Исследовательская работа Фенечка – подарок hand-made



Фенечка – подарок hand-made

Миронова Диана Дмитриевна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская СОШ №2с углублённым изучением отдельных предметов», 6 в класс

Введение

У каждого человека должно быть какое-нибудь хобби. Тема проекта обусловлена проблемой, возникающей в подростковой среде: снижение интереса к рукоделию как виду самостоятельной деятельности и творчества, способствующего созданию подарочного изделия. Для меня таким видом деятельности стало плетение одним из способов макраме — плетение фенечек. Я очень люблю плести эти яркие украшения для друзей, всегда приятно сделать подарок, в который вложена частичка души. Поэтому проект актуален. Я решила узнать о фенечках как можно больше: что это за вид подарка в стиле handmade, кто предпочитает такие изделия, как создать модели фенечек и разработать технологическую карту.

Объект исследования – рукоделие.

Предмет исследования – фенечки.

Цель работы – создание моделей фенечек на основе разработанных технологических карт, отвечающих пожеланиям подростков в стиле handmade, повышающих интерес к рукоделию.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку гипотезы.

Гипотеза исследования – если знать технологию создания моделей фенечек и пожелания подростков, то можно повысить интерес к рукоделию как виду самостоятельной и творческой деятельности.

Задачи: — изучить литературу по проблеме исследования;

— подобрать методы исследования;

— выявить модели и создать фенечки в соответствии с пожеланиями

подростков;

— разработать технологические карты изготовления изделия;

— апробировать образцы фенечек в подростковой среде в качестве подарка;

— обобщить результаты и сделать выводы.

В интересах исследования отобраны методы, позволяющие подтвердить гипотезу и обосноватьрезультаты, а именно:

— эмпирические (наблюдение, опрос, рейтинг);

— теоретические (моделирование, сравнительный анализ).

В перспективе развития проекта продукты могут использоваться: для организации выставки в детском саду, начальной школе, доме творчества, КДЦ «Премьер»; для самостоятельной работы по созданию фенечек учащимися 1-7 классов, для использования на уроках технологии; презентация – для рекламы стиля handmade и повышения интереса у подростков к данному виду рукоделия.

Этапы проекта:

Информационный (анкетирование, изучение литературы и поиск информации по теме).

Технологический (моделирование, практическая работа по изготовлению изделия, создание технологических карт).

Обобщение деятельности, выводы.

Представление результатов деятельности.

Основная часть (исследовательская деятельность)

Прежде чем приступить к основной работе я провела опрос среди учениц 6-х классов нашей школы, чтобы выявить, насколько интересны подросткам рукотворные подарки на примере оригинального браслета – фенечки, ведь сегодня поделки в стиле handmade, что в переводе с английского обозначает «предмет ручной работы, самоделка»[2], необычайно популярны. Анкета включала в себя следующие вопросы.

1. Как ты думаешь, какой подарок ценится больше: сделанный своими руками или купленный в магазине?

2. Любишь ли ты заниматься рукоделием, создавая подарки своими руками?

3. Ты знаешь, что такое фенечка?

4. Умеешь ли ты плести фенечки?

5. Какую фенечку ты бы хотела получить в подарок: изготовленную из ниток, бисера или шелковых лент?

Проанализировав результаты опроса (Приложение I), я сделала выводы:

1. Моим сверстницам нравятся подарки, сделанные своими руками, они считают, что рукотворные вещи уникальны.

2. К сожалению, в подростковомвозрасте не очень популярно заниматься рукоделием, проявлять свое творчество для изготовления подарков для близких людей.

В ходе опроса я выяснила, что снижение интереса к рукоделию как самостоятельной творческой деятельности, способствующей созданию подарочного изделия фенечка, обусловлено тем, что не все респонденты знают технологию изготовления этого изделия. Девочки не владеют сведениями о возможных современных моделях и возможностях их использования. Также в этом возрасте не желают тратить время на изготовление какого-либо изделия – лучше получить его в подарок или попросить сделать того, кто умеет. Таким образом, мне необходимо популяризировать декоративно-прикладное искусство и заинтересовать сверстниц. А для этого я приступила к изучению литературы.

История происхождения фенечек

Для начала я изучила понятийный словарь.

Фенечка, или «фенька», «феня» (предположительно, от англ. thing — «вещь, штука») — браслет ручной работы из бисера, ниток или кожи. Является характерным атрибутом субкультуры хиппи. [1]

В словаре молодёжного сленга «фенечка» — прикольное украшение, сувенир, подарок, обязательно не фабричного производства, а сделанный руками своими или друга (подруги). Чаще всего — плетеный из ниток и бисера браслет. [4]

Изучив справочную и дополнительную литературу, я узнала, что изначально фенечка была заимствована у индейцев, и использовалась как символ дружбы — после обмена фенечками индейцы считались назваными братьями. Первоначально аналогичной была ситуация и у хиппи.

Хиппи — первая субкультура, практически в чистом виде «импортированная» с Запада. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и миротворчество.

Обычно феньки плетут кому-то, т.е. делают специально для определенного человека, с учетом его характера, пристрастий, своего собственного отношения к нему. Часто их дарят на день рождения или просто так.

Ввиду своей универсальности браслет дружбы может носить как представитель женского пола, так и мужского. Человек, который плетет фенечку вкладывает свою любовь в нее, и тот, кто получает фенечку, должен быть благодарен за любовь и труд друга.

В наши же дни фенечка может использоваться просто как украшение. Однако также может символизировать что-то, например, музыкальные пристрастия.

Существуют так называемые «энергетические» феньки, которые считаются чем-то вроде энергетического оружия, и якобы могут воспринимать космическую энергию.

Нечто похожее на фенечки плели и славяне. Чаще это были разного рода узоры на рукавах, которые, по поверию славян, отгоняли злых духов.

За последние 8-10 лет распространение этих аксессуаров постепенно начало отображаться не только на хиппи, но и на обыкновенных людях, не придерживающихся той или иной субкультуры. Появились люди, промышляющие на этом свой малый бизнес. Эта и другие предпосылки к распространению «феньконошения» дали фенечкам жизнь и на запястьях простых горожан. Они стали украшать, а не символизировать.

При дарении фенечки её завязывают на три узелка, причем на третий узелок загадывают желание тому, кому она дарится. Эту фенечку носят, не снимая до тех пор, пока она сама не слетит или не порвется.

Вывод: фенечки как нельзя лучше подходят в качестве подарка, т.к. их часто дарят на дни рождения, и человек, который плетет фенечку, вкладывает свою любовь в нее.

Символика

Разные цвета и узоры на фенечке имеют свою символику. Они могут дать о носящем их человеке различную информацию. Однако единой системы символов для фенечек нет, и потому в разных группах внутри субкультуры (в том числе и у хиппи) одни и те же фенечки могут обозначать разные вещи, вплоть до полной противоположности. (Приложение II)

Вывод: сочетая любые цвета, можно выполнить оригинальныйподарок в зависимости от интересов и предпочтений человека, и он будет эксклюзивным, неповторимым.

Виды фенечек

Разные браслетики и носят по-разному: на правой руке – вновь сплетенные, на левой – подаренные. Во всех фенечках заключена некая символика. Эти украшения – своеобразное напоминание о знакомствах и встречах, приключениях и поездках, подарках и праздниках. Именно поэтому отношение к таким вещицам особое.

Эти браслетики могут быть изготовлены из разных материалов. В основном фенечки плетутся из ниток мулине, ленточек, шнурков и бисера. В их плетении используется также разная техника: прямое, диагональное, круговое и другое плетение. Но, не зависимо от разновидности, во всех фенечках обязательно должен присутствовать эксклюзив. По желанию мастерицы, браслетики получаются и одноцветными, и с каким-либо узором, и с рисунками, и с иероглифами, и с буквами, и даже с именами.

Вывод: проведение опроса показало, что наибольший интерес вызывают у девочек нашей школы фенечки, выполненные из шелковых лент. Работа с лентами имеет статус самого культового рукоделия в настоящее время, к тому же фенечки получаются яркими, броскими.

Как научиться плести фенечки?

Плести фенечки не сложно, и освоить это искусство может каждый, нужно лишь желание. Чтобы самостоятельно сплести фенечку, достаточно воспользоваться инструкциями или рекомендациями, которые можно в избытке найти как на просторах Интернета, так и в специальных книгах и журналах по рукоделию. Можно также скачать видеоурок или смотреть такие уроки онлайн.

Вывод: можно найти подходящий сайт, приобрести книгу или журнал и приступить к этому увлекательному занятию.

Практическая деятельность

Я очень люблю заниматься рукоделием, и давно работаю с разными материалами: бисером, нитками мулине и ирисом, лентами шелковыми и капроновыми, тканью, кожей. Плетение фенечек – это простое и увлекательное занятие, творческий процесс, требующий не только рукодельного мастерства, но и чувства прекрасного, полета фантазии, а порой и креатива.

На что похожа россыпь бисера? Пожалуй, на россыпь звезд в ночном небе. А косичка из разноцветных ниток – вам она не напоминают радугу? В умелых руках мастерицы и бисер, и нитки, и ленты могут превратиться в поистине звездное украшение. Бусинка за бусинкой, ниточка за ниточкой, сплетаются они в милые браслетики, кулончики и брелоки, которые становятся не просто украшением, а особенным знаком, фишкой, фенечкой. Любителям бисерных фенечек хочу предложить освоить более сложные технологии, например, плетение фенечек с именем. Для такого браслета подойдут способы прямого плетения и схема. По их образцу запросто создать и свою — уникально-эксклюзивную.

Для того, чтобы заинтересовать участниц проекта, я составила инструкционную карту по технологии изготовления фенечек. В ходе опроса были выявлены предпочтения в подарках. Среди начинающих популярно самое простое, диагональное плетение. Именно его я использовала для изготовления фенечек из шелковых лент, так как этот материал востребован в подростковой среде. (Приложение III)

Изучив символику цвета, я решила выполнить фенечки, которые символизируют:

1) беложелтая – чистоту, добро, солнце и красоту;

2) серая– скромность, пунктуальность;

3) бело-красная – любовь, радость, добро, свет;

4) оранжево-зеленая –привязанность, юность;

5) сине-фиолетовая – мечты, фантазия, открытость всему новому.

Такая символика характеризует состояние моей души, мое отношение к окружающему миру, мое настроение, которым я хочу поделиться с моими друзьями.

Вывод: ознакомив девочек с историей фенечек, техникой плетения их из разных материалов, я провела повторное анкетирование. (Приложение I). Главный вопрос, который меня интересовал, изменилось ли твое отношение к занятию рукоделием, создавая подарки своими руками? Конечно, в масштабах школы, еще рано говорить о значительных изменениях. Активность опрошенных повысилась, появилась потребность в занятиях рукоделием. Фенечки стали носить каждый день, не только как браслет, а как элемент к школьной форме. Я рада, что мой проект дал возможность приобрести творческое хобби, найти новых друзей, научил делать изящные и красивые вещицы, заряженные исключительно позитивной энергией – фенечки. Об этом свидетельствуют отзывы. (Приложение IV)

Заключение

В ходе работы над проектом изучен материал о фенечках, практически отработана технология изготовления подарков в стиле handmade в соответствии с предпочтениями подростков. Впервые фенечки стали использоваться учащимися нашей школы не только как украшение, но и как элемент школьной формы, и самое главное – как подарок, хранящий тепло дружеских рук и частичку души.

Результаты исследовательского проекта

1. Выступление на классных часах в 5-6 классах «Фенечка – подарок handmade».

2. Проведение мастер-класса «Технология создания модели фенечки из шелковых лент» на занятиях по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению.

3. Презентация проекта.

Практическая значимость

Результаты проекта могут быть использованы

— для создания подарка своими руками;

— демонстрации продуктов сверстникам с целью популяризации различных видов деятельности и повышения интереса к созданию;

— организации выставки в начальном звене и детских садах для воспитания бережного отношения к чувствам друзей, благодарности в результате их внимания и заботы;

— при изучении раздела «Художественные ремесла» (предмет «Технология») и создания проектов для фестивалей и выставок на различных уровнях.

В дальнейшем я планирую разместить материал в Ресурсном Центре Информатизации и принять участие в проекте «Магический дистант», где смогу организовать дистанционные занятия по обучению.

Литература

Справочная литература

1. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. -1-е издание: Спб,: Норинт. 2006г.

2. Н.Г. Комлев. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо. 2008г.

3. М. Я. Ануфриева. Искусство бисероплетения. М.: Культура и традиции. 1999г.

Интернет-ресурсы

4. http://teenslang.su/content/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

6. http://sovets.net/120-kak-plesti-fenechki.html

7. http://submoda.ru/shema-brasleta-iz-lent.html

8. http://magicthread.ru/makrame/brelok-iz-atlasnyx-lentochek.html

9. http://stranamasterov.ru/node/19022



sitemap
sitemap