Исследовательская работа на тему Гоголь и кинематография



Управление образования Исполнительного комитета

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Гоголь и кинематография

Руководитель: Зиннатуллина Рамиля Халимовна,

учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории

Учащийся: Салимгараева Аделя Рафаэлевна

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение______________________________________________________________3

Раздел I. Николай Васильевич Гоголь и кинематография______________________4

Раздел II. Экранизации по мотивам произведений Н.В. Гоголя

Глава 1. ВИЙ___________________________________________________6

Глава 2. ЖЕНИТЬБА____________________________________________9



Глава 3. ШИНЕЛЬ_____________________________________________10

Глава 4. МЕРТВЫЕ ДУШИ______________________________________11

Глава 5. ТАРАС БУЛЬБА_______________________________________12

Глава 6. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ___________________________13

Глава 7. ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ_________________14

Глава 8. РЕВИЗОР_____________________________________________15

Заключение ___________________________________________________________16

Список использованной литературы______________________________________17

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Гоголь и кинематография» неоднократно привлекала к себе внимание. Тем не менее, я считаю необходимым обратиться к этой теме снова.

Тема: «Гоголь и кинематография».

Актуальность: Тема научной работы «Гоголь и кинематография» актуальна, прежде всего, тем, что Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в развитие российского кинематографа. Его произведения до сих пор пользуются огромной популярностью у режиссеров и продюсеров как в России и ближнем зарубежье, так и заграницей Мало кто знает о тех, людях, которые воплотили гоголевских героев в жизнь. О том, как происходили сьемки фильмов; кто играл главные роли; как игра актёров и работа съемочных групп была оценена зрителями и критиками.

Цель работы – анализ экранизаций по произведениям Гоголя.

Задачи:

познакомить слушателей с наиболее известными картинами, снятыми по произведениям писателя;

рассмотреть критику на экранизации;

обозначить вклад Н. В. Гоголя в советский и зарубежный кинематограф;

демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

привитие интереса к научной деятельности.

Гипотеза – Значение вклада писателя в кинематограф.

Объект – Экранизации по произведениям Н. В. Гоголя.

Субъект – В работе используется метод анализа данных об изучаемом явлении.

РАЗДЕЛ I

Николай Васильевич Гоголь и кинематография

«Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным».

Н.В.Гоголь

Николай Васильевич Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание.

В 2009 году в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна, который находится в Москве, прошёл фестиваль «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты», посвященный 200-летию со дня рождения классика русской литературы. Эта программа была уникальной возможностью увидеть лучшие, неизвестные широкой аудитории, работы кинематографистов по произведениям писателя, начиная с самых первых экранизаций. Возможно, можно спорить, чей он великий писатель, русский или украинский, но то, что он великий автор идей для отечественного кино, не обсуждается. Еще в дореволюционной России, в эпоху «великого немого», деятели киноиндустрии обратились к творческому наследию Н. В. Гоголя. Поскольку изначально кино выступало как коммерческое искусство, то в произведениях Николая Васильевича искали прежде всего то, что могло привлечь публику, а именно — таинственное, загадочное, мистическое. Всё это содержалось в таких повестях, как «Вий», «Майская ночь», «Страшная месть» и других, поэтому они и стали первыми экранизированными произведениями. К тому же текст Гоголя давал в тот период большую свободу для демонстрации новинок из области спецэффектов. Этим объясняется и то, что гоголевский текст нашел выражение и в мультипликации, которая гораздо проще могла передать все коллизии мистических произведений.

Произведения Гоголя много раз экранизировались. Композиторы сочиняли на его музыку оперы и балеты. Помимо этого, Гоголь сам становился героем фильмов и других художественных произведений. Неоднократно к гоголевскому творчеству обращался отечественный и зарубежный театр и кинематограф, а американские почитатели таланта писателя в 1985 году создали в США Гоголевское общество. В то же время, на Украине проводится ежегодный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства «Гогольfest», названный в честь писателя.

Причина, по которой произведения Гоголя вот уже сто лет остаются актуальными и востребованными, не только в их кинематографичности, но и в удивительной универсальности. Чичиков, Хлестаков, Манилов, Плюшкин — не просто сатирические персонажи и национальные типажи. Они герои любого, не только нашего, времени. Правда, в отечественных экранизациях Гоголя основным предметом изображения часто становились зарисовки русских реалий, едва ли понятные иностранцу. Однако гоголевская насмешка выходит за рамки контекста русской действительности, она вневременная и общечеловеческая и тем искушает западных кинематографистов.

Но одной сатирой дело не ограничивается. Другая чрезвычайно притягательная сторона гоголевской прозы — удивительно органичное сосуществование абсурда и мистики и совершенно обыденной реальности: ну, скажем, встал человек с утра, стал чай пить и обнаружил в буханке хлеба… чужой нос. В попытке приблизиться к этой так и просящейся на киноэкран визуально емкой и очень живой фактуре кинематографисты неоднократно шли на отчаянные эксперименты.

РАЗДЕЛ II

Экранизации по мотивам произведений Н.В. Гоголя

Глава 1. ВИЙ

Это произведение, написанное Гоголем в 1835, было адаптировано на экранах несколько раз: в 1909 году, в 1916 году, в 1967, а так же современные интерпретации, вышедшие в 2006 и 2013 годах.

В 1909 году был снят немой короткометражный фильм режиссёром — Василием Гончаровым. Фильм был утрачен со временем и не дошел до наших дней. На экраны фильм вышел 14 (27) сентября 1909 года. В главных ролях: Дальская, Платонов, И. Лангфельд. Автор сценария: Василий Гончаров. Оператор: Жорж Мейер. Один из первых фантастических игровых фильмов созданных в России. Первый российский фильм ужасов. Согласно исследователю дореволюционного кино Вениамину Вишневскому, фильм предварял титр «старинное малороссийское предание по Н. В. Гоголю». Фильм был снят с поддержкой кинокомпании «Братья Пате (Московское отделение)».

В 1916 году попытался повторить экранизацию фантастической повести Гоголя Владислав Старевич. В ряде источников датой выхода фильма обозначен 1913 или 1918 год. Однако специалисты Государственного центрального музея кино (Москва) относят появлени «Вия» Старевича к 1916 году. В главных ролях: Ф. Кусевицкий, Мария Болдырева. Немой фильм был снят с поддержкой кинокомпании«Торговый дом Ханжонкова». До наших дней фильм не сохранился.

Самой известной и удачной попыткой экранизации, конечно, является «Вий», снятый в 1967 году с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. Хотя в советском прокате он позиционировался как фильм-сказка, многие воспринимают его как первый и, пожалуй, единственный фильм ужасов, снятый в СССР. Идея экранизации «Вия» принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору кинокомпании «Мосфильм», Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову. Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого Ершовым и Кропачёвым было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.

По задумке Георгия Кропачёва сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа. Костюм Вия был очень тяжелый и никто из актеров не мог в нем нормально двигаться, поэтому эту роль пришлось сыграть специально приглашенному штангисту, артисту цирка, акробату Николаю Степанову. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Например, заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе Борис Веселов. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.

Актёры, сыгравшие в фильме главные роли, были утверждены не сразу. Дело в том, что Александра Завьялова, изначально утвержденная на роль Панночки, сразу после начала съемок тяжело заболела. В итоге будущий муж актрисы, режиссер Резо Эсадзе требовал, чтоб она отказалась от роли. После этого инцидента на роль Панночки была утверждена Наталья Варлей, а на роль Хомы Брута первоначально планировался Вячеслав Невинный, но в фильме мы уже видим Леонида Куравлева.

Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина).

Не смотря на отсутствие современных технологий, фильм получился довольно интересным и полным спецэффектов, сотворить которые помогала смекалка съемочной группы. Например, «Полет» Ведьмы на Хоме был снят в павильоне, в фильме мы видим, что действие происходит в церкви. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы, Леонид Куравлёв, повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег. Еще одно доказательство смекалки съемочной группы заключается в том, что во время одной из финальных сцен, когда героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной вибрирующей платформе.

Всего в реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съемок лежащей в нем Натальи Варлей. Два других — для сцен полетов по церкви: небольшой закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабженной поясом монтажных рабочих удерживавшим актрису от падения, закрепленный в подвешеном состоянии на шести металлических тросах. Во время съемок полета, Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлева, успевшего подхватить актрису, спасла ее от травм. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей. Так же в фильме были задействованы 50 ворон (пойманых в районе студии) и 9 дрессированных черных кошек. А петух, кукарекающий в фильме, ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».

Неоднократно обсуждалось и до сих пор обсуждается мистическое «влияние» фильма. Например, неудача, которая постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты. А деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года. По официальной версии, пожар возник в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети. Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. Огромное количество писем от поклонников с предложением «руки и сердца» резко сошло на нет. По словам Натальи, у неё «началась чёрная полоса в жизни», но потом в фильме «Вий. Ужасы по-советски» отказалась от этих слов. 4 года актриса не снималась в кино. Сама Варлей оправдывает своё отсутствие на экране словом, данным Юрию Катину-Ярцеву, преподавателю театрального училища им. Б. Щукина, в котором Варлей начала учиться.

Данная экранизация — один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей). В 1970-х годах фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

В 2007 году на объединении «Мастер ТВ» по заказу ТРК «Петербург — Пятый канал» вышел документальный фильм Нонны Бокаревой «Вий. Ужас по-советски», посвящённый съёмкам «Вия».

Данная экранизация просто прекрасно перенесла как содержание и глубинный философский подтекст, так и магическую и зловещую атмосферу рассказа Гоголя. А комбинированные съемки, эффекты с летающим гробом и грим ведьмы и нечисти сделаны для того времени очень здорово и отлично смотрятся. Плюс ко всему, можно отметить отличную и завораживающую музыку, передающую таинственную и зловещую атмосферу фильма и хорошего оператора. Фильм оценён критиками по достоинству и даже в современное время является излюбленным фильмом для настоящих ценителей классической литературы и кинематографа.

«Ведьма» — художественный фильм, снятый в 2006 году режиссёром Олегом Фесенко по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий».

Сюжет фильма повествует нам о веселом и обаятельном журналисте, Айване, который известен своим пристрастием к светским тусовкам и публичным скандалам. А потому предложение босса отправиться исследовать природу загадочных явлений, происходящих в отдалённом городке, воспринимает без особого энтузиазма. Намереваясь побыстрее разделаться с досадным поручением, Айван отправляется в путь. Однако к вечеру его автомобиль оказывается на заброшенной дороге, которая приводит героя к старому дому, где заблудившемуся путнику удаётся найти приют. Когда часы пробили полночь, на пороге комнаты появилась очаровательная девушка. Большой любитель женского общества, он пускает в ход всё своё обаяние и быстро встречает взаимность. У Айвана и в мыслях нет, что объятия нежной девы обернутся настоящим кошмаром.

Современная экранизация далека от оригинала, её рейтинги не так высоки. Сборы фильма составляют всего 4 890 521 долларов США.

Фильм был целиком снят на английском языке, а лишь потом был переозвучен для российского проката. Почти весь фильм был снят в эстонской Нарве.

В главных роях играли Валерий Николаев, Евгения Крюкова, Лембит Ульфсак, Арнис Литицис.

«Вий 3D» (другое название «Вий: Возвращение») — российский художественный фильм режиссёра Олега Степченко, по мотивам первой рукописи Н. В. Гоголя. Сюжет фильма, который разворачивается в начале XVIII века, рассказывает нам о картографе Джонатанне Грине, который совершает путешествие из Европы на Восток. Следуя через Трансильванию, он понимает, что заблудился. Изрядно поплутав в тумане, он оказывается в небольшом казацком поселении. Народ живет здесь в затворничестве, оградив себя от любых контактов с остальным миром. Что скрывают жители хутора? Чего боятся и почему прячутся? Ученый решает разгадать тайну, связанную с именем необыкновенного мифического создания — Вия. Древние славянские предания оживают…

Фильм находится в процессе производства с декабря 2005 года. Первоначально чтобы показать, что картина находится в производстве, Алексей Петрухин и Олег Степченко в 2006 году за 18 часов сняли рекламный ролик фильма, в котором роль Хомы Брута исполнил сам Петрухин. В начале 2007 года этот тизер был запущен в кинотеатры, хотя ещё не был написан сценарий, производство фильма фактически началось только через год, а съемки были закончены только в марте 2012 года.

«ВИЙ» 3D снимался в павильонах студии «Barrandov» в Чехии, там, где создавались фильмы «Миссия невыполнима», «Хроники Нарнии», «Братья Гримм» и др. Над созданием максимально реалистичного формата 3D трудились немецкие стереографы компании «Stereotec».

На роль главного героя — путешественника и картографа Джонатана Грина — рассматривались Венсан Кассель, Кристиан Слейтер, Тим Рот, Шон Бин, Джейсон Стэйтем, Брэд Питт, Брюс Уиллис, Киану Ривз и Пирс Броснан. С каждым из актеров были проведены официальные переговоры.

Прообразом главного героя — Джонатана Грина — послужил Гийом Левассер де Боплан (1595-1685) — французский инженер и военный картограф, автор книг «Описание Украины» и «От Трансильвании до Московии».

Премьера должна состоятся в 2013 году. В главных ролях: Ольга Зайцева, Алексей Петрухин.

Глава 2. ЖЕНИТЬБА

Насчитывается всего две экранизации этого произведения Н.В.Гоголя, которые состоялись в 1909 и в 1977 годах.

Женитьба (1909)- черно-белая российская комедия Петра Чардынина. В главных ролях играли Александра Гончарова, Петр Бирюков и И. Камский.

Как и многие экранизации того времени, данный фильм до наших времен не сохранился.

Вариант комедии, снятой в 1977 году, вышла в свет 22 мая 1978 года. Режиссером картины стал Виталий Мельников, а в главных ролях играли Светлана Крючкова в роли Агафьи Тихоновной Купердягиной, Алексей Петренко в роли Ивана Кузьмича Подколесина и Олег Борисов — Илья Фомич Кочкарёв. Фильм снят при поддержки кинокомпании «Ленфильм».

Многие из зрителей отзываются приятно о данном фильме: «Игру каждого актёра можно охарактеризовать одним словом — Великая. Весь фильм проникнут тем гоголевским духом, который всем нам так полюбился»,-комментирует зритель на одном из интернет-ресурсов.

Глава 3. ШИНЕЛЬ

Шинель была экранизирована в 1926 и 1959 году в СССР, и в 1952 в Италии.

В 1926 году в новой, потрепанной бурями революций России, выходит на экраны «Шинель» — странное, непривычное для массового зрителя немое кино, созданное ФЭКСовцами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Эксцентрическая трагикомедия, обозначенная авторами как «кинопьеса в манере Гоголя».

В основу сюжета легли две повести Николая Васильевича Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель», объединённые введением общего персонажа — Акакия Акакиевича Башмачкина.

Приехавший в Петербург помещик Птицын, пытается при помощи взятки добиться благосклонного решения своей тяжбы с соседом. При помощи шулера и шантажиста Ярыжки он находит готового взять деньги чиновника. Осторожный Башмачкин, на которого выходит мздоимец, не желает браться за опасное предприятие, хотя и не может устоять под чарами прекрасной незнакомки, встреченной им на Невском проспекте. Позднее, Акакий Акакиевич догадался, что женщина его мечты всего лишь сообщница мошенников. Опасаясь наказания, напуганный чиновник становится ещё более нелюдимым, всё старательнее отгораживаясь от людей.

Спустя годы, уже постаревший и одряхлевший титулярный советник Башмачкин, был вынужден ценой невероятных усилий, экономя последние копейки, сшить на заказ у портного Петровича новую шинель. Она олицетворяла для него так много, что нельзя было не влюбиться в это произведение портняжного искусства. Старый служака буквально помолодел, когда примерил обновку с тёплым меховым воротником. Друзья-чиновники устроили небольшую вечеринку в честь коллеги, но той же ночью бедный Башмачкин был ограблен по дороге с гулянки домой. Он пытался жаловаться и ходил со своей бедой к начальству. Его гнали и не желали слушать, а некоторое время спустя, убитый горем Акакий Акакиевич, тихо скончался, закончив бессмысленной смертью, бессмысленную жизнь.

В ролях: Андрей Костричкин, Алексей Каплер, Сергей Герасимов, Антонина Еремеева и другие.

Режисёром фильма 1959 года был Алексей Баталов. Это было великолепным соло Ролана Быкова в классической экранизации одноименной повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Четкость образов, мощная игра Ролана Быкова, музыкальное сопровождение раскрашивает черно-белую палитру пленки кадров, создавая истинную гоголевскую атмосферу произведению.

Альберто Латтуада снял итальянскую версию «Шинели» в 1952 году. Фильм представляет собой вольную экранизацию повести Гоголя. В главных ролях: Ренато Рашель, Антонелла Луальди. К слову, критики высоко оценили актёрскую работу Ренато Рашеля. Рисунок роли был сознательно сориентирован режиссёром на комические маски Чарли Чаплина и особенно Бастера Китона.

Глава 4. МЕРТВЫЕ ДУШИ

Как и многие произведения Н.В.Гоголя, «Мёртвые души» тоже экранизировались не раз. Это были фильмы 1909, 1960, 1984 годов, а также телесериал «Дело о «Мёртвых душах» 2005 года.

«Мёртвые души» (1909) — российский немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина. В главных ролях: Иван Камский, Василий Степанов, Александра Гончарова, Пётр Чардынин, Антонина Пожарская. Фильм бегло иллюстрирует отдельные эпизоды «Мёртвых душ». Фильм перешёл в общественное достояние.

Из воспоминаний А. А. Ханжонкова: «Съёмки следующих картин — «Мёртвые души» и «Женитьба» по Гоголю — мы провели в железнодорожном клубе, где сцена была больше и лучше оборудована. Кроме того, там были большие окна, дававшие много дневного света. На него-то мы и рассчитывали. Подготовка съёмок и репетиции были поручены одному из актёров Введенской труппы — Чардынину. Он очень быстро стал постигать разницу между театром и кино. Кроме того, он работал с таким увлечением, что сразу же расположил меня к себе. Теперь-то, казалось мне, дело в надёжных руках. Но я ошибся. Гоголевские картины вышли неудачными. Доверившись обманчивому дневному свету, мы мало применяли электрическое освещение, все негативы оказались недодержанными…»

Точная дата выхода фильма на экран неизвестна. Он мог быть впервые показан на гоголевских днях (100-летие Гоголя праздновали в Москве в последней декаде марта 1909 года) и затем уйти в прокатные каталоги. Известно, что этот фильм впоследствии использовали актёры-декламаторы Ждановы, «озвучивая» его показ репликами персонажей.

«Мёртвые души»(1960) — фильм режиссёра Леонида Трауберга, снятый при поддержки кинокомпании «Мосфильм». В ролях: Владимир Белокуров, Виктор Станицын.

Из комментария зрителя: «…фильм идеально подходит к роману. Почти каждое слово, встречающееся в фильме, есть и в романе. Актёры играют превосходно, так, словно их выбирал сам Гоголь. Все характеры раскрыты практически полностью и к ним нет нареканий…».

«Мёртвые души» — пятисерийный художественный фильм 1984 года режиссёра Михаил Швейцера. Мировая премьера состоялась 19 ноября 1984.

В этой экранизации были удовлетворены все желания зрителей, а именно сюжет продуман до мелочей. И оценена эта экранизация была высоко. Сильный актерский тандем стал главным плюсом данной экранизации. Великолепная игра талантливых актеров вкупе с оригинальным сюжетом и, несомненно, мастерской режиссурой не давали заскучать зрителям.

В ролях: Александр Калягин, Александр Трофимов, Юрий Богатырёв и многие другие.

«Дело о „Мёртвых душах“»(2005) — современный российский телесериал по мотивам произведений Н. В. Гоголя: «Мёртвые души», «Ревизор», «Записки сумасшедшего» и других Павла Лунгина. Экранизация не была оценена по-достоинству. В ролях: Павел Деревянко, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Нина Усатова.

Глава 5. ТАРАС БУЛЬБА

«Тарас Бульба» был экранизирован российским режиссёром В. Бортко (2009), голливудским режиссёром Джей Ли Томпсоном (1962), а так же режиссёром Алексеем Грановским, снятый во Франции в 1936 году, режиссёрами В.Стрижевским и И.Ермольевой, который вышел в Германии в 1924 году, и российским режиссёром Александром Дранковым, который снял короткометражную версию фильма в 1909 г.

Первая экранизация «Тараса Бульбы» произошла в 1909 году. Критика отзывается: «Эти первые инсценировки (короткометражные) представляли собой примитивные киноиллюстрации на тему наиболее эффективных и завлекательных эпизодов того или иного произведения, ни сюжетно, ни смыслово не связанные друг с другом. В лучшем случае сохранялось некоторое подобие фабулы, втиснутой в две-три части. <...> Так же были инсценированы «Тарас Бульба», «Мазепа» и т.д. Это хищническое освоение классики встречало протест со стороны наиболее культурной части кинозрителей».

Определённо, самой значимой была экранизация 2009 года. Фильм производства студии «Арк фильм» по заказу телеканала «Россия» и кинокомпании «Централ партнершип», режиссера Владимиров Бортко.

Сюжет фильма практически полностью повторяет оригинальную повесть с незначительными изменениями.

Съёмки картины были завершены в ноябре 2008 года. Премьера фильма состоялась 2 апреля 2009 года, на следующий день после юбилейной даты — 200-летия Николая Васильевича Гоголя, которое отмечалось в 2009 году с участием ЮНЕСКО. Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), на Украине (остров Хортица в Запорожье, Крым, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Вроцлав); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В фильме принимали участие 1000 участников массовых съёмок, 150 лошадей и около 100 каскадёров.

Со 2 апреля по 9 мая фильм в кинотеатрах СНГ посмотрело 3 737 647 человек (статистика дана без учёта кинотеатров Украины).

Одним из консультантов фильма стал голливудский продюсер Ник Пауэл, работавший над фильмом «Храброе сердце» (Braveheart).

Бортко известен дотошностью – он переносит на экран литературные произведения с аптекарской точностью, вкладывая в уста персонажей тексты без изменений и следуя извилистым сюжетным руслом за автором по-ученически уважительно. Главную роль — роль Тараса Бульбы играл Богдан Ступка и справился с ней превосходно. Дотошность режиссёра и хорошая игра актёров дали свои плоды. Фильм был оценён достойно, но не обошлось и без негативных отзывов.

Ряд украинских политиков и журналистов подвергли фильм «Тарас Бульба» критике политического характера.

Министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун заявил, что «в фильме режиссёра Владимира Бортко „Тарас Бульба“ российский империализм предстал в новом обличии через Гоголя», «фильм является заказным», при этом направленным «и против украинства, и против Польши».

Глава 6. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

«Ночь перед Рождеством» (1913) — немой художественный фильм Владислава Старевича, экранизация повести Николая Гоголя. Фильм вышел на экраны 26 декабря 1913 года.

Сюжет в целом соответствует классической повести Гоголя. Экранизация является первой известной экранизацией «Ночи перед Рождеством», которая сохранила букву и дух литературного первоисточника.

В этом фильме Владислав Старевич объединил в одном кадре актёрскую игру и анимацию — в сценах со скачущими галушками у Пацюка и там, где Чёрт уменьшается и прячется в карман к Вакуле.

Выдержка из журнала «Кино-театр и жизнь», выпуск №2 от 1913 года: «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) — очень хорошо инсценированная и разыгранная кинопьеса, однако, не лишенная недостатков там, где фигурируют народные группы. Из всех артистов, вообще хорошо выполнивших свои роли, нельзя не отметить перед другими грим и игру г. Мозжухина в роли чёрта. Малоудачны фантастические картины полёта Солохи на метле и Вакулы на чёрте, однако эффектный трюк с уменьшением чёрта удался в совершенстве. Картина будет иметь успех в России как живая иллюстрация к литературному произведению, знакомому всей русской публике».

Из-за того, что в России существовал цензурный запрет на изображение (за исключением особых случаев) в кинофильмах особ из царствующей династии, ввести в фильм роль императрицы Екатерины II Старевичу не удалось, поэтому вместо неё царицины черевички Вакуле отдает князь Потёмкин.

В главных ролях: Иван Мозжухин, Ольга Оболенская, Лидия Триденская, Павел Лопухин.

Глава 7. ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ

Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» поставлена «мастером киносказки» Александром Роу.

В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления. Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.

Версия «Ночи перед Рождеством» кажется в какой-то степени удачной уловкой Роу, который сумел в самый разгар очередных гонений на церковь выразить на экране истинно народную и неистребимую тягу, в первую очередь, к карнавальной культуре, а не столько к религии как таковой.

После съемок некоторых эпизодов на киностудии имени М. Горького, дальнейшая работа над фильмом проходила на Кольском полуострове.

В меленьком посёлке под Кировском, отмеченным как 16-тый километр, за считанные дни возвели «малоросскую деревушку». Несмотря на то, что с отрывного календаря вовсю уже срывались «мартовские» листы, украинские хатки, как и положено по сюжету, утопали в настоящем снегу. Весёлых парубков и колядующих девчат выбрали из студентов — медиков и рабочих-горняков Кировска.

Из воспоминаний участницы съемок: «По городу были расклеены объявления о том, что проводится набор девушек и юношей для съемки в массовых сценах в фильме «Вечера ..»

Молодёжи, желающей сниматься в кино, собралось много. Гримировали нас в медицинском училище, тщательно следили, чтобы ни колец, ни накрашенных ногтей у девушек не было.

Переодетых в костюмы увозили на нескольких автобусах на 16-тый километр, где из больших тяжелых картонных стен были выстроены хутор и церковь. Вы видели в фильме, что на дворе зима, а из печных труб дыма-то нет? Мы катались с горок на санях, играли в снежки. Причем, кататься нас просили постоянно, чтобы мы не замерзли.

Когда снимали сцену колядования, рядом стояли машины, откуда доносилась запись хорового пения, а мы старательно открывали рты <…> За съемки платили то 2 рубля 50 копеек, то 3 рубля в день — всё от времени зависело».

На роль Оксаны была взята совсем ещё юная актриса Людмила Мызникова. Роу увидел её в коридоре киностудии им. Довженко, и сразу принял решение: «Вот только она и будет играть!» После премьеры фильма к Мызниковой пришла всесоюзная слава. Посыпались предложения о съемках. Но помня наставления своего первого режиссера и учителя Александра Артуровича Роу, не хвататься за любые роли и сценарии, многое отвергла.

Влюбленного кузнеца Вакулу сыграл никому тогда ещё не известный, «свежеиспеченный» выпускник актёрской студии Юрий Тавров. Вот уж кому было суждено единожды «блеснуть» на экране, в образе гоголевского справного парубка пройти по сердцам поклонниц, и погаснуть. Затеряться так, что рассказ о его жизни укладывается в нескольких небольших воспоминаниях людей, с которыми он где-то когда-то пересекался. После «Вечеров» Тавров сыграл крохотные эпизодические роли, затем работал на стройке, имел большие проблемы со здоровьем. Где умер и похоронен Юрий Тавров, не знает даже дочь от первого брака.

Экранизация была довольно удачной, благодаря хорошей работе режиссёра и актёрского состава: Юрий Тавров, Людмила Мызникова и многих других.

Глава 8. РЕВИЗОР

Данное произведение выдержало пять экранизаций — в 1933, 1952, 1977, 1983 и 1996 гг. В этих фильмах были задействованы звезды первой величины отечественного кино — Э. Гарин, А. Папанов, Н. Мордюкова, Е. Миронов, Н. Михалков и др. Режиссёрами были: Владимир Петров(1952), Леонид Гайдай(1977), Валентин Плучек(1983), Сергей Газаров(1996).

Самой успешной считается экранизация «Ревизора» 1952 года, снятая Владимиром Петровым. Роли были воплощены «Актёрами с Большой Буквы»: Николаем Рыбниковым, Иваном Рыжовым, Эрастом Гарином и Михаилом Яншиным. Авторы фильма весьма строго следовали оригинальному тексту Николая Васильевича Гоголя и вполне заслужили высокие оценки критиков и зрителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, перефразируя Достоевского, что вся отечественная кинематография вышла если не из гоголевской «Шинели», то отчасти из повестей Гоголя.

Несомненно, вклад Н. В. Гоголя в кинематографию огромен и бесценен. Невероятно много фильмов было отснято по его произведением и, я уверена, что в скором времени будут сняты ещё.

Как было сказано во введении, целью данной работы является анализ экранизаций по произведениям Гоголя. Мы прошлись от самых ранних экранизаций автора до современных кинолент. Такой большой промежуток времени от съемки первого фильма и до последнего, свидетельствует нам о том, что произведения Н. В. Гоголя вечны. В чём же заключается эта вечность? А в том, что произведения классика настолько правдивы, настолько приближены к нашему времени, что ещё не одно поколение будет расти на этих произведениях и фильмах. При всем своем комизме художественный мир Гоголя энциклопедичен, универсален и глубоко философичен. Его творчество – едва ли не единственный пример высокого религиозного комизма в новой русской литературе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сабинский Ч. «Из записок старого киномастера». — М., 1936. — С. 60.

Сергей Кудрявцев «3500. Книга кинорецензий». В 2 томах.

По изданию «Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения» Под общ. ред. В.П. Викуловой; — М.: КДУ, 2004.

По материалам Интернет-ресурса http://www.gogol.ru

По материалам Интернет-ресурса http://www.kinopoisk.ru








sitemap
sitemap