Исследовательская работа Анализ уровня речевой культуры учащихся МБОУ Улюнханская СОШ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671642, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1., тел.: 91-5-74, 91-5-24

Районная научная конференция школьников «Шаг в будущее»

«Анализ уровня речевой культуры учащихся МБОУ «Улюнханская СОШ»»

Исполнитель: Чойбонова Б., учащаяся 11 класса

Руководитель: Бадлуева Е.М.,

учитель русского языка и литературы

2012-2013

Оглавление

Введение

Литературный обзор

Формы существования языка

Что такое культура речи?

Методика исследований

3.1.Определение степени употребления нелитературных языковых форм в школьной среде.

3.2.Определение уровня образованности учащихся 5, 7, 11 классов

3.3. Определение уровня воспитанности учащихся 5, 7, 11 классов

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние, духовность и воспитанность.

Многие русские писатели, мастера слова, восхищались русским языком, отмечали его своеобразие и неповторимость. Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный язык». Критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». Детский писатель С.Я. Маршак в статье «Воспитание словом» сказал: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить еще многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей». А российская императрица Екатерина Великая однажды сказала очень меткую фразу: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».

Утверждение, что русский язык богат, велик и могуч, давно стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать, что речь большинства наших современников отражает богатство и величие национального языка? Сегодня состояние современного русского языка вызывает большое беспокойство. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Проблема состоит в том, что всякое потерявшее смысл слово, искаженное нами, замененное «модным» синонимом, жаргонизмом — это утраченная часть нашей общей культуры и воспитанности.

Мы попытались проследить проблему засорения языка в конкретной школьной среде, проанализировав речь учащихся нашей школы.

Предметом нашего исследования явилась речь учащихся школы.

Объект исследования – учащиеся школы.

Цель исследования: выявить уровень речевой культуры учащихся и доказать что, он зависит от уровня воспитанности и образованности человека.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме.

Определить степень использования нелитературных форм языка в речи учащихся.

Определить уровень образованности учащихся.



Проанализировать материалы диагностики уровня воспитанности учащихся;



Сравнить степень использования в речи учащихся нелитературных форм с уровнем их воспитанности и образованности.

Гипотеза исследования – уровень речевой культуры зависит от уровня воспитанности и образованности учащихся.

При решении поставленных задач нами были использованы такие методы и приемы: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, опрос, сравнение.

Считаем, что результаты исследования могут представлять практическую значимость для классных руководителей исследуемых классов, учителей-словесников и социальных педагогов.

Литературный обзор

2.1. Формы существования языка

Язык — сложное явление. Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоёв населения), жаргоны (речь отдельных социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.

Всякий современный развитой язык предполагает наличие территориальных диалектов, которые представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Они служат для обиходно- бытового общения, отличаются тем, что имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.

Просторечие – одна из форм национального языка, которая характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такое нарушение нормы носители просторечия не осознают, не понимают различия между нелитературными и литературными формами. Просторечными считаются: в фонетике – шОфер, полОжить, прИговор, дРушлаг; в морфологии – мой мозоль, ляжь, без пальта, бежат; в лексике – полУклиника, поДстамент.

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединённых общностью занятий, интересов, социального положения.

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое общение.

2.2. Что такое культура речи?

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определённой ситуации общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические — словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значении слов и их сочетаемости с другими словами, остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи — это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Культура речи содержит три составляющих компонента:, коммуникативный, нормативный и этический.

Коммуникативный аспект. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Широкое распространение наряду с термином общение получило слово коммуникация.

Нормативный аспект. Основные нормы – грамматические – правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Наиболее часты ошибки, связанные с употреблением рода имён существительных: хорошАЯ шампунь, большОЙ мозоль, красивый туфель. Не всегда правильно используются в речи глаголы, например, возвратные и невозвратные: дума должна определитьСЯ с датой проведения…— такое можно услышать с экрана телевидения. А в бытовой сфере можно часто слышать — я сегодня буду стиратьСЯ…я еще не убралаСЬ в своей комнате.

Лексические нормы – это правила применения слов в речи в том значении, которое зафиксировано в словарях русского языка. Например, ложить и класть, представляется и предоставляется, эффективный и эффектный.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи.Среди них много грубых, режущих слух речевых ошибок. Например, такие как ко[л]идор, [л]егулярный,, ко[х]та, кака[в]о, б[ау]шка, д[еу]шка . Особенно коварным становится сейчас произношение ударного гласного о вместо а в глагольных формах: пл[о]тит, запл[о]тит, упл[о]ченный. Правильно: пл[а]тит, упл[а]чено и т.п.

В современной речи существуют значительные колебания в произношении чн и шн. Нормой орфографического произношения считается чн. Однако в некоторых словах (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, девичник), как указывают пособия по орфоэпии, на месте чн произносится шн. Нередко можно услышать ску[чн]о, наро[чн]о – вм. ску[шн]о, наро[шн]о. Это особенно заметно в речи современной молодежи.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах: катАлог (вм. каталОг), докУмент (вм. докумЕнт), тортЫ (вм. тОрты), тостЫ (вм. тОсты), цЕмент (вм. цемЕнт)

Этический аспект (речевой этикет). Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, сочувствия, одобрения, приглашения, просьбы, совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения.

Таким образом, проанализировав особенности функционирования языка в современном мире, мы пришли к выводу о том, что язык – это, действительно, сложное явление, претерпевающее на данном этапе изменения не в лучшую сторону. Засорение языка, которое происходит на наших глазах и при наших общих «усилиях», вызывает огромное беспокойство за его дальнейшую судьбу.

Методика исследования

3.1.Определение степени употребления нелитературных языковых форм в школьной среде.

Чтобы проследить описанные выше процессы, мы обратились в конкретную языковую среду учащихся нашей школы. Для эксперимента выбрали три класса: 5 класс (недавно перешли из начальной школы в среднее звено), 7 класс(в возрасте 13-14 лет дети подражают друг другу, стараются быть «как все») и 11 класс (выпускники школы, завтра – взрослые, самостоятельно строящие жизнь). Мы попытались проанализировать речь учащихся данных классов с разных сторон. Кроме наблюдения и бесед с отдельными учениками было проведено общее тестирование. Задания подбирались с учетом часто встречающихся в речи ошибок (неправильная постановка ударения, неверное образование форм слова, лексические ошибки).

Результаты тестирования показали, что наибольшее количество ошибок было допущено в заданиях 1, 2, 3. Так, наименьшее число верно выполненных заданий оказалось в 7 классе, что составило 50%. В 5 классе правильно выполнили тест 59% учащихся, а в 11 классе – 78%.

Следующим этапом нашего эксперимента было анкетирование. На 1 вопрос « Считаете ли вы себя человеком, в совершенстве владеющим русским языком?» из 31 опрошенных утвердительный ответ не дал никто, «не полной мере» — ответили 25 человек, «нет» — 6 человек. На II вопрос об использовании жаргонов, просторечий, нецензурной лексики больше положительных ответов было у учащихся 7 класса; на втором месте – 5 класс; меньше всего «словесного мусора» используют одиннадцатиклассники.

Часто встречающиеся ответы на III вопрос о том, как защитить язык от засорения были такие:

— проводить лекции по культуре речи;

— больше читать;

— стараться не употреблять в речи заимствованные слова.

Но были и такие:

— так будет неинтересно общаться;

— ничего не сделаешь, так как это уже привычка

Нам также удалось собрать слова-жаргонизмы, часто употребляемые учащимися в школьной речи. Это так называемый современный школьный сленг. Вот некоторые из них: базарить – говорить; классно – красиво; прикид – наряд; клево – хорошо, замечательно; гонишь – говоришь неправду; слизать – списать; контрошка – контрольная работа; хавать – кушать; тормоз – глупый; прикинь – представь; в смысле – как понять; стремно – страшно.

3.2.Определение уровня образованности учащихся 5, 7, 11 классов

На следующем этапе работы мы определили образовательный уровень учащихся данных классов. Для этого мы выявили средний балл учащихся по классам за 1 полугодие 2012-2013 учебного года.

3.3. Определение уровня воспитанности учащихся 5, 7, 11 классов

На заключительном этапе эксперимента мы обратились к материалам по диагностике общего уровня воспитанности учащихся. Сопоставление полученных нами данных с результатами диагностики позволило сделать следующий вывод: у учащихся 11 класса засоренность языка меньше всего (22% неправильных ответов), а воспитанность составляет 70 %; у 5 класса – 41% неправильных ответов, воспитанность – 61% (на среднем уровне); у 7 кл. — 50% неправильных ответов, воспитанность – 53%.

Вывод: Гипотеза подтвердилась: у человека, позволяющего себе постоянно употреблять в речи «непечатные слова», нравственные, духовные, культурные показатели находятся на низком уровне. Классы с большим процентом речевой засоренности имеют меньший процент по критериям воспитанности.

Таким образом, низкий уровень речевой культуры наблюдается у учащихся 7 класса. У них же и меньший показатель воспитанности по сравнению с другими классами, участвовавшими в нашем эксперименте. Наименьший показатель отклонения от установленных языковых норм у одиннадцатиклассников, что радует, так как они стоят на пороге взрослой, самостоятельной жизни, где должны показать себя с лучшей стороны, включая и собственную речевую культуру.

Заключение

Проведенное исследование показало, что сегодня состояние русского языка находится не на должном уровне. Язык нуждается в чистоте и порядке. Люди стали забывать его могущество и величавость.

Нужно избавляться от «словесного мусора», сохранять великую силу русского слова: разумного, красивого и содержательного. Чтобы стать достойным гражданином родной страны, необходимо, прежде всего, в совершенстве владеть родным словом. Это долг каждого россиянина.

5. Список литературы

1. Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», Ростов — на -Дону, «Феникс», 2003г.

2. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. «Наш родной язык», Москва, «Просвещение», 1971г.

3. Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка», Москва, «Просвещение», 1989г.

4. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Москва

5. Словарь ударений. Под ред. Д.Э. Розенталя

6. «Читаем, учимся, играем», журнал №1, 2008г.

Приложение 1

Тест на определение засоренности языка.

Просим принять Вас участие в нашем тестировании

Ваш возраст, пол—————————————————

Место учёбы (класс)———————————————

1. Поставьте ударение в следующих словах:

премировать, красивее, средствами, километр, звонят, баловать, добыча, копировать, инструмент, формировать, каталог, договор, документ, эпилог, хвоя, квартал, алфавит, торты, тосты, цемент.

2. Поставьте ударение в каждом слове:

понять – понял – поняли – поняла

занять – занял – заняли – заняла

создать – создал – создали — создала

3.Вставьте в предложения слово тюль в нужном падеже.

Пришли в магазин за ————————— для занавесок.

На окне висит красив…—————————————.

Мы купили пять метров бело… ——————————.

4.Закончите предложения, вставив слова шофёр, инженер в нужной форме, поставьте ударение.

За рулём сидят—————————; На заводе работают————————;

5. Вставьте нужные слова (класть, положить) в следующие предложения:

Строитель быстро ………………..кирпич.

Я уже ………………………..книгу на стол.

6. Подчеркните правильное слово:

Мальчик (надел, одел) шарф и пальто.

Сестра (надела, одела) младшего брата.

7. Каким будет окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа, запишите слова:

апельсины-…………………….., лимоны- ………………………, помидоры — ………………………, баклажаны — ……………………, яблоки — ……………………… , полотенце — ………………………….

Приложение 2

Сводная таблица результатов тестирования

Класс

Количество протестированных учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Всего правильных ответов

Общий процент правильных ответов

Общий процент неправильных ответов

5 класс

10

1

5

2

11

11

8

10

48

59%

41%

7

класс

14

0

6

0

12

11

6

10

45

50%

50%

11 класс

7

4

10

4

10

10

7

10

51

78%

22%

Из таблицы видно, что больше всего неправильных ответов в 7 классе (50%), а наименьшее их число – в 11 классе (22%).

Приложение 3

Анкета

Считаете ли вы себя человеком, в совершенстве владеющим русским языком?

Используете ли в своей речи:

а) жаргоны;

б) просторечия;

в) нецензурную лексику?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap