Исследовательская работа на тему Исследование уровня интеллекта кошек



Тема работы:

«Исследование уровня интеллекта кошек»

Выполнила:

Лисиченко Анастасия Сергеевна,

ученица 4 класса

МОУ «Бутырская ООШ»

Руководитель:

Лисиченко Светлана Васильевна,

учитель биологии

МОУ «Бутырская ООШ»

Содержание

1. Введение

2. Цель и задачи работы

3. Методики проведения исследовательской части работы

4. Результативность исследования

5. Вывод

6. Список использованной литературы

Приложения

1. Введение. Без расчески причесался, И умылся без воды, В кресло мягкое забрался, И запел на все лады. Кто же это? Конечно же, это домашний кот. В своей работе я хочу рассказать о домашних питомцах – кошках. Домашняя кошка – ласковое, милое существо.

У нас дома живут наши любимцы: кот Том и кошка Кнопка (Приложение

№ 1). Наблюдая за их повадками и поведением, мне захотелось больше узнать об этих красивых, добрых животных.

Меня всегда интересовали кошки своим обликом, подвижностью, выносливостью и привязанностью к родному дому.

Они такие разные, очень быстро передвигаются, у каждой кошки свои повадки, свой стиль в поведении. У них необычно острое зрение, даже в темноте видят добычу. А как кошка может мурлыкать, успокоить!

Но больше всего мне захотелось узнать, можно ли кошку чему-нибудь обучить, и насколько развита у неё память.

Американский психолог Э. Торндайк утверждает, что кошка не может считаться животным с «высоким интеллектом» и плохо обучается даже самым простым командам. Ведь послушная – это одно, а умная – это совсем другое.

Ученые-фенологи утверждают, что кошка издает до 16 различных звуков. Мы различаем в кошачьем языке согласные «в», «г», «м», «н», «р», «ф», «х», а также и гласные. Находясь в хорошем расположении духа, кошка мурлычет. То же самое она делает, когда хочет выразить благодарность. Некоторые кошки, таким образом, дают хозяину знать, что хотят есть. Мяуканьем она может выражать также приветствие, а иногда и просьбу. Свой протест это животное выражает как подвыванием, так и откровенным криком. Душераздирающие вопли очень часто свидетельствуют о страхе, переживаемом этим зверьком. Свою просьбу кошка может выражать по-разному. Это зависит как от настроения, так и от характера животного.

И мне хочется проверить, а наши кошки умные существа или нет. Мы с мамой нашли интересные тесты для проверки интеллекта кошек (Тест Корена Оверолла) и решили использовать их на Томе и Кнопке (наши кошки).

2. Цель работы

Объектом исследования я выбрала кошку.

Предмет исследования – умственные способности кошки.

Цель:

выяснить «умны ли наши кошки»?

насколько обучаемы наши кошки?

какова память наших кошек?

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу, тесты.

2. Использовать на своих кошках тест Корена Оверолла.

3. Исследовать обучаемость кошки, кратковременную память.

4. Доказать, что наши кошки действительно разумные существа.

5. Определить коэффициент интеллекта.

3. Методики проведения исследовательской части работы.

Исследование проводилось поэтапно в течение четырех месяцев (август- ноябрь)

1 этап: август.

Ознакомление с литературой по избранной теме.

2 этап: сентябрь.

Исследование обучаемости кошки, кратковременной памяти.

3 этап: октябрь.

Использование тестов Корена Оверолла.

4этап: ноябрь.

Анализ полученных результатов.

Методами исследования являются тесты Корена Оверолла, наблюдения.

На первом этапе исследования я изучила и проанализировала литературу, тесты Корена Оверолла и определила содержание работы на следующий этап. Внимание концентрировала на то, что необходимо вести наблюдения за своими питомцами ежедневно, проверить тесты Корена Оверолла и выявить их умственные способности:

«обучаемость»;

«кратковременная память».

На протяжении нескольких месяцев проводились наблюдения за умственными способностями кошек. Результаты постоянно записывала в тетрадь.

«Обучаемость». По команде «иди сюда», «брысь», «голос» кошки послушно делали соответствующие действия. Засекалось время и количество попыток, за которое кошки осваивают эти команды.

«Кратковременная память». На глазах у кошек в один из углов комнаты положила лакомство, кошек вынесла из комнаты, а через несколько минут их возвращала и наблюдала, как быстро они находили лакомство.

Наблюдения за животными показали, что кошки не соблюдают режим кормления и сна, они во всем проявляют индивидуальность. Если же предложенная им пища, не нравится, они просто отворачиваются и уходят.

Включая разную музыку, невольно задумываешься, может, у кошек плохо развит музыкальный слух, ведь музыка особенно не трогает их. А вот устроившись поудобнее перед монитором компьютера или телевизором, кот, может неподвижно лежать часами, наблюдая за происходящим на экране.

Также я могу смело сказать, что кошки игривы. Играют наши кошки, изредка сами, а в большинстве случаев с кем-нибудь из домашних. Чаще всего с ними играю я. Если же не хотят играть с ними, кошки могут требовать, чтобы обратили на них внимание, причем очень настойчиво.

Наблюдения показали, что кошки успешно справлялись с заданиями, выполняя при этом довольно сложные умственные операции (Приложения № 2, № 3).

По тесту «Умна ли Ваша кошка?», кошки набрали более 5 ответов «А» (Приложение № 2). Они хорошо ориентируются в окружающей обстановке, уверенны в себе и находят общий язык с другими. Знают, чего хотят и умеют этого добиваться. Тесты на развитие интеллекта в наши дни очень широко применяются.

В интеллектуальном тесте для домашних кошек оцениваются двигательная координация, приспособляемость к окружающей среде.

При выполнении заданий теста я не старалась заставить кошек действовать правильно, а просто внимательно наблюдала, чтобы получить объективный результат.

Я выяснила, что многие кошки очень привязаны к своим хозяевам. Они чувствуют изменение нашего настроения, распознают выражение лица, например: улыбку, боль. И мы также понимаем своих животных, ведь у них тоже существует собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например: мурлыканье, урчание, писк.

Ещё одно умение домашней кошки – это ориентирование в комнате. Она без труда находит те места, где, по её мнению, происходит что-то интересное.

Кошки очень любопытны. Я взяла подушку и веревку длинной около 1 метра, положила подушку перед кошкой, затем медленно протянула веревку под подушкой, реакция кошки была такой: она следила за верёвкой, касалась её лапой, пыталась поймать конец верёвки под подушкой. Приподнимала лапой подушку, пытаясь увидеть веревку, затем заглянула с той стороны, где должна появиться верёвка.

3. Результативность исследования.

Исследования моих кошек дали положительный результат.

п/п

Наименование теста

Том

Кнопка

1

Тест на развитие интеллекта (1 часть)

42

37

2

Тест на развитие интеллекта (2 часть)

43

36

3

Тест на развитие интеллекта (3 часть)

10

10

итого

95

83

Также мы выявили, что у кошек есть «долгая» память: они помнят имена, места в которых была раньше, любимые, но редко получаемые кушанья.

Итак, глядя на результаты, указанные в таблице, Том набрал 95 балл. Кот очень умён.

Кнопка набрала 83 баллов. Умственные способности нашей кошки выше средних (Приложение № 3).

4. Вывод.

Изучив и проанализировав литературу, попробовав тесты на своих кошках, я доказала, что наши кошки действительно разумные существа. Они справлялись с заданиями разного уровня, выполняя при этом довольно сложные умственные операции: у них хорошо развита «долгая» и «кратковременная» память, а также они прекрасно поддаются обучению.

Наши кошки — оригинальные животные. Они самостоятельны, эмоциональны, наблюдательны и тесно привязаны к своим хозяевам.

Обе кошки обладают высоким интеллектом, имеют потенциал для совершенствования, с моей помощью они могут достичь больших успехов.

Кошки — это мои самые любимые животные!

Список использованной литературы

«Кошки от А до Я», Е.В.Фирсова, 2008 г.

Энциклопедия о животных «Кто есть кто в мире животных», 2006 г.

Тесты Корена Оверолла.

Детская энциклопедия «Я познаю мир», С. Н. Зигуненко, 2008 г..

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия», 2007г .



sitemap
sitemap