Исследовательская работа Мистические персонажи в поэме АС Пушкина Руслан и Людмила



Муниципальное общеобразовательное учреждение Холбонская средняя

общеобразовательная школа муниципального района «Шилкинский район»

научно-практическая конференция «Хрустальная сова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Выполнили: обучающиеся 8 «А» кл.

Валиулин А., Налобин Е.

Руководитель: Калиничева Е.А., уч.

русского языка и литературы.

Холбон – 2012

Содержание

Введение _______________________________________________________ 3

Глава 1. История создания _________________________________________ 3

Мистическое и фантастическое в поэме А.С. .Пушкина «Руслан и Людмила» 4 — 12

Заключение______________________________________________________ 12

Список использованной литературы ________________________________ 15

Введение

Поэма «Руслан и Людмила» написана в течение 1817-1820 гг., напечатана в 1820 г. Поэма очень понравилась современникам и всё ещё поражает читателей великолепием содержания, удивительной живостью и яркостью картин, пусть самых фантастических, совершенством языка. Мы встречаем то живые, почти «реалистически» увиденные поэтом образы фантастического содержания (например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта (свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы). Поэма наводнена мистическими и мифическими персонажами, особенно её начало, знаменитое «У лукоморья…» Тема нечисти показалась нам интересной и недостаточно исследованной в нашей школе. Кроме того, она интересна не только читателям поэмы, но и многим другим людям.

Целью работы является рассмотрение мистического и фантастического в поэме «Руслан и Людмила».

Задачи работы :

— прочитать поэму «Руслан и Людмила»

— проанализировать элементы мистики и мифологии в поэме

— проследить сущность и происхождение мистических персонажей

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.



Глава 1. История создания.

Поэма «Руслан и Людмила» написана после выхода автора из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы. Пушкин явно хотел создать «богатырскую» сказочную поэму.

Произведение содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия.. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Пролог — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усилил сказочную окраску текста.. В прологе мы наблюдаем засилье сказочных фантастических героев: «…леший бродит, русалка на ветвях сидит», «…избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей», «… днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом», «…там ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой», «…там царь Кощей над златом чахнет»… Кроме нечистых сил пролога мы наблюдаем в поэме других чудесных персонажей. Это колдун Финн, ведьма Наина, злобный чародей Черномор. Имеются и сказочные атрибуты, такие как живая и мёртвая вода, волшебный меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящая голова.

Глава 2. Мистическое и фантастическое в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

Все мы помним содержание поэмы. Во время свадьбы киевской княжны Людмилы и богатыря Руслана невесту похитил злой волшебник Черномор. Витязь отправляется на поиски возлюбленной, преодолевая препятствия пути и козни злой колдуньи Наины. Множество приключений пришлось пережить Руслану, пока он нашёл свою Людмилу.



“Руслан и Людмила» — произведение, похожее на сказку, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой. Самым главным врагом и обидчиком Руслана в поэме является, конечно же, Черномор. Черномор — злой  колдун, укравший Людмилу, дочь великого князя Владимира-солнце. Был побежден богатырем Русланом, который сделал из него придворного шута. Черномор был злобным старым карликом с очень длинной бородой. В ней и заключалась вся его колдовская сила. Он жил в горах в роскошных чертогах, имел множество слуг и постоянно воровал красавиц. Владел шапкой невидимкой, которую в дальнейшем нашла Людмила и использовала, чтобы спрятаться. Ее Черномор пугал не сильно.

Её пугала борода, Но Черномор уж был известен, И был смешон, а никогда Со смехом ужас несовместен.

Уж он приблизился: тогда,Княжна с постели соскочила, Седого карлу за колпакРукою быстрой ухватила,Дрожащий занесла кулакИ в страхе завизжала так,Что всех арапов оглушила. 

У Черномора был старший брат, великан. Именно с его головой встретился Руслан. Черномор завидовал брату и погубил его. Для этого он, изучив старинные книги, нашел волшебный меч, который был опасен для обоих братьев. Он обманным путем завладел им и отрубил брату голову. Надежнее было бы держать этот меч при себе, но Черномор посчитал, что голова великана — хороший сторож и положил меч под нее. Из волшебных качеств Черномора можно отметить его умение летать, а также перевоплощаться. Несмотря на шапку-невидимку, Черномор проиграл бой Руслану. Тот, используя волшебный меч, отрубил ему бороду. Потеряв бороду, Черномор лишился сил и его взяли в княжеский двор в качестве шута-карлы.

Боязнь объемлет Черномора;В досаде, в горести немой,Напрасно длинной бородойУсталый карла потрясает:Руслан ее не выпускаетИ щиплет волосы порой.Два дни колдун героя носит,На третий он пощады просит:«О рыцарь, сжалься надо мной;Едва дышу; нет мочи боле;Оставь мне жизнь, в твоей я воле;Скажи — спущусь, куда велишь… » 

Главный герой Руслан встречается с колдунами и ведьмой. В поэме колдун Финн довольно добродушный старик, который помогает главному герою, даже возвращает его к жизни. Интересно, что этот персонаж нерусский по происхождению. Древние славяне верили, что большинство ведьм и колдунов финно-угорского происхождения. Кто же такие колдуны?

Колдунами и ведьмами в Средние века называли людей, владевших опасными знаниями, совершивших договор с дьяволом. Их уважали и боялись, но больше, все-таки боялись. Ведьмам приписывали сношения с демонами, убийства младенцев и другие тёмные дела. В средние века славяне считали, что ведьмы могут отобрать молоко у коровы, вызвать грозу или наслать на кого-то болезнь. Также считалось, что она может принимать разные облики, а также умеет читать мысли и предсказывать будущее. Некоторые приписывали ведьмам умение летать на метле или венике. Колдуны, ведуны, ведьмаки, кудесники, чаровники, чернокнижники, в русских средневековых источниках — волхвы — в мифологических представлениях славян и др. народов люди, наделённые сверхъестественными способностями влиять на жизнь человека и явления природы (см. также «Ведьмы»). Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот (порчельники), сеют раздоры между людьми, делают заломы в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т.п.     Колдуны могут быть оборотнями (в т. ч. являться в виде огненного змея к любовнице-ведьме, превращаться в вихрь и т. п., ср. русское средневековое название колдунов — облакопрогонники) и превращать людей в животных. Распространены былички о колдуне, разгневанном тем, что его не пригласили на свадьбу, и превратившем весь свадебный поезд в волков.     Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила: они заключают договор с чёртом (расписка пишется кровью), им служат чертенята, непрестанно требуя для себя работы; чтобы передохнуть, колдуны вынуждены давать чертям «трудные задачи» — свить верёвку из песка, собрать развеянную по ветру муку и т. п. Для заключения договора с чёртом и колдовства считалось необходимым ритуализованное поведение: колдуны клали крест под пятку (ср. название колдунов у северных русских — еретики), черта вызывали в нечистом месте — в бане, на перекрёстке дорог. Колдунов можно узнать в церкви — они стоят спиной к алтарю. Они срезают колосья в поле, уничтожая урожай, вниз головой — за ноги их держит нечистая сила.     С приближением смерти нечистая сила мучит колдунов, не давая им умереть, пока те не передадут своих способностей наследникам. После смерти нужно вбить в труп колдуна осиновый кол, чтобы колдун не стал упырем Ведьма Наина и является такой вот злобной героиней. Она преследует Руслана, строит ему козни только потому, что ему помогает её враг – Финн. Наина знает заклинания, может превращаться в огненного змея и в кошку. Внешне же она похожа на Бабу Ягу. Наина тоже нерусская по происхождению, из того же племени, что и волшебник Финн. Мелкая нечисть в поэме тоже весьма интересна.

Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами.

Как Пушкин относится к персонажу черномор?В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.), на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни»; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться.

В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями.

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои».

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла». Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев. Согласно описанию Пушкина, русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом». По народным поверьям русалки «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут». В сосновом бору существуют деревья, вокруг которых не растёт трава, поскольку взявшись за руки здесь часто пляшут русалки, вытаптывая круги. По представлениям российских крестьян, русалки ночью при луне, «которая для них ярче обычного светит», качаются на ветвях, аукаются между собой и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Ле́ший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Есть легенда, что был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришел посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих — нечисть, которая не уступает им числом.

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает».

Рождаются лешие также от брака чёрта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В некоторых регионах леший считается дедом чёрту и прозывется «чёртов дед».

Нередко в представлениях народа леший носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. Внешний вид лешего.

Персонажи в поэме Руслан и ЛюдмилаЛеший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесанными налево. Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству, поэтому он может показаться и в виде дикого зверя. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, с виду леший похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным». 

Леший — властитель над лесными зверями. Больше всего он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина»[3] Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых. Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказкиславянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких  и чешских  сказках.



В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Так, во многих сказках Баба-Яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт. «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых[13]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Сказочные персонажи поэмы Руслан и ЛюдмилаНазвание „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VIIX веках). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Кощей (Кащей) Бессме́ртный — царьколдунлич, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве — хранитель подземного царства Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина). Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник». Слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский «kitami» (шея), на польский — «chudzielec» (шея).

Центральным эпизодом поэмы является описание встречи богатыря Руслана и огромной говорящей головы. Откуда же появился этот образ?

Чтобы это понять, нам нужно разобраться в том, с кем воевали древние славяне. Основными врагами древних славян на протяжении многих веков были кочевые народы, жившие в степных районах, примыкавших к побережью Черного моря. Они совершали набеги на русские земли, разоряли села и уводили в рабство людей. Очевидно, что их кочевой быт отличался от оседлой жизни русских людей.

Не случайно земли, где жили кочевники, на Руси издревле называли «дикое поле»: там не было ни дорог, ни постоянных поселений. Лишь возвышались кое-где огромные курганы, которые кочевники насыпали на месте погребения своих вождей. Курганы никогда не распахивались, и поэтому их покрывала особенно высокая трава. У этих курганов, считавшихся священными, совершались ежегодные церемонии поминовения усопших, во время которых потомки обращались к умершим, чтобы те помогали им в борьбе с врагами. Вот почему в сказках многих народов мы встречаемся с описанием того, как богатырь подъезжает к такому кургану и обращается к нему с пространной речью. Благодаря белому ковылю, покрывавшему вершины курганов, их почтительно называли «седоголовые». Уже в наше время археологи раскопали ряд курганов, в которых нашли богатые погребения, захоронения воинов с оружием, необходимой едой и даже животными. Ученые установили, что эти курганы именовались в народе «семью седоголовыми» и упоминались в огромном количестве сказок, легенд и преданий.

Одну из них и использовал Пушкин для создания своей поэмы. При этом он превратил непривычный для русской сказки курган в фантастический образ исполинской головы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы исследовали природу мистических персонажей поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». В ходе работы открыли для себя много нового, неожиданного и интересного. А.С.Пушкин предстал перед нами хорошим знатоком русской и мировой мифологии, человеком необыкновенно образованным и умным, гениальным поэтом, уместившим в малом объёме пьесы огромные знания, искромётный юмор, прекрасный язык.

Думаем, что материалы данной работы могут быть полезны как учащимся, так и педагогам школы при изучении творчества не только Пушкина, но и других поэтов и писателей, так как многие из них интересовались мистикой и изображали её в своих произведениях. Работа может послужить также предметом досугового чтения людей, любящих мистику и фантастику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Бурсов. Судьба Пушкина. — Советский писатель. Ленингр. отдел, 1986 г.

Википедия. Статьи о нечистой силе.

Е. А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. — Москва: «Наука», 1982.

Пушкин 1963 — Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1963.

Терц 1993 — Терц А. Прогулки с Пушкиным. СПб., 1993.








sitemap
sitemap