Исследовательская работа Чистопольский край в произведениях Кояш Тимбиковой



Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

МОУ «Гимназия №2»

Чистопольский край в произведениях Кояш Тимбиковой

Секция: «Краеведение»

Выполнила: ученица 10б класса

Валиева Д.Ф.

Научный руководитель:

Закирова Р.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Чистополь, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ —————————————————————————-34

ГЛАВА I.

Творческая биография Кояш Тимбиковой ————— 5-7

Образы людей нашего края в произведениях

Кояш Тимбиковой————————————————————8-10

Чистопольский край в произведениях

Кояш Тимбиковой ———————————————————-11-12

ГЛАВА II.



2.1. О встречах Кояш Тимбиковой с коллективом педагогов

и учащихся гимназии ——————————————————-13-14

2.2. Кояш Тимбикова в воспоминаниях чистопольцев —————15-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ————————————————————————18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ————————————————————-19

ПРИЛОЖЕНИЕ ————————————————————20

Введение

В этом учебном году мы изучаем элективный курс по русской литературе

« По следам времени». На этих занятиях мы знакомились с интересными людьми, писателями, поэтами, чье творчество так или иначе связано с нашим краем. Например, М.Скороходов, М.Шамбадал, Р.Кутуй, Р.Галимов, К.Тимбикова и многие другие. Творчество каждого из них интересно по-своему, и все они связаны с чувством огромной любви к нашей чистопольской земле, к своей малой родине.

Кояш Закировна Тимбикова, член союза Журналистов СССР, член союза Писателей СССР, лауреат Премии имени Хусаина Ямашева союза Журналистов Татарстана, уроженка деревни Нарат Елга Чистопольского района республики Татарстан, очень любима и читаема жителями нашего края. В 2007 году 2 наших местных писателя – Хайдар Гатин и Николай Нарсеев были удостоены Премии имени Кояш Тимбиковой, созданной в честь 70-летнего юбилея писательницы.

Это событие заставило меня задуматься над вопросом: чем же заслужила наша землячка столь высокую память о себе, откуда у читателей такой интерес к творчеству писательницы?

Поэтому целью моей работы является исследование в творчестве Кояш Тимбиковой произведений, посвященных чистопольскому краю и его жителям.

В связи с этим у меня возникло предположение или гипотеза о том, что, наверное, Кояш Тимбикова тоже очень любила своих земляков, была внимательна и чутка к ним, хорошо знала их жизнь и заботы и, возможно, многим из них она посвятила свои произведения.

Достижению этой цели мне помогут следующие задачи:

3

Познакомиться с творческой биографией Кояш Тимбиковой.

Выявить произведения писательницы,посвященные нашему краю и

его жителям.

Провести исследование о встречах Кояш Тимбиковой с коллективом

учителей и учащихся гимназии.

4. Собрать информацию о писательнице у знавших ее чистопольцах.

5. Систематизировать полученную информацию.

Я свою исследовательскую работу вела по следующим направлениям:

поиск материалов в нашей школьной библиотеке, в школьном этнографическом музее,

исследование творчества Кояш Тимбиковой в Чистопольской центральной городской библиотеке,

Знакомство с повестями Кояш Тимбиковой «Зимнее искушение», «Тайна найденных писем», «Ради тебя», рассказами «Зимние соловьи», «Дайте силы нашей страсти!», «Мои орденоносные учителя», «О драгоценная жизнь!» с ее стихотворениями «Односельчане», «Дальний родник».

встреча с людьми, знавшими писательницу при жизни.

Вспоминая этапы ее биографии, я каждый раз восхищалась ее чуткостью к людям, красотой ее взаимоотношений с ними, поражалась глубине ее мыслей. Но больше всего я удивлялась тому, что главными героями произведений Кояш Тимбиковой становятся обычные простые люди своего

края: то это ее классный руководитель, то это родственники, то это односельчане, и какие – то значительные события в их жизни становятся поучительными и для других.

4

ГЛАВА I.

Творческая биография Кояш Тимбиковой

Заглянем в творческую биографию Кояш Тимбиковой.

Кояш Тимбикова родилась 16 ноября 1937 года в моей деревне – в деревне Нарат Елга Чистопольского района республики Татарстан в семье физиков и лириков (отец — Закир — математик, мать — Сания — языковед, литератор, оба награждены орденами Ленина). Старшая сестра — Энзе — литератор, языковед, старший брат — Азат — участник Великой Отечественной войны, ветеран, награжденный орденами и медалями, учитель математики, физики, средняя сестра — Чачак- учитель физики, математики.

Воспитанная в духе лириков и физиков, Кояш выбирает журналистскую

деятельность.

На литературную арену К.Тимбикова выходит с публикацией рассказа

« Экзамен», который был высоко оценен литературным аксакалом Накием Исанбатом, ставшим впоследствии постоянным наблюдателем за творчеством писательницы.

Главными проблемами в произведениях К .Тимбиковой выступают

« вечные» темы: честь и бесчестие, справедливость и беззаконие, которые переплетаются с темой постоянной борьбы во имя человеческого счастья, места человека в жизни.

К. Тимбикова 35 лет проработала в редакциях литературных журналов

« Азат хатын» (« Освобожденная женщина») и « Казан утлары) (« Огни Казани»). Ее отдельные произведения изданы на башкирском,

азербайджанском, узбекском, каракалпакском, русском, хакасском, белорусском, латышском языках.

Переводчиком ее произведений на русский язык был муж — литератор

5

Рейн Ганеев, который также успешно переводил произведения таких знаменитостей, как Аяз Гилязев, Барлас Камалов, Магсум Насыбуллин, Нур Гайсин и др.

К 90-летию со дня рождения М. Джалиля Р.Ганеев сделал подстрочные переводы его стихов для детей, а известная белорусская поэтесса Эди Огницвет перевела их на белорусский язык. Получилась прекрасная книга М. Джалиля с вступительной статьей Р. Ганеева « Я смотрю на звезды» для детей Белоруссии.

Рейном Ганеевым переведены на русский язык такие произведения, как повести « Зимнее искушение», « Тайна найденных писем», « Ради тебя» и т.д. (показ слайдов).

В творчестве К. Тимбиковой есть очень близкая для нас тема — размышления автора об исламской религии, «Ислам, являясь самой совершенной религией в мире, строится на самых глубинных требованиях, правилах человеческой жизни. Здесь вера в могущество Всевышнего соединяется воедино с совершением первой молитвы с наступлением зари. Самые достойные качества наших матерей, как доброта, милосердие, искренность, чистота, душевность, терпеливость, старательность, исполнительность, безупречность, своими корнями уходит в Ислам»

(« Любовь на троих»- « Уртак яр»). Или: « Ислам — самая милосердная религия, призывает всех совершать благие дела во имя Всевышнего, тем самым готовя себя в вечную жизнь (« Дочь волны» « Дулкын баласы»).

Эти произведения, на наш взгляд, особенно полезны для растущего

поколения. Ведь они заставляют нас задуматься над вечными проблемами добра и зла, о смысле жизни и месте человека в ней. После их прочтения наши души очищаются, открываются глаза на многое.

6

Читая и перечитывая страницы произведений Кояш Тимбиковой, я с

удивлением открыла для себя то, что она, работая в редакциях журналов «Казан утлары», «Азат хатын», тесно общалась со многими деятелями литературы и искусства Татарстана и РСФСР, творчеству многих из них она посвящала свои статьи, заметки. С их стороны она чувствовала их искренние отношения и дружескую поддержку. Об этом говорят книги с автографами, подаренные писательнице и сохранившиеся в ее личной библиотеке. Это книги таких авторов, как Шаукат Галеев, Мадина Маликова, Мухаммад Махдеев, Ш.Махмутов, Хасан Сарьян, Энуарбек Дуйсинбиев, Наби Даули, Нажар Нажми, Сажида Сулейманова, Сара Садыкова, Вафира Гиззатуллина и многие — многие другие (показ слайда).

Среди них особую ценность для меня представляет книга нашего земляка Михаила Скороходова « Дети огня», подаренная писательнице К. Тимбиковой в 1976 году в знак искренней дружбы двух земляков. Эту книгу мне удалось найти в личном архиве писательницы, сохраненном у ее родственников.

1.2. Образы людей нашего края в произведениях Кояш Тимбиковой

А сейчас я остановлюсь на тех произведениях Кояш Тимбиковой, которые посвящаются нашей чистопольской земле, конкретным людям этой земли.

Например, эпистолярный роман «Тайна найденных писем» (на русском языке-переводчик — муж Рейн Ганеев), посвящается родственникам Кояш Тимбиковой: братьям Тимбиковым, Хайруллиным, Ислямовым, Файзуллиным, Камаловым, Ганеевым, всем землякам-чистопольцам, кто помог ей морально и материально выпустить в свет данный роман, где образы Гуллярии и Кашифы выросли в литературные образы. Или рассказ «Зимние соловьи», который посвящается двоюродному брату Кояш Тимбиковой Габдулле и его жене Барии Шарафутдиновым, прожившим в деревне Тат.Елтань Чистопольского района Республики Татарстан. История жизни и любви этих людей (а в книге — главных героев рассказа — Мунира, Мунжии и Нуржамал) стала поучительной и для остальных. Здесь автор личные любовные переживания героини Мунжии по отношению к своей сопернице Нуржамал показывает на уровне высоких человеческих отношений, когда она разделяет тяжести ее болезни в последние минуты жизни. Мне кажется, Мунжия совершила истинно благородный поступок по отношению к Нуржамал, когда ее, свою соперницу, уже неизлечимо больную, перевезла на санках в свой собственный дом, не опускаясь до сведения счетов с ней за моральные унижения при ее жизни.

Мне удалось найти фотографии этой семьи.

В рассказе Кояш Тимбиковой на тему « Дайте силы нашей страсти!» в книге «Любовь на троих» она вспоминает свою маму, СаниюТимбикову,

8

школьный дом села Старое Ромашкино, где семья писательницы жила в то

время. Описывая внешнюю красоту своей мамы, Кояш Тимбикова приводит

строки из стихов поэта Дарземанда, подчеркивает и ее внутреннюю красоту, достойную кисти художника: ее умение готовить обед, скромность, терпеливость, мудрость жизни.



Здесь же автор упоминает Масуфу Муртазину из этого же села, которая наравне с другими такими же женщинами военных лет справлялась с множеством тягот военного времени.

Хочется отметить, что имя этой женщины упоминается еще в одном рассказе Кояш Тимбиковой с названием «У Масуфы». Здесь автор рассказывает о своей героине — Масуфе — о простой женщине-доярке, вырастившей и воспитавшей шестерых детей, за хорошую работу награжденной поездкой на ВДНХ в город Москву. Значит, внимание Кояш Тимбиковой привлекла обычная женщина села Старое Ромашкино с обычной судьбой, чей неимоверный труд доярки был оценен так высоко. Видимо, она хотела привлечь этим фактом и внимание своих читателей.

Изучая творчество Кояш Тимбиковой, я обращалась и к ее родственникам, проживающим сейчас в городе Чистополе, и также нашла материал, подтверждающий то, что в произведениях писательницы много фактов использования образов людей нашего края. Например, у Наили Вахитовны, племянницы Кояш Тимбиковой, сохранилось письмо Хаметовой Закии Давлеевны, жителя села Каргали Чистопольского района, классного руководителя писательницы, адресованное ей. В этом письме Закия Давлеевна благодарит свою ученицу за то, что она в одном из номеров газеты «Ленинский путь» (от 03.031968 г.) написала добрые слова о ней как

о своем учителе русского языка и литературы, классном руководителе, о ее

9

роли в воспитании подрастающего поколения. Значит, еще раз убеждаюсь,

Кояш Тимбикову, действительно, привлекали люди своего края, и писательница в них видела не только обычных людей, а людей, интересных, значащих как в ее судьбе, так и в судьбе нашей страны.

10

1.3. Чистопольский край в произведениях Кояш Тимбиковой

При чтении произведений Кояш Тимбиковой я обратила внимание на то, что в них очень много места отводится селам Нарат — Елга, Старое Ромашкино, Каргали Чистопольского района, селам, где прошло детство, юность писательницы и годы учебы в школе. Так, в сборнике «Любовь на троих» в ее рассказе «Когда рождается новая песня», повествуя о песне «Идел»,она мыслями уходит в свое далекое прошлое, когда она всей семьей провожала брата в годы Великой Отечественной войны на фронт. Здесь она упоминает город Чистополь и находящееся в десяти-двенадцати километрах от него село Нарат- Елга и вспоминает, как ее мама три дня подряд отправляла суп для своего сына, задержавшегося с остальными солдатами на пристани в ожидании своей отправки на фронт. С тех пор песня «Идел» осталась в памяти писательницы как напоминание о дне разлуки матерей со своими сыновьями. Или в «Песне птиц» автор, размышляя о ее содержании, упоминает село Старое Ромашкино, где она звучала как своеобразный разговор между матерью и сыном, полегшим на поле боя после кровавой войны во имя Родины.

Следует сказать о том, что село Старое Ромашкино в произведениях Кояш Тимбиковой звучит особенно часто, наверное, потому, что здесь писательница провела детство и юность, именно здесь формировались жизненные установки, характер, взгляды ее на мир. Мы знаем, что К. Тимбикова также является автором многих стихотворений, на которые известные композиторы нашей республики написали музыку. Например, есть стихи К. Тимбиковой « Односельчане», посвященное селу Старое Ромашкино.

11

А известный композитор Сара Садыкова написала музыку, и

зародилась задушевная песня. Также родному селу Старое Ромашкино посвящается песня «Дальний родник» (слова К.Тимбиковой и музыка Ганса Сафиуллина), где прошло детство писательницы.

К. Тимбикова, являясь выходцем из сельской местности, очень правдиво, тонко описывает в своих произведениях деревенские обычаи, нравы, традиции, глазами сельского жителя передает быт и культуру родного края.

Одним из таких обычаев является праздник гусиного пера. И, наверное, при чтении рассказа Кояш Тимбиковой «Злополучный гусак» (в переводе на русский язык Рейна Ганеева) каждый читатель вслед за героями «побывает» в одном из наших сел. Да, действительно, знает Кояш Тимбикова, знает традиции своего края и передает их точно, ярко, красочно.

В рассказе «Дайте силы нашей страсти!» автор рассказывает о члене союза Писателей Татарстана Раисе Ишмуратовой, урожденной в г. Чистополе, о том, как прошло ее детство, как именно в нашем городе она становилась драматургом.

В этом же рассказе Кояш Тимбикова упоминает 19 девушек из села Каргали, отправившихся на Великую Отечественную войну, наравне с мужчинами разделявших тяготы и лишения военного времени.

Мне удалось найти название нашего города Чистополя в рассказе писательницы «Мои орденоносные учителя» в сборнике произведений «Любовь на троих». Здесь автор, упоминая наш город с фактом эвакуации русских писателей, горюет о том, что не удалось сберечь многих татарских писателей, таких как М.Джалиль, А.Алиш, Ф.Карим, Н.Баян, Г.Кутуй, Р.Саттар и многих – многих других.

12

ГЛАВА II

2.1. О встречах Кояш Тимбиковой с коллективом педагогов и учащихся гимназии

Исследуя творчество нашей землячки Кояш Тимбиковой, я обратилась в наш школьный этнографический музей, где нашла достаточно богатый материал для своей творческой работы. Я с радостью узнала о том, что в музее нашей гимназии хранится память о нескольких встречах К. Тимбиковой с коллективом учащихся и учителей. По исследуемым матери алам я узнала, что первая встреча писательницы состоялась в 1989 году еще в нашем старом актовом зале, где писательница делилась своими размышлениями о бережном отношении к национальной культуре, об интернациональном воспитании подрастающего поколения, восхищая каждый раз своих слушателей эрудированностью, преданностью и любовью к своей земле.

В альбомах музея также сохранилась вырезка из республиканской газеты

« Социалистик Татарстан» от 14.03.1989 о впечатлениях писательницы от этой встречи. В своей статье «Родная земля» К. Тимбикова упоминает нашу 2-ю школу, в которой «город Чистополь сумел сберечь национальное образование, в то время как даже в Казани национальные школы стали закрываться». В этой статье Кояш Тимбикова благодарит учащихся за вышитый своими руками и подаренный ей калфак, а родителей и педагогов нашей школы за то, что в своих детях воспитали уважение к истории своего народа, любовь к национальным ценностям, культуре, литературе. Слова огромной благодарности в статье нашей землячки звучат в адрес директора школы Розы Музиповны Идрисовой, роль которой в сохранении националь-

13

ной культуры была огромна.

Еще одна встреча с писательницей состоялась в 2001 году, в одном из наших учебных кабинетов, так как актовый зал был закрыт на ремонт. Эту встречу для учащихся и учителей нашей гимназии и города организовала Саттарова Альфия Гусмановна, зав. городским отделом образования г. Чистополя. В наших музейных альбомах также хранятся теплые воспоминания об этой встрече.

14

2.2. Кояш Тимбикова в воспоминаниях чистопольцев

В процессе работы над своей исследовательской темой я обращалась к некоторым чистопольцам, которые хорошо знали Кояш Тимбикову при жизни, с просьбой рассказать о писательнице. Это Роза Зиннуровна Закирова, житель деревни Нарат – Елга, бывший председатель сельского совета, сейчас на пенсии: «Кояш Тимбикова очень часто приезжала в нашу деревню, где она родилась. С удовольствием встречалась с жителями деревни, интересовалась их жизнью, заботами. Она приезжала не одна, с ней всегда были разные деятели литературы и искусства, например, Мударис Аглямов, Барлас Камалов, Искандер Биктагиров, Мадина Маликова, Фания Хузахмет и т.д. Жители нашего села ждали их приезд с нетерпением. Встреча с ними запоминалась надолго».

Со своими далекими из детства воспоминаниями о писательнице поделилась Рушания Вахитовна Закирова, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2»,племянница Кояш Тимбиковой: « Когда я училась в 1 классе Тат. Елтанской средней школы Чистопольского района, помню, у нас не было учебников математики. На нашу просьбу выслать их из Казани Кояш апа откликнулась сразу. И каково же было наше удивление, деревенских ребятишек тех далеких 70-х годов, когда очень скоро каждый ученик моего класса лично на свое имя получил учебник математики. Так могла поступить только Кояш апа! Такой я ее и запомнила, готовую помочь в любой ситуации. Она очень гордилась тем, что принадлежит нашей чистопольской земле, когда приезжала к нам в гости, обязательно навещала свое Старое Ромашкино, знала многих жителей этого села, принимала участие в решении их многих проблем, встречалась с одноклассниками, навещала

15

классного руководителя Закию Давлеевну в Каргалях. Она всегда сплачивала людей вокруг себя. Ее очень интересно было слушать».

Мне стало известно, что директор Чистопольской центральной городской библиотеки Байбекова Гульюзем Ахметовна очень тесно сотрудничала с Кояш Тимбиковой. Некоторые интересующие вопросы я адресовала ей и выяснила следующее: «С Кояш Тимбиковой я была знакома около 25 лет, меня связывали с ней очень тесные дружеские отношения. В ней меня всегда поражала простота в обращениях, эрудированность, желание сохранить и приумножить нашу национальную культуру, внимание и чуткость к людям, конечно же, огромная любовь к нашей чистопольской земле, к родному краю. К каждому своему приезду в наш город, к встрече со своими земляками она готовилась заранее и с большим воодушевлением. Мне всегда казалось, что она каждого из нас хорошо знает и понимает. Особенно близко принимала проблемы наших женщин. Мне посчастливилось организовать встречи писательницы и других деятелей литературы и искусства с нашими земляками, с ней объездили весь наш чистопольский край, Чтения имени Гаяза Исхаки всегда проходили с ее участием, проводили конференции по вопросам бережного отношения к национальной культуре и многое – многое другое.

Кояш Тимбикова еще при жизни сделала огромный подарок нашей чистопольской земле — подарила свою личную библиотеку в количестве 500 экземпляров книг в нашу Чистопольскую Центральную городскую библиотеку.

В честь 70 – летнего юбилея в целях увековечивания памяти писательницы по решению Главы нашей администрации с 2007 года создана Премия имени Кояш Тимбиковой, которой будут удостоены 2 местных автора, издающиеся на татарском или на русском языке, внесшие большой вклад в развитие литературной и журналистской деятельности. Также в селе Старое Ромашкино открыт музей Кояш Тимбиковой».

Таким образом, я еще раз убедилась в том, что Кояш Тимбикову помнят и любят в нашем крае, и это она заслужила по праву.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне удалось перевернуть всего несколько страниц из жизни К. Тимбиковой и в конце исследования доказать свои предположения о том, что она, наряду с такими земляками-писателями, как Михаил Скороходов, Руслан Галимов, Михаил Шамбадал, Хайдар Гатин, Шайхенур Хафизов и др. была до конца преданной и верной в своей любви к родному краю, внимательна и чутка к его людям, многие из которых стали персонажами ее произведений.

Земляки отвечали ей тем же, высоко ценили ее талант, дочернюю любовь к родной земле.

На занятиях элективного курса по литературе «По следам времени», изучая творчество наших земляков, мы часто задавали себе вопрос: «Чем измеряется жизнь человека?». На примере жизни и творчества Кояш Тимбиковой, мне кажется, я смогу ответить на этот вопрос. Жизнь человека, наверное, измеряется, прежде всего, его добрыми делами, своей верностью и преданностью своему делу, своей любовью к родной земле и, конечно же, памятью о себе.

Действительно, Кояш Тимбикова оставила после себя богатое культурное наследие, и в этом велика роль ее земляков и нашего чистопольского края.

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Скороходов М. Дети огня,

Казань, Тат.книжное издательство, 1976, 63 стр.

2. «Сююмбике», журнал,2002,№11

3. «Социалистик Татарстан», респ. газета от 14.03.1989г.

4. Тимбикова К. Зимнее искушение,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap