Исследовательская работа История развития села Хогот



Министерство образования и науки РФ

МОУ Хоготовская средняя общеобразовательная школа

«История развития района»

Название работы: История развития села Хогот

Автор работы: Нагатаева Любовь,

ученица 11 класса

Место выполнения работы:

МОУ Хоготовская СОШ Баяндаевсого района.

Руководитель: Алтаева Вера Ользоновна,

учитель истории

Хогот 2011

Оглавление

Введение………….…….………………………………………………………………….3

Глава I. Исторические предпосылки образования села Хогот………………5

1.1 Географическое положение и происхождение

топонима «Хогот»..…………………………………………………………………..6

1.2 История села до ХХ века…………………………………………………………..7

Глава II. Хогот в XX – начале XXI веков……………………………………………….10

2.1 Хогот в годы строительства социализма………………………………10

2.2 Хогот в годы великой отечественной войны……………………….11

2.3 Послевоенные годы……………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………………………. 14

Список источников и литературы………………………………………………………15

Введение

Актуальность темы исследования. Современное российское общество государство остро нуждается в закреплении в череде поколений таких основополагающих ценностей, как общность судьбы на своей земле, память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. К сожалению, эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена. Массовая культура, нацеленная на коммерческую выгоду, порой преподносит и внедряет в сознание людей, особенно молодежи, безвкусицу и бездушие. Такие слова, как «патриотизм», «геройство», «мужество», «подвиг» теряют свое истинное значение. Традиционное российское патриотическое сознание стало утрачиваться. В России, согласно официальным данным, от военной службы ежегодно уклоняются от 50-60% всех юношей призывного возраста. Немаловажно и то, что сейчас идет большой отток сельского и городского населения из родных мест, молодежь уезжает жить в город либо за границу.

Однако каждый человек, кем он ни был, где бы ни находился, должен знать историю родины, своего края, своей деревни. Исторические знания играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа, в познании законов и перспективы развития общества, поэтому в настоящее время уделяется немалое внимание как изучению историю в целом, так и отдельных регионов, районов, округов и даже отдельного села.

История села Хогот интересная и богатая: известная своими людьми, которых, по праву можно считать патриотами своей Родины. Среди них есть почетные жители села, района и округа, ветераны Великой Отечественной войны, воины, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне и простые люди, не имеющие званий, но прославляющие село добрыми делами. Они представляют большую ценность для нынешних и будущих поколений, у которых есть чему учиться и чем гордится.

Цель исследования состоит в исследовании истории села Хогот.



В рамках главной цели следует выделить следующие задачи

-восстановить хронологическую последовательность исторических событий и фактов села Хогот;

-изучить общественно — политическое, социально- экономическое и культурное развитие села Хогот;

Объект исследования село Хогот.

Предмет исследования политическое, социально- экономическое и культурное развитие села Хогот от основания до наших дней.

Хронологические рамки охватывает достаточно длительный период, начиная с зарождения села Хогот и заканчивая современными событиями, т.е. с XVII века до начало XXI века.

Территориальные рамки определяются границами современного села и его окрестностей. Следует отметить, что территориальные рамки не являются четко ограниченной территорией, включающей в себя непосредственно, само село, а затрагивают также и окрестные улусы, так как в разные годы в село Хогот входили окрестные улусы.

Методы: статистические, устные беседы исторического познания, опрос.

Глава I. Исторические предпосылки образования села Хогот. 1.1.Географическое положение и происхождение топонима «Хогот»

Село Хогот находится в Баяндаевском районе Иркутской области. Район на востоке и юго-востоке ограничивается тайгой, на севере – лесостепная зона. С запада граничит с Эхирит — Булагатским, с северо – востока — Качугским ,с юга – Ольхонским районами.

Распологаясь в непосредственной близости Байкала, Баяндаевский район функционирует как туристско – рекреационная зона. Через ее территорию проходит Якутский тракт.

Село Хогот находится в северной части Баяндаевского района в лесостепной зоне. Здесь преобладают северо–западные ветра, которые дуют почти постоянно. Температура в селе всегда на несколько градусов ниже, чем соседних селах. Баяндаевский район приравнен к северным.

Первыми поселенцами села Хогот были эхириты. Первоначальное ядро эхиритов занимало довольно большую территорию, степные участники на территории современного Качугского, Баяндаевского и Эхирит – Булагатского районов. В последующий период в связи со столкновениями с эвенками из-за охотничьих угодий частой засухой началось движение на свободные территории , их много . Одни оказались на Ольхоне , другие в Баргузине и в дельте р. Селенги . И здесь были столкновения с эвенками и со старыми жителями Баргузина из-за пастбищ.

Первоначально предки Эхирит- Зонхи. По версии, записанной Н.И. Алтаевым, Зонхи имел 4-х сыновей: Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно, Хуудаг. Алагтай был женат на девушке из рода Сэгээнуут, которая обитала за Леной, её звали Абазай. Они поселились на территории горного Алтая и оттуда кочевали с одного места на другое, постепенно добрались до Восточной Сибири и окончательно обосновались на реке Лене.

Алагтай после рождения третьего ребенка был убит в межплеменных столкновениях. В народе детей Алагтая называли Абазайн хубууд по имени матери, отца в это время уже не было в живых. Братья Алагтая Хэлдэнгэр, Шоно, Хуудаг после его смерти начали притеснять Абазай, старались отнять у нее детей, имущество и стадо. Тогда Абазай вынуждена была перебраться с детьми и имуществом к своим сэгээнутам.

Шло время. Дети выросли, стали ходить на охоту вместе с матерью. Впоследствии они стали меткими стрелками, охотниками, самостоятельно добывали дичь. За это родственники стали ненавидеть их, завидовать.

Для них дети стали пришельцами, чужаками. Абазай поняла, что на родине отца не проживет, и была вынуждена вернуться в род мужа. С потомков Абазая начинается родословная семей, проживавших в селе Хогот.

В село Хогот входили улусы, расположенные в непосредственной близости: Старый Хогот, Духовщина, Хандагай, Шетхулун, Кайзеран. Впоследствии, эти улусы стали самостоятельными единицами. Со слов старожилов села существует версии названий улусов.

Хогот Ногото.

1 версия — «hогоон» — лосиное место.

2 версия — «hогооборн»- болотная трава.

Хогот в простонародии называется «Уртоо» т.е. стоянка для отдыха ямщиков, их коней при проезде по Якутскому тракту.

1.2. История села Хогот до ХХ века.

Сегодняшний Хогот уходит своими корнями в эпоху древней старины, о которой мы все знаем из исторических источников, подкрепленных архивными данными и воспоминаниями наших предков.

По версии, записанной со слов жителей села Хогот, наше село изначально существовало, как небольшая стоянка в период отдыха ямщиков. Постоялый двор с конюшней, избы для ночевки – и кругом степи бескрайние. Появление промышленных людей, священников привело к увеличению численности населения села. Во второй половине XVIII века возрастает интерес к Байкалу. Хогот все более приобретал черты центра для близ расположенных улусов. В конце XIX века жители улуса Хогот под давлением сложившихся экономико-политических условий были вынуждены отказаться от привычного уклада жизни. Начавшаяся интенсивная русификация на окраинах царской России стала ломать коренной быт не только бурят, но и якутов, эвенков, тувинцев и других народов. Рядом с бурятскими улусами стали появляться русские, белорусские поселения, населенными выходцами с Белоруссии и из центральной России. Например, на Хоготовских родовых землях стали возникать такие земли, как Воронцовка, Бойцы. Для развития этих деревень отводились земли, урезанные от поместий хоготовцев. Таким образом, хоготовцы вынуждены были переходить к полукочевому образу жизни, то есть, зимой жили в деревянных юртах и домах, а летом со всей семьей выезжали на заимки со своим скотом. Соседство с русскими, белорусскими поселениями имело и свои плюсы, так как буряты Хогота и улусов стали осваивать новое для себя дело – земледелие. Средний возраст бурятского населения в то время составлял около сорока лет, а детская смертность была очень высокая: выживал только каждый третий ребенок. В связи с развитием земледелия база продовольствия стала более разнообразной и доступной.

В селе Хогот в 1861 году была открыта миссионерская церковно- приходская школа под началом попа Иннокентия Махочкеева. Основной задачей миссионерства было обращение инородцев, к коим относились и буряты, в православную веру. Миссионеры стали заниматься земледелием и, таким образом, внесли свою лепту в превращение хоготовских кочевников в оседлых крестьян. После 1887 года царским правительством было принято решение о том, что иногородцы, принявшие христианство, освобождались от ясака и податных повинностей на 5 лет и получали в свое пользование землю до 10 десятин для ведения своего личного хозяйства.

Октябрьская революция сыграла решающую роль в судьбах народов России, народов Сибири, явилась поворотным моментом в истории народа, села, улуса. Не стал исключением и Хогот. Был создан на территории села Хогот и ее ближайших улусов Хоготовский совет крестьянских и бурятских депутатов, организованный 14 марта 1918 года группой местных большевиков, в которой состояли Артемий Аргучинцев, сын бедняка, прибывший с фронта, Яков Черкашин, крестьянин– бедняк, О.Г. Борсоев, бурят из средников, Н.Я. Черкашин и др. Готовя создание совета, большевики Хогота действовали при поддержке из местной «Солдатской организации» и группы бурятских бедняков. «Солдатская организация», объединявшая около 30 человек, состояла из граждан Хогота, многие из которых только вернулись с фронта. «Солдатская организация» организовала реквизицию излишков хлеба, укрытого кулачеством, это имело тогда большое значение.

В течении XVIII- XIX веков, по причине близкого соседства с русскими селами и переселенцев село Хогот постепенно подвергается русификации, происходит взаимообогащение культур. В результате населения Хогота и улусов стало осваивать земледелие, русскую грамотность, строить избы и многое другое.

Глава II.Хогот в XX – начале XXI веков.

2.1.Хогот в годы строительства социализма.

На 1920 год в Хоготе размещались: маслосырзавод, почта, контора сельпо, магазин, школа II ступени с девятилетним сроком обучения. В развитии колхозного строительства большую роль сыграли машино-тракторные станции. Организации МТС позволила улучшить земледелие и больше заготавливать кормов для скота. С начала 1933г. Создаются политотделы МТС. Для работы в них были направлены их Верхнеудинска и даже из Москвы подготовленные партийные работники. Они способствовали организационному укреплению колхозов. За проведенные работы в колхозах МТС получала с них натуроплату, т.е. сельскохозяйственную продукцию натурой. В условиях административно- командной системы они служили орудием для выкачивания государством из колхозов сельскохозяйственной продукции сверх обязательных плановых поставок. В результате у колхозов мало оставалось продукции для распределения на трудодни колхозников, что сильно снижало стимул колхозников к добросовестному труду, следовательно, отрицательно влияло на уровень материального благосостояния колхозников. Но в целом МТС оказывали немалое влияние на организационно — хозяйственное укрепление колхозов. Машинотракторная станция была организована в селе Хогот в декабре 1935 г. Первым директором МТС был Титов Григорий Иванович. В Хоготовском МТС также работали кузнецы, счетоводы нормировщики, слесари, токари, бухгалтеры. Работали освобожденные секретари профкома и инструкторы райкома комсомола. В 1955 г. Начали строить новые мастерские, в 1957 г. МТС был реорганизован в «Сельхозтехнику» Баяндаевского отдела. В 1987 г. «Сельхозтехника» реорганизована в РТП (Ремонтно-Техническое предприятие).

2.2 Хогот в годы Великой Отечественной войны.

Весть о нападении фашистской Германии на нашу Родину вызвало глубокое негодование у жителей села Хогот и ее улусов. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война прервала труд граждан, их планы и мечты. Проходили митинги и собрания во всех улусах, в селе Хогот. Началась мобилизация на фронт. На районном активе первый секретарь районной комсомольской организации И. Рысьмятов призвал комсомольцев и молодежь идти на фронт и сам в числе первых ушел и погиб в 1943г. Всего ушли на фронт 460 членов комсомольской организации аймака. Многие из них, попав в пекло сражений, сложили свои головы еще в начале войны, на чужих полях, некоторые, попав в трудармию и, отработав положенный срок, вернулись домой, и продолжали трудиться. А некоторые, как, например, Семенов Яков Александрович, Степанов Иннокентий Фадеевич, Ханхасыков Илья Алсыкович и многие другие, дойдя до последнего рубежа, израненные, вернулись домой, увешанные орденами и медалями. Но, несмотря на это, нашли в себе силы трудиться, родить и воспитать детей, дожить до старости. Призыв колхозников все годы войны велся почти без ограничений (без «брони») не только на фронт, в действующую армию, но и на «трудовой фронт» — на лесозаготовки, горнодобывающие предприятия, в промышленность. В результате улусы и деревни округа остались практически без трудоспособных мужчин. Вся тяжесть сельскохозяйственных и других работ пришлась на женщин, стариков, подростков. Женщины заменили ушедших на фронт мужей,и в поле, и на животноводческих фермах, и на всех других работах. К тому же они, а также школьники всех возрастов старались и делали все возможное для фронта – изготавливали теплые вещи фронтовикам, собирали и отправляли продовольственные посылки, лекарственные травы, ягоды, грибы и т.п.

2.3 Послевоенные годы.

Хогот — сибирское село. Пожалуй, это один из больших населенных пунктов, после села Баяндай. Здесь есть свой музей. И хотя посетители бывают редко, местные жители давно знают его экспозицию. Любовно и тщательно собранные экспонаты музея- дело рук местных школьников. В 1975 году Баяндаевский район стал самостоятельной единицей. С этого времени стали строиться объекты соцкультбыта, жилья, производственных помещений и т.д., в Хоготе появились улицы Полевая, Борсоева, Индивидуальная, в СХТ — улица Новостройка. Также строились дома в отделениях совхоза. Были пристроены дополнительные площади к Хоготовской больнице, Хоготовской Дом Культуры, центральная контора, детский сад, магазины. Построен МТФ (комплекс), конный парк, зерносклады, силосные траншеи, электростанция, пилорама, поставлены и введены телевышки и т.д. В мае 1985 года был введен единый хозрасчет. Улучшилась материально техническая база совхоза. Повысились надои, урожайность; стали высевать донник, гречиху, овес, люцерну, горох и др. Стали жить лучше, чем в довоенные годы. Существенно изменились условия труда, жилищно-бытовые условия жизни.

На сегодняшний день жители села Хогот и ее деревень занимаются и продолжают заниматься скотоводством. Разводят КРС, коней, птиц. Занимаются выращиванием овощей открытого грунта, сажают картофель, заготавливают корма для скота. Участвуют в соревнованиях, в Сур-Харбанах, голосуют на выборах, решают и участвуют в политической, культурной жизни Баяндаевского района, округа, области.

Число дворов на 1 января 2011 г- 194 дворов. Жителей 989 чел., мужчин 347 чел., женщин 642 чел. Бурят 602 чел., русских 363 чел., татары 24 чел. Село многонациональное. Средняя плотность населения 2 чел./ км. Полезных ископаемых нет. В 1,5 от села Хогот, вблизи тракта Иркутск — Качуг, есть запасы галечника, запасы значительные.

Заключение

Отличительной особенностью социально- экономического развития села Хогот является то, что по нему пролегает известный Якутский тракт, связывающий город Иркутск с поселком Качуг по реке Лене. По этому тракту в дореволюционное время шел значительный грузопоток самых разнообразных товаров из города Иркутска в северные золоторудные районы Иркутской губернии и Якутской области для их жизнеобеспечения, оттуда поступали золото, другие драгоценные металлы и пушнина. Поэтому жители села Хогот издавна выполняли дорожно-гужевые повинности по перевозке грузов и были втянуты в широкие интенсивные товарно-денежные отношения в крае.

В связи с колонизацией Сибири и переселенческой политикой царского правительства, в предреволюционное время в эти места прибыло большое число крестьян из Центральной России на поселение и образовало свои села и деревни, в том числе село Хогот. Наиболее массовым был их приток с вводом в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали. Первые годы прошлого столетия и в связи с проведением столыпинской аграрной реформы, приведшей после буржуазно — демократической революции 1905- 1907 гг. к разрушению деревенской общины и большему переселению крестьян в Сибири и на Дальний Восток, где они занимались главным образом, земледелием.

Вступая в хозяйственные и иные связи с бурятами- скотоводами, переселенцы приобщали их к новому виду сельскохозяйственного производства – современному земледелию. А сами, в свою очередь, переняли у бурят приемы и способы ведения сельского хозяйства. Это взаимодополняющие ведения сельского хозяйства стало основной их дружбы и взаимопомощи. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что село Хогот было местом ссылки политических ссыльных – революционно настроенных. Все эти обстоятельства предопределили необходимость повышения культурного уровня населения села.

ХХ век был насыщен для нашей страны социально – экономическими экспериментами: революция, строительство социализма, коллективизация и индустриализация, а также Великая Отечественная война. Все эти события прошли через судьбу нашего народа и отразились в истории каждого города и села. Как и вся страна, Хогот пережил и внес свою лепту в историю. Наряду с промышленным развитием произошли изменения в природе. Серьезные изменения природы – это результат той хозяйственной деятельности, жителями, так и многочисленными заготовителями леса, добытчиками зверя пушнины, орехов, ягод, грибов. На сегодня я наблюдаю: оскудение природных ресурсов на территории села, обмеление реки, исчезновение многочисленных представителей флоры и фауны. Так, например, массово вырублены леса вокруг села Хогот, деревни Духовщина. Значительно обмелела и местами пересохла река Куданца. Не растут, как прежде, в обилии ягоды и грибы. Главным занятием жителей района и села, все годы по-прежнему остается сельское хозяйство. Общественно – политическая жизнь в районе селе наполнена многими событиями. Понятие родины весьма широкое. Есть родина, под которой принимаем всю страну Россию. Но самой доброй, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок земли будь то деревне, улус, село или город, с которым связаны самые сокровенные мечты. Изучая историю родного края, я убедилась в том, что много интересного из жизни села, где родились и выросли мои бабушки и дедушки, мне посчастливилось узнать в процессе исследования. Встречаясь с односельчанами, слушая и записывая их рассказы, я узнала об истории развития, этапах становления села, чем занимались ее жители, познакомилась с историями жизни знаменитых и не очень людей. Из архивов узнавала об истории и времени настроений и других достопримечательностей села. Эта работа помогла в совершенствовании умений по анализу материалов, их осмысливанию.

Жизненный опыт показывает, что происходящие события по происшествию времени начинают стираться из памяти людей, исчезают письменные источники, уходят из жизни очевидцы событий и их участники, ветшают и стираются с лица земли и многие деревни, связанные с историческим прошлым края. Описание событий их бывшими живыми свидетелями, участниками, фото и другие материалы, их сохранение пополнения фонда школьного музея — все это интересное и необходимое для потомков, документирование истории родного края.

При написании работы использовала материалы из школьного краеведческого музея, стенды, вырезки из газет, воспоминания жителей села, учебные пособия, книги. Изучая историю села, я пришла к выводу, что население формировалось в тесной связи с развитием хозяйства. За период с начала образования, по настоящему времени, численность его изменилась значительно. Наибольшей величины она достигла в годы строительства социализма, когда наблюдалось массовое переселение людей в Сибирь, в годы создания колхозов и совхоза. Основная особенность сегодня – резкое сокращение рождаемости и значительное увеличение смертности – как в целом по всей России, так и в селе Хогот.

Надеюсь, что знания прошлого, позволит правильно понять происходящие события. Необходимо знать и понимать основные тенденции исторического процесса на территории края и их региональную специфику. История учит: зная корни, из которых растет современность, можно ориентироваться на перспективу.

Источники и литература.

Материалы архива.

1.Государственный архив Усть– Ордынского округа (ГАУОО) Оп.3.Д.11л.3.

2. Устные беседы, воспоминания старожилов села, ветеранов тыла и труда, материалы из личного архива Ангаровой Л.О., Огневой Н.Г., Алтаева Н.А.

Статистический сборник.

1.Домовая книга Хоготовской сельской администрации. С. 4

Периодическая печать.

1.Восточно — Сибирская правда- 2008. 12 августа

2.СМ – номер один .2004.11 июня

Исследования.

1.Байкальская сторона: Книга о родном крае.- Иркутск, 1998. Вып.1.- 288с.

2.История Сибири.- Ленинград: Наука. 1968. – Т.1.- 453с.; т.2.- 538с.

3.Рабецкая З.И Иркутское краеведение: Учебное пособие.- Иркутск: «Символ», 2004г.

4.Разбуженная степь: Сб., посвященный 50-летию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.- Иркутск, 1998.- 207с.

5.Шинкарев Л.И Сибирь – откуда она пошла и куда она идет: факты, размышления, прогнозы.- 2 –е изд., доп.- М.: Сов. Россия, 1978.с. 461 6.Тархаманов Е.Е., Демешек Л.М., Санжиева Т.Е.история Усть- Ордынского Бурятского автономного округа: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- Улан- Удэ: издательство Бурятского государственного университета,2003.








sitemap
sitemap