Исследовательская работа Материальная культура жителей Сибири



Введение.

Изучению культуры и быта жителей Сибири посвящено большое количество научных трудов, но мы считаем, что в наше время, когда возрождаются традиции культура прошлого, эта тема является самой актуальной. Ведь все лучшее, из того, что составляло жизнь наших предков станет достояние м наших потомков и в этом- главная цепь нашей работы. Поэтому мы попытались внести свою лепту в это благородное дело, как мудро гласит народная пословица «и капля, упавшая в море, усиливает его мощь». Мы начали работу с исследования вопросов: «Сибирское здоровье- это миф или реальность?», «Что использовали в пищу наши предки-сибиряки?»

Основная часть.

1.Кто они- сибиряки?

Сибирь- самый1 интернациональный край Росси. Способствовало этому и то, что начиная с 16 века(ссылка митрополита Иосифа князьями Шуйскими в 1542 г.)до 19 века (ссылка «тунеядцев», «алкоголиков» перед олимпиадой в Москве 1980 г.) Сибирь была местом ссылки неугодных правительству людей, и то, что во все времена это великое пространство тянуло к себе людей суровым величием и красотой, именно здесь люди искали свободу и счастье.

Люди различных разных национальностей здесь стали прозываться одинаково- сибиряки. Местный климат совершал, можно сказать, естественный отбор- выживали и пускали корни те люди, которые приспособились к местным природным условиям. Научились строить жилища, добывать зверя, заготавливать припасы впрок. Местные люди, судя по рассказам старожилов, отличались не только необыкновенной физической силой, но и только отменным здоровьем. Например, в книге Л. Шинкарева «Сибирь. Откуда она пошла и куда она идет» есть строчки: «Следы исторических событий хранят многие избы по лесным берегам Иртыша, Енисея, Ангары. В них коротают дни глубокие и еще крепки старцы… Нынешние сибиряки унаследовали их товарищескую спайку – общительны, не суетливы. В них жив дух первопроходцев»…

2. «Сибирское здоровье» на сегодня миф или реальность?

Термин «сибирское здоровье», имел когда то значение как «сильное, крепкое, несокрушимое здоровье». А что же мы наблюдаем в наше время? Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДа; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд. Основная причина этих бед – люди отошли от природы, забыли многие премудрости использования природных богатств.

Выделим главные факторы, от которых зависит здоровье человека:

1.Питание, включающее только экологические (натуральные) продукты;

2.Использованиеприродных средств при лечении болезней;

3.Введение здорового образа жизни, который включает в себя активный физический труд и духовность;

3. Какую растительность использовали в пищу сибиряки-первопроходцы?

Подробнее остановимся на первом вопросе- чем питались наши предки, которые отличались выносливостью и крепостью здоровья?

Тот, кто хоть однажды был в Сибири, замечает, что в этих местах сплошь тайга.

Действительно, тайга начинается у самой финской границы и тянется через всю страну, заполняя Сибирь, до самого Тихого океана.

Бывалый таежник всегда найдет в тайге пищу, в любое время года. Тайга оденет.

Во время Великой Отечественной войны партизанам вместе с оружием сбрасывали листовку-памятку, «Какую пищу можно найти в лесу». Это были тезисы книги Д.П.Зуева «Дары русского леса». В повести забайкальского писателя Виктора Лавринайтиса «Падь золотая» встречается сцена, в которой дедушка Михеич угощает ребят таежными яствами: «На столе появилось холодное мясо, картошка, залитая маслом, пряники и кое-то незнакомое кушанье: круглые, светло-желтого цвета колобки. Особенно ребятишкам понравилось масло. Удивительное масло! Цветом оно походило на растопленное сливочное, но гораздо вкуснее и ароматнее. Пряники по запаху и вкусу тоже напоминали это масло. Пахло очень знакомым, но ребята никак не могли понять чем. Пряники оказались такими сытными, что, как ни были они вкусны, больше двух никто съесть не мог. Боря приглядывался к ним и так и этак, стараясь раскрыть секрет выгодного кушанья.

-Ешьте, ешьте,- угощал Михеич. – А молочко? Почему чай без молочка пьете?

-Молочко я люблю,- оживился Боря.

-А где у вас корова? — спросила Наташа с любопытством.

-Хе-хе-хе! Коровушек у меня много. Белите, белите.»

Потом наконец Михеич объясняет ребятам, что и сытные пряники, и чудесное масло, и волшебные колобки были приготовлены из кедровых орехов.

Своим юным друзьям дедушка Михеич не сказал, как получить из орехов масло и молоко, но секрета тут нет. Надо их хорошо раздавить в миске и залить крутым кипятком. Получится молоко.

4.Использование растительной пищи в наше время

В нашем же, Еравнинском районе, не растет кедр, но можно использовать множество других растений для приготовления вкусных блюд.

Многие, наверное помнят времена, 90- е годы, когда люди забыли что такое деньги, а на прилавках магазинов были только соль и спички. Практически в каждом доме пекли свой хлеб, булочки, даже конфеты варили. Как никогда люди стали заниматься растениеводством и собирательством- надо было кормить семьи. Именно тогда наши мамы и бабушки вытаскивали рецепты приготовления блюд из нехитрых продуктов.

Все же есть у нас люди, которые трепетно передают из поколения в поколение способы использования растений в пищу. В поисках интересных рецептов я обошла наше село и узнала для себя много нового. В результате я начала работу над книгой «Растительная пища сибиряков».Я представлю вашему вниманию только некоторые из них;

Заключение.

Человеческая деятельность, а также ее продукты сегодня, как никогда, насыщаются научными познаниями, разумом.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и в социальной среде, все возрастающая мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Можно ли утверждать. Что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищёнными как теперь.

Я считаю, что только возвратившись к своим корням- духовным, культурным, обрядовым, можно противостоять глобальным проблемам человечества.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий(1903-1958)

Сборник рецептов блюд

Растительная пища

сибиряков

Хлеб из камыша.



Корневища камыша как следует измельчить и высушить. Перемешать с водой, процедить и дать отстояться. Воду слить, а из полученного вещества белого цвета, муки, испечь хлеб. Камышовый хлеб очень приятен на вкус и достаточно сытен.

Точно также приготовить хлеб из корней вьюна, колокольчика, иван-чая.

Как испечь лепешки в походных условиях.

Приготовленное тесто положить в горячую золу, оставшуюся после костра. Сразу тоже покрыть горячей водой и песком. Лепешки получаются вкусные с хрустящей корочкой.

Каша из повилики.

Крупу из повилики сварить в молоке как варят обычную кашу.

На вкус она даже вкуснее гречневой.

Каша из корешков гречихи живородящей (горлеца)

Из корешков горлеца можно сварить молочный суп, можно сварить саламат, можно испечь лепешки.

Корешки горлеца высушить, очистить от земли, растолочь в ступке, провеять.

Лапша гусиной лапчатки.

Корешки есть как в сыром виде, так и в сушенном, печеном, смешивая с маслом. Можно просто использовать вместо лапши, добавляя в суп. Высушенные и истолченные корни можно использовать как муку для выпечки лепешек.

Блюда из иван-чая.

Если корни из иван-чая отварить – у вас будет превосходное второе блюдо. Молодые побеги вполне заменят капусту. Из них можно приготовить салат. Если листья высушить – получится ароматнейшая заварка. Из семян иван- чая можно получить постное масло.

Салат из одуванчиков.

Собрать листья одуванчика и облить их крутым кипятком, что бы удалить горечь.



Нарезать салат, заправить маслом.

Гурманы за несколько дней до этого. Как одуванчики сорвать, накрывают их мешковиной или рогожей. Без света листья белеют и горечь уходит сама собой.

Салат из листьев большого подорожника.

Листья подорожника вымыть нарезать на салат. Можно заправить маслом.

Листья подорожника можно солить впрок.

Блюда из лопуха.

Вымыть и отварить корни — второе блюдо готово.

Вываришь корни лопуха – будешь есть повидло.

Высушишь корни лопуха – будет про запас мука, поджаришь – напьешься кофе.

Кофе из одуванчиков.

Корни одуванчика вымыть и поджарить. Поджаренные корни измельчить и варить кофе. Такой кофе не отличить от натурального. К такому кофе можно даже не подавать сахара: в нем его и так достаточно.

Блюда из корней саранок.

Корни саранок можно есть и так просто, а можно варить кисель, кашу.

Блюда из ревеня.

Стебли ревеня вымыть и нарезать кубиками. Варить с небольшим количеством воды – будет повидло. Если побольше воды добавить при варке – получится компот.

Ревень можно чуть- чуть добавить к бруснике или голубике, получится превосходное ассорти.

Когда то ревень разводили на огородах, покупали в Китае за соболей и золото. А теперь про него забыли.

Чай из даров природы.

Чай можно варить не только из иван- чая, но и подойдут листья малины, земляники, смородины.



Зимой чай можно сварить из листьев бадана. Заварка получается темно-коричневой, чуть вяжущей на вкус, с неповторимым ароматом тайги.

Таежники любят чаговый чай, он по-настоящему вкусен. Оставленный в чайнике, он неделями не плесневеет.

Желе из ягеля.

В лютую стужу, когда не найти не колокольчиков, ни саранок, ни корней камыша, можно сварить в тайге пресытный обед. Надо лишь достать его из-под снега олений мох-ягель, отварить его и выпарить отвар.

Полученное желе очень вкусное, но питательное. Ягель по своему химическому составу подобен картофелю, он содержит 80 % углеводов.

Оглавление:

1)Введение———————————————-1

2)Основная часть—————————————2-4

1.Кто они- сибиряки?

2. «Сибирское» здоровье на сегодня – реальность или миф?

3.какую растительность использовали в пищу наши предки – первопроходцы?

3)Заключение.

4)Сборник рецептов «Растительная пища сибиряков».

Использованная литература:

1.Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001.-680 с.: илл., карт.

2.Богданова К.М., Бичиханов М.П Лекарственные растения Бурятии и их охрана. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1991. – 90 с.: ил.

3.Граубин Г. Р. Моя страна Сибирь. -М.: Мол. Гвардия, 1998.- 252 с ., ил.

4.Шинкарев Л.И Сибирь: откуда она пошла и куда она пойдет. Факты, размышления, прогнозы. – М.: «Советская Россия», 1978. – 464 с.

Рецензия

на научно-исследовательскую работу ученицы 9 класса

Сосново-Озерской средней общеобразовательной школы №2

Ведерниковой Ольги Алексеевны «Все новое-это хорошо забыто старое».

Предметом исследования в данной работе стали культура и быт жителей Сибири. В работе рассматривается вопрос использования природных ресурсов, в частности использования растений в пищу.

Значение зеленых растений в жизни человека безгранично. Они служат не только источником сырья технической, медицинской, парфюмерной, деревообрабатывающей промышленности, но и пищевой.

Автор работы провела самостоятельное исследование по вопросу изучения использования местными жителями растительной пищи. Итогом ее исследования стал сборник рецептов «Растительная пища сибиряков».

Руководитель: Шагдарова Ринчима Цыренжаповна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Сосново-Озерской средней общеобразовательной школы №2

Еравнинского района








sitemap
sitemap