Исследовательская работа Баба Яга добро или зло



III муниципальная научно – практическая конференция «Интеллектуалы XXI»

Номинация «Первые шаги в науку. Филология»

Баба Яга: добро или зло?

(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах искусства)

Исследовательская работа

Авторы работы:

Банникова Ирина Андреевна,

ученица 5а класса

МОУ «Гимназия №2»

Коренькова Анастасия Дмитриевна,

ученица 5а класса

МОУ «Гимназия №2

Руководитель:

Гаврилова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

г. Балаково

2011 г.

План

Вступление

Происхождение Бабы Яги

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Баба Яга в литературе

Использование образа Бабы Яги в детском фольклоре

Образ Бабы Яги в живописи и музыке

Народные сказки — хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.

Цель нашей работы:

-исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;

-найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ.

Работая над темой, мы поставили перед собой задачи:

— изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;

— выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;

— проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства.

Баба Яга, пожалуй, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный персонаж.

Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.

Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках». Но есть и другие мнения.

Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она — из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги –

3

отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются — ступы.

И наконец, есть предположение, что Баба Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Во многих сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля!

Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок. Пешком она не ходит. Экипажем для ее передвижения служит ступа. В ступе Баба Яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. Эта старая, злая и мощная колдунья, представляющая собою недобрый потусторонний мир, живет тем не менее преимущественно на этом свете. Ее жилище — это избушка на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом, что также служит выражением недоброго характера Бабы Яги. Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми зубами.

В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги описан подробнее, чем образы остальных персонажей. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этого порога.

Однако, несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?

Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный?

Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но то-

4

гда возникает вопрос: почему во многих сказках она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.  Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о принадлежности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний. Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич обычно получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.Начало формы Не стоит забывать и о том, что Василиса, во всех сказках представляющая собой жизнь – это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж. Намного проще поверить в то, что Яга на самом деле не такая злобная, как все о ней думают.

Рассмотрим несколько эпизодов встречи главных героев русских народных сказок с Бабой Ягой.

Вот отрывок из сказки «Царевна-Лягушка»:

«Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.

Говорит Иван-царевич:  — Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом.  Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга костяная нога,

5

нос в потолок врос, сама зубы точит.  — Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.  — Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила да тогда б и спрашивала. Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.  — А, знаю! — сказала Баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт. Указала Баба-яга, в каком месте растет этот дуб».

Значит, в сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга добрая: она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.

Ещё одна сказка — «Финист — ясный сокол». В ней встречаются три Бабы Яги! Все они неплохо отнеслись к девушке Марьюшке. Вот встреча Марьюшки с третьей Бабой-Ягой:

«Вышла Марьюшка на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит Баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.

Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

— Спасибо тебе, бабушка.

— Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста

6

ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка Бабу-ягу и пошла…»

И здесь мы видим Бабу Ягу как положительную героиню.

А вот Баба-Яга в одноименной сказке совсем другая. Её образ несет в себе зло. Она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу:

«Баба-яга — костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой.

Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню.

Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад».

Меняются времена — меняются нравы. В последние годы из народных сказок Баба Яга перебралась и в литературные. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь известная как пожирательница детей Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство. Чем не добрый и благородный поступок?

В сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга» описывается ранее неизвестное прошлое Бабы-Яги. Там она предстаёт нам маленькой доброй ведьмочкой, которая упорно стремилась исполнить свою мечту – побывать на Вальпургиевой ночи, куда пускали только взрослых ведьм. Однажды ей даже удалось проникнуть туда тайком, и, может быть, её там даже никто и не заметил, если бы не злая тётка Маленькой Бабы Яги — Румпумпель, которая её выдала. Но Главная ведьма дала Маленькой Бабе-Яге шанс побывать на Вальпургиевой ночи, при условии, если она исправится и станет хорошей

ведьмой. Маленькая Баба-Яга, решив не сдаваться, покоряет нас своим

7

упорством, добротой и желанием помочь. Она совершает добрые дела с

помощью своей смекалки.

Образ Бабы Яги из сказок переходит и в другие жанры фольклора. Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны дразнилки, вид творчества, уже почти всецело развитый детьми. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки или просто обидеть в отместку за причинённое зло, подразнить. Дразнилки в детской среде, в отличие от взрослой, в известной мере смягчаются. В большинстве случаев они возникают как рифмованные прибавления к имени или прозвищу, без всякой связи с предметом спора или поводом, вызвавшим столкновение. В некоторые дразнилки проник и образ Бабы Яги. Например:

Бабка Ежка

Костяная ножка,

По улице шла,

Рубль нашла,

Побежала на лужок

И купила пирожок!

*

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

— У меня живот болит!

*

Баба Яга,

На лбу рога,

Высунь бородавки,

Дам тебе пиявки!

*

Баба Яга,

На лбу рога,

Выглянь из избушки,

Дам кусок лягушки!

8

Здесь образ Яги приобретает шутливо – оценочный характер. Хотя дразнилки не обладают крупными художественными достоинствами, сравнение с Бабой Ягой имеет воздействие на человека.

Колоритный, таинственный образ Бабы Яги с давних пор вдохновлял и художников, и композиторов на создание произведений, в центре которых наша сказочная героиня.

Вот она на картине В. Васнецова «Баба-Яга». Восходящий месяц озаряет прозрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется Ведьма. Схватила она Ивашку, и «пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят, летит в ступе Баба-яга, пестом погоняет, помелом след заметает…» Кажется, мы слышим скрежет клыков Бабы-Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. На этой картине Баба Яга является воплощением зла, пожирательницей детей.

Великий русский композитор М.П. Мусоргский, написав в 1874 году музыкальный цикл «Картинки с выставки», одну из пьес назвал «Баба Яга». Произведение изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и, подбоченясь, идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле.



В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. И после краткого повторения темы полета Бабы-яги вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. «Баба Яга» Мусоргского– картинка фольклорная, сказочная, народная.

Так кто же она такая – Баба Яга? Даже прочитав десятки толстых томов и проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно разобраться, потому что Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для человека.

9

Список литературы

Афанасьев А.Н. Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986

Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997

Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004

Успенский Э. «Вниз по волшебной реке» М., ОНИКС 21 век, 200

http://shkolazhizni.ru/archive/o/n-24018








sitemap
sitemap