Исследовательская работа Есть святые на Руси Житие Сергия Радонежского



Цель исследовательской работы образы святой русиЦель исследовательской работы образы святой русиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

города Рославля Смоленской области

Исследовательская работа

Есть святые на Руси

(Житие Сергия Радонежского)

Выполнила:

ученица 5 класса Б

Гревцева Юлия

Руководитель:

Базаркина Юлия Николаевна

учитель русского языка и литературы

Цель исследовательской работы образы святой русиЦель исследовательской работы образы святой руси

г. Рославль,2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Жизнь и деятельность Сергия Радонежского…………………………… 4-8

2. Печальник всей Русской земли …………………………………………….9-10

3.Сергий Радонежский – покровитель православных учащихся. Молитва русскому святому………………………………………..11-12

Заключение………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………..……14

Приложения…………………………………………………………15-17

Введение

Наше исследование посвящено преподобному Сергию Радонежскому: именно ему наиболее почитаемому русскому святому, во времена почти семивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения.

По разному называют люди тех, кто посвятил жизнь Высшему. Учителями, Богами, Мучениками, Святыми — но все они, в разное время, служили самоотверженно человечеству. Эти люди представляют, как бы, живые вулканы, извергающие напряженную энергию. То, что должны сделать миллионы людей — делают отдельные личности, которые всегда приходят к человечеству на поворотных этапах его истории. Таким был и Сергий Радонежский.

Цель исследования: знакомство с личностью Сергия Радонежского; подвигами святого.

Задачи исследования:

изучить Житие преподобного Сергия (от Е. Премудрого);

распространить в среде сверстников информацию о подвижнической деятельности святого;

прочесть доступные материалы и книги о святом;

изучить вариант молитвы, помогающей в учении, развитии памяти и сообразительности.

Глава 1 Жизнь и деятельность Сергия Радонежского

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало

И преподобный Сергий в ней.

С. Никулина

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес «Святая-Святых» — в третий раз послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: «Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы».

И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. Мать его вспоминала: «С первых дней младенец показал себя строгим постником». В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса. Когда ему исполнилось 7 лет, он со старшим и младшим братом был отдан в церковную школу в учение грамоте. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Он не любил шумных компаний, а любил уединение и общение с природой. Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне он увидел старца, который молился. Он подошел к нему и поделился горем, что грамота ему тяжело дается, и попросил старца помолиться, чтобы бог дал ему разум в учении, и стал рядом, и начал молится. Закончив молитву, старец вынул из-за пазухи просфору (маленький хлебец) и дал мальчику и сказал следующие слова: «Сие дается тебе в знамение благодати Божьей и уразумения Святого писания. Отныне дает тебе Господь разум в учении». Запечатлённое на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», это событие обрело поэтическую образность и необычайную масштабность: словно сама Русь в лице несмышлёного отрока, молит Всевышнего о ниспослании вразумления и духовной силы. (Приложение 1)

Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын — избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией — давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. «Велик, будет Ваш сын перед Богом и людьми».

В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж. И остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, занимался богомыслием, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам — вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Он возненавидел свою плоть, чтобы спасти свою душу и выработать сильную волю. Благодаря этому установилось внутреннее равновесие в нем, и огонь сердца нашел постоянную меру горения, не будучи еще в монастыре он вел монашескую жизнь.

После смерти родителей, все, что родители оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле и сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. Ему было 23 года и Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце.

Наконец пришли к нему желающие подражать ему. И сказал он: «Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в царство небесное». Сергий говорил спокойно, не любил он длинных речей, говорил кратко, часто притчами.

Он говорил своим ученикам: «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой». Он обладал даром внушать к себе уважение. Великая справедливость покоряла сердца, Его любимым словом, было слово «Дерзайте», а любимой заповедью: «Глазами сердца смотри». О нем пишут, что он был, как раб купленный, ни минуты не сидел без дела. Он был и пекарем, и поваром, и плотником, и выполнял самую тяжелую работу. Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример для других. Они пребывали в посте, молитве и постоянных трудах, то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с другом. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и любя, с молитвой выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.

Было у него 12 учеников. Но пришел к нему из Смоленска архимандрит по имени Симеон. Отказавшись от своего положения, с чувством глубокого смирения, он попросил принять его как простого монаха, и Сергий принял его. Симеон принес ему своё наследство и благодаря этому, монастырь стали расширять. 12 учеников трудились в поте лица, они расчищали лес под монастырские кельи. Сергий умел в себе соединить черты кротости и строгости. Введена была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Не разрешалось вечером приходить друг к другу. Каждый должен был заниматься своим любимым делом, богомыслием и развивать какое-нибудь творчество. Запрещалось ходить по селам и просить подаяние. Сергий создал практическую школу нравственности. Он привел в движение и оживил Дух народа. Он был всегда примером для всех.

Вспоминают случай, когда он 3 дня ничего не ел. Тогда он пошел к ученику и сказал: «Я слышал, что тебе нужно построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?» – « Но ты ведь дорого возьмешь?» – «Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть хлеб». Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал, когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым словом не попрекнул ученика. Это был человек, который жил только для других. Не жалеть себя, отказывать себе – это было частью его природы. Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.



Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так старец приближался к исходу из этой временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы.

Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие чада Сергиевы, и с сердечной болью внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя.

Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал свою чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, то есть на 78 году своей жизни.

Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды, после вечерней молитвы, ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело покойного достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. Весть разлетелась быстро. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.

Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными. В 1463 году Новгородским архиепископом святым Ионою была поставлена в Новгороде, на владычном дворе, первая известная церковь во имя преподобного Сергия.

Сейчас мощи преподобного находятся в Сергиево – Посадской лавре. К его мощам каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить его.

Глава 2 Печальник всей Русской земли

Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Слепые — прозревали, хромые — шли, прокаженные — очищались, глухие — слышали, словом, — все, с верой приходящие к Святому, какими бы ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу.

До сих пор говорилось о деяниях игумена Радонежского только в тесном кругу монашеской жизни; видели в нем пустынника, великого подвижника, великого наставника иноков, теперь расскажем о нем как о печальнике всей Русской земли.

Да, великий избранник Божий Сергий дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенною гибелью. Слишком долго томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец ответил Господь Бог на мольбы Руси Православной, — приближался час освобождения, в котором Сергий явился истинным печальником родной земли. Примером своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию. Своей жизнью Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлившиеся искры того же огня, которым горел сам он.

Один из гордых ханов татарских Мамай поднялся на Русь со всеми полчищами. Готовясь выступить в поход, великий князь Дмитрий счел первым долгом посетить обитель и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Здесь Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение, просфору и послание, в котором было написано: “Иди, иди смело князь, надейся на помощь Божию”. Эти слова воодушевили Дмитрия мужеством, да и не только его, а все войско русское. На берегу реки Непрядвы, на обширном Куликовом поле, произошла великая кровопролитная и жестокая битва. Это случилось 8 сентября 1380 года. Мамай не успел соединиться со своим союзником и был напрочь разбит и обратился в бегство. Преподобный Сергий во время битвы, стоя с учениками своими на молитве, говорил об успешном ходе сражения и о решительной победе над врагом. Он даже помянул павших на поле брани и произнес за них молитву. (Приложение 2)

В церквах веками воздается

Святому Сергию хвала

И величание поется,

И славятся его дела.

Светильник Божий! Он как прежде,

Усердно молится о нас.

И припадаем мы с надеждой К его мощам в печали час.

Глава 3 Сергий Радонежский – покровитель православных учащихся. Молитва русскому святому

К великому заступнику преподобному Сергию Радонежскому прибегают в любой беде и в любом затруднении. Православные верят, что он имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения и укрощения гордыни. Ему молятся о развитии ума у детей, помощи в учении, о сохранении жизни воинов на поле брани.

Как известно, молитва – это разговор с Богом. Молитва к преподобному Сергию – это обращение к святому с просьбой о заступничестве перед Богом, о даровании помощи при получении знаний и смысла изучаемого материала либо школьного предмета.

К сожалению, мы забыли о том, что ещё около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов, студентов и школяров начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому – покровителю учёности, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится. Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю — свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры.

Молитва помогает укрепить память в обязательном порядке. В ней сокрыта не только мелодика, как во всяком стихосложении, а есть напевность и ритм. В этой главе нашего исследования мы хотели рассказать о молитве к святому Сергию Радонежскому о даровании знаний. (Приложение 3)

Читать молитву нужно, только понимая значения всех и сложных и простых слов. Если применять разработанный нами алгоритм, это делать очень просто.

Посмотри на Храм Божий внутри себя (загляни в душу);

Стань тихим и чутким, успокойся;

Улови ритмику и мелодику текста молитвы;

Стань твёрдым и уверенным;

Произноси слова внятно, не торопясь, искренне;

Сочетай в голосе своём веру в Бога и уверенность, что помощь придёт, если скорым помощником будет преподобный Сергий;

Произнеси молитву не менее трёх раз;

Благодари преподобного за Христову любовь и добродетель подвижничества.

Чтобы понять смысл церковнославянских слов, можно пользоваться толковыми словарями В. Даля и С. Ожегова.

Мы узнали, что слово «преподобный» — означает – « святой, праведный», «милосердие» — готовность чувствовать сострадание к человеку; «благо» — «добро, счастье, благополучие», а соответственно, слово «благой» означает- «приносящий добро». Непонятное на первый взгляд, старинное слово «коемуждо» на современном языке звучит как «каждому». «Благосердный» — « с добрым сердцем». «Десные же страны» — страны с православным христианством. Старинное слово «спосшествующими» — означает «помогающими». Очень понравилось толкование слова «благопотребен»- «вельми нужен при получении доброго дела». Самым сложным для нас оказалось понять слово «предстательство», но и оно, стало вполне понятным. При «переводе» слов молитвы, по смыслу понятно – «ходатайство к творцу нашему».

Заключение

Удивительный факт: сам святой Сергий не оставил после себя письменных трудов, но оставил много своих учеников и последователей. Просветительские идеи преподобного Сергия, его заветы, по образному выражении историка В.О. Ключевского, были положены «в живую душу народа»; стали частью нашего национального достояния.

Знаменитые имена учеников Троицкой обители – лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андроник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский – все они были учениками и собеседниками Сергия.

Знаменитая Куликовская битва связана с именем преподобного Сергия. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем, предрёк победу в битве, послал на бой двух троицких иноков Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость.

Исследовав жизнь и деятельность Преподобного Сергия Радонежского, мы пришли к выводу, что одна из христианских добродетелей, наиболее ярко проявившаяся в нем и указывающая на его глубокую веру в Бога, — это смирение. В чем был источник этого смирения? В глубокой вере в Бога. Ведь только глубоко верующий человек будет во всем подражать Спасителю, который в земной своей жизни показал пример полного смирения перед волей Бога Отца, даже до смерти на Кресте.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование — все, что завещал нам Преподобный Сергий, сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.

Список литературы:

1.  Епифаний Премудрый (конец 14 в. – начало 15 в.). Житие Преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца. М., 2000

2. Борисов Н. С. Сергий Радонежский.М.: Мол. гвардия, 2004. – 298 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: сер. биогр.; вып. 891)

3. Колесова В. В. Жизнь и житие Сергия Радонежского.М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

4. Соколова Т. А. Преподобный Сергий Радонежский.М.: Новатор, 1996. – 384 с.

5. Федотов Г. П. Святые Древней Руси.М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 700 с.

6. Чарская Л. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского». — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005.- 128 с.

Приложение 1

Михаил Васильевич Нестеров — Видение отроку Варфоломею, 1889 — 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Приложение 2

Цель исследовательской работы образы святой руси

А. Кившенко. Посещение великим князем Димитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.

Приложение 3

Преподобному Сергию Радонежскому

О преподобие и богоносне отче наш Сергее!

Воззри на нас (имена) милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небеснойкрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити свя благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники бытии и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.








sitemap
sitemap