Исследовательская работа Как люди научились писать



Заветинская муниципальная бюджетная общеобразовательная школа №1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему. « Как люди научились писать».

Выполнил

Мартынов Алексей

Ученик 4 б класса

Руководитель

Решетникова Г. А.

Учитель начальных классов

МБОУ ЗСШ№1

Тема исследования «Как люди научились писать».

Вступление. ( слайд 1)

Никак не получается у меня научить младшую сестру писать буквы. Рисует она только палочки и крючки. Ничего в таком письме понять не могу. И стал я думать: « А как же люди писали раньше? Как они жили без письменности? Кто придумал буквы?» Решил я исследовать эту тему.

Хочу узнать историю возникновения письменности. Расследовать, как обходились без письма.

Есть у меня несколько предположений. Может, люди умели писать и читать с тех самых пор, как появился на земле первый человек? Допустим , кто-то уже позаботился о том, как им общаться? Например, инопланетяне. Или человечеству пришлось всё изобретать. Возможно, древние люди тоже сначала только палочки и крючки рисовали. А что, если , глядя на звёзды , они создали азбуку…

Наверное, стоит изучить умные книги. Они могут знать многие тайны. Обязательно загляну в Интернет. Спрошу у взрослых, что они об этом знают. Понаблюдаю за своей сестрой.

Цель исследования. ( слайд 2)

— выяснить, как люди обходились без письма;

— узнать историю возникновения письменности.

Задачи исследования.

— изучить литературу по данному вопросу.

Гипотеза.

-Возможно, древние люди рисовали сначала только палочки и крючки .

Методы.

Наблюдение

Сравнение

Основная часть

КАК ОБХОДИЛИСЬ БЕЗ ПИСЬМА?

Древние люди жили в пещерах, но не только люди там обитали животные.

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины , которые сделали медведи , когда точили когти о стену. Царапины навели людей на интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал такую легенду. Когда персы воевали со скифами ( это 2 древних народа) , скифский вождь прислал персидскому «послание» : лягушку, мышь , птицу и пять стрел. Это означало: « Если вы не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы как мыши, и летать, как птицы, то берегитесь наших стрел!» Но скоро стало понятно, что «переписываться» с помощью вещей неудобно: как передать с помощью предметов такие слова, как «любовь», «радость», «поздравление»?

ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕНА.

Одним из первых видов была узелковая письменность. Число узелков завязанных на верёвке передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

Как вы думаете , сколько же надо было изобрести рисунков , чтобы обозначить всё , что окружает людей, и всё , что они хотели бы сказать друг другу. Много. Так много, что изучать грамоту надо было не недели и месяцы, а годы.

Один из африканских народов -эве- создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу «Куда иголка , туда и нитка». Похожим рисунком эве обозначают пословицу «Иголка сшивает большие полотенца». Это пословица о том, как надо ценить маленькие вещи. Русская пословица выражает эту мысль так: « Мал золотник, да дорог. Мал да удал».

Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Написавший предавал письменным знакам одно значение, а читающий- другое.

Но далеко не всё можно выразить при помощи рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: « Вчера я видел хороший сон». Со временем рисунки стали заменять значками- условными изображениями предметов. Постепенно люди договорились между собой, чтобы одни и те же значки обозначали одинаковые вещи. Так появилась вторая система письма- иероглифическая.

Первые в мире иероглифы- древнеегипетские. Сейчас с помощью иероглифов пишут японцы и китайцы. Языки , использующие иероглифы считаются очень сложными, ведь каждый иероглиф означает не звук ( как наши буквы)

КАК ВОЗНИКЛА НАША ПИСЬМЕННОСТЬ?

Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезает. Какие-то секунды — и его нет.

А если как-нибудь остановить звуки, чтобы можно их было встретить ещё много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках нашей земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы — письменные фигурки, значки для звуков.

Каждая фигурка –буква- это как бы застывший звук.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На её основе стал разрабатывать алфавит другой народ – греки. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет учёные прибавляли кто 2, кто 3 буквы.

Так сложился греческий алфавит. Впоследствии этот алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность, а целое слово.

Славянская письменность.

Долго славянские народы не имели своей письменности.

О Древней Руси у нас не так много источников. Основными, конечно, являются летописи — краткие официальные указания на важнейшие события по годам. Но по ним сложно понять, каким был быт простых русских людей, что их заботило и чем они жили. И этот пробел в наших знаниях о прошлом восполняют берестяные грамоты.

И вот во второй половине x, в двое учёных родом из Греции, братья Киррил и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний , древний по нашим понятиям язык( он называется старославянским) самые важные греческие книги. Создание собственной письменности, произошедшее в 9 веке, было для славян великим достижением того времени Раньше считалось, что в мире могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку и переведя на язык славян книги Священного писания, способствовали:- распространению знаний среди славянских народов; В честь Кирилла и Мефодия названы соборы, храмы, построены памятники, названы улицы.

Заключение.

Работая над темой исследования, я узнал много интересного. Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Её возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно , ростом культурных связей между людьми , а затем и потребностями государств.

Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надёжную передачу потомкам.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, интернет, не станет карточек в регистратуре больницы.А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности.Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил:

«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, — особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Список литературы.

1.Г. Гранник, С Бондаренко. Секреты орфографии. М, 1991

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st002.shtml



sitemap
sitemap