Исследовательская работа Гастрономический туризм



Исследовательская работа «Гастрономический туризм»

Автор: ученица 11 Б класса МБОУ «СОШ №1» г. Микунь Тюряева Светлана

Научный руководитель: учитель географии Кодачикова М. В.

Лазурные побережья, песчаные пляжи, жемчужины архитектуры или активный отдых в горах – современного туриста этим не удивишь. Часто, отправляясь в отпуск, например, на Мальту турист ловит себя на мысли, что здесь такое великолепное побережье, такой свежий воздух с моря… почти такие же, как в прошлом году на Кипре.

Именно эта «похожесть» многих курортов, несмотря на все исторические особенности и культурный колорит, подталкивает развитие новых форм туризма.

Одной из таких форм туризма, приобретающей все большую популярность, стал гастрономический туризм.

Человек, впервые услышавший это выражение, скорее всего, решит, что это путешествие, в котором просто очень вкусно кормят. Это не то, чтобы заблуждение, но все же такое суждение весьма далеко от истины: попробовать национальную кухню можно, отправившись в любое путешествие, при том не обязательно туристическое.

Так что же такое гастрономический туризм и почему в последние годы он приобретает все большую популярность? Именно этим вопросом я и заинтересовалась.

Цель моего исследования: составить мини — энциклопедию для туристов желающих заняться гастрономическим туризмом.

Задачи исследования:

— определить, что такое гастрономический туризм, формы гастротуризма;

— провести социологическое исследование «Гастрономический туризм в восприятии жителей г.Микунь»;

— составить мини-энциклопедию «По странам гастрономического туризма»;

составить календарь «Гастрономические праздники и фестивали».

В ходе исследования мы выяснили, что гастрономический туризм – это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Гастрономический туризм – это палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда открывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет.

Гастротуры делятся на два вида: сельские (так называемые, «зеленые») и городские. Их принципиальное отличие заключается в том, что, отправляясь в сельскую местность, турист стремиться попробовать экологически чистый продукт, без каких-либо добавок. Например, «зеленые туры» предлагают сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охоту или прогулку по дорогам виноделия.

Городской гастротур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо.

Кроме того, существуют туры, которые знакомят не с различными блюдами в одной местности, а с одним блюдом в разных местностях. Это весьма знаменитые французские, болгарские винные туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин. Сырные туры в Голландию, Швейцарию, Италию, где можно отведать сорта лучших сыров, посетить сырную ярмарку. Пивные туры по Германии, Австрии, Чехии, Бельгии запомнятся любителям пенного напитка не только его разнообразием, но и посещением пивоварен, знаменитых пивных баров и фестивалей.

Кому нужен гастрономический туризм? Интерес к кулинарным путешествиям растет с каждым годом. Из года в год увеличивается количество стран, где проложены увлекательные кулинарные маршруты. Такая заинтересованность в гастрономических турах объясняется не только тем, что наскучил обычный туризм. Люди отдают предпочтение этому виду отдыха, поскольку, зачастую, устали от продуктов- полуфабрикатов, потому что они хотят полакомиться любимым продуктом «в оригинале».

Следует отметить что практически любая страна имеет потенциал для развития у себя данного вида туризма, ведь в каждой стране своя неповторимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства. Гастрономические традиции в свою очередь складывались исторически на основе особенностей природных условий (климат, рельеф), культуры, религии, иммиграции.

В России кулинарный туризм пока редкое явление : нет продуманных гастрономических маршрутов, число россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало. Однако и у нас все больше людей осознают перспективность этого направления турбизнеса. Думается, что в России главным образом будет развиваться «зеленый» гастротуризм.

Следующий этап нашей работы заключался в проведении социологического исследования «Гастрономический туризм в восприятии жителей г. Микунь» . В исследовании участвовало 156 респондентов в возрасте от 16 до 55 лет. Это представители Микуньского ЛПУМГ «Севергазпром Трансгаз Ухта», а также учащиеся и учителя нашей школы. Каждому из участников предлагалось ответить на следующие вопросы: «Что такое гастрономический туризм?» , «Что такое сельский и городской гастрономические туризмы?», « С какими блюдами у вас ассоциируются такие страны, как Россия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Греция, Украина, Грузия, Белоруссия, Япония, Китай, Казахстан ну и конечно Республика Коми?»

В результате нами были получены следующие данные:

1)23 % респондентов знают, что такое гастрономический туризм, 18% дают ошибочный ответ, 59% не имеют представления о данном виде туризма;

2) 9% респондентов не знают что такое сельский и городской гастрономические туризмы, 22 % ошибаются в своих представлениях,69% не смогли дать ответ

Таким образом, большинство жителей не имеют представление о новом виде международного туризма.

На следующем этапе исследования респондентам было предложено написать гастрономические ассоциации, которые складываются у них при названии той или иной страны. Очень интересным оказались гастрономические ассоциации наших жителей с предложенными странами. Мы выбрали по пять блюд, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге. Гастрономические ассоциации по странам мира распределились следующим образом:

— Россия – пельмени, водка, борщ, картофель, блины;

— Великобритания – пудинг, чай, овсянка, рыба, кукуруза;

— Германия – сосиски, пиво , капуста, шницель;

— Франция – лягушки, вино, сыр, шампанское, улитки;

— Италия – макароны, пицца, лазанья, томаты, сыр;

— Испания – вино, говядина, пицца, рыба, фрукты;

— Греция – оливки, салат «Греческий», грецкий орех, рыба;

— Украина – сало, борщ, вареники, горилка, галушки;

— Грузия – шашлык, суп харчо, вино, плов;

— Белоруссия – картофель, драники, пельмени, вареники, сало;

— Япония – суши, рыба, саке, рис, чай;

— Китай – рис, суши, чай, лапша, насекомые;

— Казахстан- плов, кумыс, манты, мясо, бешбармак;

— Республика Коми – шаньги, рыба, сур, черинянь, оленина.

Гастрономические ассоциации наших жителей очень скудны, а порой, ошибочны. Естественно, что они складывались на основе документальных и художественных фильмов, телепередач, газет, журналов, классических произведений, рассказов родственников и друзей и менее всего из собственных путешествий.

На основе различных источников информации мы составили электронную фотоэнциклопедию «По странам гастрономического туризма». Всего в энциклопедию вошло 20 стран. Это самые популярные туристические страны и страны ближнего зарубежья – наши соседи. Конечно, мы выделили и нашу Республику Коми, которая имеет достаточно большой потенциал для данного вида туризма. В энциклопедии указана страна, традиционные национальные блюда и напитки, районы (провинции), где изготовляются те или иные национальные блюда.

Так как энциклопедия получилась объемной и я не смогу представить сейчас все страны в силу существующего регламента, то рассмотрим ее на примере одной страны. Возьмем, Францию:

— Французская кухня считается одной из лучших в мире.

— Наиболее известными французскими блюдами являются булочки-круассаны, шоколадные хлебцы, багет, а также улитки по-бургундски, конечно, луковый суп.

— На побережье Луары можно попробовать необыкновенные блюда из листьев одуванчика и пресноводной рыбы.

— Кухня Бургундии славится своими сырами, сардельками «шабли», цыпленком в красном вине, горчицей из Дижона, улитками по-бургундски, козьими сырками из МаконаБретань широко известна своей «морской кухней».

— Нормандия славится своими молочными продуктами, в первую очередь — сыром («камамбер», «понт-левек», «ливаро», «нёфшатель» .

— Кухня Прованса — это прежде всего «буябес» из различных видов рыбы с соусом «руй».

— Корсика славится сырами из овечьего молока «броккиу», ветчиной «коппа» и вареньем из инжира.

— Во Франции сыр является обязательным блюдом во время обеда и ужина. Именно блюдом, как у нас первое или второе. Это блюдо называется по-французски «plateau de fromages», то есть поднос с сырами.

— Франция производит тысячи сортов превосходного вина «всех цветов», виноградники считаются национальным достоянием этой страны, которая подарила миру коньяк, шампанское .

Кроме того, нами был составлен гастрономический фотокалендарь самых известных и посещаемых международных и национальных гастрономических праздников с кратким описанием. Он включает 38 праздников, разделенных по временам года.

Например, зимой, 18 февраля – фестиваль лимонов в Ментоне (Франция); весной, 7 марта – день пирожных в Исландии; летом, 19 августа – день пасечника на Украине; осенью, 5 ноября – день гигантского омлета в США.

Фотокалендарь и энциклопедию можно использовать на уроках географии. Они расширяют наши представления о национальных особенностях, культуре, менталитете многих стран мира. Отправляясь в путешествие в ту или иную страну, мы можем заочно познакомиться с кулинарными национальными шедеврами и традициями страны и расширить программу своего туристического маршрута, пополнив его гастрономическими достопримечательностями.



sitemap
sitemap