Исследовательская работа Частушка Логинова Василина



Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся

образовательных учреждений «Истоки»

Секция: краеведение

Исследовательская работа

«Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2»

Логинова Василина,

обучающаяся 9 класса

МБОУ «2-Пристанская ООШ»

Мариинского района

Кемеровской области.

Научный руководитель:

Еремеенко Е.В.,

Учитель русского языка и литературы

МЬОУ «2-Пристанская ООШ»

2013 год

Оглавление

Введение стр 3

Глава 1. История возникновения частушек стр 6

Глава 2. Распространение частушек среди жителей

д. Пристань 2 стр 9

Заключение стр 14

Литература стр 16

Приложения стр 17

Введение

Русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Устное народное творчество, именуемое фольклором, делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является частушка. Частушка — особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Частушка развивается. Особенно много частушек создано за время перестройки, возникли новые произведения и о «партократах-демократах», о новых русских. Это доказывает, что частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы.

Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей д. Пристань 2» выбрана далеко не случайно. Я живу в д. Пристань 2, увлекаюсь вокалом, участвую в муниципальных и региональных песенных конкурсах. С детских лет мне нравится исполнение частушек.

Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.

Объектом исследования является  население д. Пристань 2.

Предметом исследования – частушки:

-частушки-страдания;

-критические частушки на местные темы;

-исторические;

-военные;

-любовно-лирические;

-школьные частушки.

Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают настоящее нашего села.

В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:

1. Подобрать и изучить литературу о частушках.

2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.

3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их жизни и

быте;

4. Оформить литературный альманах.

Хочется отметить, что частушки — единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . И в настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене — от клуба до первоклассного концертного зала — частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранения народного творчества, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколений, жителей деревни и города. В ходе изучения литературы по данной теме мы решили узнать: есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы, как относятся к исполнению и созданию частушек близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?

Актуальность и новизна нашей работы заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей д. Пристань 2, в создании печатного и электронного материала.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного или краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры, данный материал может служить материалом для краеведческого музея.

При изучении данной темы были использованы различные методы: изучение научной литературы, личные встречи и беседы с работниками Дома культуры д. Пристань 2 и односельчанами, описание полученных данных, составление и выпуск литературного сборника.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Введение содержит формулировку проблемы, актуальность, новизну, цель и задачи данной работы, а также объект и предмет исследования, методы исследования, гипотезу. Основная часть состоит из 2 глав. Первая глава посвящена изучению истории возникновения частушек. Вторая глава посвящена изучению особенностей распространения частушки среди жителей д. Пристань 2. В заключении кратко формулируются результаты данной исследовательской работы. Список используемой литературы содержит источники информации. В приложении помещены дополнительные материалы, фотографии.

Глава 1. История возникновения частушек

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества, это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере. По определению словаря Ожегова: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания».

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение — выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, — писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, — выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.

Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, — и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.

Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 2).

С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии «истоков» частушки — это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.

Глава 2. Распространение частушек среди жителей д. Пристань 2

Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашей деревне, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей деревни (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 95% знают несколько частушек наизусть, 38 % знают разновидности частушек.

При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка – на посиделках, на гуляньях, на масленицу, на свадьбе , во время семейных праздников, в перерывах между работой, где исполнялись частушки – в доме, на деревенской улице, за пределами села, в доме невесты или жениха, если частушки пелись на свадьбе, на месте работы; кем исполнялась частушка – одним человеком, дуэтом, молодежью, взрослыми, стариками, только женщинами, только мужчинами; был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек, какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка) есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы?  При опросе мы интересовались, как относятся к исполнению и созданию частушки близкие, друзья, односельчане? Как сочинитель сам относится к своим сочинениям, записывает ли их? Приходилось ли исполнителю встречаться с частушечниками из других мест?

При встречах с Даниловым В. П., Шокель Е.А., Ястребовым Г. И., Мусиной О.В., Красовым С.В. (Приложение № 3) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:- о любви, счастливой и неразделенной;- о разлуке;- об измене;

— о сватовстве;- о замужней жизни, о неравном браке;- эротические частушки;- о Великой Отечественной войне: о письмах с фронта, о проводах на фронт, об ожидании любимого, о наказах при разлуке, о ранении и смерти солдат и другие;- о современной службе в армии: проводы в армию, наказы при разлуке, служба в армии, о солдатских письмах, об изменах, о возвращении солдата;- сатирические частушки, в которых высмеиваются: «залетка», соперница, родители, деревенские бабы, парни или девушки села или соседних сел;- сатирические частушки общественного характера, о недостатках в жизни , в поведении руководителей, о пьяницах;- о местных событиях, о случаях из частной жизни.

В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.

Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.

Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.

Частушка  может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.

Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. В нашей деревне есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Кононова Г.К., Шкурыгина А.С., Кабачевская Н.П.

Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется. Медленная частушка называется «страдания».

По деревне идётё,

Играетё и поетё.

Моё сердце раздражаетё

И спать не даётё.

Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки нередко используются самодеятельными коллективами.

Хороша наша деревня,

Только улочка грязна,

Хороши наши ребята –

Только славушка худа.

Говоря о тематике частушек в д. Пристань 2, необходимо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.

Ой, я выйду на крылечко,

Постою, послушаю,

Как мой миленький на фронте

Бьет врага «Катюшею».

Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.

Зашумели камыши,

Закачались елочки.

На работе хороши

Наши комсомолочки.

Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Поэтому так многообразно название любимого или любимой – дроля, дролечка, милый, мил-милёночек, милка, ягодка, ягодиночка. Тема любви, можно сказать, — главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини:

Меня милый проводил,

Сел на изгородочку.

Долго, долго любовался

На мою походочку.

Заиграл полубаян,

У зеленых елочек.

Долго слушала, стояла

Думала миленочек.

В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений:

Я плясала, топала,

Выбирала сокола.

Выбирала сокола,

Стройного, высокого.

Частушки используются и школьниками: на концертах художественной самодеятельности ребята с удовольствием исполняют частушки на школьную тему, на различных песенных конкурсах, на праздниках.

Ой, спасибо тебе, школа,Собрала ты снова нас,Дзынь! В звоночек позвонила,Позвала учиться в класс!

Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в селе и те, кто сами сочиняют частушки : Ястребов Г.И., Шокель Е.А. (Приложение № 4), записывая их в специальные тетради. Сельские исполнители встречаются с частушечниками других населенных пунктов на различных конкурсах (например: на конкурсе «Играй, гармонь, звени, частушка!», который проводится ежегодно в нашем районе).Надо отметить и то, что сопровождается исполнение частушек движением и пляской.

Заключение

Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины19века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины,приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.

Проанализировали частушки, которые пели в нашей деревне и пришли к выводу, что в д. Пристань 2 пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди жителей д. Пристань 2. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.

Частушки — это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.

Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей нашей деревни; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение №5).

Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями деревни, узнавая новое для нас, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.

Литература

Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 с.

Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.

Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.

Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.

Интернетресурсы:

1.www.websib.ru/…/039/group3/klass5/narod.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Частушка

3.dic.academic.ru/dic.nsf/bse/149569/Частушка

4.www.russika.ru/t.php?t=4568

Приложение № 1.

Курсавая работа про современные частушки

Частушки, собранные братьями Заволокиными, а их около 20 тысяч, представляют большую художественную ценность. 

Курсавая работа про современные частушки Дмитрий Константинович Зеленин

Приложение № 2.

Частушки-скоморошины:

Семь красавиц, семь сестер На лугу зажгли костер. Песни распевают, В гости зазывают.Серый дождик за окном, Я же думаю о том, Как же мне решиться Все-таки жениться.

Частушки-жалобы:

Хороша наша деревня,

Только улочка грязна,

Хороши наши ребята –

Только славушка худа.

Трудно, трудно жить одной

Без подружки коренной,

Без словечка тайного,

Без дружочка крайнего.

Лирические миниатюры:

Меня милый проводил,

Сел на изгородочку.

Долго, долго любовался

На мою походочку.

Заиграл полубаян,

У зеленых елочек.

Долго слушала, стояла

Думала миленочек.

Плясовые частушки:

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Я плясала, топала,

Выбирала сокола.

Выбирала сокола,

Стройного, высокого.

Приложение № 3.

Встречи с жителями д. Пристань 2.

Курсавая работа про современные частушкиКурсавая работа про современные частушки

Курсавая работа про современные частушки

Приложение № 4.

Частушки жителей д. Пристань 2.

Мы расселись на природе,

Стали песни распевать.

Нас соседи услыхали,

Стали уши закрывать.

Наберу домой грибов,

Засолю их в бочке.

Приходи ко мне домой,

Угощу я точно.

Петь частушки на Руси-

Дело ведь привычное.

Потому всегда у нас

Все идет отличненько.

Что вас, девки, только две?

А третья-то у вас где?

У нас третья-то пропала,

В Кемерово жить попала.

Брошу косу вдоль покосу

И не буду страдовать.

Брошу милого, забуду

И не буду тосковать.

Приложение № 5.

Литературный альманах.

МБОУ «2 — Пристанская основная общеобразовательная школа»

Школьные
искорки

Литературный альманах.

Выпуск 7 (специальный, тематический).



2013

Ч А С Т У Ш К А

Содержание.

История возникновения частушек стр 1

Распространение частушек среди жителей д. Пристань 2. стр 3

Её величество: частушка! стр 4

История возникновения частушки.

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества, это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком и характерной звонкой манере. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение — выражение определённого отношения к событиям и фактам, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжённости во времени. «Частушка, — писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, — выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».

Частушка всегда в той или иной мере – поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. С экспромтным характером частушки связано такое её качество, как необычайно тесная связь с современностью. Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.

Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Как показали новейшие исследования, частушка возникла где–то на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в небольших уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, местах строительных работ, где стекалось много народа. Именно здесь на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположных культуры – традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, — и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Необходимо отметить, что первоначальные частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap