Исследовательская работа Импрессионизм в лирике Б Пастернак



ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИРИКЕ Б.Л.ПАСТЕРНАКА Фахриева Айгуль Робертовна МБОУ СОШ№3 им. Ю.А.Гагарина, 10 класс Нигматуллина Альбина Сабаховна- учитель русского языка и литературы Оглавление

I. Введение.

II. Основная часть.

1. О понятии «импрессионизм»

2. Импрессионизм в литературе.

3. Импрессионизм в творчестве Б.Пастернака

4. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Когда разгуляется»

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы и источников

I. Целью и задачей моей исследовательской работы являются:

Изучить импрессионизм и импрессионистические элементы

выявить характерные черты импрессионизма в литературе

показать специфику их проявления в творчестве Б.Пастернака

проанализировать стихотворение импрессионистического характера Б.Пастернака «Когда разгуляется».

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение творчества многих писателей в современной школе ограничивается, следовательно, уровень знаний о творчестве Б.Пастернака недостаточен, а его уникальное творчество и необыкновенная судьба заслуживает более глубокого изучения в современном обществе, особенно среди молодежи.

Объектом исследовательской работы является импрессионизм, импрессионистические элементы в творчестве Б.Пастернака, его стихотворение «Когда разгуляется».

Методы исследования, использованные в работе: изучение понятия «импрессионизм» и поэтического наследия Б. Пастернака; анализ стихотворений.

Гипотезой моей работы является проследить, как импрессионизм повлиял на поэтическое творчество, на выражение сути жизни, самовыражения , бытия и чувств.

II. 1. Импрессионизм – это особое направление, которое берет свое начало в 19 веке во Франции; оно было основано на реальности и изменчивости окружающего мира. Собственно, этот мир и пытались зафиксировать художники кисти и слова. Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных, взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Наиболее мощно импрессионизм проявился в живописи, изменив подходы к ее художественным задачам и технике. Импрессионистические элементы проявлялись и в творчестве писателей разных направлений и течений, это было характерно для разных национальных литератур — французской, немецкой, русской и др. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление.

2. Импрессионизм литературе внес ключевое изменение – он полностью реформировал понятие «сюжет». Все построение базировалось уже не на каких-то общих впечатлениях, а на конкретном восприятии, переживании того или иного момента, особом лирическом впечатлении. В силу этого, именно сюжет уже не был какой-то ситуацией, это было море нюансов и ощущений, которыми пропитывалась творческая зарисовка. Между прочим, французский поэт Малларме сразу же охарактеризовал смысл нового направления, обозначив, что все основано не на изображаемых вещах, а на эффекте, который они произведут.

Центральным очагом мыслей и идей для импрессионистов становится поэтический мир природы. Сюжеты проходили посредством раскрытия всего натурального, неповторимого, естественного. При этом все импрессионистические черты тесно переплетаются с реалистическим сюжетом. Автор отмечает каждую деталь в перемене природы, ее красок, подчеркивает роль света. Порою упор делается на психологические описания, что чуть ранее уже отразилось в творениях художников. Со временем импрессионизм в литературе стал более четким, ярким. Все больше внимания ему стали уделять отечественные исследователи, которые искали нотки этого направления в лирике.

3. Моя исследовательская работа посвящена изучению воплощения импрессионизма в лирике Б.Пастернака. Известно, что Борис Пастернак еще в ранний период своего творчества очень любил творчество Поль Мари Верлена и учился у него мастерству создания импрессионистического пейзажа. Б. Пастернак писал, что П. Верлен давал словам безграничную свободу, которая и была его открытием в лирике и которую можно встретить лишь у мастеров прозаического диалога в романе или в драме. П. Верлен утверждал интуитивное познание мира и выдвинул новые принципы в искусстве: музыкальность, внимание к нюансам и оттенкам, чувственное видение.

В поэзии Б. Пастернака наибольшую смысловую нагрузку несет метафора, которая является не столько отражением мира, сколько впечатлением от него, а также самовыражением лирического «я». Пейзажи Б. Пастернака отличаются богатством красок, запахов, звуков. В них нет никаких границ, и объекты органично слиты в единое целое. Поэт владеет искусством переходов и переливов, что, безусловно, говорит об импрессионистичности его творческого метода. Поэзия Б. Пастернака неповторима и многообразна, и ее очарование во многом создается за счет импрессионистических элементов. Отец поэта Леонид Пастернак был художником, и сам поэт тоже знал и любил музыку. Кроме того, он прекрасно разбирался в живописи и рисовал. Эти увлечения молодости повлияли на его поэтическую манеру, отличающуюся музыкальностью и живописностью.

4. Признаки импрессионизма как художественного направления выражены в стихотворном цикле Б.Пастернака «Когда разгуляется». Это кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б.Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нём открыто выражено мироощущение позднего Пастернака. Наследуя традиции А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, Пастернак в стихотворении видит в природе образ гармонической простоты, природа для поэта не мастерская, но храм.

Жизнь — дар Божий — позволяет герою приобщиться к бесчисленному множеству «святых, схимников, царей», над которыми светятся «мерцающие венцы бессонниц» (звучит мотив вечности). А высший смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы в буднях прозревать «вечность… изнутри».

Жизнь для лирического героя становится великой службой, восторгом, который он испытывает перед красотой окружающего его мира, суть –религиозным переживанием Божьего замысла.

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.

Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности… Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю… Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится кусочек чистого неба — и всё…, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское: Когда на исходе дней дождливых Меж туч проглянет синева, Как небо празднично в прорывах, Как торжества полна трава…

И здесь мы наблюдаем движение, свойственное импрессионизму. Ты чувствуешь, что с твоей душой происходит странная метаморфоза. И так каждый раз…

На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых. Но в заключительных строфах появляется образ собора. Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее “внутренность” собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зелёный, то есть чистые, светлые тона. Большое озеро как блюдо…

Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своём воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отражённого в нём. Уже следующие строки отсылают нас к небу: За ним скопленье облаков, Нагромождённых белой грудой Суровых горных ледников. И лес меняет колорит: То весь горит…

Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зелёный?) — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — живопись. Сколько лёгкости, движения, жизни в этом сравнении! Собор — это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.

Лирический герой испытывает чувство благодарности Богу за то, что живём, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.

Последняя строфа, звучит как откровение, как молитва: Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт даёт возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.

III. Таким образом, возникнув в живописи, импрессионизм в художественной литературе проявился как поэтический стиль. Для поэтики импрессионизма в литературе характерны такие черты, как повышенное внимание к нюансам человеческих переживаний, передача впечатлений от увиденного (пережитого, воспринятого), живописность и музыкальность картин, фрагментарная композиция изображения и др. Импрессионизм дал мощный импульс для развития форм психологизма в литературе. Интерес не к «социальному типу», а к неповторимости человеческой личности, к ее ощущениям, оттенкам чувств и ассоциациям принципиально отличает импрессионизм в стилевом отношении.



sitemap
sitemap