Исследовательская работа История моего города



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГИМНАЗИЯ №24

Исследовательская работа

История
моего города

Автор: Лаиқова Зарина, ученица 4«А» класса

Научно-исследовательский раздел: история, археология

Научный руководитель: учитель начальных классов

гимназии № 24 Корнева Ирина Леонидовна

Исследование на тему история моего Города

Город Тараз

2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое исследование истории родного края.………4-11

Глава 2. Сердцу милый уголок – мой современный древний город …12

Заключение……………………………………………………………….13

Литература……………………………………………………………….14

Исследовательская работа история моего ГородаНаучно исследовательская работа мой ГородИсследовательская работа по истории ГородаВведение

Эпохи сметались, сплетались дороги,

Тонули в песках города,

Сменялись народы, правители, боги,

Так было, так будет всегда.

Свой век двадцать первый,

Мой город, встречаешь,

Под солнцем свободы растёшь.

Легендой и былью ты жизнь продолжаешь

И к новым свершеньям зовёшь!

И. Сиримов.

Во всем мире возрастает интерес к истории и культуре своего народа чувство гордости за родину. А гордость за свою страну это и есть то, что называют высоким словом – патриотизм.

Историю своего родного края надо знать, потому что мы родились тут, живем и жили, наша жизнь связана с этим прекрасным уголком Земли. Хочется верить, что ее будут изучать наши дети и внуки – продолжатели истории нашего края.

Гипотеза

Не зная истории и культуры своей малой родины и страны, нельзя стать настоящим гражданином и защитником своего государства.

Цель:

определение тесной связи истории Казахстана с историей народов соседних государств на примере развития одного из городов Казахстана.

Задачи

Исследовать историческое развитие города.

Исследовательская работа о родном ГородеОзнакомиться с достопримечательностями древнего Тараза.

Создать презентацию проекта.

Исследование на тему история моего ГородаГлава 1

Теоретическое исследование истории родного края

История Казахстана интересна тем, что переплетена с судьбами многих народов соседних государств, включая Россию, Китай, Кыргызстан, Республику Узбекистан. Наиболее ярко это видно при рассмотрении отдельно взятого города Казахстана. В моей исследовательской работе рассмотрен город Тараз, который за 2000 лет сменил свое название много раз: Талас, Ахтун, Арчу-Талас, Талас-улуш, Арчу-Талас-улуш, Тараз, Янги (Яны), Наманган-коче, Аулие-ата, Мирзоян, Джамбул, Тараз.

Дни празднования юбилея города Тараз — это миг перед вечностью длинною в 2000 лет! Это эпохальное события, которое отмечалось под эгидой ЮНЕСКО, стало достоянием истории.

Среди больших городов юга Казахстана, Тараз входит в яркое созвездие жемчужин Востока — центров философско — эстетической мысли, материально — технического прогресса и международной интеграции.

Исследовательская работа история моего Города

Городище Тараз начала XX века

Первое письменное упоминание города (в греческих источниках) относится к 568 г. Китайский паломник — буддийский монах Сюань-Цзян, проезжавший через Тараз в 630 году, сообщает, что «прибыл в город Талосе, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».

О времени возникновения города известный учёный академик А.Х. Маргулан, в частности, сообщает: « … По исследованиям учёных, гунны обосновались в долине Талас ещё в третьем — втором веках до нашей эры и построили город Талас с дворцами и башнями». Недостаточность исторических сведений, неточность описаний, слабость тогдашней географии привели к тому, что до 1936 года невозможно было установить местонахождение древнего Тараза.

В результате исследований академика В.Бартольда было установлено, что городище Тараза находилось на месте Центрального колхозного рынка (Зеленого базара) современного Тараза. Дальнейшие исследования и археологические раскопки, произведенные экспедицией Академии наук СССР в 1938 году под руководством А.Бернштама и Г. Пацевича на глубине 2-6 метров, позволили восстановить облик и культурно-экономическое значение древнего Тараза.

Анализ проведенных археологических исследований позволил выявить закономерности развития здесь оседлой культуры в течение десяти строительных периодов. При этом, как указывает Т.Н.Сенигов, начало первого периода датируется I веком н.э., когда Тараз представлял собой неукрепленное поселение. А со II века – это уже укрепленное поселение с жилыми постройками и хозяйственным двором внутри. В третий период (V-VII) на месте развалин поселения возводится крепость – город с цитаделью и шахристаном, которые обводятся кольцом стен. Таким образом, возникновение оседлого поселения на месте этого города произошло, видимо, еще в начале нашей эры.

По пустыне идёт караван,

Проходя за барханом бархан,

Две тысячи лет средь степи,

Омытый Таласом — рекой,

На великом торговом пути

Стоит древний город мой.

В VI веке Талас превратился в крупный город, игравший важную роль на Великом Шелковом пути. Он был известен в ближних и дальних странах Востока, как крупный ремесленный и торговый центр, где многочисленные умельцы выносили на шумный базар свои изделия из кожи и шелка, из золота, серебра и бронзы, причудливые гончарные изделия, ковры, котлы, ткани и посуду. Пригоняли также несметные стада скота из других регионов. Самым ходовым товаром на базаре Тараза были овцы — истинное сокровище кочевых тюркских народов. В день в Таразе продавали до пятисот голов верблюдов, множество лошадей, особенно породистых скакунов.



Благодаря этому наш город приобрел свое прекрасное название Тараз, что в переводе с тюркского означает «весы». Другое, редко встречающееся в источниках название «Талас», означает «спор», «дискуссия», «дебаты».

Историки дают предпочтение названию «Тараз», как более соответствующему исторической действительности города.

Восточные авторы VIII – X веков называют Тараз «городом торговцев», где на базарах торгуют товарами со всех стран, где в обиходе не только тюркский, но и арабский, персидский, индийский, русский и другие языки. Положение города на торговом пути в центре богатой земледельческой долины и рядом с серебряными рудниками в горах Таласского Алатау способствовало его процветанию.

Источники называют Тараз «городом купцов». Кроме того, он был столичным центром торговли. С тех пор название города фигурирует в трудах нескольких поколений персидских, тюркских и арабских авторов. О нем говорят древние хроники, дорожники и географические сочинения. Всему миру он стал известен своими высокими знаниями, благоустроенными улицами, караван – сараями, мастерскими, где чеканились монеты, торговлей и ремеслом.

Наибольшего развития город достигает в Х-ХII веках, так как становится столицей одного из уделов государства караханидов. В это время он в основном был известен в мусульманском мире под названием Тараз. Развитие экономики и культуры города способствовали созданию уникальных памятников.

Тараз, как древний город, также состоял из цитадели, шахристана и расположенного кольцом с восточной стороны рабада. Размер цитадели по сравнению с шахристаном не велик (135х135 метров). Центральный въезд в город, расположенный в южной части крепости, представлен двумя округлой формы башнями высотой около 3 метров, диаметром 1,4 метра. Двор имел хозяйственное назначение.

Шахристан

Площадь его по сравнению с площадью цитадели довольно значительна (420х420 метров). Соединенный с цитаделью стенами на севере, он с нею вместе составлял единое целое. С трех сторон (западной, восточной и южной) шахристан имел ворота, которые связывали его на восточной стороне с рабадом. В его северо-восточной части недалеко от главных восточных ворот города, гидротехническое сооружение — водоотстойник (диаметр 2,7 метра, глубина 1,6 метра). Он сложен из 13 рядов камней, конусообразно сходящихся ко дну. Швы между рядами кладки обмазаны сырой глиной. В 150-200-метрах юго-восточнее отстойника проложен водопровод, трубы сделаны из глины с обильной примесью гравия. Посредством звеньев таких труб соединенных муфтами, вода из проходящего у восточных ворот шахристана канала подавалась в водоотстойник. Общая протяженность водопровода составляет 152 метра.

Здания в шахристане имели фундамент, массивный цоколь, фасады украшались фигурными облицовочными терракотовыми плитками. Внутри здания стены украшались лепными карнизами в виде виноградных кистей и лоз, что свидетельствует о высоком уровне развития здесь виноградарства. Предметы, найденные в этих помещениях вместе с монетами, позволили ученым определить время сооружения здания цитадели 8-9 веков. Это был период интенсивного обживания цитадели. Шахристан постепенно застраивается как жилыми зданиями, так и производственными постройками, связанными с выплавкой металла и его обработкой. Кроме жилых строений горожан и производственных комплексов в центре Шахристана возводились дома аристократов, город раздвигал свои границы в сторону запада.

За шахристаном находились рабады – предместье города, где размещалась основная масса ремесленников (кузнецы, гончары, кожевники и т.д.) и городская беднота. Здесь же были сады и огороды. Рабады занимали территорию, прилегающую ныне к зеленому базару. Весь этот комплекс был обнесен высокой стеной с воротами и башнями, для сооружения которых использовались сырцовый кирпич и бутовый камень. Толщина стены доходила до 1,25 метра, лишь по восточному склону холма — бывшей стене шахристана, которая проходит вдоль нынешней улицы Мирзояна, все еще в срезе прослеживаются многометровые толщи культурного слоя, зольные постройки и обрывки сырцовых стен. Восточная часть рабада была смыта паводковыми водами реки Талас.

Бани Кали-Юнуса (XXII вв.)

Баня Кали-Юнуса расположена по улице Байзак батыра. Она имеет прямоугольную форму и построена из жженого кирпича. В ней сохранилось десять помещений различного размера, которые соединялись между собой арочными проходами. Помещения перекрыты сверху куполами, которые завершаются небольшими прямоугольными отверстиями для освещения, внутри украшены арками, фигурными нишами. В настоящее время археологи пополняют коллекции древности и выставляют их на обозрение посетителям музея.

Путешественники могли, наслаждаясь, бродить по тенистому Таразу, дивясь совершенству его водопровода и канализации, хитроумному устройству отопления и вентиляции бань, где дюжие массажисты мяли и давили стонущих от удовольствия людей, словно тесто.Мощёные улицы Тараза будто магнитом стягивались к одному центру- базару.

Мавзолей Айша-биби – единственный памятник не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованный резной терракотой. Он внесен ЮНЕСКО в список особо – ценных историко-архитектурных памятников человечества.

В письменных источниках пока не обнаружено никаких сведений об истории создания мавзолея и самой личности Айша-биби. Лишь народные предания донесли до нас поэтическую легенду о красавице Айше падчерице святого Занги-ата, о любви юной Айши и отважного воина Карахана.

Айша биби — дочь богатого, знатного человека. Сила ее чувств к отважному и храброму воину Карахану была так глубока, что она наперекор воле родителей отправилась к своему любимому, чтобы разделить с ним радость побед и горечь поражений в борьбе с чужеземными захватчиками. Но не суждено было им встретиться. У берегов речки Асы Айша умерла от укуса змеи, которая заползла в ее свадебное саукеле (головной убор).

Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на высоком холме, на могиле своей возлюбленной мавзолей.

Интересна конструкция стен мавзолея. Они имеют толщину около 80 см и состоят из трех частей: внутренней, которая выложена из жженого кирпича, наружной, состоящей из плит с резным узором и пространства между ними, забуртованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены балки из арчи для более прочного соединения стен и колонн.

Самое удивительное и прекрасное – декоративное оформление мавзолея. Вся поверхность сохранившегося фасада и колонн представляют сплошную терракотовую облицовку с богатыми и разнообразными геометрическими и растительными узорами. При солнечном освещении игра света и тени придают зданию удивительную ажурность и живость. В оформлении стен мавзолея использовались более 60 видов терракотовых плит различной формы и орнамента.

Поражает разнообразие вариантов узоров на плитах: геометрические – в виде плетеных многоугольников, крестов и звезд, растительные – в виде цветов, лепестков, стеблей, зооморфный – в виде бараньих рогов (кошкар муиз).

 На тыльной стороне плиток имеются гребневые отростки, посредством которых они крепились к стене. Техника изготовления плит была примерно следующая: в деревянную форму забивалась и уплотнялась приготовленная глина, затем по трафарету прочерчивался и вырезался резцом орнамент.

После, плитки сушили сначала на солнце, а потом обжигали в специальных печках. Процесс сушки и обжига очень сложен и, как видно, древние мастера его отлично знали.

Много сотен лет плитки подвергались воздействию жары, холода, солнца и воды, но дошли до нас в хорошем состоянии. Эти плитки изготовлялись здесь же на месте. Об этом свидетельствуют находки в районе мавзолея остатков гончарных печей, шлаков, большого количества бракованных плиток.

Известный казахский архитектор Т. К. Басенов писал, что Айша-биби, действительно является своего рода музеем, где сосредоточены орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов.

На высоте 3,4 м на колоннах имеются пояски с арабскими надписями. Сохранились лишь слова: «осень… тучи… Земля прекрасна…» эти слова подтверждают мысли о том, что любовь может жить вечно и для нее нет временных преград.

Перед приездом Индиры Ганди в 1968 мавзолей был накрыт стеклянным куполом.

Исследовательская работа история моего Города

Рядом с мавзолеем Айша-биби стоит мавзолей Бабаджи-хатун. Он знаменит своим шестнадцатиребристым зонтичным куполом. Бабаджи-хатун (по легенде няня, служанка, сопровождала богатую красавицу и следила за могилой Айши до своей смерти). Он отличается от стоящего рядом мавзолея Айша-биби простотой и изысканностью композиции.

Ценность этого памятника средневековой архитектуры заключается в его художественных и конструктивных особенностях, сохранившихся без особых изменений до нашего времени.

Сохранилась лишь часть надписи, которая гласит: “Это гробница, называемая Бабаджи-хатун. Строитель ее…”

В центральной части главного фасада расположена округлая арка, где находится вход в мавзолей. Здание мавзолея увенчано граненым барабаном, который служит основанием для шестнадцатиреберного купола.

До наших дней купол не сохранился. Фотографии и описания мавзолея начала XX века, когда были еще целы остатки нижней части купола, позволили восстановить его форму. В 1981 году купол мавзолея Бабаджи – хатун был восстановлен.

Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет по существу прямых аналогий в современной ему среднеазиатской архитектуре. Внутри мавзолея не сохранилось никаких следов отделки, полностью разрушено и надгробие. Несмотря на скупость декоративного оформления, мавзолей оставляет впечатление строгой красоты и монументальности. Архитектурно – конструктивные особенности мавзолея свидетельствуют о высоком искусстве древних зодчих, сумевших штрихами придать красоту и выразительность надгробному сооружению.

В Таразе сохранились два мавзолея, напоминающие о древнем городе. Один из них, бытующий под названием Аулие-Ата-Карахан, перестроен в 1906 году на месте уникального памятника – мазара ХI-ХII веков нашей эры. Снаружи стены здания сложены из современного кирпича, внутри купола и арочные ниши, заканчивающиеся оконные проемы, из квадратного кирпича-плитки, взятого из старого мавзолея.

Вход в мавзолей располагался в глубине стрельчатой арки, которая была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом. Арка опиралась на колонки. И этот мавзолей по своей красоте восхищал ценителей архитектуры России еще в 1902 году, как гениальное строение народа древнего Тараза.

Как свидетельствуют летописи, настоящее имя Аулие-Аты Карахана, над могилой которого стоит памятник, было Шахмахмуд.

Да, это тот самый отважный воин, к которому спешила юная красавица Айша! Он 15 лет, не показывался народу, обращался с молитвой к Богу и проводил время в посте. 40 лет вел священную войну против иноверцев. Умер в 95-летнем возрасте.

Недалеко от мавзолея Шахмахмуда находится мавзолей Даутбека. В центре внутреннего помещения мавзолея находится надмогильное сооружение — сагана, на которой высечена надпись на арабском языке: «Могила эта большого царя, высший из высших, знатный, справедливый раздатель имущества и денег, владетель сабли и знамени… почитающий ученых, дающих помощь беднякам и нуждающимся, распространитель веры и справедливости, надежда мусульман…»

Одним из уникальных памятников, хранящих больше всего тайн и загадок, является огромное, недостроенное городище Акыр-Тас. Развалины Акыр-Таса находятся в сорока километрах от города Жамбыла, в шести километрах от станции Акчолак в сторону гор.

Толщина стен городища достигает несколько метров, имеет форму прямоугольника, расположенного строго по линии север-юг. Оставили Акыр-Тас недостроенным и положили конец былому могуществу города, по всей видимости, частые набеги чужеземцев и междоусобные войны.

В ХIII веке «они (орды Чингиз-хана) развеяли по ветру земли Тараза…» — сообщает автор ХIV века Васаф. Так Тараз сошел с исторической сцены, даже позабылось его первоначальное географическое название.

Город Аулие-Ата возник на развалинах древнего Тараза в 1826-1827 годах. В 1856 году город получил новое название Аулие-Ата — «святой старец».

Узкие кривые улицы, застроенные глинобитными домами окнами, обращенными во двор. Улицы были лишены зелени. Такие же глинобитные дувалы огораживали усадьбы, внутри которых находились тенистые сады, цветники и огороды.

В честь основателя династии Караханидов в 1856 году город получает название Аулие-Ата.

По своему внешнему облику Аулие-Ата не очень отличался от других среднеазиатских городов средневековья: узкие и кривые мощеные улочки, глинобитные дома. В центре города, как и положено, был восточный базар. Большое развитие получили ремесла и торговля. В 1864 году город Аулие-Ата поле боя с кокандцами был занят русскими войсками под командованием генерала Чернышева.

К старому городу Алие-Ата была пристроена новая часть, в которой селились русские. Ее улицы, обсаженные пирамидальными тополями, были застроены кирпичными домами учреждений, магазинов, особняков купцов и чиновников и небольшими глинобитными домиками бедных жителей.

В городе к тому времени насчитывалось 2-3 тыс. жителей. В начале он управлялся военной администрацией, а позднее в 1867 году стал центром одноименного уезда.

Город продолжал играть заметную роль в торговле скотом и продуктами животноводства. В нем появились и мелкие промышленные предприятия — кожевенные и винокуренные. В 1876 году русским священником была открыта первая в городе школа европейского типа.

В 1897 году в городе насчитывалось 11,7 тыс. жителей. Кроме русских и украинцев было немало узбеков, казахи почти отсутствовали, так как в большинстве вели кочевой образ жизни.

В начале ХХ столетия в Аулие-Ате имелся большой базар, ярмарка и ряд транспортных контор. Город состоял из русской и азиатской частей. В нем были три церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфная контора, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 жилой дом, 19052 жителя. Благоустройство было на низком уровне, дома преимущественно саманные. Мыловаренный, свечной, кожевенный и пивоваренный заводы, винокурня и шерстомойка — вся промышленность города в 1913 году.

В трех церковно-приходских школах обучалось 250 учеников, в 21 мектебе ( в школах с преподаванием корана) при мусульманских мечетях обучалось 450 учащихся. В городе было всего 24 учителя. В результате грамотность до революции составляла по городу всего 7,3%, а среди женщин — казашек лишь 0,1%.

В ноябре – декабре 1917 года в Аулие-Ате была установлена Советская власть.

В январе 1928 года вместо уезда был организован район, который 10 января 1936 года был переименован в Мирзоянский район, а город Аулие-Ата – в город Мирзоян.

Левон Исаевич Мирзоян – член ВКП(б) с 1917 года, активно участвовал в борьбе за Советскую власть в Закавказье. Позднее был первым секретарем Казахстанского комитета партии. В то время была своеобразная мода – именовать города. Как и многие другие большевики, Мирзоян был репрессирован и расстрелян в печально известные годы сталинского тоталитаризма.

С 10 декабря 1938 года городу было присвоено имя великого казахского акына Жамбыла Жабаева.

Жамбыл Жабаев — великий сын казахского народа — акын, поэт, композитор. За свою долгую, почти столетнюю жизнь он стал свидетелем двух эпох и многих социальных потрясений, сполна испытал все тяготы жизни и радости простого бытия, никогда не боялся бедности и с достоинством принял благополучие.

Он знал цену лести и лжи и никогда не склонял головы перед богатством. Он был чуток к чужой беде и беспощаден ко злу. Ему не было равных в айтысе, домбра его была душой и правдой Семиречья. Жамбыл всей душой восстал против фашизма, нацизма, войны. Его слова, наполненные мужественным неприятием смерти, стали для миллиона людей огромной моральной силы и утешительной лаской родного отца.

Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 года моему городу возвращено историческое имя — Тараз, область осталась Жамбылской.

Глава 2

Сердцу милый уголок – мой современный город

Это изумительное зрелище – современный Тараз! Новые здания, дома, магазины, офисы, банки, парки, скверы, сады, памятники старины – всё смешалось во времени. Вода, музыка и свет, идущий от разноцветных лампочек из-под воды фонтана, создают вместе чарующую эмоцию. Звуки прекрасной мелодии оттеняются радугой, отраженной в каскаде воды. Усиление звука заставляют сильнее биться сердце фонтана, а свет, струящийся буйным разноцветьем, околдовывает волшебством ночи.

Мой милый город, ты во всем:

Ты в шелесте листвы осенней,

Ты в светлом небе голубом,

Ты в шорохе живых растений.

Ты в каждой капельке росы,

Что выпадает ранним утром

И в предрассветные часы

Переливает перламутром.

Ты и в журчании ручья,

В его затейливом маршруте.

Ты в звонком пенье соловья

О солнечном и ясном утре.

Я рада, что в тебе живу,

И радуюсь тобою, и любуюсь.

Ты то, чем очень дорожу,

О чем болею и волнуюсь.

Ты в ярком солнечном луче,

Ты в невесомой паутинке,

И как приятно при луне

Разглядывать твои картинки.

Ты в том, что называю я



Своим родным и милым домом.

Мой древний город, родина моя

Любовь я выражаю словом.

Заключение

История моего города связана с всемирной историей и является её частичкой. Тараз приумножил богатство государств, связанных Великим Шелковым путём. Что мы о нем знаем?

Воображение сразу же рисует нам бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами. Великий Шелковый путь стал каналом, по которому шел постоянный обмен культурными достижениями – новыми товарами, знаниями и идеями. Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии.

Но, это только лишь часть правды. Великий Шелковый путь протянулся на тысячи километров, ведя караваны и по палящим пустыням, и по живописным оазисам, и по горным перевалам. На протяжении пути возникали, расцветали и опустошались города и целые цивилизации. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние города, расположенные вдоль Шелкового пути. Веками шумели разноязычные, восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли купцы для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных птиц и зверей. Исходя из этого, можно сказать, что Великий Шелковый путь – это грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств.

Весь парадокс в том, что свое нынешнее название эта древняя дорога получила лишь в ХIХ веке по предложению Фердинанда фон Ризтгофена, автора классических трудов по физической географии Китая и орографии Азии, с легкой руки которого это наименование сегодня принято повсеместно. Тепло встречено мировой общественностью решение ЮНЕСКО о реализации международной программы “Великий Шелковый путь — путь диалога, взаимопонимания и сближения культур”. Великий Шелковый путь, словно птица Феникс, начинает свое возрождение.

История города Тараз показательна потому, что большинство городов Казахстана строилось по тому же принципу, зачастую повторяя друг друга до мелочей, однако, уникальность истории Тараза в том, что город, несмотря на все трудности и лишения, остался на современной карте Казахстана и продолжает процветать.

Смелее в дорогу! И Вы увидите великолепные архитектурные сооружения, познакомитесь с живописной природой, почувствуете знойный ветер пустынь, увидите ослепительные вершины гор, поразитесь красотой вспорхнувшей птицы. Взгляните в прошлое и в нем Вы увидите сегодняшний день. Счастливого путешествия по Великой эпохе и легендарному Шелковому пути!



ЛИТЕРАТУРА

Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути. М., 2002

Петров А.М. Великий Шелковый путь. М., 1995

Радкевич В.А. Великий Шелковый путь. М., 1990

Шефер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981










sitemap
sitemap