Исследовательская работа Концепт дурак в сказочных литературных произведениях



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти

Проектно-исследовательский семинар школьников

Исследовательская работа:

«Концепт «дурак» в сказочных литературных произведениях»

Автор проекта:

Домрачева Алина

7 В класс

Соавтор

Гельметдинова Алина

7 В класс

Тольятти

2013

«Концепт «дурак» в сказочных литературных произведениях»

Домрачева Алина Александровна

Гельметдинова Алина Ренадовна

7 класс

Аннотация

Предложенную тему мы считаем актуальной, поскольку концепт «дурак» как единица лексикона раскрывает совокупность всех смыслов, характерных для русской культуры. За словом «дурак» стоит мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор. С его помощью выделяют не столько определенную группу людей, обладающих рядом характерных признаков, сколько определяют поведение любого человека в случае нарушения им различных социальных правил. Тема «дурака» сквозит во многих сказочных произведениях русской и зарубежной литературы. Это любимый и самый популярный сказочный персонаж, который заслуживает особого внимания. Многим кажется, что главный герой — лентяй и лежебока, ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и снисхождения к его глупости. Однако такие выводы мы считаем поверхностными, стоит присмотреться к образу «дурака» пристальнее. По-нашему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем. Изучая сейчас произведения Пушкина, Чехова, Салтыкова-Щедрина, мы снова встречаемся с этим явлением, где понимаем, что дурак – «Совсем не дурак, а только подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может…». Мы заинтересовались этим вопросом и решили провести небольшое исследование.

Цель нашей работы — выяснить, как должен восприниматься читателем образ «дурака» в сказочной художественной литературе, написанной в разные периоды.

Новизна проекта заключается в том, что с помощью создания наглядного материала мы попытались повлиять на познавательный интерес учеников нашей школы, привлекли их внимание к двустороннему пониманию слова – «дурак».

В работе над проектом использовались следующие методы и средства исследования:

теоретический метод (анализ и синтез);

эмпирический метод (сравнение);

математический метод (статистический метод, метод визуализации данных).

Средства: поиск теоретического материала в книгах и Интернете, изучение мнения учащихся на эту тему.

В работе делаются выводы о том, что:

Дураки издавна существуют среди обычных людей. И первые упоминания об этом пришли к нам из народных сказаний и летописей.

Дурак – это человек, имеющий мужество думать и поступать не так, как окружающие его люди. Или любой человек, думающий и поступающий не так, как те, кто дает оценку этому человеку.

Приложение «дурак» в ранних сказках 16 века означает второе имя третьего (младшего) сына, а в поздних -в него вкладывается смысл – нестандартный, не такой как все.

Русский народ с большим уважением относился и относится к дуракам-людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван — дурак всегда остаётся победителем.

Введение

Актуальность проблемы

Предложенную тему мы считаем актуальной, поскольку концепт «дурак» как единица лексикона раскрывает совокупность всех смыслов, характерных для русской культуры. За словом «дурак» стоит мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор. С его помощью выделяют не столько определенную группу людей, обладающих рядом характерных признаков, сколько определяют поведение любого человека в случае нарушения им различных социальных правил. Тема «дурака» сквозит во многих сказочных произведениях русской и зарубежной литературы. Это любимый и самый популярный сказочный персонаж, который заслуживает особого внимания. Многим кажется, что главный герой — лентяй и лежебока, ни к чему не стремящийся, но получающий благо от высших сил из милости и снисхождения к его глупости. Однако такие выводы мы считаем поверхностными, стоит присмотреться к образу «дурака» пристальнее. По-нашему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем. Изучая сейчас произведения Пушкина, Чехова, Салтыкова-Щедрина, мы снова встречаемся с этим явлением, где понимаем, что дурак – «Совсем не дурак, а только подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может…». Мы заинтересовались этим вопросом и решили провести небольшое исследование.

Проблема Почему в литературных произведениях воспевают дурака?

Объект исследования Произведения литературы.

Предмет исследования Образ «дурака»

Цель исследования — выяснить, как должен восприниматься читателем образ «дурака» в художественной литературе, написанной в разные периоды.

Задача Провести исследование, устанавливающее, что обозначает слово — приложение «дурак» в литературных произведениях.

Проектные продукты: Компьютерная презентация исследовательской работы;

Буклет по результатам исследовательской работы;

Практическая значимость.

Использование педагогами школы для проведения уроков литературы на тему «Фольклор и сказки». Использование библиотекарем при проведении внеурочных занятий в библиотеке.

План работы над учебным проектом:

Сбор необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу

Проведение социологического опроса

Проведение анализа полученных данных.

Вывод по проделанной работе.

Оформление проекта (изготовление продуктов проекта)

В работе над проектом использовались следующие методы и средства исследования:

теоретический метод (анализ и синтез);

эмпирический метод (сравнение);

математический метод (статистический метод, метод визуализации данных).

Средства: поиск теоретического материала в книгах и интернете, изучение общественного мнения на эту тему.

Новизна проекта.

Заключается в том, что с помощью создания наглядного материала, мы попытались повлиять на познавательный интерес учеников нашей школы, привлекли их внимание к двустороннему пониманию слова – «дурак».

Основное содержание

Любое слово является пучком,

и смысл торчит из него в разные стороны,

а не устремляется в одну официальную точку.

О. Мандельштам

Язык литературных произведений – это не тот обиходный язык, к которому мы привыкли. Всё такое же, и всё, однако, совсем другое: слова, соединения слов, фразы. Чтобы понять произведение, нужно сначала научиться понимать значения слов, которыми пользуется автор.

Тема нашей работы – концепт слова «дурак», точнее, те значения, которые это слово приобретает, становясь частью текста. Концепт в филологии — это содержательная сторона слова, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни.

ожно ли себе представить современного супергероя дурачком? Вряд ли. А вот самое распространённое начало русских народных сказок: “Жили — были трое братьев — двое умных и Иван-дурак” — именно таково. А задумывались ли мы когда-нибудь, почему сказочный герой сплошь и рядом дурачком оказывается? Каков он, этот Иван, и почему он собственно — дурак? Наверняка многие ответят — “потому что недалёкий, простодушный, нерасторопный” и т. д. Тогда почему героем народной мудрости является лентяй и дурачок? С чего бы это ему помогают высшие и низшие силы и разные там кудесники. А он лежит на печи и никуда не торопится.

А на самом деле почему? Почему в нашем русском фольклоре присутствуют Дураки? Когда они появились? Что выражает образ Дурака? И почему не идиот, не глупец, не придурок, а именно Дурак?  Почему в сказках все симпатии не только героинь — Елен Прекрасных и Василис Премудрых, принцесс и царевен, но и самого рассказчика — творца сказки — целиком на стороне такого простоватого героя?

Для начала надо определиться, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова.

Этимология этого слова настолько запутана, что мы так и не смогли найти точного ответа. Разные исследователи находят истоки этого слова в совершенно разных языках, например:

С тюркского корня «дур» (стоять) -так назывались языческие истуканы и неотёсанный дорожный столб для привязки лошади и отметки примерной протяжённости пути. Кстати, в современном турецком языке слово «остановка» звучит именно как «дурак».

С литовское durti – «колоть», «жалить», «ударить», которое прошло эволюцию в «ужаленный», «бешеный», «безумный», «глупый».

Со старочешского dyrny «глупый, сумасшедший».

С украинского прилагательного дурний «глупый, сумасшедший».

С латинского переводится как «твердый» или dura – суровый, сильный, смелый.

С древнерусского прилагательного дурый – «глупый», которое является словом индоевропейской природы (в греческом thouros – «дикий», в древнепруском durai – «дико»).

Возможно на изменение значения слова «дурак» повлияли следующие слова схожего написания, но иной этимологии:

дурь – глупость, блажь, упрямство, шалость; бестолковые, бессмысленные слова или поступки;

дурно́й – нехороший, нескладный, некрасивый, безнравственный, плохой, гадкий;



дуро́м – шально́, не порядком, случайно, как попало;

ду́рно – всё недоброе, зло, вред, худо;

дурма́н – головная боль, о́бморок, мо́рок; растения: дурман (белена) или сонная одурь (белладонна)

дуроло́м – кто ломится, лезет напрямик, силой, сдуру, без оглядки.

Так когда же появился дурак? С этим вопросом мы обратились к ученикам нашей школы. Результаты опроса расположены в таблице № 1 и на гистограмме № 1 (приложение). Основная часть (40 %) учеников считает, что образ дурака появился давным-давно. 23 % школьников не представляют вообще, когда он появился. 16 % — одновременно со сказками, а это приблизительно 16 век согласно письменным источникам.

Открыв толковые словари и поискав в Интернете, мы обнаружили, что слово «дурак» изменяло свое значение несколько раз. По мере возникновения понятий:

1.Историк Костомаров Н. И., описывая уклад древней России, упоминает о том, что «дураком» именовалась плетка, которой муж наказывал свою жену (устаревшее);

2. С 14 века в русском языке употреблялось, как славянское нецерковное имя-оберег (Дур, Дурас, Дурак). До принятия христианства на Руси детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».

3. В церковных документах XIV−XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве имени. И именуются так не холопы, а люди вполне солидные: князь Федор Семенович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… Сколько знаменитых людей носили фамилии с корнем «дур»! Это и кавалер-девица Надежда Дурова и целая цирковая династия Дуровых.

4. С 16 века, согласно письменным источникам, появляются в фольклоре сказки и в них главный персонаж, как правило, Иван-дурак.

5. С 17 века появились шуты-дураки при дворе монарха (устаревшее). В это же время оно начинает приобретать современное значение – глупый человек.

6. В 18 веке слово «дурак» становится обидным, оскорбительным высказыванием, обозначающим умственно неполноценного человека;

7. С 19 века карточная игра «дурак» становится популярной среди простого народа.

По итогам работы со словарями мы составили буклет о возникновении слова дурак: «Этимология слова дурак».

Образ дурака

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев. А кто же его придумал? И с этим вопросом мы обратились к ученикам нашей школы. Данные вы видите в таблице № 2 и на гистограмме № 2 (приложение). По результатам ответов можно сказать, что практически половина опрошенных (51,2 %) считают, что эта идея принадлежит народу. 16 % думает, что идея принадлежит дуракам. А двое говорят, что дурака придумали известные писатели.

Так же нас интересовало, почему героя волшебных сказок чаще всего называли дураком? В этом нам помогли ответы наших одноклассников. Опрашиваемые предложили несколько версий, которые вы можете видеть в таблице № 3 и на графике № 3 (приложение). По их мнению, потому что он глупый, (51,2 %), 14,4 % считают, что из-за лени, 12,8 % не знают.

В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак.

Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.

Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается. Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив и непривлекателен.

Но почему то в сказках, например у П. Ершова или « Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора. А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку – дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька – Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч — кладенец, чудесную дудочку и т. п.

Приобретение чудесного коня – первая удача. Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим — хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.

Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе. Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. И ведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают его из разных бед.

Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах. Деньги для дурака не имеют ценности.

В сказке «Сивка-Бурка» герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.

Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности. Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.

А героем его можно назвать потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя.

Дурак — вовсе не значит глупый. Просто Дурни — люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми. И ещё не известно, кто воспринимает окружающий мир правильнее… Дурак — на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!

Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики, науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил (V век до нашей эры), ученик Гераклита:

Д – нечто дающее, способствующее, помогающее.

У – сомнение, недоверие, нечто непонятное.

Р – мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство.

А – отчаяние, тревога, сигнал тревоги.

К – небольшая отдельная часть чего-то.

В комплексе значение букв-звуков можно интерпретировать так: дуракэто отдельный человек, обладающий мужеством, непонятным для других, которое направлено в разрез с общим представлением. Он вызывает сомнение, недоверие, но в то же время отчаяние и тревогу. Все перечисленные свойства что-то дают, чему-то способствуют, помогают этому человеку. Этот вывод вполне подтверждают сказки, пословицы и поговорки:

Дуракам везёт! Дуракам закон не писан. Дураков работа любит.

Итоги анкетирования по теме исследовательской работы.

В ходе выполнения работы нам захотелось узнать, а каким же представляют дурака из сказок ученики нашей школы. И мы с руководителем учебного проекта предложили ученикам 3 класса его нарисовать, а ученикам 7 класса описать. Собирательный образ Дурака, по мнению наших учеников, можно представить таким:

Дурак — герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому. Он глупый, но смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать, не стремится властвовать. Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами.

Мы провели опрос среди учеников нашего класса, с помощью которого узнали о действии поговорок про дураков в жизни. Было задано три вопроса:

Как вы считаете, Дуракам всегда везёт?

Как вы считаете, Дуракам закон не писан?

Как вы считаете, Дураков работа любит?

Данные наглядно можно увидеть в таблице № 4 и на гистограмме № 4 (приложение).

Среди всех ответов был один оригинальный, что дуракам везёт только в сказках.

Подводя итоги опроса, можно сказать, что дуракам всегда везёт, законы им не писаны и работа их не любит.

Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует.

Заключение.

В результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод:

Дураки издавна существуют среди обычных людей. И первые упоминания об этом приходят к нам из народных сказаний и летописей.

Дурак – это человек имеющий мужество думать и поступать не так, как окружающие его люди. Или любой человек, думающий и поступающий не так, как те, кто дают оценку этому человеку.

Приложение «дурак» в ранних сказках 16 века означает второе имя третьего сына, а в поздних в него вкладывается смысл — нестандартный.

Русский народ с большим уважением относился и относится к дуракам, людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван — дурак всегда остаётся победителем.

Как бы то ни было, одно мы поняли точно – очень долгое время слово дурак обидным не было.. Следуя фольклорным традициям Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Дурак» дает такую характеристику своему дураку-Иванушке, сыну умных родителей: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может…»

В современной сказочной литературе образ дурака представлен многими другими персонажами, например, Страшила, Буратино, Незнайка.

Закончить исследование хочется словами русского литературоведа Виктора Борисовича Шкловского «Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными».

Список используемой литературы

Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. СПб.: 2002. — 480 с.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка современная версия. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. — 736 с.

Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. — 846 с.

Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996. — 608 с.

Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.

Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2001. — 400 с.

Энциклопедия литературных героев: Русский фольклор и древнерусская литература. — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 544 с.








sitemap
sitemap