Исследовательская краеведческая работа Возрождение народных промыслов Ткачество



Муниципальное образовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Районный конкурс

исследовательских краеведческих работ

участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

Возрождение народных промыслов

Ткачество

Секция «Историческое наследие»

Панарина Анна 9 класс

«Детское творческое объединение

«Юный патриот»

Руководитель: Козлов Владимир Васильевич

учитель ОБЖ МБОУ «Бутырская ООШ»

2013 год

Оглавление:

Введение__________________________________________ 3 — 4 стр.

Основная часть_____________________________________ 5 – 8 стр.

Заключение________________________________________ 9 стр.

Список литературы__________________________________ 10 стр.

Введение

С чего начинается Родина?

Родина входит в жизнь человека с самого рождения певучим русским словом – колыбельными песнями, потешками, прибаутками, частушками, сказками, а еще русскими забавами и ремеслами.

В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло — плеч не тянет, а само прокормит».

У нас в школе ведётся большая работа по сбору и изучению народных традиций, народного творчества в различных областях. Нашими частыми гостями являются «мастера», люди в совершенстве владеющие навыками народных промыслов, проводятся мастер-классы. Это и вышивание, и вязание, лозоплетение, изготовление веников, мётел и т.д. Школе была подарена муфельная печь для обжига игрушек. Мы изготавливаем игрушки из глины, обжигаем и расписываем их. Всё меньше остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так как завтра уже будет поздно, просто не будет и этих людей.

В нашем школьном историко-краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Посоховых из села Бирюч. Длительное время он лежал на чердаке и когда Инна Алексеевна Посохова и ее мама Анна Тихоновна узнали, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передали станок музею. Подробного описания экспоната у нас не было, поэтому мы решили узнать историю ткацкого станка, а были ли в нашем селе подобные ткацкие станки, кто на них работал, как это происходило и вообще какова история развития ткацкого дела? Как я и ожидала, Владимиру Васильевичу, руководителю нашего музея, понравилась идея. На первом этапе мы начали поиск и изучение литературы по данному вопросу. Трудностей было много, если учесть, что в библиотеках очень мало материала о ткачестве. И всё же…. Вместе с одноклассниками мы опросили старожилов села и оказалось, что ткацкие станки были относительно не так уж и давно во многих семьях. Но постепенно необходимость в них отпала. Станки были забыты – заброшены, а чаще всего пущены на дрова.

Найдя материал по данной теме и изучив его, мы с Владимиром Васильевичем запустили ткацкий станок, а мальчики под его руководством использовали принцип работы ткацкого станка при изготовлении станка для плетения полотен из стеблей сорго, которые девочки потом превращают в прекрасные поделки.

Таким образом, новизна нашей идеи в том, что именно мы стали первыми в нашем районе, заинтересовавшимися этим видом народного промысла, нашедшие литературу по данному вопросу, изучившие его, применившие знания на практике и сумевшие применить принцип работы станка для изготовления других изделий. Актуальность данного исследования в том, что посредством его мы планируем возрождение техники изготовления домотканых дорожек, изделий из сорго на ткацких станках в музее нашей школы. И, заглядывая уже в будущее, на базе нашего школьного историко-краеведческого музея организовать мастер-классы по народным промыслам в том числе и ткачеству. Тем более, что опыт проведения уже имеется. Мы выступали перед директорами основных школ района с мастер классом по ткачеству.

Целью данного исследования является: возрождение народного промысла ткачество и распространение опыта в среде школьников нашего района.

Задачами данного исследования являются:

— Изучение истории возникновения ткачества, распространение его в нашем селе;

— Поиск и изучение и освоение технологии работы на домашнем ткацком станке;

— Распространение и пропаганда данных навыков среди учащихся школы;

— Пропагандировать преимущество использования народных промыслов в оформлении интерьера современной сельской усадьбы;

— Поиск новых возможностей домашнего ткацкого станка для изготовления других изделий.

Начиная работу мы определились с методами исследования, которые условно разделили на 3 большие группы:

1. Методы эмпирического исследования

— Наблюдение;

— Измерение;

— Эксперимент.

2. Методы, которые использовались как на эмпирическом, так и на практическом уровне

— Абстрагирование;

— Анализ и синтез;

— Индукция и дедукция;

— Моделирование.

3. Метод теоретического исследования

— Восхождение от абстрактному к конкретному.

4. Практическое воплощение идеи пропаганды народного промысла ткачества.

Основная часть

Итак, помните: «три девицы под окном пряли поздно вечерком».

Ткачество (история развития)

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает. Даже сейчас мы — современные дети, близко знакомые с высокими технологиями, как и, наверное, когда-то наши далекие предки, с величайшим удивлением наблюдаем, как клок шерсти в умелых руках бабушек превращается в нить, а после становится мягким и тёплым подарком — вязаным детским шарфиком, уютными носочками, а то и любимой игрушкой.

Ткачество — это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество — это основа национальной культуры…

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство»…

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Самой распространенным материалом для шитья одежды был лён. В глазах наших пращуров никакая одежда не могла сравниться с льняной. Зимой лён согревает, летом даёт телу прохладу. Лён — лучшая ткань

Конопля– то же была распространена на территории древней Руси. Славяне приметили это растение, оно , подобно льну даёт волокно и масло. Первоначально коноплю использовали для витья верёвок и лишь потом для изготовления тканей. Ткни из конопли назывались «посконными», или «замашными» . Одежда из конопли, как считают народные целители, обладает лечебными свойствами.

Другое сырьё было рогоз. Это обычный камыш, который водится по берегам речек. Ткань из рогоза в основном использовалась для хозяйственных целей. Мочалки, мешки, верёвки. Одежда из рогоза (рогожки) на древней Руси, была не просто «непрестижной», она была социально-неприемлемой, означая последнюю стадию, до чего может докатится человек по бедности. Человек, одетый в рогожку либо изгнан из племени, либо безнадёжный дармоед. Единственной приемлемой одеждой считался плащ, рогоз хорошо отталкивает влагу.

Для ткачества и изготовления одежды применялась еще шерсть и кожа.

Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани — это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов — шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства — само тканье и аппретура ткани — составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.

После уборки и просушки льна и конопли их необходимо обмолотить.

После обмолота лен и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали. Лен мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т. е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент — чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, — верховиной

Нити из шерсти или растительного волокна для всех видов тканей в древней Руси пряли на ручном веретене. При прядении нити, кроме веретена, необходима подставка — прялка, служащая для крепления кудели пряжи. Кроме ручных веретен и прялок следует коснуться и механических прялок или, как их иначе называют, самопрялок.

Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждом крестьянском доме, на протяжении веков считалось, что женщина обязана уметь выполнять ткацкие работы, иначе она не считалась полноценным членом общества.

Ткацкий станок

Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок — ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы — нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками.

Независимо от различий в конструкции ручные ткацкие станки горизонтального типа похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.

Технология ткачества состояла из 5 основных операций:

1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;

2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;

З) введение утка в пространство между двумя частями основы;

4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;

5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал.



Процесс работы горизонтального ткацкого станка заключается в следующем:

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 (приложение 2), огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть пробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.

Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.

Вырабатываемая ткань огибает грудницу 12 и наматывается на товарный навой 13.

Но прежде, чем станок заработает его нужно «снарядить» (нарядить)

Технология изготовления основы

Двойная нить, идущая с двух крутящихся от обычного натяжения тюриков, пропускалась где-нибудь через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот, то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной.

При благополучном исходе основу, тщательно сохраняя перевязанные бечевками цены, снимают с вороб. Она принимает вид переплетенного жгута, который переносится в тепло, в избу, где уже стоят готовые для последующего снования кросна. Задача в том, чтобы каждую нить в строгой последовательности протянуть в бердо и закрепить один конец основы горизонтально на вращающейся чурке.

Основа после этого осторожно в ряд наматывается на ширину валика, на чурку. Оставшиеся концы наводят в нитченки и в рабочее бердо. Чурка с основой закрепляется и делается неподвижной при помощи специального устройства. Концы основы, пропущенной через нитченки и бердо, закрепляются на другом валике кросен, который тоже можно крепить. Основа туго натягивается, к нитченкам привязываются подножки, и только теперь пробуют зев. Если все сделано хорошо, нити снуют вверх и вниз легко, не цепляясь друг за друга. Основа раздвигается широко, и скользкий челнок с берестяной чивцей, на которой намотана уточная нить, не бегает в зеве, а просто летает справа налево.

Итак, основа наконец основана и можно ткать…

За день хорошая мастерица ткала одну стену простого холста. Две стены — около пятнадцати метров — назывались концом.

Станок для плетения полотен из стеблей сорго

Станок для плетения полотен из стеблей сорго больше известных как веники.

Принцип действия этого станка аналогичный ткацкому станку, только уменьшенных размеров и изготовлен из подручных материалов.

Ткацкий станок состоит из простой, сделанной из ДСП станины. На последней крепятся все подвижные его части: рамы ремизок с отверстиями два навоя (вала) пряжного и товарного и батан с установленным бердо. В отверстия одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы — нечётные. Через подвижный рычаг, прикрепленный к поднёбнику, а он в свою очередь соединен с ремизками происходит управление нитями основы. Передвигая рычаг, мы поднимаем чётную группу основы, а затем другую — нечётную.

Наиболее трудоемкий для нас оказался процесс создания основы и «наряжания» станка. Нити основы с юрка наматывали на две палочки поочередно кругом. Затем концы нитей основы смотали на товарный навой, каждую нить определили в свои отверстия, пропустив через бердо и пластины ремизки, закрепили на пряжном навое. Намотав нити основы на пряжный навой, проверили натяжение – основа готова.

Еще для работы необходимо предварительно заготовить одинаковой длины и диаметра отрезки из стеблей сорго, которые обрезаем ножом.

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя, проходят через глазки ремизок, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называемый ткацким зевом. В него пробрасывается отмерянный отрезок стебля сорго. К опушке полотна стебель прибивается бердом, установленным в батане. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки отрезка повторяется. Вырабатываемое полотно огибает грудницу и наматывается на товарный навой. Движение полотна по кругу происходит за счет поворота валов, натяжение которых регулируется пружиной на товарном навое и стопором на пряжном. Ширина и длина полотна, также как и диаметр отрезкой стеблей сорго, выбирается произвольно, в зависимости от задумки автора. Полотна друг от друга отделяются планками, позволяющими впоследствии произвести обрезку и связывание попарно нитей основы на полотнах.

2 Воспоминания старожилов

Ткачество в наших селах

Станков ткацких в селах наших было несколько. Никто даже не может сказать сколько, потому что их передавали от дома к дому по надобности или просто, когда появится свободное время и заготовлено все для его работы. Для них, сегодняшних бабушек и прабабушек, тогдашних детей, это было интересным делом. С удовольствием детьми они помогали мамам и бабушкам ткать домотканые дорожки. Чуть раньше ткали и материал для рабочей одежды и наши старожилы рассказывают, что ходили в школу с сумками суконными, в холщевых платьях и брюках с рубахами.

По рассказам ткачеством занимались почти в каждой семье. Наши односельчане Акимова Клавдия Федоровна, Ксения Яковлевна Елдынова, Голочалова Алла Васильевна, Потапенко Лидия Михайловна и многие другие подтверждают, что в их домах периодически находился и был в работе ткацкий станок. Занимал он очень много места, большую часть комнаты. А если приходила пора сновать, то ее размеры были еще больше. Многие из рассказчиков принимали активное участие в сновании, снаряжении стана. К прядению детей допускали очень редко – тут нужны были опыт и сноровка.

Домотканые дорожки укладывали на некрашеный пол, чтобы меньше грязи и пыли было. Позднее их постилали потому что так было положено, да и теплее на полу.

Кто делал станки, уже сейчас никто и не помнит. Ремонтом и восстановлением занимался Шевелев Иван Матвеевич. Он же мог изготовить и сменные части стана (бёрда, ремизки, валики, челноки)

На продажу половички никто не делал, а использовали для своей семьи, даже готовили в качестве приданного невесте.

По рассказам односельчан последнее использование ткацкого станка было примерно в 70-х годах прошлого столетия. Хозяйства стали крепче. Проще купить одежду и дорожки в магазине и качественнее и времени, как правило, на их изготовление не хватает. Ткацкие станы за ненадобностью пылились в сараях, а то и просто сжигались.

Станок в нерабочем состоянии был подарен Акимовой Клавдией Федоровной через нашу школу музею отдела краеведения центра туризма г. Валуйки. Отдельные элементы ткацкого станка по словам Сафонова Александра Михайловича, находятся в домовладении его матери.

Но ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Заключение

Таким образом, изучив материалы по ткацкому станку, мы сумели не только его собрать, но снарядить и запустить в работу. Сумели по рассказам наших односельчан соткать пусть узенькую, но свою домотканую дорожку, пробуем изготовить шерстяной шарф (он сейчас в процессе изготовления). Мы готовы показать процесс работы на станке гостям музея и школы.

Думаем, что наша работа на этом не завершена.

Новый глава администрации Бирючанского сельского округа Руднева Ольга Александровна (учитель истории нашей школы) намекнула, что мы можем поучаствовать в губернаторской программе развития туризма в Белгородской области. Для чего должны сделать проект развития туризма у себя на территории села Бутырки и Вериговка. Также сказала, что решается вопрос о передаче здания бывшей администрации Бутырского сельсовета для создания дома мастера. Вот там мы сможем разместить часть музея и наши станки, принимать гостей и вместе с ними обучаться работе на станке.

А с теми сведениями, которые нам удалось собрать, навыками, которые приобрели мы готовы поделиться с одноклассниками, ребятами из других классов, родителями и гостями школы.

Хочется закончить работу стихами:

«Да будет вечен дней твоих поток,



Покуда есть основа и уток!».



Литература:

Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.—Л., 1940;

Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. [М.], 1948;

Канарский Н.Я., Эфрос Б.Е., Будников В.И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950;

Технология ткачества. Т. 1—2. М., 1966—67: Гордеев В.А., Арефьев Г.И., Волков П.В. Ткачество. 3 изд. М., 1970;

Проектирование ткацких фабрик. М., 1971. И. Г. Иоффе, В. Н. Полетаев.

Источник: Большая советская энциклопедия и другие материалы

Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах. — Архангельск : Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1980.

Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. — Каргополь, 2004.

Кожевникова, Л. А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера // Русское народное искусство Севера : сб. статей.Л. : Сов. Художник, 1968.

Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р.Мезени в конце XIX-начале ХХ века: ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура:Сб.ст. — Архангельск : 1999.

Луговский; прорис. С. М. Бойко, Г. А.Григорьева. — Архангельск : Правда Севера, 2000.

Филёва, Н. А. Узорное ткачество на Пинеге / Н. А. Филёва // Народные мастера. Традиции, школы: вып. 1 : сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусства ордена Ленина Акад. хдожеств. СССР; под ред. М. А. Некрасовой.М. : Изобраз. Искусство, 1985.

Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / Под ред. Б.А.Рыбакова. – М. : Советская Россия, 1959.

Повесть временных лет, ч.1, М. – Л., l950.

Воспоминания старожилов

Электронные источники:

http://www.narodko.ru

http://krugsvaroga.izkon.ru

http://www.booksite.ru

http://ecoyar.ru/shop

http://vsetke.ru

http://starica-volga.ru/istoriya








sitemap
sitemap