Исследовательская работа Мистика в ранних произведениях НВГоголя



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Холбонская средняя общеобразовательная школа

Муниципального района «Шилкинский район»

Исследовательская работа

«Мистика в сборнике повестей Н.В.Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Выполнила Бянкина Вероника,

Обучающаяся 6 «А» класса

МОУ ХСОШ, руководитель

работы Калиничева Е.А., учитель

русского языка и литературы

Холбон 2009

Оглавление

Введение_________________________________________________________ 3

Цели и задачи работы _____________________________________________ 3

Мистические персонажи произведений Гоголя _________________________ 3

Версия, обосновывающая большую насыщенность мистикой гоголевких текстов 6

Заключение______________________________________________________ 7

Список использованной литературы__________________________________ 8

Введение

Произведения Н.В. Гоголя всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Тема, выбранная мною, актуальна, так как 2009 год примечателен тем, что исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. Писатель-классик, Гоголь внёс большой вклад в русскую литературу 19 века. Он был мистиком и великим выдумщиком, необычайной личностью. Может быть именно поэтому, а может, потому, что Н.В. Гоголь – необыкновенно талантливый писатель, сборник лучших мировых мистических произведений, изданный в Америке, открывает именно он, Николай Васильевич Гоголь.

Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевких произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей.

Задачи: 1. Проработать исходный материал.

2. Классифицировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение.

3. Объяснить причины частоты использования данных образов.

Мистические персонажи произведений Н.В. Гоголя.

Я с удовольствием прочитала такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть» и повесть «Вий» из сборника «Миргород». Проработав исходный материал, я заметила, что Гоголь не использует всем известных мистических персонажей, широко распространённых в народных сказках, таких, как Кощей, кикимора, водяной, Баба Яга, леший, домовой и др. В его произведениях я встретила колдунов («… в глубоком подвале у пана Данилы, за тремя замками, сидит колдун» («Страшная месть»), ведьм (« …Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»( «Ночь перед Рождеством»), ведьмаков ( Пацюк в «Ночь перед Рождеством»), страшного Вия из повести «Вий»( «…приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца…»), чертей ( «Ночь перед Рождеством») и других. Я решила узнать, какова природа этих необычных героев, откуда они появились и в каких ещё произведениях литературы и фольклора встречаются. Я посмотрела материал энциклопедий, толковых словарей.

Колдун – это мистический персонаж, обладающий необычными магическими способностями.Колдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва),чародей (чародейка) — человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебствомагия).

В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов». Он сторонник чёрной магии, во многих произведениях является отрицательным персонажем, творящим зло. Своей ролью и значением в произведениях напоминает ведьму. В своей повести « Страшная месть» Гоголь описывает его так: «…приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву…, как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди них козака. Кто он таков, никто не знал. Но уже протанцевал он на славу козачка. И уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё. Изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик. — Это он! Это он!- кричали матери, хватая на руки детей своих…». Как мы видим, Гоголь – прекрасный словесный рисовальщик. От созданного им портрета колдуна исходит угроза. Но здесь мы видим и другое: Гоголь остаётся в душе истинным православным христианином и утверждает торжество святых икон над нечистой силой – под их властью исчезает обман и колдовство, всё проявляет истинную сущность.

Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она, как и колдун, любит делать зло людям . Она хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.

Ведьмак- это существо, практически не причиняющее людям вреда, часто даже помогающее им. Он надзирает над ведьмами и мешает им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его так: «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… Давно уже…жил он в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист… не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка, а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, как недуг будто рукою снимался…». Пацюк, как видим, помогает людям. Он вполне добродушен, озорничает с кузнецом, пришедшим спрашивать дорогу к чёрту. Но он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, приведшие к нему Вакулу.

Ещё одно ужасное существо – Вий. Это существо из семейства злыдней. А злыдни, в свою очередь, крошечные существа, селившиеся за печкой и приносившие дому несчастья. У древних славян Вий был известен тем, что насылал ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то ничто не укроется от его взора. Примечание Гоголя: «Вий – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть «Вий» есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Интересно, что некоторые детали не вошли в поэтический рассказ Гоголя. В некоторых местах люди представляют Вия, как страшного разрушителя, который одним своим взглядом убивает людей и сжигает города. Данный герой упоминается в повести «Вий»: «…И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались широкие шаги, звучавшие по церкви, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома…». Далее, как мы помним, философ посмотрел в глаза Вию и был узнан. Вся нечисть также увидела несчастного и растерзала его. Таким образом, Вий способствовал погублению христианской души, а значит, он страшное существо.

Чёрт – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».

Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести знахарей и ведьмаков, к отрицательным – Вия, колдуна и чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Однако у писателя есть ещё одна ведьма – мачеха панночки из «Майской ночи». Страшная сущность этой ведьмы проявляется в образе жуткой чёрной кошки с железными когтями. Молодая жена сотника зла, чернота её души видна почти воочию: свет месяца не может проникнуть сквозь неё, она непрозрачна. Но зло наказано и в этом произведении, за что мы благодарны Н.В. Гоголю.

Версия, обосновывающая большую насыщенность произведений Гоголя мистическими персонажами.

Стремление Н.В. Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы(кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях.-сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».

Я думаю, что Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.

Второе предположение состоит в том, что Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.

Заключение.

В ходе работы я пришла к выводу, Что Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Я влюбилась в ранние произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика, гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Список литературы

1. Википедия.

2. Н.В Гоголь. Собрание сочинений в 6 томах. Госиздат, 1952-1953 гг. Вступительная статья В.В.Ермилова. примечания А.Л.Слонимского.

3. Универсальная энциклопедия школьника: 5-11 классы./ Мирошниченко С.А. – Ростов н/Д. Феникс: Донецк: издательский центр «Кредо», 2007 год. – 500 с.



sitemap
sitemap