Исследовательская работа Моя родословная



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя общеобразовательная школа

Номинация: исследовательская деятельность

Моя родословная

Автор: Мишуткина Мария, 16 лет

Руководитель:

Чивкунова Елена Викторовна,

учитель химии и биологии

Ужовка , 2012 г.

Содержание:

Введение

Методические рекомендации по составлению родословной

Результаты исследования — родословная Мишуткиной Марии

Заключение

Литература

Введение

В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках. Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи и выявить наследование некоторых признаков.

Актуальность: когда-то свою генеалогию знали только аристократы. Позже их родословные пригодились науке — помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать». Не потерял значения этот призыв и в сегодняшнее время.

Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический, один из самых интересных и доступных – генеалогический. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами ,генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. История сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С. Пушкина занимает одно из первых мест.

Изучать родословные великих людей занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно , интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной.

Объектами моего исследования я выбрала родственников по материнской и отцовской линий. Начала я изучать родословную моей семьи с 1864 года, но только по материнской линии. К сожалению, пока не удалось связаться с родственниками по отцовской линии, по причине того, что близких родственников, рядом живущих, в живых никого не осталось. Семьи дедов и прадедов по материнской линии были многодетные, а по отцовской – в основном два ребенка. Постепенно в ходе работы над проектом у меня начал формироваться семейный архив: появились старые фотографии, нашлись личные вещи предков, награды, книги, документы. Особенно ценными оказались шаль, серьги, передающиеся от бабушек старшей внучке; икона и книга, написанная на старославянском языке. На следующем этапе своего исследования я решила выявить закономерности наследования преждевременного поседения волос по отцовской линии и наличие темных кругов или мешков под глазами по материнской.

Методические рекомендации

по составлению родословной

Работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.

Материалы и оборудование:

толстая тетрадь с пронумерованными страницами и оглавлением для записи имен;

папки для бумаг, необходимые для хранения писем, фотографий, документов, записок;

цветные карандаши и фломастеры;

фотоаппарат;

магнитофон (видеокамера);

фотоальбом.

Рекомендации:

Все записи, в том числе черновые ,нужно вести аккуратно и как можно подробнее. Пользуясь общепринятыми символами, обозначаем себя, своих братьев, сестер, родителей, дядей, тетей, а также бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии. Рядом с обозначениями можно поставить возраст лиц. Зная принципы построения родословной, можно продолжить ее построение как по горизонтали , так и по вертикали. Получится «древо» с сильно ветвящейся «кроной».

Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричны, а количество ветвей – четным, число предков с каждым восходящим поколением удваивается: 2 родителя, 4 деда, 8 прадедов и т.д.

  При заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер. Поставьте даты рождения и смерти, и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.

При описании вашего рода стараетесь узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываете о тех, кто рядом, между тем, дедушки, бабушки, мамы и папы могут существенно помочь.

 При сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе не существенными.

Не откладывайте ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.

 Пока вы не можете определить значимость того или иного документа, материала, собирайте все, что касается вашей семьи.

Символика, принятая при построении родословной человека

Результаты исследования:

родословная Мишуткиной Марии

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития. После сбора сведений я составила графическое изображение родословной, используя систему условных обозначений. Родословие бывает восходящее и нисходящее. При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдалённых времён и постепенно разворачивая до наших дней. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это вид родословия, когда у исследователя ещё мало сведений, когда он последовательно идёт от известного к неизвестному. Если родословная очень обширная, то все поколения изображаются не горизонтальными рядами, как в большинстве случаев, а располагаются по окружности. Я пользовалась восходящим типом. На первом этапе своей исследовательской работы я собрала информацию о своих родственниках.

Второй этап моей работы заключался в создании схемы родословной, которая отображает информацию о родственниках, браках, детях и фенотипы исследуемых признаках. Ветвь по материнской линии помог составить мой дед, по отцовской – папа, так как дедушек и бабушек в живых нет.

Третий этап исследовательской работы заключал в себя определение генотипов родственников по фенотипам, а также определение доминантных и рецессивных признаков. Выяснилось ,что в материнской ветви признак – мешки под глазами, наследуется как рецессивный, а темные круги под глазами – как доминантный. По отцовской линии был взят признак – раннее поседение волос. В ходе исследования выяснилось, что данный признак наследуется как доминантный. Этот признак я наследую от отца и возможно он проявиться у меня в скором будущем. От мамы я получила доминантный признак темных кругов под глазами.

Заключение

Постепенно, в ходе работы над проектом, у меня сформировался семейный архив: появились старые фотографии, письма, записки, личные вещи предком, книги, семейные реликвии передающиеся из поколения в поколение.

Главным итогом работы я считаю воссоздание нашей родословной, что станет не только интересной семейной реликвией, но и ценным медицинским документом, так как следующий этап моего исследования – выявление наследственных заболеваний, имевших место в нашей семье.

Литература

Высоцкая М.В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель,2008.

Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: в помощь выпускнику и абитуриенту.- СПб.: «Паритет», 1999.

Ауэрбах Ш. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. – М.: АТОМИЗДАТ, 1969.

Тарасенко Н.Д., ЛушановаГ.И. Что вы знаете о своей наследственности?.- Новосибирск: «Наука», 1980.

Умнов Д.Е. Медицинская генетика: конспект лекций.- М.: «Приор-издат», 2005.



sitemap
sitemap