Исследовательская работа Колокола в музыке



Городская исследовательская конференция младших школьников



«Шаг в будущее, Юниор!»

Колокола в музыке

Автор: Семенов Александр

4 «а» класс, МОУ «СОШ №15»

Руководитель: Рыбина О. П.

Учитель музыки МОУ «СОШ № 15»

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

История происхождения инструмента и его название 4

История изготовления и применения колокольчика 4-5

Колокола в музыке 5

Колокола в симфоническом оркестре 6

Практическая часть 6

Заключение 6-7

Список используемой литературы 8

Приложение 9

Введение

Меня с детства окружала музыка: часто я слышал пение разных игрушек, бил что есть силы в игрушечный барабанчик, любил водить молоточком по пластинкам металлофона… Но больше всего мне запомнился звук колокольчика. Именно ему доставалось много внимания в детском саду, он же открыл мне двери в школьную жизнь на первом школьном звонке.

Но потом я был очень удивлен, когда на уроке музыки услышал в произведении Моцарта звучание тех же знакомых мне колокольчиков. Я решил изучить и провести исследование разных жанров музыки, понять, где я еще могу услышать звучание колокольчиков.

Тема: «Колокола в музыке»

Цель работы: исследовать применение колокола в музыке.

Задачи:

— узнать историю инструмента;

— познакомиться с музыкальными произведениями, в которых можно услышать звучание колокола;

— изучить колокола в симфоническом оркестре;

— изготовить свой инструмент с использованием колокольчиков.

Объект исследования: колокола, как музыкальный инструмент.

Предмет исследования: история колокола и его использование в музыке.

Методы исследования:

— сбор литературы в школьной и городской библиотеке;

— обращение к родителям за советом в поиске информации об объекте исследования;

— прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений;

— просмотр видеозаписей о колокольчиках;

— практическое изучение инструмента;

— посещение внеклассных занятий с учителем музыки для анализа музыкальных фрагментов и решения сложных вопросов, возникших в ходе изучения.

Свое исследование я начал со сбора материалов о колокольчиках. Для этого я посетил библиотеки, ознакомился со статьями на страницах интернет-сайтов, советовался с родителями и педагогом, откуда можно получить информацию.

Основная часть.

История происхождения инструмента и его названия.

Первым меня заинтересовал вопрос о том, когда появились колокольчики и откуда пошло их название. На интернет-сайте в материалах энциклопедии я нашел информацию о том, что впервые о колоколах в России упоминается в летописях 988 года. Существует несколько версий происхождения названия «колокольчик». Одни считают – от старорусского коло – «круг», «окружность». Иные, напротив, допускают мысль, что слово «колокол» составилось из сочетания слов «кол – о — кол», то есть от удара одного кола о другой, подразумевая под этим древние била и клепала. Наконец, в соответствии с более поздними догадками, слово «колокол» производят от древнегреческого «калкун», что также значит клепало или било.

История изготовления и применения колокольчика.

Далее меня заинтересовал вопрос изготовления и применения колокольчиков. На него я нашел ответ на страницах книги О. Л. Князевой «Старинные русские ремесла».



Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя Иркутского мастера второй половины XVII века, его звали Иван Колокольник.

С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…

На факультативном занятии «Русский фольклор» я узнал, что колокола были главным украшением Земли Русской, сотворенным руками человека. С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. В церкви звон оповещал о начале и конце служб, о свадьбах и похоронах.

Собирая материал о колоколах я понял, что колокольный звон – это совершенно особая музыка. Она заставляет сердце биться сильнее, захватывает дух и затрагивает самые чувствительные струнки человеческой души. Мало какой музыкальный инструмент может похвастаться такой силой звучания как колокол. Поэтому неудивительно то, что помимо своей основной среды обитания колокола применяются в различных музыкальных произведениях.

Колокола в музыке.

В библиотеке я прочитал о том, что колокола использовали в своих произведениях такие композиторы, как М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и другие. В оркестр же колокола вошли в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведения композитор Керубини.

Я решил прослушать фрагменты некоторых произведений этих композиторов и провести исследование, что придает музыке звон колоколов. Меня поразило вступление к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке». В ней я не только услышал звон утренних колоколов, но и «увидел» картины русской природы. Прослушав хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, где торжественно и величественно звучат большие колокола, я задумался о том, возможно ли их разместить в оркестре? Наверное, это невозможно, так как они очень велики! Тогда я обратился за помощью к учителю музыки. Она посоветовала мне найти информацию на интернет – сайте. Я был очень удивлен тем, что, оказывается, возможно разместить колокола в оперном зале. Торжественный звон в «Иване Сусанине», «Сказке о царе Салтане» — в этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако, далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола. Спустя время, были созданы оркестровые колокола – набор стальных труб, подвешенных к раме. Каждая из труб настроена на определенный тон; бьют по ним резиновым молотком с резиновой прокладкой.

Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола, тому пример – русская народная песня «Вечерний звон».

Прослушав фрагменты музыкальных произведений, я сделал вывод, что колокольный звон придает музыке то величие, то сказочно – фантастический шелест; музыка колоколов вызывает ощущение гордости за свою Родину или уносит нас в мир мечтаний.

Колокола симфонического оркестра.



Разыскивая материал о колоколах и оркестре, я удивился, что их очень много. Оказывается первым (по возрасту) инструментом колокольного семейства был карильон. Он ведет свою историю от церковных курантов, и до сих пор популярен в Европе.

Куранты, кроме больших карильонов, приняли облик фортепиано с колоколами. Дальнейшее развитие превратило их в клавишные молоточковые колокольчики, которые существуют в оркестре и в наше время. Они использованы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова при выходе Звездочета.

А вот бунчук – инструмент экзотический и почти забытый. Состоит из шеста, вершина которого украшена красивым султаном и венцом, унизанным множеством бубенчиков. Его использовали большие духовые оркестры. Удачно использовал бунчук Лев Книппер в песне для оркестра «Полюшко».

Существуют еще и ручные колокольчики. Замечательная традиция игры на них пошла из Англии. Особенно она популярна в Северной Америке где сейчас насчитывается более 10 000 оркестров английских ручных колокольчиков.

Практическая часть.

Мне захотелось самому украсить звоном колокольчиков музыкальное произведение. В русской народной прибаутке «Дон — дон» я попробовал использовать разные колокольчики, но оказалось, что больше всего подходит к этому произведению самый большой по величине из трех колокольчиков, потому что в этом произведении нужно подчеркнуть чувство тревоги, ведь загорелся кошкин дом. А вот в попевке «Звонкий звонок» я использовал два колокольчика – самый маленький (высокий) и самый большой (низкий по звучанию), так как в первом случае звонок зовет всех на урок – это радость, а заканчивается урок – грусть, поэтому здесь больше подходит звук большого колокольчика. Очень интересно самому участвовать в исполнении произведения, поэтому я с удовольствием посещаю факультатив «Русский фольклор», где играю в составе оркестра на различных народных инструментах. Для того, чтобы разнообразить звучание нашего оркестра, я придумал и изготовил инструмент из колокольчиков наподобие бунчука.

Заключение.

Изучение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, повысить интерес к музыке и коллективному музицированию. Мне хочется, чтобы ребята нашей школы тоже увлеклись музыкой, ведь она украшает жизнь человека, делает его культурнее и добрее. Было бы здорово в конце учебного года привлечь и наших родителей к этому интересному занятию, и организовать совместный оркестр шумовых инструментов.

Кроме того, я научился изготовлению колокольчиков из бисера и соленого теста, изобрел свой инструмент.

Изучение и исследование колоколов настолько меня увлекло, что я решил продолжить свои исследования в других направлениях: узнать об истории церковных колоколов, о том, где были изготовлены колокола для храмов нашего города, исследовать изображение колокола в работах различных мастеров живописи и литературы.

Список используемой литературы

Энциклопедия «Искусство», изд. «Аванта +».

«Знакомство детей с русской народной музыкой», Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, изд. «Детство — Пресс».

Детская энциклопедия «Я познаю мир», А. С. Кленов.

О. Л. Князева «Старинные русские ремесла».

Колокольный звон – М.,2001

«История колоколов и колокололитейное искусство», Н. И. Оловянишников.

Аудиозаписи

Серия «Сокровища мировой классики»:

С. В. Рахманинов, фрагмент вокально – симфонической поэмы «Колокола».

Коллекция «Великие композиторы»:

М. И. Глинка, фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься»);

Н. А. Римский – корсаков, фрагмент оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»;

П. И. Чайковский, фрагмент увертюры «1812 год»;

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина».

«Вечерний звон», русская народная песня.








sitemap
sitemap