Исследовательская работа Исследование загрязненности снега в селе Покровка



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа имени Евгения Леонидовича Чистякова

муниципального района «Амгинский улус (район)»

с. Покровка Амгинский улус Республики Саха (Якутия)

Исследование степени загрязненности снега

в селе Покровка

Работа ученика 3 класса

Пахомова Анатолия.

Руководитель:

Корнилова М.А.

Покровка, 2013 г.

Актуальность. Я живу в деревне. Всем известно, что сельская местность, по сравнению с городом самое чистое место. Я тоже так думал, пока однажды не заметил на снегу чёрный налёт. Снег является эффективным накопителем, позволяющий судить о загрязненности окружающей среды. Зимой это загрязнение больше, так как на полную мощность работают котельные, дым из их труб виден издалека. При этом загрязнение распространяется на очень большое расстояние от источника загрязнения, в зависимости от направления ветра. При таянии снега все эти вещества попадают в окружающую среду.

На уроке по окружающему миру мы изучали тему «Круговорот воды в природе» и загрязнение окружающей среды, я увидел своими глазами, как это происходит в нашем селе и как всё это взаимосвязано. Всем известно, что мы дети пробуем на вкус только что выпавший снег, считая его чистым. Но никто не подозревает, что на самом деле Снег является накопителем атмосферного загрязнения.

Мы исследовали загрязнённость снега в разных местах села Покровка (прозрачность и чистоту воды, полученной при таянии снега).

Цель:  Выявление степени загрязненности снега в селе Покровка.Задачи работы:

Проанализировать степень загрязнения атмосферного воздуха зимой.

Посмотреть на какой территории снежный покров чище.

Объект моего исследования: снежный покров в разных местах села Покровка.Предмет данного изучения— снег.

Методы: Наблюдение, опыт, сравнение, анализ.

Гипотеза: Не все, что белое – чистое.

Время выполнения: октябрь 2012 года.

Место выполнения: с. Покровка

Методика выполнения работы

Для проведения исследования выбираются места для отбора проб снега с разной степенью загрязнённости. Снег складывается в пакеты, затем при комнатной температуре его растаивают и снеговую воду сливают в банки.

Изучение физических свойств снеговой воды:

1.  Цвет. Это один из показателей состояния воды. для определения цвета воды берётся стеклянная банка и лист белой бумаги. В банку наливается исследуемая вода и на белом фоне определяется цвет воды (голубоватый, отсутствие цвета, серый, коричневый и т. д.). в норме воды должна быть бесцветной, наличие цвета показывает, что вода загрязнена какими-либо примесями.

2.  Прозрачность. Для определения прозрачности проба талой воды наливается в стеклянный цилиндр, диаметром 3 см и высотой 30 см и через этот цилиндр просматривается печатный шрифт на листе бумаги. Регулируя высоту воды в цилиндре, определяется, через какой слой воды хорошо виден шрифт. Исследуемая вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед исследованием воду необходимо взболтать. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц в воде и определяется высотой столба воды в цилиндре в сантиметрах, через которую начинают читаться буквы.

3.  Запах. Для определения запаха талая вода наливается в коническую колбу (объём 250 мл), колба закрывается пробкой, встряхивается, затем колба открывается и быстро определяется характер запаха. Интенсивность запаха оценивается по пятибалльной системе: 0 – нет запаха; 1 – очень слабый; 2 – слабый; 3 – заметный; 4 – отчётливый; 5 – очень сильный.

4.  Осадок. Наличие осадка определяется суточным отстаиванием воды. если осадок образуется, то он может быть хлопьевидным, плотным, в виде песка, глинистым, похожим на землю, кристаллическим и т. д. Для большей достоверности, я попытался фильтровать воду через белую ткань. Фильтр с осевшими на нем взвешенными веществами был высушен в помещении в течение суток. Сравнили чистый фильтр и фильтр, через который фильтровалась талая вода

Выполнение работы и её результаты.

Для исследования снега я отобрал четыре пробы из мест с разной степенью загрязнённости снегового покрова:

проба № 1 – двор Майской школы имени Е.Л.Чистякова,

проба № 2 – местность «Школьный алас»

проба № 3 рядом с котельной

проба № 4 – река Амга

В конце октября 2012 года выпали значительные осадки, высота снежного покрова местами достигала 50 см. Пробы снега я отбирал один раз, чтобы узнать загрязненность снега.

Анализ проб снега

Таблица 2. Результаты определения физических свойств талой воды.

№ пробы

Цвет

Запах

Прозрачность

Осадок

№ 1-двор Майской школы

Темно-серый

1

Слабо мутная

Мелкие частицы пыли и сажи

№ 2-Школьный алас

Бесцветный

0

прозрачная

Отсутствует

№ 3-рядом с котельной

Тёмно-серый с чёрными вкраплениями

4

Сильно мутная

Значительный осадок с частицами сажи, пыли

№ 4-река Амга

Светло-серый

1

прозрачная

Почти отсутствует

Анализ результатов работы

Проведение исследования снеговой воды в разных местах с.Покровка позволило провести сравнительный анализ загрязненности окружающей среды. Анализ свойств воды показал, что в пробах № 1, № 4, № 3 и в октябре цвет варьирует от светло-серого до тёмно-серого, запах явно ощущается только в пробе № 3 (рядом с котельной). В этих пробах заметен осадок, который отстаивается на дне банки. Самой загрязненной оказалась проба № 3. Проба № 4 (река Амга) в зависимости от отдаленности от котельной цвет снега меняется. Проба №2 по сравнению с другими пробами относительно хорошая по своим показателям. По данным результатам заметно, накопление загрязняющих веществ в снегу, что подтверждают проведённые исследования.

Наиболее чистой и благополучной оказалась проба № 2 (Школьный алас), вероятнее всего из-за удалённости этого места от села.

Как мы видим, степень загрязнения в разных окрестностях отличается.

С пробы возле котельной, банка с оттаявшим снегом покрыта толстым грязным налетом. Вода очень грязная, почти черная. Осадок в банке тёмных частиц составил около одного сантиметра. Возле школы вода после оттаявшего снега мутная и серая, так как школа находится у центральной дороги. Также наблюдаются песчинки и осадок на дне банки. В банке обозначился контур на уровне воды в виде темного ободка.

Вода после оттаявшего снега со Школьного алааса практически прозрачная, без явных осадков. Банка осталась чистой.

Мой эксперимент наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Это влияет на поля и растущие на них плодоовощные, зерновые культуры, которые человек употребляет в пищу, на воздух, который мы вдыхаем. Травы, которые скашиваются и идут на корм животным, в конечном счёте тоже попадают человеку на стол.

Люди страдают от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды.

Выводы по результатам работы

1.  Снег является индикатором чистоты атмосферного воздуха и накопителем различных загрязняющих веществ. Снег – удобный объект для исследования.

2.  Степень загрязнения снежного покрова зависит от места взятия пробы. У котельной она оказывалась значительно выше, чем в Школьном алаасе. В центре села возле школы основным источником загрязнения является автотранспорт.

3. За деревней загрязнение окружающей среды на самом низком уровне. Поток автотранспорта ниже и котельная находится на расстоянии.

4.  По результатам исследования было подтверждено, что наибольшую часть загрязнения снега дают котельные и автотранспорт. Самыми неблагополучными оказались пробы, взятые у дороги возле школы и рядом с котельной.

5.  Чем больше загрязнение снега, тем хуже физические свойства снеговой воды, и тем больше грязи в ней содержится.

Практическое значение работы

В разных окрестностях села Покровка зимой мы наблюдаем снежный покров и визуально можем определить степень его загрязнения. Грязный снег всем бросается в глаза, особенно вдоль дорог и около котельных. Данная работа позволяет достаточно точно определить путём опытов степень загрязнённости проб снега. Использование этой методики возможно в разные промежутки времени, что позволяет сравнить все показатели по мере их изменения по месяцам и даже провести мониторинг по разным зимним сезонам. Весной снег растает, попадёт в почву, в грунтовые воды, в водоёмы. Загрязняющие вещества будут действовать на живые организмы, на здоровье населения.



Перспективы работы

Данная методика исследования снега и талой воды может быть использована и в последующие годы, что позволит провести мониторинг загрязнения снега в одних и тех же местах (в местах взятия проб), а, следовательно, и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха нашего села. Таким образом, можно определить, растёт или убывает степень загрязнения снега и атмосферного воздуха зимой в нашей деревне. Планирую сделать повторный отбор снега в весенний период.

Заключение.

Мои опыты наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Это влияет на поля и растущие на них зерновые культуры, которые человек употребляет в пищу, на воздух, который мы вдыхаем. Травы, которые скашиваются и идут на корм животным, в конечном счёте тоже попадают человеку на стол.

Река Амга – является одним из красивейших и чистейших рек Якутии. Каждое лето местные жители и гости отдыхают на ее берегах. Воду из реки Амги мы употребляем в пищу. Основным загрязнителем является котельная, которая её загрязняет.

Люди страдают от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды.

Давайте беречь природу нашей Амги от загрязнений!

Список литературы

1.  Алексеев, С. В. и другие. Практикум по экологии. [Текст] / С. В. Алексеев, М.: АО МДС. 1996. – 150 с.

2.  Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В., Сидорин, А. П. Экология учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин М.: Дрофа. 1995. – 240 с.

3.  Фотографии из личного архива.








sitemap
sitemap