Исследовательская работа Что влияет на рост растений



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСТЬ-КАДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«Что влияет на рост растений?»

Выполнила ученица 3 класса

Соловьёва Анастасия

учитель Третьякова М.И.

с. Усть-Када

2013 год

Содержание.



1.Введение

2.Влияние газообразных выделений растений на прорастание семян.

3. Влияние света на движение растений.

4.Заключение.

5. Литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Атмосферный воздух — один из основных элементов среды — необходим всему живому на Земле. Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входит 78,09 % азота, 20,95 % кислорода, 0,03 % углекислого газа, а также водород, аргон, неон, келий, криптон, ксенон, водяной пар и различные примеси.

Кислород используется живыми организмами в процессе дыхания.

В процессе фотосинтеза растения ежегодно поглощают из атмосферы 170 млрд.т. углекислого газа. Преобразование его в органическое вещество происходит в живых клетках с помощью хлорофилла и света.

Азот с помощью клубеньковых бактерий преобразуется в доступную для растений форму и используется растениями для образования органических веществ – белков.

Температура и влажность воздуха, освещение влияют на рост и развитие растений.

Помимо перечисленных абиотических факторов внешней среды на рост и развитие растений оказывают влияние биологически активные вещества, которые выделяют другие растения. Явление взаимного влияния растений носит название аллелопатии (от греческого «аллелон»- взаимно, «патос» — страдание).

Одно из популярных направлений биологических исследований в настоящее время — изучение влияния света на жизнь живых организмов. Основы фотобиологических наук заложены крупнейшими учёными: Д.Дьюсбери, К.Лоренц, Ф.Кегель. Несмотря на наличие большого количества научных работ по этой проблеме, многие вопросы до сих пор ещё недостаточно исследованы.

Ежедневно живые организмы подвергаются воздействию солнечного света и света от искусственных источников. Под действием света в клетках организмов осуществляются многие очень важные фотобиологические процессы.

Наше солнце — это огромный светящийся газовый шар. Оно освещает и нагревает нашу планету. Без этого была бы невозможна жизнь на ней не только человека, но и даже микроорганизмов. Солнце — главный двигатель происходящих на Земле процессов. Основной поток солнечного излучения в видимом — инфракрасном диапазоне необходим для существования биосферы, но солнечное, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения губительны для живой материи. К счастью, от потока солнечных космических лучей и солнечного ветра Землю защищает магнитный щит. Хотя эту оболочку невозможно увидеть, люди издавна ощущали земное магнитное поле. Хорошо знакомы нам и фотобиологические процессы. Многие из нас обгорали под действием солнечного света, после чего развивается стойкое покраснение кожи.

Зная, что фотобиологические явления есть в животном и растительном мире, мы поставили перед собой цель: изучить некоторые фотобиологические процессы, влияющие на физиологические процессы организма или вызывающие какие-либо особенные явления в организме человека, животного, растения, связанные с воздействием света.

Целью моей работы является: изучить влияние света и на движение растений и влияние летучих выделений одних растений – на другие растения.

Влияние летучих выделений растений.

Цель: как влияют летучие выделения одних растений на другие.

Мы решили провести опыты, чтобы выяснить, как влияют эти летучие выделения одних растений – фитонциды – на другие растения.

ОПЫТ 1

опытная чашка контрольная чашка

Движение растений курсовая работа Движение растений курсовая работа

В первом опыте мы решили выяснить, как фитонциды влияют на прорастание семян.

Для проведения опыта мы взяли наклюнувшиеся семена фасоли, листья комнатных растений герани две чашки Петри диаметром 9см, ступку с пестиком, фильтровальную бумагу.

В большие чашки Петри мы положили фильтровальную бумагу, вырезанную в виде круга диаметром 9 см, в центре чашек установили чашечки (диаметром 5см) и вокруг них на смоченную водой фильтровальную бумагу разложили подготовленные семена: в две чашки – семена гороха. 5 грамм пеларгонии (герани) растёрли в ступке с песком. Полученную кашицу мы поместили в чашечки диаметром 5см: 5г в чашечку с семенами фасоли. А одна чашка осталась контрольная. В находящиеся в них маленькие чашечки мы налили воду. Все две чашки Петри быстро закрыли и поставили в тёплое место.

Чашка с пеларгонией

Чашка с водой

(контроль)

Заложено семян

(шт.)

Проросло

Длина корешка

Заложено семян

(шт.)

Проросло

Длина корешка

Шт.

%

п/п

мм

Шт.

%

п/п

мм

6

5

83

1

5

6

6

100

1

9

2

5

2

9

3

2

3

9

4

2

4

9

5

2

5

9

6

6

2

Средняя длина корешка 3,2мм Средняя длина корешка 7,8мм

В чашке с пеларгонией проросло 83% семян, средняя длина корешков- 3,2мм.

В контроле проросло 100% семян, средняя длина их была 7,8мм, они выглядели вытянувшимися, тонкими.

В результате проведённых опытов мы увидели, что фитонциды, выделяемые кашицей пеларгонии тормозящее действие на семена фасоли.

Дополнительная информация: 1 га соснового леса выделяет за сутки около 5кг летучих фитонцидов, а можжевельного — около 30кг. Ясень обыкновенный, осина, липа мелколистная, клен яснелистный подавляют, а береза бородавчатая, клен остролистный – стимулируют рост дуба. Сосна обыкновенная отрицательно реагирует на фитонциды березы бородавчатой.

Химические вещества, выделяемые корнями и листьями высших растений- фитоценозов. На человека фитонциды также влияют. В сосновых лесах строят туберкулезные санатории,т.к. фитонциды сосны убивают бактерии,в т.ч. и палочку Коха ,возбудителя туберкулеза, и больные люди выздоравливают.

В жаркую погоду в сосновом лесу у человека повышается артериальное давление.

2. Влияние света на развитие и рост растений

Движение растущих органов растений

Особое значение в жизни растения имеет свет. Он может вызвать движения растений.

У живых существ самое заметное проявление в жизни — это движение. Это относится и к растениям. Хочу отметить, что способность к быстрым движениям не является признаком высокой организации — это следствие способа питания. Растению нет необходимости гоняться за пищей, так как углекислый газ, минеральные соли, вода и свет есть повсюду в окружающей среде.

На первый взгляд кажется, что растение не способно к самостоятельному движению. Однако при внимательном наблюдении можно заметить, что оно обладает ясно выраженной подвижностью

У растения очень медленно движутся органы: листья, стебли, корни, цветы. Движутся они путем изгиба или скручивания. Движения органов растений многообразны. Я остановилась на некоторых из них. Меня очень заинтересовало движение, связанное с ростом.

Опыт 1

Для исследования я взяла растение пеларгонию (герань)

Все листовые пластинки были обращены к окну, к свету. Я развернула это растение на 90°. На следующий день уже было заметно движение листьев, через 15 дней появился изгиб стеблей в сторону света к окну.

Проращивание семян фасоли фото

Опыт 2

Особенно ясно, что вызываемые светом движения можно наблюдать у молодых проростков ячменя, если их прикрыть картонной коробкой с небольшим отверстием в одной из стенок.

Через 4 дня все проростки резко согнулись по направлению к падающему на них через это отверстие свету. Я повернула чашку с проростками так, чтобы они оказались обращенными от света, и увидела через 3 дня, что проростки согнулись в обратную сторону, но опять-таки направленному к свету.

Опыт 3. Я взяла 7 проростков фасоли и положила в чашку Петри закрыла полотенцем и поставила в шкаф. Ещё семь (контрольный) проростков фасоли поставила на подоконник.

Проращивание семян фасоли фото Движение растений курсовая работа

Результат: проростки фасоли стоявшие в шкафу затормозили, можно даже сказать остановились в росте. А те, которые стояли на подоконнике хорошо росли.

Опыт 4

Я проделала такое же исследование со стеблем растения Пеларгония.

Комнатные растения в горшке положила на бок. Через несколько дней побег согнулся, и его верхняя часть снова приняла вертикальное положение.

Движение растений курсовая работа Проращивание семян фасоли фото

Результаты исследования

Прочитала в энциклопедии. Изгибы стеблей совершаются следующим образом: пока стебель растет прямо, выделяемый ауксин (природный ауксин представляет собой индо-лил — 3 — уксусную кислоту сокращено ИУК. Индолилуксусная кислота образуется у всех высших растений) из растущей верхушки спускается вниз по стеблю, равномерно распределяясь по всем его сторонам, которые растут с одинаковой скоростью. Но если стебель положить горизонтально, ауксин начнёт концентрироваться преимущественно на нижней стороне, которая станет расти быстрее и стебель изогнется к верху. Изгиб будет продолжаться до тех пор, пока верхушка не примет снова вертикальное положение, и ауксин окажется вновь равномерно расположенным по всем сторонам стебля.

Из литературы.

Поведение растений в состоянии невесомости В 1974 — 1975 годах на борту орбитальной станции „Салют-4″ проводились эксперименты по изучению влияния факторов полета на прорастания семян и рост растений. Опыты с горохом показали, что начальная фаза роста проростков в космосе не отличается от земных. В дальнейшем рост проростков в условиях невесомости замедлялся, и они погибали на разных стадиях развития. Следовательно, сила тяжести — необходимый экологический фактор для роста и размножения растений.

Это способность всех растений воспринимать земное притяжение и реагировать на него.

Заключение.

Проведя анализ различных процессов, связанных с воздействием света на живые организмы, можно сделать следующие выводы:

1.Весь оптический диапазон электромагнитного излучения Солнца и искусственных источников активно воздействует на организмы: растений.

2. Рост проростков зависит от концентрации ауксина. Ауксин стимулирует рост побегов и подавляет рост корней.

3. Фитонциды, выделяемые одними растениями, могут тормозить на рост других.

Список используемой литературы

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. — Биология. 2 том Москва. «Мир» 1996г.;

2. Миллер Т. — Жизнь в окружающей среде. 2том «Пангея» 1994г.;

3. Владимиров Ю.А. — Физико-химические основы фотобиологических процессов. Москва. Высшая школа. 1989г.;

4. Рейнхольд Вайнар Движения у растений. Москва. «Знание» 1987г.;

5. Максимов Н.А. — Как живёт растение. Москва. «Колос» 1966г.;

6. Виленский Е.Р. — Растение раскрывает свои тайны. Москва. «Колос» 1984г.;

7. Интернет ресурсы.








sitemap
sitemap