутую мной гипотезу: «ИГРУШКИ ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»

Я задумалась, какой же должна быть современная  игрушка, и пришла к выводу, что она должна быть изготовлена из экологически чистых материалов, не пугать, учить любить природу, Родину, воспитывать почитание семьи, знакомить  с культурой русского народа.

На основе этих знаний я создала куклу своими руками.

Глава 1. История возникновения тряпичной куклы

1.1. Что означает слово кукла?

Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного. У Дмитрия Николаевича Ушакова кукла значится, как: 1. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.

2. Бездушное, безжизненное существо. Сергей Иванович Ожегов толкует слово «кукла» так: 1. Детская игрушка в виде фигурки человека 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром.

3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

1.2. Как появилась кукла?

Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, мастерами, датируются 20в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами, и закреплены на голове куклы воском. Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого — обожженная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.

1.3. История тряпичной куклы

В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота — почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ. Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало — «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу» (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому куклу делали — «Без глаз — чтобы не увидела. Без ног — чтобы не догнала. Без рук — чтобы не схватила».

В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её, сломать или сжечь было большим грехом.

Глава 2. Классификация кукол по назначению

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

2.1береговые куклы

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. На Руси куклы-обереги делали из подручного материала — дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. К примеру, кукла «Крупеничка». В ее основе — холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Виды обереговых кукол: (приложение 1).

1) Куватка, 2) Ангелочек, 3) Лихоманка, 4) День и ночь, 5)Параскева, 6)Вепсская, 7) Бабушкина кукла, 8) Колокольчик.

2.2. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами, да и не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Кукла “Купавка” — это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

В некоторых губерниях бытовала кукла “Коза’. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу). Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник, между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Обрядовые куклы: (приложение 2).

Неразлучники, 2) Мировое дерево, 3) Масленица и «домашняя масленица»,

4) Коляда, 5) Кострома, 6) «Кукушечка» или кукла кукушечка,7)Покосница, 8) Купавка, 9) Коза, 10) Зольная кукла, 11) Козьма и Демьян, 12) Капуста.

2.3. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Игровые куклы: (приложение 3).

Столбушки, 2) Малышок-голышок, 3) Барыня, 4) Кукла на выхвалку,

5) Простоволосая, 6)Кукла с косой, 7) Кукла нарядная, 8) Девка-баба.

Глава 3. Современные куклы: «Барби», «Синди Смарт»

3.1. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. «Барби» завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании «Маттел», увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания «Маттел» купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания «Менли Той Квест» разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

3.2. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар».

У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Глава 4. Методика исследования

4.1. Куклы моих друзей

Я провела опрос среди учениц 3-4 классов, предложив им ответить на такие вопросы:

Результаты опроса я представила в таблице.

Вопросы

Да

Нет

Играешь ли ты в куклы?

16

9

В какие куклы ты играешь?

Братц- 6ч., Барби- 7ч., Мокси- 2ч., Пупсики- 1ч.

Знаешь ли ты о тряпичных куклах? Что знаешь?

2

23

Могут ли игрушки принести вред?

6

19

Влияют ли игрушки на здоровье человека?

6

19

Всего опрошено 25 человек

Анализируя ответы своих друзей, я выяснила, что самые популярные куклы среди девочек Братц и Барби. Они ничего не знают о тряпичных куклах, также многие не подозревают о вреде, который наносят пластмассовые игрушки. Пытаясь показать красоту тряпичных кукол и доказать их безвредность для здоровья, я приступила к созданию своих кукол (приложение 4).

4.2. Куклы в нашей семье

В каждой семье из поколение в поколение дети играют в куклы. Будь она бумажная или же современная кукла Барби, ребёнок будет с увлечением играть в них, независимо от внешнего вида куклы. В нашей семье тоже играли с куклами. Из воспоминаний своей бабушки я узнала, что действительно куклы были в основном тряпичные, их делали сами.  А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. «В деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Куклы, например, шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки».

«А во времена моей прабабушки, — рассказывала моя бабушка,- куклы делали из тряпочек, вместо головы был камушек, на котором рисовали личико и прикрепляли волосики. У самой же прабабушки, всё время проводившей в поле и работая дома по хозяйству, практически не было времени на игры».

Время шло, тряпичные куклы постепенно выходили из моды. На смену им пришли гуттаперчевые куклы, голова, руки, ноги их были сделаны из гуттаперча, а тело было набито опилками или ватой и куклы из бумаги. Моя бабушка очень любила играть с такими куклами. Подруги бабушкиной сестры рисовали куклы и одежду для них на бумаге, а бабушка с удовольствием вырезала их и играла. У моей мамы куклы были пластмассовые в красивых платьях и с шикарными синтетическими причёсками.

В наше время я, как и все дети, люблю куклы и учусь делать их сама. Ведь если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они прослужат долгое время.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволяет мне познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Куклы любят все: взрослые и дети. Для детей они — забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

4.3. Вред современных игрушек на здоровье детей

Изучая литературу, я узнала, что многие современные игрушки содержат ядовитые вещества фенол и формальдегид. Чтобы узнать, на сколько, опасны эти вещества для организма человека, я отправилась в кабинет химии к учительнице Ивановой Алёне Всеволодовне.

Она мне рассказала вот о чем:

«Фенол (монооксибензол, карболовая кислота) является ароматическим углеводородом. Это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом.  Фенол слаборастворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне.

Его применяют при производстве фенолформальдегидных смол, клеев и различных пластиков, в кожевенном и мебельном производстве, а также в изготовлении детских игрушек. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине. Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Фенол разрушает иммунную систему ребенка. Фенол – сильный яд. Даже малое его количество приводит к изменению вкуса употребляемой в пищу рыбы.

Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.

Формальдегид (от лат. formica – «муравей»), муравьиный альдегид – это бесцветный газ, обладающий резким запахом, хорошо растворимый в воде и спирте. Он очень токсичен. Формальдегид используется в производстве смол, пластиков, красок, текстиля, которые идут, в том числе и на изготовление детских игрушек. Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он вызывает сильную токсическую реакцию – рвоту, кашель, спазмы бронхов. Формальдегид официально считается канцерогеном, то есть веществом, вызывающим рак».

Исследуя современные игрушки и опираясь на данные социологического опроса, я ответила на проблемные вопросы и поняла, что современных детей окружает огромное количество игрушек, которые могут незаметно навредить им своим страшным видом или качеством.

4.4.Технология изготовления кукол

Девка Баба, народная игровая кукла

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что, она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Для изготовления этой куклы нам понадобятся: деревянная палочка, ткань светлого цвета, ветошь, нитки, тесьма или лента.

Порядок изготовления:

1) Основа: деревянную палочку высотой 25–30 см (рис. 5, а) плотно оборачиваем тканью и перевязываем нитками в трех местах (рис. 5, б).

2) Голова: к верхнему концу основы привязываем квадратный лоскут светлой ткани, внутрь которой вложена ветошь (рис. 5, в). Аналогичным образом оформляем противоположный конец основы.

3) Руки: концы верхнего и нижнего лоскутов перевязываем ниткой по бокам так, чтобы получились ручки в манжетах (рис. 5, г).

4) Юбка: к середине основы привязываем либо лоскут ткани, который может быть юбкой и с лицевой, и с изнаночной стороны, либо предварительно сшитые изнанками два подобранных по цвету и узору куска материи (рис. 5, д).

5) Головы кукол покрываем платками и украшаем косами, тесьмой или лентами (рис. 5, е).

2) Домашняя Масленица, народная кукла

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

1.2.3.4.

5.Комок ниток обтянуть тканью. Надеть на палочку привязать.

6.Привязать пучок лыка.

7.Другой пучок обвязать на концах (руки) Вставить руки. Обвязать крест-накрест

8.Привязать юбку, повязать платок. Привязать передник, повязать пояс.

3) День и Ночь, народная кукла-оберег жилища

Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед, светлую, а ночью — темную.

Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Технология изготовления:

Для изготовления своей куклы мы использовали комок ниток, светлую (День) и тёмную (Ночь) ситцевую ткань, нитки.

1.Комок ниток положить в середину квадрата из ткани.

2.Плотно обвязать ниткой.

3.Руки: Подвернуть углы и срезы внутрь. Плотно обвязать ниткой.

4.Завязать пояс. Обвязать голову.

5.Соединить две куклы шнуром.

Заключение

Куклы любят все: взрослые и дети. Для детей они – забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap