Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного экологическ



Исследовательская и практическая деятельность учеников в рамках профильного экологического отряда

«… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».

К.А.Тимирязев

Учебные исследования являются интенсивной формой эксперимента в системе практических методов обучения предметам естественнонаучного цикла. Для изучения биологии, основ экологии исследовательский подход является основополагающим. В процессе исследовательской деятельности у учащихся развивается внимание и наблюдательность, способность сравнивать, обобщать, делать выводы. Эксперимент одновременно является и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей реальность закономерностей в природе, что очень важно при обучении. Планируемые в лагере исследовательские задания с получением практически значимых результатов формируют навыки разумного труда, дополняют недостаток знаний, связывают теорию с практикой. Вся деятельность в лагере идет при положительном эмоциональном фоне. Непринужденность и неформальность отношений в большей степени дают возможность детям проявить свои личностные качества, формируют навыки сотрудничества. Исследование и поиск всегда имеют яркую краеведческую направленность, детализируют понятия «Мой дом, Родина;.

Одним из парадоксов школьного образования является знание учащимися биологической теории при почти полном отсутствии сведений о типичных обитателях своей местности.

Экологический лагерь, если его не превращать в череду вышеупомянутых уроков, является хорошей формой организации учащихся для решения задач экологического образования, развития личности, где потребность в знаниях возникает из естественной ситуации, которые сопровождаются сильными эмоциями.

Примерное ежемесячное планирование подготовки учащихся к экологическому лагерю

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Что такое экологический лагерь?

Лишайники – индикаторы загрязнения средыкскурсия

в парк

Изучение и подкормка птиц. Экскурсия в парк

Фенологические

наблюдения в парке.

План местности.

Создание тропы на пришкольном участке

2.

Экологические проблемы своей местности

Деревья и кустарники пришкольного

участка

Изучение возраста деревьев на пришкольном

участке

Красная книга. Принципы изучения редких видов.

Проведение экскурсии на пришкольном участке

3.

Проблема автотранспорта и её изучение

Деревья и кустарники нашего парка.

Экскурсия.

Изучение жизненного состояния деревьев в парке

Растения-первоцветы.

Охраняемые виды первоцветов

Что такое природное сообщество

4.

Изучение воздействия транспорта на состояние воздуха

Птицы зимой

Организация фенологических наблюдений

Изучение растений- первоцветов в парке

Изучение природного сообщества на экскурсии в парк

Цель программы лагеря: формирование и расширение экологических знаний.

Задачи:

1 Развитие в детях гуманного отношения к окружающей среде.

2. Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона.

3. Формирование благоприятного отношения личности к миру природы

4. Выявление взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека

5. Развитие навыков укрепления и сохранения здоровья, укрепления и развития силы воли и духа.

6. Практическое применение полученных знаний.

7. Мотивация детей на дальнейшую деятельность.

Предполагаемые результаты

повысить уровень экологических знаний;

пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, понять значимость здорового образа жизни;

научиться видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы;

использовать полученные знания на практике.

Семилетний опыт организации учебной исследовательской работы среди учащихся в условиях лагеря позволяет обратить внимание на важные моменты, которые вполне могут являться рекомендациями организования данной деятельности в своей школе.

Условно можно разделить всю деятельность учителя на определенные этапы.

Первым этапом можно считать подготовку самого учителя, как исследователя. На этом этапе необходимо выбрать направления возможных исследований исходя из особенностей природного окружения и подобрать необходимые для этого методики.

При всем изобилии методов, предпочтение отдается наиболее простым, доступным для понимания школьников, дающим предельно точный результат.

Объект изучения Простейшие методики

Воздушная среда Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны;

Определение чистоты воздуха по видовому составу и численности лишайников;

Определение чистоты воздуха по методом трансплантации лишайников в загрязненные среды;

Индикация чистоты воздуха по снегу;

Определение запыленности воздуха по листьям древесных пород;

Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Изучение кислотности дождевой воды.

Водные объекты Биоиндикация качества воды по водорослям;

Изучение органолептических показателей воды (содержание взвешенных частиц, цветность, окраска, прозрачность, запах, вкус и привкус);

Изучение водородного показателя;

Определение сухого остатка;

Определение общей жесткости воды спиртово-мыльным методом;

Определение карбонатной жесткости;

Исследование качества воды водоемов методом автографии на фотобумаге;

Изучение мутагенности воды методом проращивания семян.

Почвы Биоиндикация плодородия, водного режима, кислотности;

Оценка состояния почв по численности беспозвоночных;

Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязне-ния почвы (для города);

Биоиндикация почвы по почвенным водорослям;

Определение физических свойств почвы (структура, механический состав, окраска, влажность).

Биологические объекты Изучение лесного фитоценоза (характеристика древостоя, подлеска, травянисто-кустарничкового покрова, яруса мхов, надпочвенных лишайников, грибов)

Характеристика яруса лесного фитоценоза (видовой состав, число особей каждого вида, высота, диаметр ствола, сомкнутость, обилие, проективное покрытие, жизненность, следы деятельности человека, жизнедеятельности животных);

Характеристика фитоценоза луга (тип луга, рельеф местности, типы почвы, условия увлажнения, наличие деревьев и кустарников, закочкаренность, ярусность, преобладающие виды);

Определение встречаемости видов растений в сообществе;

Количественный учет птиц и расчет плотности их населения;

Инвентаризация зеленых насаждений населенного пункта;

Фенологические наблюдения;

Описание экологической ниши вида.

На втором этапе важно продумать возможные формы организации учащихся.

Для стационарно базирующегося лагеря, где имеется возможность пригласить несколько преподавателей, подходит секционная организация учащихся.

Кроме секционной организации для лагеря стационарного и походного типа приемлемо существование временных инициативных групп. В содержании работы лагеря по такому типу организации предусматриваются тематические дни (леса, реки, озера, почвы, отдельного вида, цветущих растений, сорных трав и т.д.). Темами могут быть экологические группы организмов различных мест обитания. На каждый из таких дней лагерь разбивается на группы (теоретики, геоботаники, зоологи, и т.д.). При такой организации лагерная смена дает большой познавательный материал но теряет в полноте исследовательской части.

Немного о возрастном подходе к формированию групп. Если единственный критерий набора в лагерь — желание ребенка, то чаще всего он будет разновозрастный. Опыт формирования разновозрастных отрядов (секций) в школьном экологическом лагере показывает хороший уровень преемственности в этом направлении. Хорошей учебой и практикой лагерь является и для педагогов.

Третьим этапом является подведение итогов исследований, ознакомление с результатами других учащихся, учителей, родителей, общественности, планирование дальнейшей практической деятельности, использование результатов на уроках. Сама лагерная смена может традиционно заканчиваться какой-либо формой подведения итогов. В течение смены и далее в школе выпускаются информационные сборники результатов исследования и проведенных работ. Формируется банк данных, который должен быть доступен для всех.

Ежегодное повторение исследований дает ценную информацию и переводит работы ребят в разряд мониторинговых. Мониторинг, как система сбора, анализа, обобщения, оценки (с элементами прогнозирования) и распространения информации о состоянии окружающей среды и ее изменении, является наиболее эффективным содержанием исследований. В последние годы большое распространение получили экологические проекты на основе проведенных исследований. В содержание этих работ добавляются реальные выходы из сложившейся ситуации, описание методов и этапов оздоровления экологической обстановки.

Кроме исследований, которые иногда занимают значительное время в лагере, летняя пора — это время активных действий по оздоровлению среды и собственного организма.

Не просто воспитание, а воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Экологический лагерь — это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе — это нечто гораздо большее. Уже само пребывание на территории заповедников и парков учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Городские дети сразу попадают в иную реальность — в мир, где природа — полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…

Используемая литература

Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально.С-Петербург,1993

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., АО МДС,1996

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг, М., 2000.

В помощь юному исследователю природы. Сост. Наумов А.А., Наумова Т.В., Пермь, 1998

Добрецова Н.В. Экологичекое воспитание в пионерском лагере. М.: ВО «Агропромиздат», 1988

Жилин Д.М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. М.: ООО «ДеЛи», 1999.

Колбасников А., Васильев-Левшин В. Экологическое воспитание школьников в процессе туристской работы // Воспитание школьников. 1992. № 5/6. С. 16-18.

Колосков А.В., Гордова А.Ф. Экология твоего жилища. М.,МГДТД и Ю,1997.

Пахомов В.И., Барханцева Н.Н., Слуцкова Е.А. Экологический лагерь в городе [для школьников] // Биология в шк. 1996. № 3. С. 59-63.



sitemap
sitemap