Исследовательская работа Лень — явление психологическое



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск

VI районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся 3 – 11 классов образовательных учреждений, расположенных на территории МР «Троицко-Печорский» Республики Коми

Исследовательская работа

«Почему и как мы ленимся?»

Работу выполнила: Лизунова Алена, ученица 7 «А» класса МБОУ «ООШ» пгт. Троицко-Печорск

Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог

пгт. Троицко-Печорск,

2013 г.

Оглавление

1

Введение ……………………………………………………………….

с. 3

2

Основная часть.

Глава 1. Результаты исследований ……………………………….

Глава 2. Природа лени

с. 5

с. 5

с. 12

3

Заключение …………………………………………………………….

с. 25

4

Список литературы ……………………………………………………

с. 27

5

Приложения …………………………………………………………….

с. 28

Введение

«Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать»

А О. Уальд

Однажды я задумалась над тем, почему родители, а потом и окружающие говорят мне иногда: «Ну что ты ленишься, это нужно делать и сделать!» Задумалась потому, что я не чувствовала себя ленивой. Я готова свернуть горы, во мне достаточно силы, энергии, веселья, я не представляю свою жизнь без деятельности, но при этом не всегда готова доделывать именно то, о чем мне говорили. Точнее то, что меня пытались заставить сделать… Почему? Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень? Каковы её причины? Приносит ли лень пользу или вред человеку? Если лень – это зло, то как с ней можно бороться? Что думают по этому поводу мои сверстники и профессионалы? Я решила исследовать эту тему.

Актуальность моей работы не вызывает сомнения, т.к. это явление волновало и волнует не только подростков, но и взрослых людей. В наше время лень – это очень частая проблема детей, особенно подросткового возраста. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя мне кажется, что это не всегда соответствует истине. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости, отказа подростка от деятельности, что лень – это черта характера, непреодолимая вещь, с которой надо бороться. В литературе и обыденной жизни я сталкивалась с мнением, что лень – это национальная черта русских. Про лень существует много русских и коми народных сказок, пословиц и поговорок, высказываний, цитат, афоризмов знаменитых и великих людей. В беседе с друзьями я выяснила, что мои сверстники хотели бы знать природу и причины лени, чтобы иметь возможность разобраться в себе.

Объекты исследования: литературные источники (пословицы, сказки, цитаты, высказывания и афоризмы великих людей о лени), самооценка и мнение учеников 7, 9 и 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск, рассуждения людей на форумах в сети Интернет по данной теме.

Предмет изучения: лень, её природа, виды, свойства и особенности.

Гипотеза исследования: Если человек будет иметь знания о природе лени как явлении, поймет причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, то сможет бороться с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.

Основная цель исследования: изучение феномена лени, систематизация информации о данном явлении и подготовка рекомендаций для коррекции лени у школьников.

Задачи исследования:

Проанализировать высказывания известных ученых о явлении лени.

Найти в художественных произведениях русских и коми писателей и русского и коми народного творчества описания лени и выяснить, действительно ли лень является чертой русского народа.

Провести опрос школьников и проанализировать обсуждение феномена лени как явления на Интернет-форумах.

Ответить на вопросы: лень приносит вред человеку? Лень – это двигатель или тормоз прогресса?

Рассмотреть психологию лени, её виды и особенности.

Найти и обобщить информацию о способах борьбы с ленью.

Составить буклет для школьников по теме исследовательской работы.

Теоретическая значимость: Систематизация и анализ информации о явлении «лень».

Практическая значимость. Практическая часть работы заключается в изучении и анализе мнения обучающихся общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск, подготовке рекомендаций для подростков, подборке произведений, высказываний, афоризмов для проведения бесед с подростками учителями и родителями.

Методы исследования. Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, наглядное представление информации в виде таблиц, диаграмм и графиков, подготовка презентации в программе PowerPoint, Интернет-технологии (Интернет-сети, программы Excel, Publisher).

Сроки исследования: январь 2013 г.

Основная часть

«Лень — это ржавчина ума и тела»

Франклин

Глава 1. Результаты исследований.

В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта — трудолюбие, английская — бережливость, американская — независимость, то русская — лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом.

Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Франклин писал, что «Лень — это ржавчина ума и тела». Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике практически нет. Лень в России – это распространенное, но неизученное явление.

В толковом словаре Ожегова С.И. [16, с.27 ] дано следующее определение лени: «Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». В толковом словаре Даля «ЛЕНЬ — ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. || нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь» [3, с.27]. В других словарях, в том числе в школьном толковом [19, с.27 ] и Советском энциклопедическом словаре [14, с.27] я не нашла определение понятия «лень», наверное, потому, что лень очень многогранна.

Чтобы разобраться в этом феномене, т.е. в явлении лени, я решила начать работу с анализа различных источников, затем провела опрос обучающихся 7, 9, 10 классов и проанализировала их отношение к проблеме лени у подростков. Результаты моих исследований представлены в главе 1.

Лень в произведениях русского и коми народного творчества: сказках, пословицах.

Мы выросли на великом наследии наших предков – народных сказках, пословицах, поговорках (приложение 1, с.28). Я нашла немало сказок, где описываются ленивые люди.

Прочитав сказки, связанные с ленью, я пришла к выводу, что герои в них либо сидят на печи, либо на диване, лавке, они ничем не заняты, наверно, именно в таком образе народ и видел ленивцев. В некоторых сказках проводится сравнение трудолюбивого и ленивого человека, показывается, насколько плохо и некрасиво быть ленивым человеком. Лень отражается не только на характере, но и на внешности героя. В некоторых сказках трудолюбивые герои поощряются, а ленивые наказываются.

С другой стороны, лень развивала фантазию народа, приводила к созданию устройств, облегчающих жизнь человека. Печь Емели стала прообразом машины, ковер-самолет – прообразом самолета (доставлял в любое царство-государство). 

Но есть в сказках и отрицательная мораль для молодежи, особенно в наше время. Например, в сказке «По щучьему велению» Емеля лежал на печи, но имел все, что хотел. Скатерть-самобранка накрывала стол всякими яствами не всегда трудолюбивых людей.

Проанализировав пословицы о лени, я разделила их на группы (приложение 1, с. 28):

Ленивый человек живет за счет других (Белые ручки чужие труды любят).

Лень портит и внешний вид человека (От лени губы блином обвисли), и его характер (Работа с зубами, а леность с языком), и его душу (Прощай квашня, я гулять пошла).

Лень как свойство личности, как праздность. Лень – это отсутствие деятельности, пустое времяпровождение (Лежит на боку да глядит на реку).

Ленивый человек никому не приносит пользы, даже самому себе. Леность и бедность идут рядом (У нашей непряхи — ни одёжи, ни рубахи).

Человек должен трудиться, это основа жизни (Труд человека кормит, а лень портит).

Лень и безволие – родные братья. Ленивый всегда только мечтает что-либо сделать (Шёл бы воевать, да лень сабли вынимать).

Любое дело для ленивого – это пытка (У него дело из рук валится).

В народе уважения к ленивым нет (Ленивый и могилы не стоит).

Лень заразна (Голова удатна, да лень перекатна).

Лень, сонливость, скука – синонимы (Сонливый да ленивый — два родных брата).

Оправдание ленивым, а может быть, сарказм в их сторону (Ленивому не болит в хребте. От работы не будешь богат, а будешь горбат).

Вывод: в устном народном творчестве высмеиваются ленивые люди: у лентяев нет никаких забот, они не приносят ничего хорошего не только окружающим, но и самим себе, ленивые люди безвольны, а любое дело – для них пытка. По мнению народа, из-за лени портится и лицо, и характер, и душа человека. В некоторых пословицах народ подсмеивается над ленивыми людьми, в некоторых — выражает сарказм. Думаю, что пословицы и поговорки последней группы могли быть придуманы ленивыми людьми.

Лень в высказываниях великих людей, писателей.

Прочитав некоторые афоризмы, высказывания великих людей (приложение 2, с. 31), я обратила внимание, что некоторые авторы говорят о том, что лень бывает полезной, а иногда приводит к умным мыслям и открытиям. Но все же большинство считают, что лень – негативное явление в жизни человека. Великие люди: ученые, писатели, военные — обращают внимание людей на их пороки и недостатки. Если внимательно читать и вдумываться в смысл некоторых высказываний, можно ответить на многие вопросы, например:

— Является ли лень чертой целого народа? «Наша национальная болезнь — самодовольная умственная лень» (Сирил Конноли). «Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их» (Джавахарлал Неру).

— В чем отличие лени от праздности? «Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела. Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души» (Д.И. Фонвизин).

— Каковы причины лени? «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным» (Клод-Адриан Гельвеций). «Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает» (Жан-Жак Руссо).

— Каковы последствия лени? «Затруднение чаще всего — дитя лени» (Самюэл Джонсон). «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни» (Гиппократ). «Ленивый человек, какими бы задатками он ни обладал, обрекает себя на второсортные мысли и на второсортных друзей» (Сирил Конноли).

Каковы способы преодоления лени? «Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно» (Николай Чернышевский).

Таким образом, изучив высказывания известных ученых, писателей о явлении лени, художественные произведения русских и коми писателей, русского и коми народного творчества, я сделала следующие выводы:

— Лень делится на два вида:

1) лень как свойство личности человека, но не носит глобального характера, т.е. присуще человеку не всегда, ситуативно.

2) лень как праздность. Так говорят о человеке, который «гулящий, шатущий, без дела, ничем не занятый или ничем не занимающийся, шатун, баклушник, лентяй. Праздный на грех натолкнется. Праздным бес качает. Праздная молодость — беспутная старость. || Бездельный, суетный, пустой, в чем нет ничего дельного, полезного» [20, с.27]. 

— Лень – это главный грех человека, порождает другие пороки, является источником многих бед, в том числе воровства и голода.

— Умственная лень страшнее лени физической.

— Ленивый человек не достоин уважения людей, он «и могилы не стоит». Ленивцев презирают, над ними смеются.

— Лень – это отрицательное качество характера, с ней надо бороться.

— Лень может быть оправдана только усталостью после трудной работы.

— Лень – это природное свойство человека, присуще многим народам. Лень как национальная черта порождается там, где нет уважения к труду.

Результаты опроса учеников 7, 9 и 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск.

Анкета «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь» представлена в приложении 4, с. 36.; результаты опроса учеников 7, 9 и 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск – в приложении 5, с.37.

Практически все респонденты понимают под словом «лень» — отсутствие деятельности, бездействие человека, скуку, апатию, бесполезное времяпровождение (диаграмма 1, с. 37). Некоторые ученики обратили внимание на то, что лень – это состояние человека, при котором он лишь мечтает что-либо сделать, но не хочет ничего предпринять для выполнения своего желания. Для отдельных школьников лень – это веселье и отдых.

В ответах десятиклассников имеется интересный вывод, что лень – это образ жизни, при котором человек пускает дела на самотек, не находит ни на что времени, не имеет сил спорить с самим собой. Думаю, что речь в этом случае идет о праздности, отсутствии силы воли у человека. Об этом же свидетельствует ответ о том, что лень проявляется в «сидении» за компьютером. У большинства опрошенных людей лень ассоциируется с бездействием, апатией, нежеланием что-либо делать. Некоторые считают что лень – это слабость, отдых, спокойствие, усталость, отсутствие интереса делать что-либо, пассивность, диван, Интернет.

Многие подростки, не осознавая этого, указывают причину своей лени, нежелания что-либо делать: отсутствие интереса к этому виду деятельности, т.е. лень у них ситуативная. Один десятиклассник объясняет лень условиями проживания. Мы живем на севере и ощущаем недостаток витаминов и солнечного света, вследствие чего испытываем недостаток сил, энергии и как результат – сонливость, поэтому у народа севера возникает лень ко всему. Другими словами, лень рассматривается как черта народа.

Примерно половина опрошенных считает, что лень вызвана усталостью, слабостью, в результате чего замедляются все процессы в организме, в том числе и умственные, и человек нуждается в отдыхе, бездействии, которое может рассматриваться как лень.

Для меня лень – это состояние души, которое влияет на человека не с лучшей стороны. Чтобы избавиться от лени, нужно разобраться в самом себе, найти силы для деятельности.

Более 60 % участвующих в опросе утверждают, что лень – это негативное явление в жизни человека (диаграмма 2, с. 38), отрицательное качество характера, с которым необходимо бороться.

По мнению обучающихся, лень – это зло, враг. Лень осложняет жизнь, не дает возможности правильно распределять время для занятий, лишает свободного времени, мешает сосредоточиться и затормаживает мыслительную деятельность. Для отдельных учеников лень стала просто невыносимой. Несколько человек считают, что лень – это их личное дело и никого не касается, хотя на самом деле, как подтверждают и сказки, и пословицы, ленивый человек живет за счет других. Некоторые наслаждаются тем, что они ленивы, не понимают, как лень разъедает их душу и тело.

Среди отрицательных факторов лени указаны следующие: мешает в учебе — 39%, в делах- 23%, мешает во всем- 20%. На диаграмме 3, с. 39, видно, что больше всего осознают пагубное влияние лени ученики 10 класса, меньше всего – семиклассники. К сожалению, почти никто не обращает внимания на то, что лень мешает самосовершенствованию человека, хотя, как показывает диаграмма, практически все хотели бы заняться самовоспитанием. Не зря же говорят, что ленивый лишь мечтает о деле.

По результатам опроса (диаграммы 4, 5, с.40-41) часто или периодически ленятся в учебе и познавательной деятельности 90% десятиклассников; 42% девятиклассников и 58% семиклассников; в общественной деятельности 70% десятиклассников, 40% девятиклассников и 50% семиклассников; в домашних делах 70% десятиклассников, 67% девятиклассников и 75% семиклассников; в общении с родителями — 25% десятиклассников, 42% девятиклассников и 33% семиклассников; организовывать свой досуг ленятся 15% десятиклассников, 33% девятиклассников и 42% семиклассников. Пассивно отдыхают, ничего не делают, смотрят телевизор более 90% всех опрошенных школьников. В то же время практически все готовы к активному отдыху, особенно на природе.

Ленятся и поэтому не выполняют свои обязанности перед кем-либо и обещания 30% десятиклассников, 17% девятиклассников и семиклассников.

Вывод: Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Чем старше подросток, тем более определены его жизненные цели, поэтому лень проявляется в том, что ему не интересно. Особенно сильно проявляется умственная лень. Это возникает, на мой взгляд, потому, что познание – это самый тяжелый труд. На втором месте идут домашние дела. Подростки не считают их важными для себя, дела по дому отнимают много времени, которое можно потратить на более интересные вещи.

Наиболее частые проявления лени, возможны, по мнению участников анкетирования, когда есть усталость, по утрам и перед выполнением домашних заданий (диаграмма 6, с. 42).

Практически все опрошенные хорошо понимают, когда наступает лень (диаграмма 7, с. 42). По результатам опроса видно, что больше всего лень провоцирует усталость, которая накапливается к вечеру, депрессия. 42% девятиклассников утверждают, что утреннюю лень провоцирует длительное сидение за компьютером, отчего они не высыпаются. Это говорит о том, что семиклассники более находятся под контролем родителей и поэтому они раньше ложатся спать, ученики 9 и 10 классов находятся в более не зависящем положении от другого человека. При этом в 10 классе более развито чувство самоконтроля, нежели в 9 классе. Таким образом, чем старше становится человек, тем он больше осознает, что такое лень, её последствия.

Противоположным лени большинство учеников считают активность, действие, труд, бодрость, энергию, спорт, подвижность, увлечение и интерес к чему — либо, занятость, усердие. 8% семиклассников полагаются на внешний контроль в виде наказания со стороны родителей.

По мнению респондентов, лень может быть полезной, положительной. Как видно из диаграммы 8, с. 43, большинство старшеклассников считают, что лень необходима человеку для того, чтобы отдохнуть и восстановиться. Ученики 7 класса не нуждаются в таком отдыхе, они более энергичные по сравнению со старшими подростками.

9% благодарны собственной лени, т.к. она помогла им в определенной ситуации «не влипнуть в плохую историю», 2% считают, что лень – это повод остановиться и подумать, решить для себя какие-то важные вопросы; 34% — ни в чем не видят положительного влияния лени на человека, 11% — не задумывались над этим (диаграмма 9, с. 44).

Насколько учащимся удается справляться с собственной ленью, видно на диаграммах 10-11, с. 44. Большинство респондентов справляются с ленью лишь иногда, наверно, когда им это жизненно необходимо, или имеется угроза наказания в любом виде, некоторые ставят перед собой цель и идут к ней, стремясь преодолеть состояние лени.

Среди способов преодоления своей лени (диаграммы 12, 13, с.45) опрошенные назвали: заставлять себя и самонастраивать, т.е. давать себе установку — 25%, заняться какой-нибудь деятельностью – 18%, подумать о том, что ты делаешь полезную работу, о последствиях, представить, что есть конкуренция, и кто-то сделает то, что не сделал ты, т.е. мотивировать самих себя – 7% (9-10 кл.). Однако третья часть респондентов никак не пытаются справляться со своей ленью (никак не сопротивляюсь – 9%, не дали ответа – 18%).

Выводы к 1 главе:

— Лень – это явление, присущее человеку с рождения.

— Лень – это национальная черта народов, которые живут в суровых природных условиях и в обществе, где труд людей не ценится по достоинству.

— Лень воспринимается как отрицательное, негативное явление в жизни человека.

— Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении.

— Лень делится на несколько видов.

Каковы причины лени? В чем заключается её физиологическая и психологическая природа?

Глава 2. Природа лени

п. 1. Физиологическая

Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени – экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Поэтому можно сделать вывод, что лень — это один из генетически заложенных в людях природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность.

С точки зрения биологии в основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты. Эти инстинкты расположены в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, чтобы не разрушить свое здоровье и психику, нужно учиться.

Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Как утверждает Галина Колпакова, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно — уже подвиг! «В этом случае, — советует психолог, — не стоит грызть себя за бездеятельность — на это тоже расходуется энергия! Необходимо проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше» [18 с. ]

Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма.  У физиологов есть такой термин: «охранительное торможение». Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, просто поспать в дневное время. Такой «ленью» страдают чаще всего те, кого принято называть «трудоголиками» – по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик винит себя в том, что он «лентяй», заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают.

Очень часто защитной реакцией организма как у подростка, так и у взрослого человека выступает болезнь. Поначалу недуг бывает пустяковым, а то и вовсе надуманным, но постепенно недомогание может принять затяжной характер и начнет переходить в депрессию, у этого человека никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать. В школе мы часто сталкиваемся с этим феноменом, когда ученик постоянно заболевает именно тогда, когда на него ложится повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п.

п. 2. Психологическая.

«Лень — это дефицит желаний»

Шевелев И.

Лень, как психологическое явление, присуща всем. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или иного человека, которая и заставляет его действовать. Есть талантливые и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты.

Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики.

Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.

Первая ситуация: человек не видит личностного смысла в том, что надо сделать, т.е. ему это не нужно. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться. Вторая ситуация: от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке «Кто делать горазд, наделает и на нас». Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?

Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот — типичная not-motived person — немотивированная личность. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.

Четвертая ситуация: лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если общительного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми – у них вскоре пропадет желание заниматься этой деятельностью. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень как слабая волевая сфера

Лень в этом случае означает стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается, и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. Этот вид лени формируется в тех семьях, где с детства оберегали ребенка от трудностей, не давали возможности быть самостоятельным, брали ответственность на себя.

Милли, участница Интернет-форума «Лень как помеха» [6, с. 27] выделяет три фактора этого вида лени: давление извне, которое не даёт подростку возможности раскрыться (в основном, сильное родительское влияние); нелюбовь к определённому виду деятельности и нежелание её преодолевать; неумение правильно выбирать свой личный путь организации жизни.

Лень как индивидуальный стиль деятельности.

В одной из американских фирм к генеральному директору обратились работники с вопросом: почему их коллеге установили большее, чем им, жалование, в то время, как он несколько дней подряд может ничего не делать, а лишь сидеть и смотреть в окно. Ответ директора был примерно, следующим: «Он может неделями смотреть в окно, после чего выдвигает рационализаторское предложение, которое приносит мне доход в несколько раз больший, чем ваша повседневная деятельность в течение нескольких месяцев». Таким образом, лень – это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое. Другими словами, в этом случае проявляется лень тела, но не лень ума – мозг постоянно работает.

Лень как интуиция

Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки – состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, насколько верной была интуиция. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя, если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу. В ответах обучающихся, среди которых мною был проведен опрос, тоже подмечен этот вид лени: 4 человека ответили, что им было лень что-то сделать, и в результате они «не влипли в историю».

Лень как инфантильное состояние.

Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного к утробному».

С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, который могут проявлять и взрослые люди. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит «родителю» другого человека, от которого исходит стимул к деятельности. Такой вид лени чаще встречается у людей, которые хотят занять свое место, доказать другим что-то, выйти из-под опеки, т.е. самоутвердиться.

6. Лень как стремление к удовольствию.

С точки зрения классического психоанализа, лень – это вполне нормальный и объяснимый феномен – получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия. С другой стороны, можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. Подобные различия в стремлениях были выявлены в исследовании психологии лени: мужчины чаще ленятся для получения удовольствия, а женщины — для избегания неудовольствия [11, с. 27].

В противовес принципу удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и поэтому часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования.

7. Лень как боязнь ответственности.

Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений, девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает излишняя опека (гиперопека), то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным, и ему ничего не нужно, и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любой ситуации, связанной с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.

Лень как психологическая защитная реакция.

Иногда нежелание что-либо делать бывает защитной реакцией от физической или умственной перегрузки. Об этом написано в моей работе в главе 2, п.1 «Физиологическая» с. 16-17. С психологической точки зрения защита может проявляться и в других случаях. Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода «лежачая забастовка». Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест — бездеятельность — против насилия над их личностью. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой.

Лень как психологическая защита, может выступать и как условная приятность: не хочется изменять то, что так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни? Ученик жалуется на плохую память, на то, что плохо понимает учителя, но когда ему предлагают способы преодоления этих негативных качеств, он отказывается, ленится. Почему? Может быть потому, что все увидят, что он может учиться лучше, и будут требовать от него этого?

9. Лень как ресурсное состояние

Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное. Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.

10. Лень как деятельность

Этот вид лени проявляется следующим образом. Допустим, человеку надо сделать какую-то важную работу, но он ленится её делать и заменяет другой деятельностью. Например, надо выполнить домашнее задание по нелюбимому предмету. У ленивого подростка с таким типом лени сразу найдется куча других тоже очень важных дел. Ребенок может начать укладывать в стопку тетради, книги, наводить порядок и т.п., т.е. «тянуть время». Эта другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации.

Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д., но объединяющей их сущностью является то, что реализация необходимого дела оставляется на потом. Вернуться к ней он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность.

п.3. Причины лени.

«Презирай лень мысли!»

Сухомлинский В.

Один из участников Форума в Интернете высказал мысль, что лень – это название для кластера связанных психологических проблем, которые лучше было бы назвать «самосаботаж» и «откладывание на потом» [7, с. 27]. Но эти психологические проблемы тоже состоят из большого количества разнообразных и довольно сложных проблем. Причинами лени могут выступать:

1. Страх нового

2. Страх критики

3. Страх победы

4. Страх поражения

5. Низкая самооценка

6. Неуверенность в себе

7. Нежелание жить, как уход от проблем (подсознательное);

8. Отсутствие воли.

9. Нежелание брать на себя ответственность.

10. Отсутствие привычки к трудолюбию.

11. Малый запас энергии, быстрая истощаемость организма;

12. …и другие физиологические и психологические причины.

Причины лени могут быть самые разные, причем чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу.

Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания — родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!

Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.

В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека.

В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть резко оборванные отношения, порождающие множество мыслей и эмоций к себе и партнеру, не найденное решение в какой-то предыдущей ситуации, например, не объявленная оценка за контрольную работу и т.п. Если точка не поставлена, результат не готов – на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.

В-пятых, из-за нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью — начать, например, с чего-то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.

В-шестых, лень может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, безрадостная учеба, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, — все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе, но это в случае выбора обучения после 9 класса и профессии. А если избежать этого дела нельзя, например, учить предметы в школе мы должны все независимо от того, является ли он любимым или нет, тогда надо правильно определить жизненные цели, замотивировать себя.

В-седьмых, лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните – за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.

п. 4. Виды лени

1. Лень может быть избирательной, когда нет желания заниматься каким-то одним важным делом, а другие дела могут делаться с легкостью.

2. Лень сознательная: это отказ от выполнения таких дел, которые не вызывают интерес или не выгодны для человека.

3. Лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, нет мотивации ни на какие дела. В результате такой лени рождается скука и апатия.

4. Лень прогрессирующая: когда с каждым днем снижается мотивация на выполнение любых дел. Итогом такой лени может быть возникновение депрессии, которая сама по себе очень опасна для человека.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap