Исследовательская работа Елшино подарило России великого художника



На районную краеведческую конференцию «Рязанская земля. История. Памятники. Люди».

Секция «Культурное наследие»

Исследовательская работа

«Елшино подарило России великого художника (Петр Михайлович Боклевский)».

учащегося 8»В» класса

средней общеобразовательной школы №3 Деева Фёдора Учитель: Паульс М.В.

г. Новомичуринск — 2012

Литература.

Гордость земли Рязанской — М.: московский рабочий, 1973.

П. М. Боклевский. Иллюстрации. — Рязань: Художеств. Музей, 1997.





В 1852 г. Боклевский едет в Петербург, сдает экзамены в Академию художеств на звание «художника по живописи портретной акварельной».

В пятидесятые годы имя Боклевского становится более известным. Художник сближается с редакцией «Москвитянина», группировавшейся около молодого А. Н. Островского. Интерес к народному быту, к русскому национальному искусству — вот в чем выражалось общее направление этой группы, членами которой были А. Ф. Писемский, П. И. Мельников- Печерский, Ап. Григорьев и другие. В этот период окончательно определяется творческое лицо Боклевского как художника- иллюстратора.

На первых порах иллюстрируются комедии А. Н. Островского, с течением времени круг литературных образов значительно расширяется. Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. И. Мельников-Печерский — это далеко не все имена писателей, к произведениям которых обращается мастер.



Почти всю жизнь П. М. Боклевский посвятил работе над образами гоголевских произведений. В этом труде он видел свое призвание, цель жизни. Он иллюстрировал «Ревизора», «Женитьбу», «Старосветских помещиков», «Шинель», «Игроков», «Тяжбу» и другие произведения Гоголя. Но особенно вдохновенно художник работает над иллюстрированием замечательной поэмы «Мертвые души».

Трудно переоценить значение этого произведения для русской культуры второй половины XIX века. В.В. Стасов вспоминал, что после появления в свет «Мертвых душ» все были точно пьяные от восторга и изумления. Сотни гоголевских фраз и выражений цитировались наизусть.

В числе тех, кого глубоко волновало это творение Гоголя, был и П. М. Боклевский. Он был одним из ранних реалистов в русском искусстве и задолго до художников-передвижников отдал свое творчество общественному служению.

Рисунки Боклевского к «Мертвым душам» впервые увидели свет в 1875 г. Выступление его как иллюстратора «Мертвых душ» открывает новую страницу в истории иллюстраций Гоголя.

«Это были не карикатуры, нет, это живые люди. Теперь вы их не встретите, и вам они кажутся искусственными. Но я их знал, я их видел, я жил среди них — говорил художник о гоголевских типах.

Не упуская ни единого штриха гоголевской характеристики, мастер запечатлевает в своей серии типы современной ему эпохи. Портреты Чичикова, Собакевича, Манилова, Коробочки и других не только сохраняют критическое направление поэмы, но местами и усиливают его.

На родине художника в Рязанском художественном музее хранится лист с двумя набросками к «Мертвым душам», датированными 19 декабря 1850 г. На одном рисунке запечатлены Чичиков с дамой приятной во всех отношениях и дамой просто приятной. На втором — погрудные изображения Собакевича, Коробочки и Манилова.

Кроме названных зарисовок в Рязанском художественном музее находятся четыре вполне законченные акварельные работы, являющиеся частью одного из вариантов иллюстраций к поэме. Эти листы с изображением Чичикова, Коробочки, Плюшкина и Петуха выполнены акварелью в коричневых тонах. Техника работ напоминает о давнишних симпатиях художника к портретной миниатюре, которой он много занимался в 40-е годы, исполняя ее на слоновой кости акварелью и темперой.

Привычка работать на гладкой, полированной поверхности приводит к тому, что и в своих графических работах Боклевский достигает объема плавными переходами из одного тона в другой, не применяя штриха. Цветовое решение, как правило, сводится к теплой гамме тонов: розовых, оранжевых, коричневых.

Сын дворянина Рязанской губернии, П. М. Боклевский родился 25 июня 1816 г. в Рязани. С юных лет он проявил способности к рисованию. Немалую роль в развитии этих способностей сыграла мать будущего худож-

ника, женщина весьма одаренная и прекрасно владеющая акварелью. Юный рисовальщик с увлечением делал портреты родных и знакомых, в которых те всегда находили немалое сходство.

Учебные годы П. М. Боклевского в Пронском городском училище, затем в рязанской классической гимназии. По окончании ее Боклевский поступает на юридическое отделение философского факультета Московского университета. Это был один из немногих факультетов высших учебных заведений России того времени, дававших всестороннее образование. В рисовальных классах университета можно было продолжать заниматься рисунком и акварелью.

Будучи студентом, Боклевский испытывал воздействие кружков Герцена и Станкевича, а его симпатии к революционно-демократическим настроениям в русской общественной жизни определили будущую судьбу художника.

Наряду с П. М. Боклевским хочется представить целую плеяду ху- дожников-рязанцев: Николая Степановича Иванова с его знаменитым «Этюдом девушки в малиновой шубке», Абрама Ефимовича Архипова с картиной «Лед прошел», Якова Яковлевича Калиниченко с жанровым произведением «Думы у печки», Сергея Андреевича Пырсина с «Автопортретом».

Каждый из них имел свое неповторимое, индивидуальное лицо, свой круг тем.

Но П. М. Боклевский был и остается признанным выдающимся художником-иллюстратором. Его талант взрастила пронская земля. Жизнь даровала ему радость любви и творчества, горечь потерь, славу и признание.








sitemap
sitemap