Исследовательская работа Чтение — вот лучшее учение



«Первый шаг в науку – 2013»

Секция младших школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений»

ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Паличкин Валерий, МБОУ «Явлейская ООШ», 2 класс

Научный руководитель: Кошелева Надежда Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Явлейская ООШ»

Введение

Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

Мы озаглавили наше исследование известным высказыванием А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение!». Актуальность его в том, что во все времена Книга считалась и считается источником знаний, главным учителем. «Кто много читает, тот много знает», — гласит народная мудрость.

Цель исследования: доказать влияние чтения на успеваемость учащихся.

Задачи исследования:

Выяснить отношение учащихся нашей школы к чтению.

Изучить результаты техники чтения и четвертные отметки учащихся.

Познакомить с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения.

Изготовить памятки для учащихся.

Объект исследования: учащиеся нашей школы.

Предмет исследования: чтение и успеваемость учащихся.

Методы исследования: проведение эксперимента, анкетирование, изучение учебных журналов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации, изготовление памяток. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Для написания работы мы использовали Интернет-ресурсы, высказывания из Шведской академии детской книги, высказывания Д. Дидро, В.А. Сухомлинского, К.Г. Паустовского, пословицы и поговорки, игры и упражнения из «Занимательной педагогики» и т.д.

Я учусь во втором классе. В начале года у меня были проблемы с чтением. Я читал очень медленно, из-за чего страдала моя успеваемость. Много интересных заданий, упражнений не успевал выполнять на уроках русского языка, математики, чтения.

Однажды на уроке математики учительница поставила мне «5». Я очень обрадовался и сказал, что хочу учиться на одни «пятёрки». Надежда Петровна улыбнулась и сказала: «Научишься хорошо читать, будешь хорошо учиться». Меня заинтересовал вопрос: «Неужели чтение влияет на успеваемость?»

И мы решили провести эксперимент. Для начала мы проверили мою технику чтения, результат был неутешителен. Я завёл тетрадь для скороговорок. Там мы с Надеждой Петровной печатными буквами по очереди записывали скороговорки и чистоговорки, которые я должен был выучить наизусть и в начале каждого урока чтения проговаривать их по три раза без ошибок. И много других игр и упражнений предлагала мне учительница. В конце урока проверяли технику чтения и результат записывали на полях в тетради для скороговорок.

Результат не заставил себя ждать. К концу полугодия с 20 слов в минуту я стал читать 47 слов. И вместо 1-2 заданий на уроках математики и русского языка успеваю выполнить 1-2 страницы, а на уроке чтения выполняю все задания, которые даны в рабочей тетради. И у меня теперь всего одна «4» по русскому языку, остальные все «пятёрки».

И мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью у учащихся нашей школы?

У библиотекаря мы получили сведения о том, как часто ученики ходят в библиотеку и берут книги для чтения? Из 20 учащихся четверо в этом году в библиотеке книги ни разу не брали. 7 учащихся прочитали по одной книге, четверо – по 2-3 книги и 5 учащихся прочитали по 9-10 книг.(Диаграмма в приложении)

Провели анкетирование среди учащихся 7 — 14 лет. В анкетировании приняли участие 16 человек. Результаты показали, что из 16 опрошенных 11 человек любят читать, потому что интересно – 8 чел., чтение развивает речь – 1 чел., просто нравится – 2 чел.; 4 человека не любят читать, потому что не интересно – 2 чел., не хочет – 1 чел., не умеет – 1 чел. (ученик среднего звена), нет времени – 1 чел. Время для чтения в день 10 человек уделяют от 15 до 30 мин, 2 человека – от 30 до 60 мин и 4 человека – нисколько. 8 человек читают произведения, которые задает учитель по школьной программе, 6 человек — те, которые ему нравятся, 2 человека — и те и другие, а 1 человек — никакие. 10 человек предпочли бы читать книги в бумажном формате, 3 человека – в электронном, а 4 – никаких. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость школьника?» 13 ребят ответили положительно, 1 – отрицательно, 2- не знают. (Диаграмма в приложении)

Наталью Григорьевну, учителя начальных классов, и Валентину Ивановну, учителя русского языка и литературы, мы попросили проверить технику чтения своих учеников. Проверка показала, что из 15 учащихся 7 читают на «5», 2 на «4», 1 на «3» и 7 на «2». (Диаграмма в приложении)

Далее мы решили изучить учебные журналы и выяснить: сколько учеников в нашей школе учатся на «отлично», на «хорошо» и «отлично», «посредственно». Из журналов нам стало известно, что из 16 аттестованных учащихся одна учится только на «отлично» (ученица 4 класса) и шесть учащихся – на «хорошо» и «отлично», а остальные «посредственно». (Диаграмма в приложении)

Мы убедились в том, что ученики, которые справляются с техникой чтения и читают на «5» и «4», являются отличниками и ударниками нашей школы.

Многие психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим вас познакомить с высказываниями великих людей:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать,» – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.



«Школа — это, прежде всего, книга,» — пишет В.А. Сухомлинский.

А вот что писал К.Г.Паустовский: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Ещё несколько причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:

Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

Много пословиц и поговорок о книге и чтении в устном народном творчестве. Вот некоторые их них:

Кто много читает, тот много знает.

Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.[2]

Мы пришли к выводу, что книги нужно читать. А чтобы полюбить читать, нужно тренировать технику чтения. Для этого существует немало увлекательных игр и упражнений. Например,

«Читаю играя» или «Играю читая». На распечатанной странице дается текст, который ты должен прочитать один раз. Затем взрослый предлагает тебе разрезанные полоски, на которых напечатаны предложения из прочитанного текста. И ты по памяти должен правильно составить текст из этих полосок.(Текст в приложении).

«Разгадываем анаграммы»

При помощи анаграмм чтение становится увлекательным, и появляется к нему интерес, повышается скорость чтения, улучшается грамотность.

Анаграмма — слово в зашифрованном виде. Чтобы решить анаграмму, т.е. составить искомое слово, нужно буквы в данном слове только переставить местами, ничего не удаляя и не добавляя. Например. гаир – игра, тепь – петь, учкар – ручка, юруис – рисую.даво, дазача, ремо, ваторищ, лефотен, езмял, евтак, дресце, верям. (Примеры анаграмм в приложении).

«Фотограф»

На писчей бумаге напечатаны слова. Тебе показывают их, и за 1-2 секунды ты должен «сфотографировать», т.е.успеть прочитать и назвать как можно больше слов или записать их в тетради. (Слова в приложении)

В конце исследования мы решили изготовить памятки, которые наверняка помогут ребятам (тем, кто хочет хорошо учиться) в учебе.(Памятки в приложении)

Заключение

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»

Литература и ресурсы

Оморокова М.И. Совершенствование навыка чтения младших школьников. — М.:АРКТИ, 1999.

200 пословиц и поговорок в картинках / авт.-сост. С.Н. Зигуненко. — М.: Аст Астрель, 2011.

http://www.genialnee.net/themes/kniga

http://www.zanimatika.ru








sitemap
sitemap