Исследовательская работа Духовно-нравственные основы образования прошлое настоящее буд



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское»

Исследовательская работа

«Духовно-нравственные основы

образования: прошлое, настоящее, будущее»

в номинации «Культурное наследие»

туристско-краеведческого движения «Отечество»

Выполнил: Волков Дмитрий,

ученик 10 класса

Руководитель: Г.В.Тренченко,

учитель истории МАОУ СОШ с. Мошенское

2011 г

Содержание.

Введение. Социальная и психологическая актуальностьтемы «Возрождение России».

Основные вехи жизни и деятельности патриархаМосковского и всея Руси Алексия II.

Святая земля Новгородская.

Православная церковь в жизни Малой Родины.

Духовность — всеобщий смысл государственнойполитики.

Социальная и психологическая актуальность темы «Возрождение

России».

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием

российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части — детях.

Прежние устаревшие стереотипы проведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены.

Молодое поколение оказалось под давлением всё усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки, позволяющие принять и сохранить свою индивидуальность, выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, отсутствует у подавляющей массы молодого поколения.(1)

Современные подростки и юноши находятся в нравственном вакууме, многие из них затрудняются в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.

Это тем более печально, так как школьный возраст — это период, когда формирование моральных, нравственных идеалов проходит весьма активно, являясь одним из новообразований данного периода.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что она дает толчок для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.

Цель исследовательской работы – усвоение знаний с целью духовного совершенства человека.

Новизна исследовательской работы состоит в том, что роль школы, семьи, как реального противовеса давлению телевидения в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания психологической и духовно — здоровой гармоничной личности, способной разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой.(2)

Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать собственную морально — нравственную установку.

Задачи исследовательской работы:

1. Расширение культурного кругозора.

2. Формирование нравственных идеалов у молодого поколения.

3. Вовлечение школьников в активную краеведческую работу.

_________________________________________________________

1.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия. Духовное возрождение. М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук,1999, с.217

2.А.И. Половинкин. «Православная духовная культура». М., Владос, 2003,

с. 103-106.

Объект исследования – известные духовные деятели России, земли Новгородской.

Методы проведения исследования.

1.Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории

вопроса, литературными источниками

2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.

3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы

Источники – письменные (газеты, журналы, литература), изобразительные

(фотографии), устные (беседа, интервью).

Основные вехи жизни и деятельности святейшего патриарха

Московского и всея Руси Алексия II.

Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллинне, в «независимой» Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949 г.). В 1950 году рукоположен в сан священника. Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953 г.). Священник в Тарту (1957 г.). Протоиерей (1958 г.). В 1961 году в Троицко-Сергеевской лавре принял монашеский постриг с именем Алексий. Архиепископ (1964 г.). С 1964 по 1968 года – управляющий делами Московской патриархии. Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-1979 гг.). Митрополит Таллиннский и Эстонский (1968 г.). Член ЦК Всемирного совета Церквей (1961-1968 гг.). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986 г.). Сыграл главную роль в канонизации святой Ксении в Петербурге и возвращении мощей святого Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти Патриарха Пимена избран Патриархом Московским и всея Руси (с 7 июня 1990 г. по 2008 год). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после революции 1917 г. (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Старогородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.)

Международная деятельность Алексия II.

С 1964 года – постоянный член Священного синода;

с 1966 года — президент Всемирной конференции «церковь и общество»;

с 1971 года — вице-председатель Президиума и совещательного комитета (КЕЦ);

с 24 января 1990 года — член правления Советского фонда милосердия и

здоровья.

Ученые звания и почетное членство.

Святейший Патриарх Алексий;

Почетный член Санкт-Петербургской и Московской Духовныхакадемий;

1992 год — избран действительным членом Российской Академииобразования;

1993 год — присвоено звание почетного профессора МосковскогоГосударственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного

возрождения России.

Почетный член Международного фонда милосердия и здоровья.

Церковные награды.

— Орден святого равноапостольного князя Владимира II;

— Орден Поместных Православных церквей.

Государственные награды.

1988 год — орден Трудового красного знамени;

1997 год — орден «За заслуги перед Отечеством».

Почетные труды.

Более 450 статей работ Патриарха Алексия на богословские,церковно-исторические, миротворческие темы. (3)

С 2000 года главный редактор «Православной Энциклопедии».

Исследование «Очерки по истории Православия в Эстонии», за которое в 1984 году удостоен степени доктора церковной истории.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Милосердность. Восшествие на Патриарший престол. Его святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совпало и с переменами в нашем обществе и в Церкви.

Церковь прирастает новыми храмами и тысячами храмов восстановленных. Что особенно значимо не только для Церкви, но и для всей русской истории. При патриархе Алексии церковь возвращается и к социальному служению, помогает сиротам и убогим, создает приюты для детей. Православие освящено солнцем искренней молитвы за Россию и служением тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Патриарха Алексия смело можно назвать Алексием — Строителем.

Выступая на празднике, в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне он сказал, обращаясь к молодому поколению: «Нужно ли через 60, 100 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи.

Старшие поколения, поколения которые выстояли, победили, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков» (4)

Надо воспитывать в себе нравственные устои, которые бы создавали духовный мир человека. Человек — это храм. Работать над собой — это задача земной жизни человека. Мне кажется, начинающие жить люди должны строить свой храм, помня о малых делах. Не надо ждать времени. Каких-то особых свершений.

_______________________________________________________

3.А.Ю. Низовский «Знаменитые люди».- М: Вече,2000. с.53-60.

4.А.Ю. Низовой «Знаменитые люди».- М: Вече, 2000. с.15-17

Улыбнись старому, протяни руку слабому. То же самое мы должны делать и в отношении наших ближних.

ПАТРИОТИЗМ: патриотизм — это источник нравственности, глубокое, благородное чувство, которое утверждалось в человеке веками. Патриотизм — это любовь к своему народу, к своей Отчизне. Каждый, даже самый малый народ гордится делами своей страны, города, села. У России достаточно достижений, которые возвышают наше Отечество и которыми гордятся не только соотечественники, но и все человечество. Я бы сказал, особенно обращаясь к юношам, любите свой народ, любите свою Родину, ближних и берегите свою честь.(5)

ИСКРЕННОСТЬ: Человек искренен изначально. Человек искренний — это человек более чистый, как мне кажется. Слушайте советы многих людей, особенно опытных, но для себя находите золотую середину, с которой вы согласитесь. С искренностью созвучна способность к дружескому общению, доверительность, достоинство. Находите возможности, чтобы реализоваться в этом мире. Помните, быть личностью — от этого зависит будущее России.(6)

В 1999 году издана книга Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Россия: духовное возрождение». Это уникальный труд, первый и единственный пока в новейшей истории России, проект по духовному возрождению России, неискаженный прессой, незамутненный сплетнями. Это книга — материал для самопознания, для раздумий и выбора нравственных путей.

Борюсь, чтоб то, что даровал мне Бог,

Мог людям я отдать все без остатка.

И смысл жизни вижу в этом,

Что жизни смысл

Я вижу — в стремлении отдачи постоянно

То истина, то свято для меня.

(Алексий II) (7)

___________________________________________________________________________________________________

5-6. Д.А. Кураев «Школьное богословие».- М; Норма, 2005.с.11-12

7.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия, Духовное возрождения. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.-с.18

Святая земля Новгородская.

В наше время, время видимой социально — экономической и социально — политической нестабильности России, происходит её очищение от духовных и нравственных пороков, насаждавшихся в течение семидесятилетий господство тоталитарной системы.

Новгородская земля также переживает время исторического оправдания и духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, когда народ обращается к Русской Православной церкви.

Русская Православная церковь постепенно возвращает себе историческое место на Новгородской земле. Большинство новгородцев и мошенчан считают Православие тем источником Духовности, социальной силы, которой способен помочь возродить униженную и оскорбленную страну, помочь выстоять ее гражданам тяжелых житейских заботах, о хлебе насущном.

Духовную жизнь на Новгородской земле

с 20 июля 1990 г. возглавляет епископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий Николай Львович)

25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Дата рождения: 13 апреля 1946 г.

Дата хиротонии: 1 ноября 1987 г.

Дата пострига: 28 марта 1971 г.

Биография:

Родился в с. Залужье Столбцовского р-на Минской обл. Белоруссии в семье священника.

По окончании средней школы, в 1966-1969 гг., служил в рядах Советской армии.

В 1969 г. поступил в ЛДС, затем — в ЛДА.

28 марта 1971 г. пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, 20 апреля — во иеромонаха.

С 1972 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).

В 1975 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1975-1978 гг. проходил стажировку в Григорианском университете в Риме.

8 августа 1978 г. возведен в сан архимандрита, 14 октября назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске и благочинным храмов Олонецкой епархии, одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в ЛДС.

В октябре 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в

г. Рабат (Марокко).

С 1982 г. исполнял послушание в Москве в ОВЦС.

С 13 октября 1983 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Выборге.

1 ноября 1987 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского.

20 июля 1990 г. назначен епископом Новгородским и Старорусским.

25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

1975 г. — Ленинградская духовная академия.

Епархия:

Новгородская и Старорусская епархия

Награды:

Церковные:

1983 г. — орден прп. Сергия Радонежского III степени;

2001 г. — орден блгв. кн. Даниила Московского II степени;

2006 г. — орден прп. Серафима Саровского II степени;

2011 г. — орден прп. Сергия Радонежского II степени.

Светские:

государственный орден «Знак Почета».(8)

Православие на Новгородской земле не знает границ: это и встречи в школах, крестные ходы, помощь детским домам, домам престарелым, инвалидам войны и труда. Все это способствует улучшению нравственного и патриотического воспитания населения, особенно молодежи.

Православная церковь в жизни Малой Родины

Стоит мое село на тихой реке Уверь, берущей начало в живописном озере Карабожа. От Боровичей село отделяет 50 километров, столько же до станции Хвойная. Это выходы к железной дороге Москва – Петербург. До обеих русских столиц всего несколько часов езды.

Мой край этот связан с древнейшей историей. Задолго до нашей эры люди проложили здесь путь по реке Уверь, обходя опасные пороги на реке Мста и прокладывая дорогу к северным рекам. Здесь обитали славяне и близкие им народы: финно-угры и балты. По поводу происхождения названия села существует целый ряд версий. Среди них наиболее вероятна связь со словом «мошна» – кошелек, сума, казна. Корни многих мошенских названий есть в новгородских берестяных грамотах и в писцовых книгах.

В XVI – Х IX веках в Мошенском строились церкви, храмы. Одним из

старинных храмов в Мошенском является храм святителя Николы Чудотворца Мирлекийского. На Никольской стороне церковь каменная, с каменной

колокольней, построена в 1787 году.

________________________________________________________

8.http://www.patriarchia.ru/db/text/38914.html

Здание было попорчено разрушениями и переделками. В 1992 году здание передано Новгородской Епархии и снова используется как культовое. Церковь восстанавливали усилиями настоятеля храма и прихожан. Сейчас в храме святого Николая Чудотворца совершаются службы, обряды, возрождается приходская жизнь.

В 1722 году в Спасско-Мошенском погосте построена новая церковь “во имя Преображения Господня” (Спаса).

Внутреннее пространство Спаса-Преображенского храма разделяется 3-мя капитальными стенами на 4 отделения: главный алтарь, средняя часть главного храма, трапезу и притвор.

Церковная трапеза покрыта железною крышею на два ската, а главный алтарь на пять. Под железною кровлею сохранилась прежняя деревянная крыша, покрытая в два ряда тесом.

Между рядами теса положен ряд бересты. Удалось найти старую небольшую фотографию церкви, сделанную издалека, через реку Уверь с юго-запада. Мелких деталей постройки на ней, к сожалению, рассмотреть невозможно, но общие формы, формы ее частей прочитываются вполне определенно. Уцелела и часть (нижняя) самой церкви. Она приделана с юга к каменной церкви, стоящей поблизости с северной стороны, построенной также в XVIII веке. Эти три источника позволяют в общих чертах судить о первоначальных формах церкви и характере перестроек XIX века. Перед нами предстает солидный храм (почти собор) XVIII века, срубленный по типу «корабля», преобладавшему в это время. Но купол — продукт XIX века. Сегодня это здание принадлежит районной библиотеке.

В безлюдном местечке Платаново Мошенского района возрождена из руин церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1823 года постройки.. Последний раз колокола звучали в церкви Покрова в 1938 году. Затем, по воспоминаниям старожилов, церковь закрыли, чтобы затем использовать храм как склад для хранения зерна, батюшку расстреляли. Люди старшего поколения до сих пор помнят имя священника — Аркадия Михайловича Остреина. Говорят, добрейшей души был человек, крестил и венчал несколько поколений местных жителей, и больше всего любил маленьких прихожан, часто угощая их яблоками со своего большого сада. Сад не сохранился, но кисло-сладкий вкус тех батюшкиных яблок прихожане, средний возраст которым от 80 до 90 лет, помнят до сих пор. Это был большой одноглавый  храм  с фасадами, украшенный с четырех сторон колоннами. Он был построен на средства генерал-лейтенанта Василия Ивановича Шенина.

После отставки меценат получил земли в  Мошенском  районе и построил здесь усадьбу. По словам старожилов, службы в  храме  проходили до 1938 года. Они же говорят, что это была самая богатая и красивая церковь в районе. В годы советской власти  храм  был закрыт и стал аварийным. (9)

___________________________________________________________

9. http://novgorod.allnw.ru/moshensky/adminmosh.html

Восстановление церкви началось в 2011 году. Инициатором проведения реставрационных работ стал Глава района Алексей Дмитриевич Кондратьев.

В 2010 году по приглашению губернатора Сергея Митина в  Мошенском  районе побывал известный режиссер Никита Михалков. Он пожертвовал на восстановление церкви 500 тысяч рублей. К возрождению  храма  подключились также представители бизнеса, органов власти, жители района. Общая сумма пожертвований составила около 5 млн. рублей.

В течение весны и лета 2011 года строители сделали новую кровлю,

площадь которой составляет более 600 квадратных метров, восстановили купола на церкви и колокольне, выполнили с внешней стороны штукатурные и малярные работы. Осенью на колокольне установили три новых колокола. Разрушение  храму  уже не грозит, как это было раньше. К церкви проложили грунтовую дорогу и туда ездят молодожены, реставрировано и место расположения семейного склепа мецената В.И.Шенина.

Теперь в храме Покрова пресвятой Богородицы всегда будут звонить колокола и проходить службы. Хоть местечко Платаново и безлюдное, не сохранилось здесь ни деревни, ни усадьбы первого мецената, но все же постепенно жизнь здесь возродится.

Возрождение, по-моему, невозможно без памяти. Изучая историю православной культуры, я подумал, что подрастающее поколение должно знать имена не только тех людей, которые погибли, совершив воинский подвиг, но имена тех, кто совершили подвиг духовный и тоже погиб. Вот имена этих священнослужителей:

Из Синодика

гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных

священно-церковнослужителей и мирян боровичского благочиния НОВОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

ХХ столетие

1. Алексей Алексеевич Верещагин, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Заозерицы, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 20.02.1933 к 10 годам ИТЛ, 1884 — ? гг.

[1], с.332.

 

2. Михаил Алексеевич Верещагин, священник церкви святителя Николая в с. Мошенское, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 27.02.1930 к 5 годам ИТЛ, 1889 — ? гг.

[1], с.332.

 

3.* Николай Викентьевич Викентьев, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Красная Горка, приговорен Особой тройкой

управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1882-1937гг.

[1], с.332.

 

4.* Михаил Константинович Константинов, священник, проживал в с. Моисеиха, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1878-1937гг.

[1], с.345.

 

5.* Александр Евгеньевич Смирнов, священник, проживал в с. Заозерицы, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 25.11.1937 к расстрелу, 1889-1937гг.

[1], с.364.

6. Алексей Иванович Смирнов, священник, проживал в с. Клирошанское, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 20.11.1937 к расстрелу, 1876 – 1937гг.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap